Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков 7
1.1. Основные лингвометодические понятия 7
1.2. Психологические основы преодоления трудностей усвоения лексики
английского языка 14
1.3. Методы и приёмы работы над лексическим материалом 17
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Практическая работа по совершенствованию лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения 36
2.1. Анализ УМК Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой «Английский язык.
8 класс» 36
2.2. Конспекты уроков по формированию лексических навыков у учащихся
восьмых классов 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 64
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение 1 79
Приложение 2 82
Лексическая сторона речи представляет особый интерес не только для лингвистов, изучающих лексические единицы в рамках такого раздела языкознания, как лексикология, но и для работников сферы образования, включающих учителей и методистов. Было написано большое количество работ, посвящённых методикам преподавания лексики учащимся, находящимся на различных ступенях обучения.
Данная работа посвящена исследованию особенностей преподавания лексики на среднем этапе обучения, выявлению психологических трудностей, возникающих у учеников в процессе усвоения новых слов, а также способов активизации ранее изученных лексических единиц.
Актуальность темы определяется следующими положениями.
1) Английский язык продолжает занимать устойчивую позицию языка международного общения, знание которого в определённых сферах деятельности таких как бизнес и финансы, дипломатия, туризм, информационные технологии, является уже не желательным, а необходимым навыком, который откроет нынешним учащимся возможность перспективного трудоустройства. В то время как успешность освоения учениками лексической стороны речи во многом определяет уровень развития не только лексического навыка в целом, но и значительно влияет на степень развития таких важных видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, письмо и говорение, без которых невозможно овладеть иностранным языком.
2) Несмотря на значительное количество работ, посвящённых различным методикам работы с лексикой (Н. Д. Гальскова и А. П. Гез 2017, Е. Н. Соловова 2006, Л. П. Солонцова 2015, Г. М. Фролова и А. Н. Щукин 2015) наблюдается недостаток в системном описании методов эффективной активизации лексики, которые будут интересны учащимся 5-9 классов, необходимых для успешного усвоения пассивного и активного словарного запаса в рамках рассматриваемых тем.
Объектом исследования является процесс обучения лексической стороне речи на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Предмет исследования - выявление различных приёмов работы с лексическим материалом на среднем этапе обучения.
Цель работы состоит в изучении разнообразных приёмов работы с лексикой и разработке упражнений, направленных на совершенствование лексических навыков учащихся, находящихся на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1) рассмотреть основные лингвометодические понятия, цель и содержание обучения лексике;
2) установить основные психологические трудности освоения лексики иностранного языка и способы их преодоления;
3) рассмотреть такие понятия, как метод и приём обучения лексике;
4) охарактеризовать основные этапы работы над лексическим материалом и способы активизации лексики;
5) проанализировать УМК Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой «Английский язык. 8 класс»;
6) провести практическую работу по совершенствованию лексических навыков в восьмых классах с использованием упражнений, разработанных на основе ранее рассмотренных приёмов работы с лексикой;
7) проанализировать полученные результаты практической работы.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) пробное обучение со сравнением результатов экспериментальной и контрольной групп;
3) анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения учителями общеобразовательных школ как разработанных упражнений для восьмых классов, основанных на различных приёмах обучения, так и результатов практической работы в организации более эффективного учебного процесса, направленного на усвоение новой лексики.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (2024 г.)
Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка литературы, приложение 1 и приложение 2.
Во введении изложено обоснование, в соответствии с которым была выбрана тема выпускной квалификационной работы, обозначена её актуальность. Также определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования лексических навыков» определяются основные лингвометодические понятия (лексические единицы, лексический навык, лексическая компетенция, активный и пассивный лексические минимумы) и даются их определения, формулируется цель и обозначается содержание обучения лексике. При выделении основных психологических трудностей, влияющих на усвоение лексики, определяются способы их преодоления. Также даются определения таким понятиям, как метод и способ обучения, приём и упражнение. Описываются основные этапы работы с лексическим материалом и приводятся примеры различных видов упражнений и методов активизации лексики.
Вторая глава «Практическая работа по совершенствованию лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения» посвящена анализу УМК «Английский язык 8 класс», проводится практическая работа по выявлению уровня сформированности лексических навыков учащихся восьмых классов, разрабатываются упражнения на основе ранее рассмотренных приёмов работы с лексикой для экспериментальной группы с целью проверки их эффективности в учебном процессе. Далее проводится анализ полученных результатов в ходе проведения периодического контроля обеих групп учащихся и делаются соответствующие выводы.
В заключении производится обобщение ранее полученных выводов проводимого исследования.
Список литературы включает в себя использованную в исследовании научную литературу.
Приложение 1 и приложение 2 содержат тестовые задания, одинакового уровня сложности, в соответствии с которыми был определён уровень сформированности лексических навыков учащихся восьмых классов в начале и в конце исследования.
