ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Сущность и содержание логистических процессов
предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 9
1.2 Основные задачи, принципы и функции управления
логистическими процессами предприятий в сфере
внешнеэкономической деятельности 16
1.3 Нормативно-правовые основы организации логистических
процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности 24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности в России 30
2.2 Анализ организации логистических процессов в сфере
внешнеэкономической деятельности Пензенской области 40
2.3 Современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 48
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
3.1 Предложения по формированию интегрированной системы
управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности Пензенской области 54
3.2 Рекомендации по развитию системы цифрового
взаимодействия субъектов управления логистическими процессами в сфере внешнеэкономической деятельности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
Конкурентоспособность компании на мировом рынке в современных условиях возможна только на основе внедрения современных интенсивных технологий в различных аспектах деятельности. При этом направления интенсификации, как правило, требуют значительных финансовых вложений. Поэтому в условиях ограниченных финансовых ресурсов необходимо выбирать такие направления интенсификации, которые требуют относительно небольших вложений и при этом обеспечивают существенный рост конкурентоспособности. Среди современных интенсификационных технологий особе место занимают логистические технологии.
Необходимость в формировании эффективной логистической системы во внешнеэкономической деятельности обусловлена также тем, что в условиях роста объемов внешнеторговых товарных потоков и постоянных изменений в таможенном законодательстве России и государств-членов Евразийского экономического союза существенное значение для участников внешнеэкономической деятельности приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования товаров, определения их таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей при различных таможенных процедурах, а также организации перемещения товаров и материально-технических через таможенную границу с минимальными временными и стоимостными затратами.
В настоящее время развитию логистических технологий во внешнеэкономической деятельности хозяйствующие субъекты уделяют особое внимание, что обусловлено проявлением значительных рисков в организации внешнеэкономической деятельности из -за постоянно вводимых санкций со стороны недружественных стран в отношении России.
От того, насколько адекватно выстроена система управления логистическими потоками зависит конкурентоспособность участников внешнеэкономической деятельности на мировом рынке.
Определение состава и количества участников в логистической цепи, позволяющих обеспечить движение материального и связанного с ним потоков с максимальным эффектом, является одной из основных задач субъектов внешнеэкономической деятельности. Решение данных вопросов невозможно без глубокой научной проработки и экономической оценки организации логистической системы во внешнеэкономической деятельности.
Эффективность функционирования логистической системы во внешнеэкономической деятельности организации в значительной степени определяется составом и структурой логистических процессов. Совокупность логистических процессов и характер их взаимодействия определяется спецификой деятельности хозяйствующего субъекта, а также возможностями организации логистических потоков на рынки тех или иных стран, запросов иностранных потребителей, требований таможенного законодательства и жесткостью конкурентной борьбы на международном рынке.
Главная задача руководства состоит в том, чтобы обеспечить внедрение эффективных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности при минимальных затратах с одной стороны и обеспечить рост эффективности деятельности компании, с другой.
В условиях наличия широкого набора логистических направлений руководитель организации должен выбрать то, которое будет способствовать поступательному развитию организации на международном рынке, а также органично вольется в действующую систему управления внешнеэкономической деятельностью.
Целью дипломной работы является исследование системы организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона и разработка рекомендаций по их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности;
- провести анализ организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в России;
- оценить эффективность организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- выявить современные проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области;
- разработать направления оптимизации логистических процессов предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования выступают предприятия Пензенской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Предметом исследования являются логистические процессы во внешнеэкономической деятельности предприятий Пензенской области.
Теоретической и методологической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных ученых-практиков в сфере формирования логистических систем во внешнеэкономической деятельности предприятий, построения взаимосвязанных логистических процессов, обеспечивающих устойчивое долгосрочное функционирование предприятий на мировом рынке.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: глубинное интервью, анализ документов.
Информационно-эмпирическая база исследования включает справочные и статистические публикации российских и зарубежных организаций. Среди них - издания Росстата и Федеральной таможенной службы, а также справочные и статистические публикации регионального отделения Росстата по Пензенской области и Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области.
В процессе проведенного исследования было установлено, что международная логистика - это особая область теоретических и практических знаний, деловых навыков профессиональных специалистов, ориентированных на организацию, технологию и технику инициирования, управления и контроля взаимосвязанных потоков, обслуживающих международный обмен материальными и нематериальными ценностями, интеллектуальными продуктами, товарами, финансами, инвестициями, инновациями и услугами. Развитие международной логистики на современном этапе определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.
