Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русская авиация в годы Первой мировой войны

Работа №159306

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общемировые тенденции в развитии военной авиации накануне Первой мировой войны 7
§1. Авиация Антанты 9
§2. Авиация России 11
§3. Авиация Тройственного союза 19
§4. Развитие авиационного мышления 21
Глава 2. Российская авиация в Первой мировой войне 23
§1. Формирование структуры ВВФ России 23
§2. Начало войны. Военная кампания 1914 года 25
§3. Военная кампания 1915 года 31
§4. Военная кампания 1916 года 34
§5. 1917 год на пороге Гражданской войны 38
§6. Первые российские асы 46
Глава 3. Внеклассное мероприятие для 9-10 классов, посвящённое авиации Первой мировой войны («Слава военно-воздушным силам России») 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложение 67

Данная выпускная квалификационная работа посвящена «забытым» на десятилетия страницам из истории отечественной авиации - периоду Первой мировой войны. Этим и определяется актуальность темы работы. Современные исследователи активно восстанавливает пробелы в отечественной истории. История российской авиации - это сложный, непростой и местами драматичный путь развития отечественного авиационного «самосознания». Особенность этого развития заключается в том, что история отечественной авиации имеет на первый взгляд два независимых периода развития: короткий период «царской России» с конца 19-го века до начала 20-го века и более длительный период - «Советский», который был действительно триумфальным, когда каждый самолет, выпущенный в СССР, был настоящим со-бытием в мировом авиастроении. Вполне возможно это и политический момент, когда настойчиво культивировалась точка зрения, что настоящие развитие отечественного авиастроения и сама отечественная авиационная наука получили настоящее развитие в советский период. Все это делает данную тему крайне актуальной.
Предметом изучения работы являются вопросы развития российской авиации накануне войны в контексте общемирового развития авиации и во-енная деятельность армейской авиации в период Первой мировой войны. В работе не рассматриваются вопросы, касающееся российских воздухоплавательных отрядов. Воздухоплавательные аппараты и самолеты имеют принципиальные различия. По мнению теоретика воздухоплавания Петра Павловича Ионова, в силу того, что технические основы полета тех и других совершенно различны, круг задач и особенно свойства этих задач различны. Это не может ставить авиацию и воздухоплавание в один ряд. Можно твердо утверждать авиация по своим универсальным качествам и эффективности многократно превосходит средства воздухоплавания.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы намного шире периода Первой мировой войны (1914-1917 гг.). Рассматривать российскую авиацию без периода, когда шли не просто процессы образования авиации как самостоятельного рода войск, а шло переосмысление задач, которые способна решать авиация - ошибочно.
Особенно несправедливо забвение многих имен героев Первой мировой. Десятки имен русских авиаторов были на десятилетия незаслуженно забыты. Прежде всего, потому, что долгое время в нашей стране подвиги в «той империалистической войне» не считалось нужным не просто изучать, но и даже помнить. Возможно и другая причина, те из русских асов, кто не сложил голову в «той войне», почти поголовно оказались после 1917 года или за рубежом, или, того хуже, в рядах Белого движения, все русские авиаторы чудом уцелевшие после репрессий были безжалостно выброшены новой властью на «обочину жизни».
О российской авиации начала XX века и периода Первой мировой войны написано достаточно много. Тема вызывает интерес не только у профессиональных историков, но и у любителей истории, энтузиастов русской авиации. Современная отечественная историография лишена идеологических и политических ограничений, как это было два десятилетия назад и о чем говорилось выше. В данной тематике практически не осталось не раскрытых тем. Некоторые темы проработаны очень глубоко. Например Хайрулин М. в своих трудах посвященных русскому самолету «Илье Муромцу» тщательно и исчерпывающе исследовал историю создания и совершенствования этого легендарного самолета. Действия российской имперской авиации на фронте подробно рассмотрены в работах Куликов В.А., основной труд автора моно-графия «Русская авиация в Первой мировой войне». Книга написана на основе скрупулёзного изучения автором документальных источников по авиации времён Первой мировой войны. Это первая фундаментальная монография по данной теме за последние 50 лет. Очень хорошо рассмотрены в отечественной историографии вопросы, посвященные отдельным событиям, личностям, отдельным авиаотрядам российского имперского флота. Отдельно стоят в этом ряду работы авторов современников событий, таких как А. Алгазина, П.П. Ионова, Н.Анощенко и т.д. Интересно отметить, что в этих работах рассматриваются не только вопросы истории, но разбираются вопросы тактики авиации, ее практическое применение, наставления по применению.
Интернет сделал доступными архивные материалы для широкого круга исследователей. На сайтах располагаются достаточно интересные материалы: статьи, публикации, исследования, сводные данные и т.д. Недостатком некоторых интернет источников является «некачественное» оформление материал, например отсутствие указания автора статьи или источника материала. Интернет ресурс www.retroplan.ruимеет в своем распоряжении большой архив исторической литературы посвященной данной темы. Фотоматериалы, ранее неизвестные находившееся, в частных фотоархивах, теперь в свободном доступе. Например, на ресурсе http://humus. livejournal.com/1432772.html располагаются ссылки на большое количество редчайших фотографий посвященных русской авиации до 1917 года.
