Международные организации и их правосубъектность
|
Введение 5
1 Общая характеристика международных организаций 9
1.1 Юридическая природа международных организаций 9
1.2 Классификация и порядок создания международных организаций, их роль
в современном мире 20
1.3 Правосубъектность международных организаций, ее правовые
основы 37
2 Организационно-правовой механизм функционирования
международных организаций 45
2.1 Структура, классификация, порядок принятия решений международными
организациями, их юридическая сила 45
2.2 Организация Объединенных Наций: история создания, принципы,
членство 51
2.3 Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций 56
2.4 Региональные международные организации 66
Заключение 87
Список использованной литературы
1 Общая характеристика международных организаций 9
1.1 Юридическая природа международных организаций 9
1.2 Классификация и порядок создания международных организаций, их роль
в современном мире 20
1.3 Правосубъектность международных организаций, ее правовые
основы 37
2 Организационно-правовой механизм функционирования
международных организаций 45
2.1 Структура, классификация, порядок принятия решений международными
организациями, их юридическая сила 45
2.2 Организация Объединенных Наций: история создания, принципы,
членство 51
2.3 Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций 56
2.4 Региональные международные организации 66
Заключение 87
Список использованной литературы
«Любому государству трудно противостоять решению международной организации. Их юридическая природа такова. Хотя они лишены правовой силы, их политическое и моральное значение нельзя игнорировать».
Японский юрист Ютаро Хигаша.
Тема ВКР «Международные организации и их правосубъектность» является очень актуальной на сегодняшний день, так как в современном мире увеличивается влияние межгосударственных международных организаций, количество которых непрерывно возрастает. Деятельность международных организаций охватывает почти все области международной жизни, в связи с чем на повестке дня встает вопрос о правовой природе международных организаций.
Цель исследования настоящей работы состоит в определении значимости международных организаций, как средства взаимодействия различных стран.
Задачи определяются целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций, характеристике этапов их развития, а также оценке их места в системе международных отношений.
Международные организации возникли в конце XIX — начале XX вв.
В 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. — Международная организация труда и т.д. Первой международной политической организацией была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, в числе которых ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др., что позволяет сделать вывод о существовании самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций.
На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.
В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса международных организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения.
Особо было отмечено, как одна из черт современной глобализации, что Россия лидирует в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, которых уже более десятка. Особое значение для России, как об этом свидетельствуют результаты Душанбинского саммита СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ 2007 г., имеет создание таможенного союза по линии Казахстан — Россия — Белоруссия. Дорога в него не закрыта и для других государств — членов СНГ.
Западноевропейская школа характеризует природу международных организаций тремя чертами: межгосударственный характер, качество добровольного объединения и постоянство. При этом первые две черты, на мой взгляд, как раз и показывают разницу между международной организацией и внутригосударственным механизмом. В наибольшем объеме, кроме ЕС, международной правосубъектностью на универсальном уровне пользуются ООН и ее специализированные учреждения, в частности МВФ.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство.
Членство в международной организации наделяет государство правом воздействовать на решение вопросов в региональном или во всемирном масштабе. Другими словами, на сегодняшний день только некоторые международные организации приобрели в отношении суверенных государств- членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. В таком понимании наднациональное право предстает как необходимое звено для обеспечения иерархичности формирующейся глобальной правовой системы.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство — продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.
В формировании глобальной правовой системы сделаны, по мнению И.И. Лукашука, важные, но все же лишь первые шаги. Данный процесс не следует понимать упрощенно, как некую стандартизацию национальных правовых систем, он гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее. Однако нельзя не согласиться с тем, что традиционная доктрина международного права в отношении субъектов права становится тесной, в нее не вписываются реалии последних десятилетий, наглядно обозначенные в сфере международно-экономических отношений. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно - правового регулирования, побуждает теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.
Одной из главнейших организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества является такой субъект международного права, как международные организации.
Японский юрист Ютаро Хигаша.
Тема ВКР «Международные организации и их правосубъектность» является очень актуальной на сегодняшний день, так как в современном мире увеличивается влияние межгосударственных международных организаций, количество которых непрерывно возрастает. Деятельность международных организаций охватывает почти все области международной жизни, в связи с чем на повестке дня встает вопрос о правовой природе международных организаций.
