Оптимизация логистических процессов предприятий внешнеэкономической деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Сущность и содержание логистических процессов
предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 9
1.2 Основные задачи, принципы и функции управления
логистическими процессами предприятий в сфере
внешнеэкономической деятельности 16
1.3 Нормативно-правовые основы организации логистических
процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности в России 30
2.2 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности Пензенской области 40
2.3 Современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 48
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
3.1 Предложения по формированию интегрированной системы
управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 54
3.2 Рекомендации по развитию системы цифрового
взаимодействия субъектов управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Сущность и содержание логистических процессов
предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 9
1.2 Основные задачи, принципы и функции управления
логистическими процессами предприятий в сфере
внешнеэкономической деятельности 16
1.3 Нормативно-правовые основы организации логистических
процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности в России 30
2.2 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности Пензенской области 40
2.3 Современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 48
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
3.1 Предложения по формированию интегрированной системы
управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 54
3.2 Рекомендации по развитию системы цифрового
взаимодействия субъектов управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
Конкурентоспособность компании на мировом рынке в современных условиях возможна только на основе внедрения современных интенсивных технологий в различных аспектах деятельности. При этом направления интенсификации, как правило, требуют значительных финансовых вложений. Поэтому в условиях ограниченных финансовых ресурсов необходимо выбирать такие направления интенсификации, которые требуют относительно небольших вложений и при этом обеспечивают существенный рост конкурентоспособности. Среди современных интенсификационных технологий особе место занимают логистические технологии.
Необходимость в формировании эффективной логистической системы во внешнеэкономической деятельности обусловлена также тем, что в условиях роста объемов внешнеторговых товарных потоков и постоянных изменений в таможенном законодательстве России и государств-членов Евразийского экономического союза существенное значение для участников внешнеэкономической деятельности приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования товаров, определения их таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей при различных таможенных процедурах, а также организации перемещения товаров и материально-технических через таможенную границу с минимальными временными и стоимостными затратами.
В настоящее время развитию логистических технологий во внешнеэкономической деятельности хозяйствующие субъекты уделяют особое внимание, что обусловлено проявлением значительных рисков в организации внешнеэкономической деятельности из -за постоянно вводимых санкций со стороны недружественных стран в отношении России.
От того, насколько адекватно выстроена система управления логистическими потоками зависит конкурентоспособность участников внешнеэкономической деятельности на мировом рынке.
Определение состава и количества участников в логистической цепи, позволяющих обеспечить движение материального и связанного с ним потоков с максимальным эффектом, является одной из основных задач субъектов внешнеэкономической деятельности. Решение данных вопросов невозможно без глубокой научной проработки и экономической оценки организации логистической системы во внешнеэкономической деятельности.
Эффективность функционирования логистической системы во внешнеэкономической деятельности организации в значительной степени определяется составом и структурой логистических процессов. Совокупность логистических процессов и характер их взаимодействия определяется спецификой деятельности хозяйствующего субъекта, а также возможностями организации логистических потоков на рынки тех или иных стран, запросов иностранных потребителей, требований таможенного законодательства и жесткостью конкурентной борьбы на международном рынке.
Главная задача руководства состоит в том, чтобы обеспечить внедрение эффективных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности при минимальных затратах с одной стороны и обеспечить рост эффективности деятельности компании, с другой.
В условиях наличия широкого набора логистических направлений руководитель организации должен выбрать то, которое будет способствовать поступательному развитию организации на международном рынке, а также органично вольется в действующую систему управления внешнеэкономической деятельностью.
Целью дипломной работы является исследование системы организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона и разработка рекомендаций по их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности;
- провести анализ организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в России;
- оценить эффективность организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- выявить современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- разработать направления оптимизации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования выступают предприятия Пензенской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Предметом исследования являются логистические процессы во внешнеэкономической деятельности предприятий Пензенской области.
Теоретической и методологической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных ученых-практиков в сфере формирования логистических систем во внешнеэкономической деятельности предприятий, построения взаимосвязанных логистических процессов, обеспечивающих устойчивое долгосрочное функционирование предприятий на мировом рынке.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: глубинное интервью, анализ документов.
Информационно-эмпирическая база исследования включает справочные и статистические публикации российских и зарубежных организаций. Среди них - издания Росстата и Федеральной таможенной службы, а также справочные и статистические публикации регионального отделения Росстата по Пензенской области и Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области.
Необходимость в формировании эффективной логистической системы во внешнеэкономической деятельности обусловлена также тем, что в условиях роста объемов внешнеторговых товарных потоков и постоянных изменений в таможенном законодательстве России и государств-членов Евразийского экономического союза существенное значение для участников внешнеэкономической деятельности приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования товаров, определения их таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей при различных таможенных процедурах, а также организации перемещения товаров и материально-технических через таможенную границу с минимальными временными и стоимостными затратами.
