Особенности расследования преступлений, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
|
Введение 3
1. Понятие и криминалистическая характеристика легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем 8
1.1. Понятие легализации денежных средств и иного имущества, добытых
преступным путем и криминалистическая характеристика преступлений
совершаемых в данной сфере 8
1.2. Способы и модели легализации 13
1.3. Характеристика личности лиц, легализирующих денежные средства и иное
имущество, добытые преступным путем и обстоятельств способствующих легализации 38
2. Основные методические рекомендации по расследованию легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем 43
2.1. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам
данной категории 43
2.2. Особенности выявления и возбуждения уголовного дела по данным
преступлениям 47
2.3. Следственные действия, проводимые при расследовании данных
дел 52
Заключение 59
Список литературы 64
Приложение 71
1. Понятие и криминалистическая характеристика легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем 8
1.1. Понятие легализации денежных средств и иного имущества, добытых
преступным путем и криминалистическая характеристика преступлений
совершаемых в данной сфере 8
1.2. Способы и модели легализации 13
1.3. Характеристика личности лиц, легализирующих денежные средства и иное
имущество, добытые преступным путем и обстоятельств способствующих легализации 38
2. Основные методические рекомендации по расследованию легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем 43
2.1. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам
данной категории 43
2.2. Особенности выявления и возбуждения уголовного дела по данным
преступлениям 47
2.3. Следственные действия, проводимые при расследовании данных
дел 52
Заключение 59
Список литературы 64
Приложение 71
В последнее время все большую актуальность приобретают вопросы пресечения попыток легализации (отмывания) преступно полученных денежных средств. Термин «отмывание» появился в середине тридцатых годов в США, когда преступные группировки вкладывали средства, полученные от незаконных промыслов, в сеть принадлежащих этим группировкам прачечных для легализации этих доходов. При этом под «отмыванием» денег понимается процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, а также попытки представить эти доходы как имеющие законное происхождение.
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, - одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного правового регулирования в переходный период к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических либо юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.
«Теневой» капитал - это денежные средства, нажитые преступным путем и скрываемые от налогообложения. В прошлом их называли «ворованные деньги», добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества, т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные из законного товарооборота в государственной экономической деятельности. Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость, официально пустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» их в различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенных налогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономической деятельности.
Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.
По данным МВД России, около 70 % доходов, полученных преступным путем, вкладываются в настоящее время в различные формы предпринимательской деятельности и около 15 % расходуются на
приобретение недвижимости и иного имущества. Безусловно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальные субъекты финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
Владельцы преступно приобретенных денежных средств стремятся их легализовать таким образом, чтобы не только не раскрыть источники образования этих денег, но и получить новые доходы.
Актуальность темы вызвана тем, что легализация доходов, полученных преступным путем, на нынешнем этапе развития этой деятельности превратилась в индустрию, не только приносящую дивиденды, но и образующую системные взаимосвязи с наиболее опасными формами деструктивного поведения. Легализация доходов оказывает негативное влияние не только на экономические институты, но и на институты социальные и политические. Так, «отмывание» денежных средств оказывает влияние на уровень жизни граждан, увеличение степени коррумпированности управленческого слоя государства.
Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем является одним из важнейших методов борьбы с экономической преступностью не только в России, но и во всех странах, так как организованная преступность ежегодно, по некоторым сведениям, отмывает около 1,5 триллионов долларов, вводя эти «грязные» деньги в мировой денежный рынок, что способствует криминализации мирового финансового рынка.
...
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, - одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного правового регулирования в переходный период к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических либо юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.
«Теневой» капитал - это денежные средства, нажитые преступным путем и скрываемые от налогообложения. В прошлом их называли «ворованные деньги», добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества, т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные из законного товарооборота в государственной экономической деятельности. Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость, официально пустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» их в различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенных налогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономической деятельности.
Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.
По данным МВД России, около 70 % доходов, полученных преступным путем, вкладываются в настоящее время в различные формы предпринимательской деятельности и около 15 % расходуются на
приобретение недвижимости и иного имущества. Безусловно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальные субъекты финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
Владельцы преступно приобретенных денежных средств стремятся их легализовать таким образом, чтобы не только не раскрыть источники образования этих денег, но и получить новые доходы.
Актуальность темы вызвана тем, что легализация доходов, полученных преступным путем, на нынешнем этапе развития этой деятельности превратилась в индустрию, не только приносящую дивиденды, но и образующую системные взаимосвязи с наиболее опасными формами деструктивного поведения. Легализация доходов оказывает негативное влияние не только на экономические институты, но и на институты социальные и политические. Так, «отмывание» денежных средств оказывает влияние на уровень жизни граждан, увеличение степени коррумпированности управленческого слоя государства.
Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем является одним из важнейших методов борьбы с экономической преступностью не только в России, но и во всех странах, так как организованная преступность ежегодно, по некоторым сведениям, отмывает около 1,5 триллионов долларов, вводя эти «грязные» деньги в мировой денежный рынок, что способствует криминализации мирового финансового рынка.
...
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества представляет собой процесс вовлечения в сферу легального предпринимательства денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем, и придания этим денежным средствам или имуществу мнимого статуса легитимности. Уголовный кодекс РФ в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» содержит статьи 174 и 174-1, предусматривающие уголовную ответственность за подобного рода преступления.
