Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование концепта “ecologie” в языковом сознании обучающихся старших классов на уроках французского языка

Работа №159337

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Концепт “ecologie” как объект изучения 7
1.1 «Концепт» в современной отечественной и зарубежной науке 7
1.2 Концепт “ecologie” в языковом сознании французов 19
Выводы по первой главе 29
Глава II. Способы формирования концепта “ecologie” на уроках французского языка в старших классах средней школы 32
2.1 Иностранный язык как средство формирования концепта “ecologie” у
обучающихся старших классов 32
2.2 Система упражнений, направленных на формирование концепта
“ecologie” у обучающихся старших классов 38
2.2.1 Упражнения в чтении, направленные на выделение экологических
проблем 38
2.2.2 Аудиовизуальные упражнения, направленные на поиск решения
экологических проблем 44
2.2.3 Упражнения на развитие диалогической речи по теме “ecologie” 48
2.2.4 Письмо как способ оценки сформированности концепта “ecologie”
в сознании обучающихся 52
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 1 61

Актуальность нашего исследования обусловлена комплексом философских, методических и социальных факторов. Современное общество, в котором мы живем, характеризуется, несомненно, высокой технологичностью, развитой сферой услуг и высокой мобильностью. Наравне с этим, как показывает история, любой шаг вперед влечет за собой непредвиденные или же вовсе негативные последствия. Любые крупные изменения в обществе меняют представление человека о мире. Так, например, на сегодняшний день не последнее место занимает угроза экологической катастрофы. Вот уже как на протяжении почти ста лет человечество пытается восстановить утерянный баланс с природой. За это время понятие “ecologie” стало полноценным концептом, оказывающим влияние на мироощущение людей разных народов.
Однако, как видно из сложившейся ситуации, недостаточно решать уже существующие проблемы. Ежедневно наносимый урон делает незначительными результаты дорогостоящей и ресурсной работы по защите окружающей среды. Это значит, что дальнейшее развитие в данной области должно вестись не «вширь», а «вглубь». Необходимо создать такие условия, в которых каждый отдельно взятый человек задумается о том, как он может сделать свой образ жизни «экологичнее» и как это возможно реализовать на практике.
Начинать, безусловно, нужно со школьного возраста, показывая обучающимся, что будущее планеты Земля зависит от их действий уже сегодня. Мы все хорошо знаем, что изменение сознания и мировоззрения - путь долгий и непростой, требующий планомерной работы по воспитанию нового поколения людей. Другими словами, говоря о формировании концепта “ecologie” в языковом сознании обучающихся старших классов на уроках французского языка, важно рассматривать данный вопрос с философской позиции.
Актуальность в социальном аспекте обусловлена принятием на государственном уровне концепции о всеобщей «экологизации» общества. Это касается и преподавания иностранных языков. Г лобальная экологическая проблема, возникшая перед человечеством во второй половине XX века, заставила нас переосмыслить содержание языкового образования в школе. И если на средней ступени мы говорим о знакомстве с отдельными понятиями, составляющими концепт “ecologie”, то на старшем этапе особую важность приобрело именно концептуальное осмысление «экологии». Это определяет методическую актуальность данного исследования.
Объект исследования - концепт “ecologie” во французском интернет- пространстве и его формирование в языковом сознании обучающихся старших классов на уроках французского языка.
Предмет исследования - современные признаки концепта “ecologie” во французском интернет-пространстве, необходимые для формирования данного концепта в языковом сознании обучающихся старших классов на уроках французского языка.
Цель исследования состоит в выявлении основных признаков концепта “ecologie” на современном этапе и в разработке системы упражнений, способствующих формированию данного концепта в языковом сознании обучающихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть концепт в современной отечественной науке.
2. Изучить концепт в зарубежной науке, выявить сходства и различия.
3. Реконструировать концепт “ecologie” в языковом сознании французов.
4. Представить иностранный язык как средство формирования концепта “ecologie” у обучающихся старших классов.
5. Разработать систему упражнений и методических рекомендаций для учителя, направленных на формирование концепта “ecologie” у обучающихся старших классов на уроках французского языка.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнение, обобщение, изучение передового педагогического опыта, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как Ю.С. Степанов, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, А. Вежбицкая, И.С. Шулятиков и др.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», а также при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанный комплекс упражнений может быть использован в учебных учреждениях при планировании и проведении учителем уроков по теме «экология».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении аргументируется выбор темы исследования, методы анализа, определяется объект, предмет, цель и конкретные задачи, обосновывается актуальность и практическая значимость исследования.
В I главе речь идет о концепте как объекте изучения. Производится анализ концепта в современной отечественной и зарубежной науке, что позволяет выделить сходства и различия теоретической базы России и Франции. Кроме того, здесь представлена реконструкция концепта “ecologie” в языковом сознании французов с целью выделения наиболее значимых концептуальных признаков.