Логистический поток является ключевым элементом международной логистики. Организация движения логистического потока осуществляется посредством построения совокупности последовательных логистических процессов. Независимо от функциональных направлений деятельности хозяйствующих субъектов в каждой организации выстраивается совокупность последовательных функциональных логистических процессов во внешнеэкономической деятельности.
Развитие логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности существенным образом зависит от развития внешней торговли.
Внешняя торговля в России претерпевает существенные изменения, обусловленные активным введением санкций со стороны недружественных стран. Происходит рост внешнеторгового оборота со странами Юго- Восточной Азии при одновременном снижении внешнеторгового оборота со странами Европы и Америки.
В результате введения санкций запрещено осуществление перемещение воздушных судов над странами Европы, также запрещена работа отечественных автоперевозчиков в Европе, российской стороной введены ответные меры. Санкционные ограничения повлияли на снижение доли воздушных перевозок. На место ушедших морских линий пришли небольшие китайские, которые полностью заместили емкости на маршруте доставки через порты Дальнего Востока.
В связи с закрытием рынка автоперевозок из Европы для российских компаний они переориентировались на доставку грузов из Китая. Сложившаяся тенденция вынудила участников ВЭД перестраивать маршруты и заниматься формированием новых логистических потоков. При этом все большее количество участников ВЭД отказываются от самостоятельной организации схем движения товарного потока. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли мультимодальных перевозок.
В структуре мультимодальных перевозок при организации логистических маршрутов преобладают маршруты, включающие автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом объем международных грузовых перевозок в стоимостном выражении ежегодно растет.
В Пензенской области вопросами полного сопровождения грузов занимается 7 компаний, причем их количество за три последних года выросло вдвое.
Оценивая складское хозяйство как субъекта управления логистическими потоками во внешнеторговой деятельности, следует отметить, что на территории Пензенской области функционирует три открытых и три закрытых склада временного хранения.
В результате анализа транспортной составляющей внешнеторговой логистики региона было выявлено, что в Пензенской области компаний имеющих статус таможенного перевозчика нет. Однако существует достаточно много компаний, осуществляющих международные перевозки.
Все проблемы организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности в Пензенской области можно условно поделить на две основные группы: проблемы участников внешнеэкономической деятельности и проблемы компаний, оказывающих логистические услуги.
Для устранения выявленных проблем сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности предлагается создать центр логистической поддержки внешнеэкономической деятельности. В управлении центром должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон.
Весь функционал центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности предлагается разбить на два базовых направления: таможенный сервис, координация услуг в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности. Был разработан алгоритм взаимодействия центра логистической поддержки внешнеэкономической деятельности и субъекта внешнеэкономической деятельности.
Также предлагается создать специализированный Интернет-портал, посредством которого с использованием искусственного интеллекта участник внешнеэкономической деятельности может сформировать логистические процессы во внешнеэкономической деятельности. Таким образом Интернет-портал будет представлять собой сервис, обеспечивающий взаимодействие субъекта внешнеэкономической деятельности и предпринимателей, оказывающих услуги по организации логистических процессов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, предлагаемые преобразования позволят существенно повысить качество взаимодействия между участником внешнеэкономической деятельности и субъектами, оказывающими услуги в сфере организации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности и в значительной мере устранить выявленные проблемы.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 18.02.2024).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. № 3. 04.08.2014. С. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.06.1998 № 146-ФЗ. // Российская газета. № 148-149.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ. // Российская газета. № 256.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. // Российская газета. №249.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. № 254.
8. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. № 253.
9. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. № 32 (часть I). 06.08.2018. С. 5082.
10. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Российская газета. № 253.
11. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. № 245.
12. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета. № 5.
13. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. № 107.
14. Закон РФ от 7.071993 № 5338-I «О международном
коммерческом арбитраже» // Российская газета. № 156.
15. Аникин Б.А Серышев Р.В., Волочиенко В.А. Логистика производства: теория и практика: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 454 с.
16. Васильев Г.А. Логистика во внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономическое образование. - 2021. - 418 с.
17. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2022. - 384 с.
18. Ксенофонтова Е.М. Основы таможенного дела: учебное пособие / Е.М. Ксенофонтова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. - 299 с.
19. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 359 с.
20. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник. / В.В. Покровская. - М.: Юрайт, 2021. - 358 с.
21. Промыслов Б.Д. Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). - М.: «Н и Г», 2021 - 329 с.
22. Самуйлов В.М. Международная логистика: учебное пособие. - Уральский гуманитарный институт, Екатеринбург, 2021. - 219 с.
23. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 412 с.