Несмотря на позитивные тенденции развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, так до сих пор и не приняты нормы закона об усилении уголовной ответственности за предоставление недостоверной финансовой отчетности кредитно-финансовых организаций, на что обратил внимание Президент РФ В.В. Путин, когда посетил Федеральную службу по финансовому мониторингу, где провел совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в банковской сфере. Президент намерен ужесточить уголовную ответственность банкиров за незаконные финансовые операции. Совершенствовать придется и Федеральный закон N 134-ФЗ, который расширил полномочия надзорных органов и одновременно усилил их ответственность. Однако этого недостаточно, считает Путин. «По данным правоохранительных органов, в отечественной кредитно-финансовой сфере было совершено 42,5 тыс. преступлений, из них почти 16 тыс. - в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений составил свыше 20 млрд. руб.».
Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что количество преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ), в сравнении с зарегистрированными общеуголовными
преступлениями, остается неизменно низким. Это подтверждается и данными официальной статистики. Так, число находящихся в производстве уголовных дел по преступлениям рассматриваемой категории составило: в 2014 году - 1010 из 2688776 преступлений (0,04%); в 2015 году - 1032 из 2584346 (0,04%); в 2016 году - 1162 из 2566462 (0,05%) . Такое положение во многом
обусловлено тем, что указанные преступления совершаются в условиях неочевидности и, как правило, носят латентный характер.
Вместе с тем размер ущерба, причиняемый незаконной легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, достаточно высок.
Денежные средства, полученные преступным путем, в целях их дальнейшей легализации выводятся из России наиболее часто в такие офшоры, как Швейцария, Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси, Бермуды и др.
Как правило, эти денежные средства выводятся из страны через «многоходовые» схемы с использованием государств-«прослоек», с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения (например, Кипр, Литва, Латвия, Эстония). Делается это в целях максимального усложнения процесса установления места нахождения преступных доходов и последующей идентификации конечного выгодоприобретателя (бенефициара).
В то же время следует отметить, что статистика не содержит отдельных сведений об использовании офшорных зон для легализации преступных доходов и, соответственно, причиненного в результате такого использования ущерба. В связи с этим представляется целесообразным дополнить соответствующие статистические формы учета преступлений графами «Преступление, совершенное с использованием офшорных зон» и «Ущерб, причиненный использованием при совершении преступлений офшорных зон». Данные дополнения позволят увидеть реальные суммы причиненного такими преступлениями ущерба, а также более полно показать уровень их общественной опасности.
...
Несмотря на позитивные тенденции развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, так до сих пор и не приняты нормы закона об усилении уголовной ответственности за предоставление недостоверной финансовой отчетности кредитно-финансовых организаций, на что обратил внимание Президент РФ В.В. Путин, когда посетил Федеральную службу по финансовому мониторингу, где провел совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в банковской сфере. Президент намерен ужесточить уголовную ответственность банкиров за незаконные финансовые операции. Совершенствовать придется и Федеральный закон N 134-ФЗ, который расширил полномочия надзорных органов и одновременно усилил их ответственность. Однако этого недостаточно, считает Путин. «По данным правоохранительных органов, в отечественной кредитно-финансовой сфере было совершено 42,5 тыс. преступлений, из них почти 16 тыс. - в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений составил свыше 20 млрд. руб.».
Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что количество преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ), в сравнении с зарегистрированными общеуголовными
преступлениями, остается неизменно низким. Это подтверждается и данными официальной статистики. Так, число находящихся в производстве уголовных дел по преступлениям рассматриваемой категории составило: в 2014 году - 1010 из 2688776 преступлений (0,04%); в 2015 году - 1032 из 2584346 (0,04%); в 2016 году - 1162 из 2566462 (0,05%) . Такое положение во многом
обусловлено тем, что указанные преступления совершаются в условиях неочевидности и, как правило, носят латентный характер.
Вместе с тем размер ущерба, причиняемый незаконной легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, достаточно высок.
Денежные средства, полученные преступным путем, в целях их дальнейшей легализации выводятся из России наиболее часто в такие офшоры, как Швейцария, Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси, Бермуды и др.
Как правило, эти денежные средства выводятся из страны через «многоходовые» схемы с использованием государств-«прослоек», с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения (например, Кипр, Литва, Латвия, Эстония). Делается это в целях максимального усложнения процесса установления места нахождения преступных доходов и последующей идентификации конечного выгодоприобретателя (бенефициара).
В то же время следует отметить, что статистика не содержит отдельных сведений об использовании офшорных зон для легализации преступных доходов и, соответственно, причиненного в результате такого использования ущерба. В связи с этим представляется целесообразным дополнить соответствующие статистические формы учета преступлений графами «Преступление, совершенное с использованием офшорных зон» и «Ущерб, причиненный использованием при совершении преступлений офшорных зон». Данные дополнения позволят увидеть реальные суммы причиненного такими преступлениями ущерба, а также более полно показать уровень их общественной опасности.
...
Подобные работы
- Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем (ст. 174, ст. 174.1 УК РФ): характеристика основных и квалифицированных
составов, проблемы правоприменения
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ
ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ. ЕЁ ВИДЫ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: уголовно-правовая и криминологическая характеристика
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Легализация (отмывание) денежных средств и иного
имущества, приобретенных преступным путем
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытого другими лицами преступным путем
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовой анализ и организация этапов расследования легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021