В настоящее время развитию логистических технологий во внешнеэкономической деятельности хозяйствующие субъекты уделяют особое внимание, что обусловлено проявлением значительных рисков в организации внешнеэкономической деятельности из -за постоянно вводимых санкций со стороны недружественных стран в отношении России.
От того, насколько адекватно выстроена система управления логистическими потоками зависит конкурентоспособность участников внешнеэкономической деятельности на мировом рынке.
Определение состава и количества участников в логистической цепи, позволяющих обеспечить движение материального и связанного с ним потоков с максимальным эффектом, является одной из основных задач субъектов внешнеэкономической деятельности. Решение данных вопросов невозможно без глубокой научной проработки и экономической оценки организации логистической системы во внешнеэкономической деятельности.
Эффективность функционирования логистической системы во внешнеэкономической деятельности организации в значительной степени определяется составом и структурой логистических процессов. Совокупность логистических процессов и характер их взаимодействия определяется спецификой деятельности хозяйствующего субъекта, а также возможностями организации логистических потоков на рынки тех или иных стран, запросов иностранных потребителей, требований таможенного законодательства и жесткостью конкурентной борьбы на международном рынке.
Главная задача руководства состоит в том, чтобы обеспечить внедрение эффективных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности при минимальных затратах с одной стороны и обеспечить рост эффективности деятельности компании, с другой.
В условиях наличия широкого набора логистических направлений руководитель организации должен выбрать то, которое будет способствовать поступательному развитию организации на международном рынке, а также органично вольется в действующую систему управления внешнеэкономической деятельностью.
Целью дипломной работы является исследование системы организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона и разработка рекомендаций по их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности;
- провести анализ организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в России;
- оценить эффективность организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- выявить современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- разработать направления оптимизации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования выступают предприятия Пензенской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Предметом исследования являются логистические процессы во внешнеэкономической деятельности предприятий Пензенской области.
Теоретической и методологической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных ученых-практиков в сфере формирования логистических систем во внешнеэкономической деятельности предприятий, построения взаимосвязанных логистических процессов, обеспечивающих устойчивое долгосрочное функционирование предприятий на мировом рынке.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: глубинное интервью, анализ документов.
Информационно-эмпирическая база исследования включает справочные и статистические публикации российских и зарубежных организаций. Среди них - издания Росстата и Федеральной таможенной службы, а также справочные и статистические публикации регионального отделения Росстата по Пензенской области и Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области.
В процессе проведенного исследования было установлено, что международная логистика - это особая область теоретических и практических знаний, деловых навыков профессиональных специалистов, ориентированных на организацию, технологию и технику инициирования, управления и контроля взаимосвязанных потоков, обслуживающих международный обмен материальными и нематериальными ценностями, интеллектуальными продуктами, товарами, финансами, инвестициями, инновациями и услугами. Развитие международной логистики на современном этапе определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.
Логистический поток является ключевым элементом международной логистики. Организация движения логистического потока осуществляется посредством построения совокупности последовательных логистических процессов. Независимо от функциональных направлений деятельности хозяйствующих субъектов в каждой организации выстраивается совокупность последовательных функциональных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности.
Развитие логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности существенным образом зависит от развития внешней торговли.
Внешняя торговля в России претерпевает существенные изменения, обусловленные активным введением санкций со стороны недружественных стран. Происходит рост внешнеторгового оборота со странами Юго- Восточной Азии при одновременном снижении внешнеторгового оборота со странами Европы и Америки.
В результате введения санкций запрещено осуществление перемещение воздушных судов над странами Европы, также запрещена работа отечественных автоперевозчиков в Европе, российской стороной введены ответные меры. Санкционные ограничения повлияли на снижение доли воздушных перевозок. На место ушедших морских линий пришли небольшие китайские, которые полностью заместили емкости на маршруте доставки через порты Дальнего Востока.
В связи с закрытием рынка автоперевозок из Европы для российских компаний они переориентировались на доставку грузов из Китая. Сложившаяся тенденция вынудила участников ВЭД перестраивать маршруты и заниматься формированием новых логистических потоков. При этом все большее количество участников ВЭД отказываются от самостоятельной организации схем движения товарного потока. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли мультимодальных перевозок.
В структуре мультимодальных перевозок при организации логистических маршрутов преобладают маршруты, включающие автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом объем международных грузовых перевозок в стоимостном выражении ежегодно растет.
В Пензенской области вопросами полного сопровождения грузов занимается 7 компаний, причем их количество за три последних года выросло вдвое.
Оценивая складское хозяйство как субъекта управления логистическими потоками во внешнеторговой деятельности, следует отметить, что на территории Пензенской области функционирует три открытых и три закрытых склада временного хранения.