24. Аникин О.Б. Международная логистика и проблемы ее развития
(внешнеторговый аспект) // Безопасность Евразии. 2023. № 4 (14).
С. 544-571.
25. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.
26. Ефименко Д.В. Теоретико-методологические аспекты
исследования таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД // Студент года 2022. Сборник статей Международного учебно - исследовательского конкурса. -2022. С. 412-418.
27. Жеглова А.Р. Проблемы планирования цепи поставок на предприятии-участнике ВЭД // Молодые учёные России. Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 95-97.
28. Игуменов И.М., Гагаринская Г.П. Управление логистическими процессами на основе внедрения новых технологий и эффективности труда // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 2. С. 120-123.
29. Крохмаль Н.С. Сущность, цели и задачи международной
логистики // Молодой ученый. 2023. № 21 (80). С. 349-351
30. Кузнецов В.М., Мазурова В.Е., Аксёнов Р.В. Логистика
внешнеэкономической деятельности на современном этапе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. 2022. С. 262-264.
31. Макаров И.А., Осипов В.А. Международные концепции
логистики // Территория инноваций. 2017. № 2. С. 83-88.
32. Немченко О.А., Качурова Е.В., Гасанова В.А. Аутсорсинг
логистических услуг в практике таможенной деятельности // Экономика.Информатика. 2022. Т. 49. № 2. С. 285-293.
33. Одинцова Е.В. Логистика и ВЭД под санкциями. Сам себе
зеленый свет // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 6-1. С. 638-644.
34. Ромейко К.А. Международная логистика как двигатель процесса глобализации // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 14-3. С. 32-34.
35. Руденко А.С., Красикова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития макрологистических процессов // Сборник научных трудов Международной научной конференции. 2023. С. 196-202.
36. Стягова М.Ю., Быков В.М. Концептуальные подходы к управлению логистическими процессами // Молодая экономическая наука. Материалы 63-й научной конференции студентов и магистрантов по экономическим наукам. 2019. С. 115-121.
37. Сурков А.А. ВЭД - как эффективно и рационально построить цепочки поставок импорт и экспорт. Настройка эффективных схем товародвижения в цепочках поставок ВЭД // Технологические инновации и научные открытия. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. 2023. С. 91-96.
38. Тахумова О.В. Сущность международной логистики и ее основная роль в развитии международного бизнеса // Молодые экономисты -будущему России Материалы VII международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 2022. С. 268-270
39. Терешенкова А.Ю. «Ломаная логистика» как отражение практики маршрутов доставки грузов в Россию // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2023. № 2 (86). С. 97-103.
40. Товстоношенко В.Н., Баскова К.Н., Крикунова М.А. Влияние логистики внешнеэкономической деятельности на региональное экономическое развитие // Решетневские чтения. Материалы XXVI Международной научно-практической конференции. 2022. С. 598-600.
41. Федоренко Р.В. Многоуровневый подход к формированию таможенно-логистических систем // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 8. № 3. С. 176-180.
42. Федосеев А.Н., Васильева Е.В. Применение логистического
подхода в таможенной деятельности для создания безбарьерной среды в международной торговле // Логистика: современные тенденции
развития. Материалы XX международной научно-практической
конференции. Санкт-Петербург. 2021. С. 124-130.
43. Хухрикова Ю.К. Роль таможенной логистики в обеспечении
международного товародвижения // Современные проблемы
железнодорожного транспорта. Сборник трудов по результатам международной интернет-конференции. 2019. С. 415-418.
44. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Развитие системы таможенно-логистического обслуживания в целях обеспечения экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность . 2022. Т. 14. № 6 (363). С. 1060-1071.
45. Чертыковцев В.К., Юдичева Е.И. Система управления логистическими процессами // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях. Межвузовский сборник статей. 2019. С. 179-187.
46. Официальная статистика. Внешняя торговля. Официальный сайт
территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. URL: https://58.rosstat.gov.ru/ofstatistics (дата
обращения: 11.04.2024)
47. Официальный сайт Ассоциации международных
автоперевозчиков. URL: https://www.asmap.ru (дата обращения 13.04.2024)
48. Официальный сайт Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области. URL: https://merp.pnzreg.ru/ (дата обращения: 16.04.2024)
49. Справочные и аналитические материалы: Внешняя торговля Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: https://customs.gov.ru/statistic(дата обращения: 19.04.2024)
50. Непредсказуемая логистика эпохи перемен. Обзор агентства Интерфакс. URL: https:// www.interfax.ru /business/835549 (дата обращения: 20.04.2024)