Основной целью обучения лексической стороне речи является овладение навыками и умениями применять различные лексические единицы в устной и письменной речи. Исходя из задач и содержания обучения лексике следует отметить, что в рамках рецептивной речевой деятельности учащиеся учатся узнавать новые лексические единицы в словосочетаниях, фразах, репликах и т.д., в то время как в пределах продуктивной речевой деятельности учеников обучают отбирать те слова, которые подходят для решения поставленной коммуникативной задачи. Немаловажным в процессе обучения иностранному языку является развитие у учащихся языковой догадки, то есть способности раскрывать значение слова с помощью знаний в области словообразования, иностранных слов и т.д.
Знание учителем особенностей лексической системы английского языка, а также трудностей, возникающих в процессе его овладения, и способов их преодоления способствует более быстрому и эффективному формированию лексических компетенций учащихся, находящихся на определённой ступени обучения.
Нами было рассмотрено четыре этапа овладения лексическими единицами: ознакомление с новыми словами, семантизация их значений, автоматизация разбираемых лексических единиц и применение сформированных навыков в различных видах речевой деятельности. Каждый из перечисленных этапов характеризуется определённым набором упражнений, направленных на работу с лексическим материалом для его лучшего усвоения учащимися. Выбор приёмов работы с лексикой осуществляется с учётом характера рассматриваемых слов, этапом обучения учеников и уровнем их обученности. Также учителям следует принимать во внимание различные методы активизации лексики (упражнения на построение монологов и диалогов, лексические игры, создание ментальных карт и т.д.) для перевода пассивной лексики в активный словарный запас учащихся, благодаря надёжному закреплению наиболее важных слов, разбираемых на уроке, в долговременной памяти.
В ходе анализа учебно-методического комплекта «Английский язык. 8 класс» были выявлены некоторые недостатки. Как в учебнике, так и в рабочей тетради, наблюдалось отсутствие речевых упражнений в разделах «Vocabulary 1» и «Vocabulary 2», непосредственно направленных на знакомство и отработку новых лексических единиц. В ходе проведения практической работы с учащимися восьмых классов нами были учтены данные недочёты в процессе разработки собственных лексических упражнений. Так, организуя работу с экспериментальной группой, нами была подобрана лексика в дополнение к словам, представленным в учебнике, в соответствии с темой, рассматриваемой на уроке. На основе подготовленного лексического материала были составлены упражнения согласно основным этапам работы по формированию лексических навыков. На этапе семантизации новой лексики мы применяли беспереводные способы раскрытия значений слов, тем самым, стимулируя учащихся использовать их языковую догадку, опираясь на контекст, в котором были представлены лексические единицы или на их словообразовательные элементы. Мы также проводили первичную проверку понимания рассматриваемых слов, прося учащихся назвать их перевод, после выполнения основного задания, во избежание неправильной трактовки учениками значений новых лексических единиц. На этапе формирования лексических навыков мы использовали упражнения, связанные в основном с совершенствованием рецептивных видов речевой деятельности, направленных на узнавание и понимание нового слова в словосочетаниях (подстановочные и трансформационные упражнения). На этапе включения лексических умений в речевую деятельность нами были разработаны условно-речевые и речевые задания, количество, которых было увеличено, по сравнению с теми, что были представлены в учебнике. К условно-речевым упражнениям можно отнести составление описания характера и внешности героя с использованием ключевых слов. В свою очередь, речевые упражнения были представлены в следующем виде: ответьте на вопросы, связанные с прочитанным текстом, прокомментируйте иллюстрацию и т.д. Мы акцентировали своё внимание на данных видах упражнений, так как они способствуют не только достижению более действенного результата в формировании лексических навыков, но и развитию творческих способностей учащихся, поскольку рассчитаны на креативный поиск решения поставленных задач.
По завершении рассмотрения тем, входящих в тематический блок «Внешность и характер человека» и обобщения изученного материала, нами было проведено периодическое тестирование (приложение 2) в контрольной и экспериментальной группах. Анализ полученных результатов показал положительную динамику в уровне сформированности лексического навыка учащихся, входивших в число участников экспериментальной группы. Результаты контрольной группы остались практически неизменными. Так, результаты проведённого исследования доказали эффективность использованных нами упражнений в учебном процессе.
Таким образом, в ходе проведения исследовательской работы цель, направленную на изучение приёмов работы с лексикой и дальнейшую разработку лексических упражнений, удалось достигнуть. Задачи по реализации поставленной цели были выполнены.