Глава II является практической и посвящена рассмотрению конкретных путей использования иностранного языка как средства формирования концепта “ecologie” у обучающихся старших классов. Также, на данном этапе анализируется разработанная в ходе исследования система упражнений по теме «экология», сопровожденная методическими рекомендациями для учителя.
В Заключении содержатся выводы по проведенному исследованию, намечаются пути и перспективы дальнейшей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ позволил нам выявить, что в современной отечественной науке «концепт» понимается как комплексное явление, характеризующееся наличием основного и дополнительных признаков, а также внутренней формы, соотносимой со словесным образом. Кроме того, объективная сторона «концепта» находится во взаимосвязи со значимостным компонентом, отвечающим за ценностное содержание. При этом рассмотренные признаки имеют разную степень важности для конкретного индивидуума.
Что касается понятия «концепта» зарубежными учеными, стоит отметить, что здесь превалирует мнение о «концепте» как некоей абстрактной идее, отражающей реально существующий предмет и существующей независимо от него. Другими словами, нельзя говорить о том, что «концепт» характеризуется в отечественной и зарубежной науке с одинаковых позиций, однако превалирующее число общих черт свидетельствует о едином ядре, составляющем изучаемое явление.
Что же касается концепта “ecologie”, являющегося центральным в нашем исследовании, мы увидели, что его значение в языковом сознании французов XXI века неразрывно связано с идеей изменения сознания людей, принятия нового образа жизни, руководствуясь принципами защиты окружающей среды; это некий образ, способный образовывать людей, формировать мышление.
Особую важность данные выводы приобретают для современного человека, живущего в условиях международных контактов. Общение между людьми разных наций стало реалией повседневной жизни, в результате чего концепт взял на себя роль репрезентанта культуры определенного народа. Формирование концептов в языковом сознании человека начинается еще в школе, поэтому данный аспект прочно закрепился в методике и практике обучения иностранным языкам.
На современном этапе обучение иностранному языку стоит рассматривать как средство познания и развития личности. Знакомясь с концептом “ecologie” на иностранном, в частности, французском языке, обучающийся приобщается к опыту страны, которая занимает одну из лидирующих позиций в деле защиты окружающей среды. Кроме того, формирование концепта «экология» учит его уважительному уважению не только к носителям другого языка, но и к миру вокруг нас.
Кроме того, освоение иноязычной культуры через призму концепта «экология» может служить эффективным способом обучения французскому языку в старшей школе, поскольку подобный подход предполагает активную когнитивную деятельность по овладению знаниями, понятиями и представлениями.
Данная идея легла в основу разработанного нами урока французского языка, рассчитанного на старший школьный возраст. Предложенная система упражнений предполагает последовательную работу в чтении, аудировании, говорении и письме с конечной целью формирования концепта “ecologie” в языковом сознании обучающихся старших классов на уроке французского языка.
Другими словами, поставленные нами цель и задачи были достигнуты, о чем свидетельствуют полученные выводы. На примере темы “ecologie” мы увидели, как некий концепт, существующий в сознании людей, может быть сформирован у старшеклассников посредством иностранного языка.
Конечно, мы не считаем проведенный нами анализ исчерпывающим и видим возможность дальнейшего изучения данной темы. Интересным может быть обращение к другим реалиям французского языка, составляющим концепт “ecologie” на современном этапе. Это позволит составить более полное представление о концепте «экология» в языковом сознании обучающихся.


1. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. - 2004. - № 3. - С. 3-10.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 767c.
3. Богомолова, А.Ю. Иноязычные знания как основа развития иноязычного когнитивного потенциала студентов / А.Ю. Богомолова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - №6. - С. 120-122.
4. Богомолова, А.Ю. Развитие иноязычного когнитивного потенциала студентов университета: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 156 с.
5. Богомолова А.Ю., Бочкарева Т.С Сложность определения понятия «Концепт» и история его развития в научной теории // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №11. - С. 83-87.
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
7. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
8. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // Филологические науки. 1997. - № 4. - С. 115-124.
9. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - 2001. - № 1. - С. 35-47.
10. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / М. В. Ляпон. - М.: Издательский центр «Азбуковник». - 2007. - № 1. - С. 606-622.
11. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. - 2001. - № 3. - С. 3-16.
12. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 40-59.
13. Левина М.А. Термин, понятие и концепт // Приволжский научный вестник. - 2014. - №6. - С. 106-108.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
15. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике // Когнитивная лингвистика. - 2001. - №11. - С. 20-21....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