К сожалению, подавляющем большинстве исторических работ авиация России рассматривается отдельно, как бы «в отрыве» от общемирового авиационного движения. Это при том что, как известно Россия очень серьезно зависела от иностранных поставок авиационной техники.
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать общий, цельный обзор авиации России в первой мировой войне. Одной из ключевых задач работы является показать развитие военно-воздушного флота России в контексте общемирового развития авиации.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются принципы историзма и объективности, что лучше всего подходит для изучения вопросов связанных с авиацией России в период Первой мировой войны. Согласно принципу историзма, стоит исходить из положения, что каждое явление нужно изучать в развитии, с учетом того, как оно возникло, какие стадии прошло, какие получились результаты. Объективность исследования достигается путем привлечения разнообразных, независимых друг от друга источников и научных исследований.
Сформулированным целям и задачам работы соответствует ее структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, со-держащих одиннадцать параграфов, параграфы содержат в себе девять под-пунктов, заключения и списка использованных источников и литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Русская авиация прекратила свое существование вместе со «старой» армией в конце 1917-начале 1918 года. Значительная часть имущества авиации досталась немцам в ходе стремительного наступления на восток накануне Брестского мира. Немало летчиков вместе со своими аэропланами перешли на сторону белых. Но Советской власти удалось сохранить костяк российского воздушного флота. Многие летчики в качестве военспецов участвовали в создании авиации Красной Армии. Например, Константин Константинович Арцеулов в 1918 году был формально мобилизован в армию генерала Врангеля, но фактически действовал в большевистском подполье. А после был официально зачислен в ряды РККА. После гражданской войны он был одним из первых советских летчиков-испытателей. Арцеулов был замечательным летчиком, который по праву стоит в одном ряду с вы-дающимся Нестеровым - он смог первым в мире вывести самолет из штопора и сделать его одной из фигур высшего пилотажа. Но фактически авиация уже Советской России создавалась «с нуля». Ведь были утеряны не только летные кадры и целая школа подготовки, были утеряны пути поставок двигателей для аэропланов и других авиазапчастей. Была практически полностью утеряна конструкторская и инженерная база для развития авиастроения. И конечно же здесь противостояние красных и белых. Все это способствовало тому, что из отечественной истории был вычеркнут огромный пласт исторического наследия славной авиации. На долгие годы история российского имперского флота была забыта и была уделом лишь историков энтузиастов. Это очень хорошо заметно даже в обстоятельном труде А.Д. Анощенко, где он детально рассказывает о боевой работе воздушных сил Англии, Франции и Германии и лишь изредка скромно упоминает о российских воздушных силах. Но по изложенным материалам в дипломной работе мы видим, какую тяжелую и героическую работу вел военно-воздушный флот России. В данной дипломной работе представлена краткая история российского императорского военно-воздушного флота. Вне всякого сомнения, это был короткий временной период по историческим меркам, но по накалу и плотности исторических событий этот период равноценен советскому периоду развития отечественной авиации. Выводы, которые можно сделать, подводя итог работы такие:
- Российская авиация развивалась в очень тесной технической и теоретической интеграции с общемировыми авиационными тенденциями, в частности с европейскими;
- Российский военно-воздушный флот по своей боевой эффективности ничем не уступал военно-воздушным флотам других стран. А бомбардировочная авиация по своим боевым качествам превосходила другие военно-воздушные флоты воюющих сторон;
- Русские авиаторы внесли весомый вклад в развитие мирового авиационного мышления (конструкторские разработки, вопросы авиационной тактики и пилотирования и т.д.)
- Российские военно-воздушные силы технически отставали от Франции, Германии, Великобритании в силу следующих причин: многоукладность российской экономики, что было пережитком монархического строя, отсутствие хорошо развитой тяжелой индустрии и машиностроения - все же нужно помнить, что в этот период в России только зарождался капитализм, и он был еще слаб чтобы обеспечить промышленное производство. Но хочу под-черкнуть, это касалось именно технологий промышленного производства. Инженеры и конструктора в России были не хуже западных коллег.
Хотелось бы отметить еще одну интересную мысль. Изучая материалы посвященные последним дням российского имперского военно-воздушного флота, почему-то хочется провести неутешительную аналогию с советскими военно-воздушными силами. ВВС СССР закончили свое существование, так же как и российский имперский воздушный флот - с исчезновением страны. Так же были утеряны авиационные школы, авиастроительная логистика, конструкторские бюро и т.д.
Рамки работы не позволяют в полной мере освоить весь объем исторических материалов. Тема «Российская авиация в Первой мировой войне» - перспективная, изучение, которой позволит вернуть в историю России большой и славный период, имена героических авиаторов, выдающихся русских инженеров и конструкторов. Период, которым стоит гордиться.



1. Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник // Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с.
2. Германские асы Первой мировой войны. Справочник // Сост. Н. Фрэнкс, Ф.бейли, Р. Гест.- М.: ЭКСМО, 2006. - 56 с.
3. Пуков В., Толкачев А. Энциклопедия авиации. - М.: Эксмо, 2015. - 515 с.