В результате анализа транспортной составляющей внешнеторговой логистики региона было выявлено, что в Пензенской области компаний имеющих статус таможенного перевозчика нет. Однако существует достаточно много компаний, осуществляющих международные перевозки.
Все проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области можно условно поделить на две основные группы: проблемы участников внешнеэкономической деятельности и проблемы компаний, оказывающих логистические услуги.
Для устранения выявленных проблем сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности предлагается создать центр логистической поддержки внешнеэкономической деятельности. В управлении центром должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон.
Весь функционал центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности предлагается разбить на два базовых направления: таможенный сервис, координация услуг в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности. Был разработан алгоритм взаимодействия центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности и субъекта внешнеэкономической деятельности.
Также предлагается создать специализированный Интернет-портал, посредством которого с использованием искусственного интеллекта участник внешнеэкономической деятельности может сформировать логистические процессы во внешнеэкономической деятельности. Таким образом Интернет-портал будет представлять собой сервис, обеспечивающий взаимодействие субъекта внешнеэкономической деятельности и предпринимателей, оказывающих услуги по организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, предлагаемые преобразования позволят существенно повысить качество взаимодействия между участником внешнеэкономической деятельности и субъектами, оказывающими услуги в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности и в значительной мере устранить выявленные проблемы.
Логистический поток является ключевым элементом международной логистики. Организация движения логистического потока осуществляется посредством построения совокупности последовательных логистических процессов. Независимо от функциональных направлений деятельности хозяйствующих субъектов в каждой организации выстраивается совокупность последовательных функциональных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности.
Развитие логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности существенным образом зависит от развития внешней торговли.
Внешняя торговля в России претерпевает существенные изменения, обусловленные активным введением санкций со стороны недружественных стран. Происходит рост внешнеторгового оборота со странами Юго- Восточной Азии при одновременном снижении внешнеторгового оборота со странами Европы и Америки.
В результате введения санкций запрещено осуществление перемещение воздушных судов над странами Европы, также запрещена работа отечественных автоперевозчиков в Европе, российской стороной введены ответные меры. Санкционные ограничения повлияли на снижение доли воздушных перевозок. На место ушедших морских линий пришли небольшие китайские, которые полностью заместили емкости на маршруте доставки через порты Дальнего Востока.
В связи с закрытием рынка автоперевозок из Европы для российских компаний они переориентировались на доставку грузов из Китая. Сложившаяся тенденция вынудила участников ВЭД перестраивать маршруты и заниматься формированием новых логистических потоков. При этом все большее количество участников ВЭД отказываются от самостоятельной организации схем движения товарного потока. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли мультимодальных перевозок.
В структуре мультимодальных перевозок при организации логистических маршрутов преобладают маршруты, включающие автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом объем международных грузовых перевозок в стоимостном выражении ежегодно растет.
В Пензенской области вопросами полного сопровождения грузов занимается 7 компаний, причем их количество за три последних года выросло вдвое.
Оценивая складское хозяйство как субъекта управления логистическими потоками во внешнеторговой деятельности, следует отметить, что на территории Пензенской области функционирует три открытых и три закрытых склада временного хранения.
В результате анализа транспортной составляющей внешнеторговой логистики региона было выявлено, что в Пензенской области компаний имеющих статус таможенного перевозчика нет. Однако существует достаточно много компаний, осуществляющих международные перевозки.
Все проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области можно условно поделить на две основные группы: проблемы участников внешнеэкономической деятельности и проблемы компаний, оказывающих логистические услуги.
Для устранения выявленных проблем сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности предлагается создать центр логистической поддержки внешнеэкономической деятельности. В управлении центром должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон.
Весь функционал центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности предлагается разбить на два базовых направления: таможенный сервис, координация услуг в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности. Был разработан алгоритм взаимодействия центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности и субъекта внешнеэкономической деятельности.
Также предлагается создать специализированный Интернет-портал, посредством которого с использованием искусственного интеллекта участник внешнеэкономической деятельности может сформировать логистические процессы во внешнеэкономической деятельности. Таким образом Интернет-портал будет представлять собой сервис, обеспечивающий взаимодействие субъекта внешнеэкономической деятельности и предпринимателей, оказывающих услуги по организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, предлагаемые преобразования позволят существенно повысить качество взаимодействия между участником внешнеэкономической деятельности и субъектами, оказывающими услуги в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности и в значительной мере устранить выявленные проблемы.
Подобные работы
- Оптимизация логистических процессов предприятия на примере АО «Русал»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСТРИБЬЮТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОДОС»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Основные направления совершенствования деятельности предприятия-участника внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий по производству драгоценных металлов
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ логистических процессов в международной экономике (Налоговый колледж (г. Москва))
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БИПЛАСТ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Автотранспортная логистика как фактор, влияющий на развитие внешнеэкономической деятельности организации «Вамин Татарстан»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АО «МЕЛСТРОМ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