Цель исследования настоящей работы состоит в определении значимости международных организаций, как средства взаимодействия различных стран.
Задачи определяются целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций, характеристике этапов их развития, а также оценке их места в системе международных отношений.
Международные организации возникли в конце XIX — начале XX вв.
В 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. — Международная организация труда и т.д. Первой международной политической организацией была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, в числе которых ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др., что позволяет сделать вывод о существовании самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций.
На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.
В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса международных организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения.
Особо было отмечено, как одна из черт современной глобализации, что Россия лидирует в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, которых уже более десятка. Особое значение для России, как об этом свидетельствуют результаты Душанбинского саммита СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ 2007 г., имеет создание таможенного союза по линии Казахстан — Россия — Белоруссия. Дорога в него не закрыта и для других государств — членов СНГ.
Западноевропейская школа характеризует природу международных организаций тремя чертами: межгосударственный характер, качество добровольного объединения и постоянство. При этом первые две черты, на мой взгляд, как раз и показывают разницу между международной организацией и внутригосударственным механизмом. В наибольшем объеме, кроме ЕС, международной правосубъектностью на универсальном уровне пользуются ООН и ее специализированные учреждения, в частности МВФ.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство.
Членство в международной организации наделяет государство правом воздействовать на решение вопросов в региональном или во всемирном масштабе. Другими словами, на сегодняшний день только некоторые международные организации приобрели в отношении суверенных государств- членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. В таком понимании наднациональное право предстает как необходимое звено для обеспечения иерархичности формирующейся глобальной правовой системы.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство — продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.
В формировании глобальной правовой системы сделаны, по мнению И.И. Лукашука, важные, но все же лишь первые шаги. Данный процесс не следует понимать упрощенно, как некую стандартизацию национальных правовых систем, он гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее. Однако нельзя не согласиться с тем, что традиционная доктрина международного права в отношении субъектов права становится тесной, в нее не вписываются реалии последних десятилетий, наглядно обозначенные в сфере международно-экономических отношений. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно - правового регулирования, побуждает теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.
Одной из главнейших организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества является такой субъект международного права, как международные организации.
Таким образом, в соответствии с логикой поставленных в настоящем исследовании цели и задач, анализ проблематики позволил сделать следующие выводы:
1. Международные организации, по своей правовой природе не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств.
2. С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
3. К Международным организациям могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
4. Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
5. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.
Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения - при помощи резолюций других организаций. Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Достаточно вспомнить роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в утверждении основных принципов международного права и в раскрытии их содержания. В специальных областях сотрудничества (финансы, связь, транспорт и др.) нормы международного права создавались главным образом при помощи организаций.
Резолюциям принадлежит важная функция актуализации международно-правовых норм путем их подтверждения, конкретизации применительно к реальностям международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание. Не только в резолюциях, но и в ходе дискуссий выясняются необходимые изменения в праве.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
6. Постепенно растет роль в их непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.
7. В деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств — членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.
8. Как и юридические лица, международные организации осуществляют свои функции через специально созданные органы.
1. Международные организации, по своей правовой природе не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств.
2. С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.
3. К Международным организациям могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
4. Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
5. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.
Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения - при помощи резолюций других организаций. Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Достаточно вспомнить роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в утверждении основных принципов международного права и в раскрытии их содержания. В специальных областях сотрудничества (финансы, связь, транспорт и др.) нормы международного права создавались главным образом при помощи организаций.
Резолюциям принадлежит важная функция актуализации международно-правовых норм путем их подтверждения, конкретизации применительно к реальностям международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание. Не только в резолюциях, но и в ходе дискуссий выясняются необходимые изменения в праве.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
6. Постепенно растет роль в их непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.
7. В деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств — членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.
8. Как и юридические лица, международные организации осуществляют свои функции через специально созданные органы.
Подобные работы
- ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Международные организации как субъекты международного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовая ответственность международных межправительственных организаций
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - МЕСТО ОБСЕ В АРХИТЕКТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЕС и ЕАЭС
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты ( 12.00.10 )
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