II. Литература
1. Анощенко А.Д. Война в воздухе.- М.Военный вестник,1923.-105 с.
2. Бабич В. К. Истребители меняют тактику.- М.: Воениздат, 1983.- 315 с.
3. Головин, Н. Н. Военные усилия России в мировой войне. - 1-е изд. - Париж: Товарищество объединённых издателей, 1939. Т. 2. С. 207. - 242 с.
4. Деревянко И. В. «Белые пятна» Русско-японской войны. - М.: Эксмо, Яуза, 2005.- 416 с.
5. Ионов П.П. Дирижабли и их военное применение.- М.: Государственное военное издательство, 1933. - 315 с.
6. Куликов В.П. Русская авиация в Первой мировой войне. - М.: Русское авиац. кол-во (РУСАВИА), 2014. - 157 с.
7. Комбриг Евсеев Н. Свенцянский прорыв (1915 г.)-М: Государственное военное издательство, 1936. - 213 с.
8. Лапчинский А.Н. Воздушные силы в бою и операции.- М.: Государственное военное издательство, 1932. - 314 с.
9. Рохмистров В. Г. Авиация великой войны. - М: ACT: ВЗОИ, 2004. - 250 с.
10. Ткачев В.М. КРЫЛЬЯ РОССИИ. Воспоминания о прошлом русской во-енной авиации. 1910-1917 гг. - СПб: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2007. - 324 с.
11. Шепс А.С. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты. - СПб:ООО «Издательство «Полигон», 2002. - 256 с.
12. Хайрулин М.А. «Илья Муромец» Гордость русской авиации.- М.: Кол¬
лекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.- С.3-4.
Ш. Периодическая печать
1. Куликов В.А. Российская армейская авиация в I мировой войне //Авиация и Время. - 1997. - № 4.
2. Куликов В.А. Российская армейская авиация в I мировой войне // Авиация и Время. - 1998. - № 1.
3. Куликов В.А. Российская армейская авиация в I мировой войне //Авиация и Время. - 1998. - № 4.
4. Махалин А. Гений отечественной авиации // авиационно-исторический журнал «Мир Авиации». - 1992. - №1.
5. Хайрулин М. Корабли эскадры в делах против неприятеля // авиационно-исторический журнал «Мир Авиации». - 1993. - №2.
6. Татарчук В. Адаменко, Матиас и другие... Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности //Авиация и Время. - 2007. - № 01.
7. Татарчук В. Адаменко, Матиас и другие... Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности // Авиация и Время. - 2007. - № 3., С.38.
8. Харук А. В. Адаменко, Матиас и другие... Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности // Авиация и Время. - 2006. -№6.
9. Харук А.. Адаменко, Матиас и другие... Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности // Авиация и Время. - 2006. - № 5.
10. Харук А. Производственная деятельность фирмы «Анатра». //Авиация и Время. - 2007.- № 3., С.38.
IV. Интернет-ресурсы
1. Авиация и самолетостроение Первой мировой войны. Италия:[retroplan.ru]
//РетропланЪ. URL:http:// ww.retroplan.ru /encyclopaedia.html-20.01.2016
2. Авиация Первой мировой войны:[dic.academic.ru]
URL.http://www.dic.academic.ru /dic.nsf/ruwiki/1360317# - 08.01.2016
3. Делиард Ф.А. Небесное воинство: //Однако.2013.
№8.RL. http: //www.odnako .org/blogs
/nebesnoe-voinstvo-pervaya-mirovaya-voyna-stala-silneyshim-v-istorii- impulsom-dlya-razvitiya-viacii /-3.02.2016
7. История русской авиации. «Торпедо» Ольховского: //Военное обозрение.2012.№7. URL .http: //topwar.ru/16125 -torpedo-olhovskogo. html - 25.01.2016
3. Первая мировая война: самолеты России:[rosimperija.info]//История Российской империи .2012. URL. http: //www.rosimperij a.info/post/1830-1.02.2016.
5. Софронов И.А. Личность:Русскийсокол://Братишка.2012. №8.URL.http://
www.bratishka.ru /archiv/2012/ 08/2012_8_15.php-08.01.2016
6. Султанов Н.И. Русские истребители Первой мировой войны. Терещенко
№7: //Уголок неба.2012.№2 .URL .http: //alternathistory.org.ua/russkie-
istrebiteli-pervoi-mirovoi-voiny-tereshchenko-7-27.01.2016
7. Свалка ссылок по теме «История» ч.1: Российская империя до 1917 года-
Записки нескучного человека.[livejornal.com]//HUMUS.Haifa, Isra- el;2002.URL. http://humus. livejournal.com/1432772.html-20.01.2015.
4. Лукьянов А. Авиационные отряды Первой мировой войны://Нашей Родины
красные соколы.2014.URL.http://www.airaces.ru/stati/aviacionnye-otryady-
pervojj -mirovojj -vojj ny.html-15.02.2016
5. Лысенко Н. на одном крыле://Русская nланета.2014.№9.URL.
http://rusplt.ru/ww1 /history/na-odnom-kryile-11951.html-7.02.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