Введение 5
1 Общая характеристика международных организаций 9
1.1 Юридическая природа международных организаций 9
1.2 Классификация и порядок создания международных организаций, их роль
в современном мире 20
1.3 Правосубъектность международных организаций, ее правовые
основы 37
2 Организационно-правовой механизм функционирования
международных организаций 45
2.1 Структура, классификация, порядок принятия решений международными
организациями, их юридическая сила 45
2.2 Организация Объединенных Наций: история создания, принципы,
членство 51
2.3 Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций 56
2.4 Региональные международные организации 66
Заключение 87
Список использованной литературы
«Любому государству трудно противостоять решению международной организации. Их юридическая природа такова. Хотя они лишены правовой силы, их политическое и моральное значение нельзя игнорировать».
Японский юрист Ютаро Хигаша.
Тема ВКР «Международные организации и их правосубъектность» является очень актуальной на сегодняшний день, так как в современном мире увеличивается влияние межгосударственных международных организаций, количество которых непрерывно возрастает. Деятельность международных организаций охватывает почти все области международной жизни, в связи с чем на повестке дня встает вопрос о правовой природе международных организаций.
Цель исследования настоящей работы состоит в определении значимости международных организаций, как средства взаимодействия различных стран.
Задачи определяются целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций, характеристике этапов их развития, а также оценке их места в системе международных отношений.
Международные организации возникли в конце XIX — начале XX вв.
В 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. — Международная организация труда и т.д. Первой международной политической организацией была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, в числе которых ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др., что позволяет сделать вывод о существовании самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций.
На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.
В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса международных организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения.
Особо было отмечено, как одна из черт современной глобализации, что Россия лидирует в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, которых уже более десятка. Особое значение для России, как об этом свидетельствуют результаты Душанбинского саммита СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ 2007 г., имеет создание таможенного союза по линии Казахстан — Россия — Белоруссия. Дорога в него не закрыта и для других государств — членов СНГ.
Западноевропейская школа характеризует природу международных организаций тремя чертами: межгосударственный характер, качество добровольного объединения и постоянство. При этом первые две черты, на мой взгляд, как раз и показывают разницу между международной организацией и внутригосударственным механизмом. В наибольшем объеме, кроме ЕС, международной правосубъектностью на универсальном уровне пользуются ООН и ее специализированные учреждения, в частности МВФ.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство.
Членство в международной организации наделяет государство правом воздействовать на решение вопросов в региональном или во всемирном масштабе. Другими словами, на сегодняшний день только некоторые международные организации приобрели в отношении суверенных государств- членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. В таком понимании наднациональное право предстает как необходимое звено для обеспечения иерархичности формирующейся глобальной правовой системы.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство — продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.
В формировании глобальной правовой системы сделаны, по мнению И.И. Лукашука, важные, но все же лишь первые шаги. Данный процесс не следует понимать упрощенно, как некую стандартизацию национальных правовых систем, он гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее. Однако нельзя не согласиться с тем, что традиционная доктрина международного права в отношении субъектов права становится тесной, в нее не вписываются реалии последних десятилетий, наглядно обозначенные в сфере международно-экономических отношений. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно - правового регулирования, побуждает теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.
Одной из главнейших организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества является такой субъект международного права, как международные организации.
Таким образом, в соответствии с логикой поставленных в настоящем исследовании цели и задач, анализ проблематики позволил сделать следующие выводы:
1. Международные организации, по своей правовой природе не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств.
2. С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
3. К Международным организациям могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
4. Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
5. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.
Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения - при помощи резолюций других организаций. Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Достаточно вспомнить роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в утверждении основных принципов международного права и в раскрытии их содержания. В специальных областях сотрудничества (финансы, связь, транспорт и др.) нормы международного права создавались главным образом при помощи организаций.
Резолюциям принадлежит важная функция актуализации международно-правовых норм путем их подтверждения, конкретизации применительно к реальностям международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание. Не только в резолюциях, но и в ходе дискуссий выясняются необходимые изменения в праве.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
6. Постепенно растет роль в их непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.
7. В деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств — членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.
8. Как и юридические лица, международные организации осуществляют свои функции через специально созданные органы.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. - 2021 г. №15.
2. Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945 г.(с изм. и доп. 20.12.1971 г.) // Сборник. Действующее Международное право. том 1.
3. Устав Международной Организации Труда, принят в 1919 г. (с изм. и
доп. 1962 г.). // Сборник действующих договоров, соглашений и
конвенций, заключ. СССР вып. XVI, Москва, 1957 год, 657 с.
4. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. // Международное публичное право: Сб. документов. В 2т. Москва. БЕК, 1996. том 1.
5. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ (Специальное приложение к № 3, 1999 года)
6. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. // Действующее международное право. В 3т. Москва. МНИМП, 1996 г. том 1.
7. Резолюция ГА ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации 1946 г. // Печатное издание. от 11.12.1946 г.
8. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О Международных
договорах РФ» (в ред. от 08.12.2020). // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
9. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О Ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». // Собрание законодательства РФ", 06.04.1998, № 14, ст. 1514,
Учебная литература
10. Азимов А.С. Международная жизнь. // Распутье ОБСЕ 2017 г., № 2. 61 с.
11. Алексеев А. Россия в европейском политическом поле // Международная жизнь. 2004 г., № 4. С. 23 - 24.
12. Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. изд. РУНД. Москва., 2017г., 254 с.
13. Баранов. В.М. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. // Н. Новгород, 2012 г., 324 с.
14. Бекяшева К.А. Международное публичное право: Учебник. // Москва., 2018 г., 344-345 с.
15. Грушко А. Увы, ОБСЕ не занимается военной безопасностью // Газета «Время новостей». 5 декабря 2005 г., № 226. с. 5
16. Камынин А. И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях. // Москва., 2016 г., 156 с.
17. Кольяр К. Международные организации. // Москва., 2019 г.,103 с.
18. Кирильченко Д.А. Международная правосубъектность
специализированных учреждений Организации Объеденных Наций. // Актуальные проблемы права. №9 2018 г., С. - 195
19. Колосова Ю. М., Кузнецова В. И. Международное право. Учебник. //Москва., 2017 г., 284 с.
20. Кашлев Ю.Б. Хельсинки 30 лет спустя: достижения и разочарования // Дипломатический ежегодник-2001. Сборник статей. Москва. Научная книга, 2007 г., С. - 27.
21. Лукашук И.И. Источники международного права. Учебное пособие. Спарк. Москва., 2016 г. 337 с.
22. Лукашук И.И. Международное право. // Волтерс Клувер, 2017 г.
23. Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. // Киев, 2018 г., 250 с.
24. Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. // Учебно-практическое пособие. Москва. 2003 г., 130 с.
25. Лавров С. Сравнительные преимущества ОБСЕ подвергаются эрозии // Международная жизнь. 2006 г., № 1. С. 44 - 45
26. Малкина И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве. // Москва., 2015 г., 7 с.
27. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. // Москва., 2018 г., 128 с.
28. Микульшина А.И. Международное право. // изд. РУНД. Москва., 2017 г. 201 с.
29. Моджорян Л.А. О субъекте международного права. // Москва., 2018 г.
30. Моравецкий В. Функции международной организации. // Москва., 2019 г., 178 с.
31. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). // изд. ОМЕГА-Л Москва:, 2018 г., С. 21 - 31.
32. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. // Москва., 2017 г., 74 с.
33. Николаева Э.Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций. // Москва., 2007 г., 237 с.
34. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. // Москва., 2017г.
35. Рагимов И.Ф. Международно-правовые аспекты деятельности ОНН. // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4 2018г.
36. Свинарский К. Основные понятия и институты международного
гуманитарного права как системы защиты прав человека //
Международный Комитет Красного Креста. Москва., 2004 г., 327 с.
37. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и
применение договоров. // Международные отношения. Москва., 2015 г.
38. Топорнин Б.Н. Европейское право. // Учебник. Москва., 2012 г., 239 с.
39. Тункинг И. Теория международного права. // изд. Зерцало-М. Москва., 2019 г.
40. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. // Центр инновационных технологий. Казань, 2016 г., 230 с.
41. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. // Москва., 2017 г., 149 с.
42. Фельдман Д.И. Система международного права. // Казань., 2013 г., 89 с.
43. Филимонова М.В. Источники современного международного права. // изд. РУНД. Москва., 2018 г.
44. Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. // Киев., 2017 г.
45. Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. // Москва., 2018 г. 240 с.
46. Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация). // Московский журнал международного права. 2016 г. №4
47. Черниченко С.В. Теория международного права: в 2-х т. // Москва., 2002 г. 310 с.
48. Чернов В., Мазур А.Д. ОБСЕ. Россия прошла свою часть пути. // Международная жизнь. 2014. № 11-12. С. 141 - 143.
49. Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. // Москва., 2018 г.
50. Шиндлер Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека. // МККК. Москва., 2018 г. 229 с.