Результаты исследовательской работы могут быть использованы учителями на уроках английского языка с учащимися восьмых классов в общеобразовательных школах для построения более эффективного процесса обучения.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аразян Р. Р. Особенности преподавания национально-культурной лексики на уроках английского языка в средней школе // Вопросы методики преподавания: от классической системы к смешанному обучению. Сборник научных трудов. - М.: Центр СНИ и ОТ. - 2021. - С. 4-15.
3. Аракчеева Е. С. Ментальные карты как один из активных методов обучения иностранному языку // Научный журнал. - 2019. - №4. - С.74-77.
4. Безрукова А. С., Тимохова О. Л., Леонгард Н. А. Использование ментальных карт на уроках английского языка // Культура детства: традиции, новые вызовы, перспективы: материалы VII региональной научно¬практической конференции с международным участием. - Кемерово: ГАПОУ КузПК. - 2023. - С. 69-72.
5. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.
6. Будько А. Ф. Путь к цели. - Мн.: МГЛУ, 2021. - 59 с.
7. Воробьева Е. И., Макковеева Ю. А., Ушлакова Н. Л., Щукина О. А. Современные методы обучения иностранным языкам. - Архангельск: САФУ, 2019. - 110 с.
8. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н. Ф., Акимова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.
9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Давыдова Ю. Г. К вопросу о понятии «Лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №5. - С. 56-59.
11. Даричева М. В., Дорожкина Д. С., Гришина И. А. Применение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75. - С. 99-102.
12. Карманова Н. А., Садвокасова Л. А. Обучение иностранным языкам в современной средней школе: учеб. пособие. - Барнаул: АлтГПУ, 2017. - 110 с.
13. Колесников А. А., Габеева К. А., Конобеев А. В. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык»: методические рекомендации. - М.: ФГБУ «Институт стратегии развития образования», 2023. - 56 с.
14. Комарова Ю. А., Ларионова И. В. Английский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022. - 160 с.
15. Комарова Ю. А., Ларионова И. В. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой «Английский язык» для 8 класса
общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2024. - 136 с.
16. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Мохлин Ф. Книга для учителя к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Макбет «Английский язык» для общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2015. - 224 с.
17. Крылова М. В. Игра как средство активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2021. - №13. - С. 523-526.
18. Магомедова С. И., Магомедова Д. А. Формирование языковой догадки в процессе обучения иностранному языку: виды заданий // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4. - С. 289-291.
19. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя английского языка. - Мн.: Выш. шк., 1999. - 522 с.
20. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. - Ростов н / Д.: Феникс, 2004. - 416 с.
21. Методика обучения иностранным языкам: традиция и
современность / под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
22. Методика преподавания иностранного языка / под ред. Т. П. Леонтьевой. - Мн.: Вышэйшая школа, 2015. - 237 с.
23. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
24. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287: зарегистрировано в Минюсте России от 05.07.2021 //
Минпросвещения России. - 2021. - №287. - С. 65-69.
25. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка: монография / под ред. К. М. Ирисхановой. - М.: МГЛУ, 2003. - 256 с.
26. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
27. Пискун Я. В. Лексические навыки и особенности их формирования на ранней стадии обучения иностранному языку // Иностранные языки в контексте международной коммуникации: материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Саратов: Саратовский источник. - 2021. - С. 314-319.
28. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
29. Скрипникова Т. И. Методика формирования языковой компетенции на иностранном языке: учеб. пособие. - Владивосток: ДВФУ, 2017. - 99 с.
30. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
31. Солонцова Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы базовый курс). - Алматы: Эверо, 2015. - 373 с.
32. Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. - 329 с.
33. Тихонович В. С., Астапенко В. А. Психологические особенности обучения лексики на занятиях по русскому языку как иностранному // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы VIII Международной научно-методической конференции. - Мн.: БГУ. - 2019. - С. 44-49.
34. Хасиева М. Г. Трудности освоения системы английского языка учащимися-чеченцами // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №12. - С. 108-111.
35. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков: ученик для студентов высш. образования. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
36. URL: https: //moodle. usm. md/pluginfile. php/266912/mod_resource/contentZ1ZHow_to_Teach_Vocabulary.pdf
37. URL:https://rep.brsu.by/bitstreamZhandle/123456789/1708/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D 1 %8D%D0%BA%D 1 %81 %D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82.
%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD.%20.p df?sequence=1&isAllowed=y&ysclid=lw9fj02bu5340229872
38. URL: https: //studyenglishclass. ru/wp-content/uploads/2022/09/Tolkien_The_Hobbit_or_There_and_Back_Again-
1. pdf?ysclid=lw9eezbj25563863681
39. URL: https: //videouroki. net/razrabotki/sbornik-riechievykh-i-iazykovykh-uprazhnienii-dlia-formirovaniia-lieksichieskogh.html ?ysclid=lteeptek3n863773821
40. URL:https://www.gutenberg.org/files/11/11-h/11-h.htm