Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ РАЗВИТИЕМ

Работа №159294

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1. Понятие о грамматической норме в современном языкознании
1.2. Понятие «задержка психического развития» в современной литературе
1.3. Особенности речи детей с ЗПР 13
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. Организация, содержание и анализ результатов
констатирующего эксперимента
2.2. Содержание обучающего эксперимента 20
2.3. Контрольный эксперимент 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Эффективность коррекционной работы с детьми с задержанным развитием в значительной мере зависит от качества воздействия на процесс развития речи, так как именно она определяет возможности ребёнка в коммуникативной и когнитивной деятельности. В научных трудах отмечается, что особенности психического развития детей с ЗПР обусловлены дефицитарностью высших корковых функций, слабостью аналитико-синтетической деятельности и оказывают отрицательное влияние как на развитие знаково-символической деятельности в целом, так и на уровень развития языковой способности (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Р.И. Лалаева, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева и др.).
Современные теоретико-экспериментальные исследования развития речи детей с задержкой психического развития отражают особенности фонетической, лексической, грамматической сторон речевой функциональной системы. В большинстве исследований выделяется регулирующая функция речи в организации и развитии психической деятельности ребёнка (Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Г.В. Савельева, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.).
В то же время, несмотря на значительное число исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему развития речи дошкольников с задержкой психического развития, до настоящего времени не сложилось комплексного подхода к обучению рассказыванию данной категории.
Цель исследования: подбор заданий и упражнений, направленных на коррекцию грамматического строя речи дошкольников с задержанным развитием.
Объект исследования: особенности развития грамматического строя речи дошкольников с задержанным развитием.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию грамматического строя речи дошкольников с задержкой психического развития.
Цель, объект, и предмет обусловили постановку следующих задач:
- изучить лингвистическую, методическую, специальную литературу по проблеме исследования;
- провести экспериментальное изучение состояния грамматического строя речи дошкольников с задержкой психического развития;
- провести экспериментальное обучение, направленное на формирование грамматического строя речи дошкольников с задержкой психического развития;
- провести контрольный эксперимент для подтверждения эффективности подобранных заданий и упражнений.
Гипотеза исследования: дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения при использовании грамматических категорий; специально подобранные задания и упражнения будут способствовать коррекции недостатков грамматического строя речи дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
• Анализ литературы по проблеме исследования;
• Изучение педагогической документации;
• Констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретическую литературу, проанализировав научные исследования многих авторов, исследовавших проблему словоизменения у детей с задержанным развитием, отметили, что она имеет некоторые специфические особенности, причиной которых являются недостаточная сформированность познавательных и языковых процессов. При дифференциации грамматических форм в процессе восприятия и порождения речи дети с ЗПР используют лишь некоторые дифференциальные семантические признаки и не используют всю совокупность грамматических значений, позволяющих отличать одну форму от другой.
Нарушения словоизменения отмечаются во всех частях речи.
Данные теоретического анализа были подтверждены на констатирующем этапе исследования.
Было установлено, что, у дошкольников с ЗПР отмечается нарушение словоизменения во всех основных частях речи (существительное, глагол, прилагательное). Наибольшее количество ошибок было отмечено именно в операциях словоизменения существительных, особенно в предложно- падежных конструкциях.
На основании исследования, описанного в главе № 2 настоящего исследования, была разработана система упражнений, направленная на формирование и развитие системы словоизменения основных частей речи, включающая в себя 3 этапа:
1 этап - формирование системы словоизменения существительных;
2 этап - формирование системы словоизменения глаголов;
3 этап - формирование системы словоизменения прилагательных.
При проведении логопедических занятий учитывались принципы дифференцированного, системного подхода к работе, доступности материала, использовалась разнообразная наглядность.
По результатам обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование операций словоизменения, которое показало, что при правильном, систематическом воздействии на устную речь детей с использованием разработанной системы заданий и упражнений количество аграмматизмов, связанных с нарушением словоизменения, значительно уменьшается в речи.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза о том, что при использовании специально подобранных упражнений, направленных на формирование системы словоизменения, количество специфических грамматических ошибок в устной речи дошкольников с задержанным развитием значительно снижается, подтвердилась.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А.К. Аксенова. - М., 1974. - 345 с.
2. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. - Дефектология. - 1983. - №3. С.9-15
3. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова, 2003.
4. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / под. ред. Г. А. Золотовой 4-е изд. - М., 2001. - 298 с.
5. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития М., - 1981. - 65 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 471 с.
7. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. Фонетика и морфология: учебник для студентов фак-тов русского языка и литературы пединститутов. Изд.4-е / А.Н. Гвоздев. - М., 1973. - 432 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Изд. 2-е, перераб. - М., 1990. - 239 с.
9. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие / Н.С. Жукова. - [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/2/0029/2 0029¬1.
10. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации/ Л.А. Зайцева. - М., 1994. - 20 с.
11. Захарова, А.В. Усвоение дошкольниками падежных форм / А.В. Захарова. Доклады АПН РСФСР. 1958. - № 3. - 93 с.
12. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - [Электронный ресурс]. - https: //academiamoscow.ru/ftp share/ books/fragments/fragment 7089.pdf.
13. Китаева, Н. Н. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР / VI Царскосельские чтения / Н.Н. Китаева - СПб., 2002. - С. 135-136.
14. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкойпсихического развития / И.Д. Коненкова. - М., 2005. - 80 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб., 1997. - 286 с.
16. Корнева, Г.Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний (предлог, имя существительное, управляемое глаголом) в речи умственно отсталых дошкольников / Г.Г. Корнева. - М., 1980. - 22 с.
17. Кроткова, Л.А. Изучение грамматического строя речи детей, поступающих в речевые школы / Л.А. Кроткова. - М., 1973. - 119 с.
18. Лалаева, Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева. - СПб., 1992. - 88 с.
19. Лалаева, Р.И., Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, С.В Зорина, Н.В Серебрякова. - М.,-2003. - 55-60 с.
20. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.
Конспекты занятий для логопеда. - 2-е изд., испр. / Е.В. Мазанова. - [Электронный ресурс]. -
0148916 ca90a mazanova e v korrekciya agrammaticheskoy disgrafii konspekty.rar.
21. Никашина, Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием / Н.А. Никашина. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965. - С. 8-32.
22. Новикова, Е.В. Секреты падежей и предлогов: учебное пособие / Е.В. Новикова. - М., 1996. - 96 с.
23. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. М., 1973. - 272 с.
24. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович. - Киев., 1981. - 149 с.
25. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М., 1980. - 192 с.
26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Тальзина. - М., 1975. - 343 с.
27. Ткаченко, Т.А. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (планы и конспекты занятий) / Т.А. Ткаченко. - М., 1996. - 145 с.
28. Токарева, О.А. Формирование предложных конструкций у учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О.А. Токарева, О.Е. Грибова // Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых - М., 1980. - № 4 - С. 47-52.
29. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Н.Н. Трауготт // Расстройства речи в детском возрасте / под ред. М.Л. Шкловского. - Л., 1940. - С. 70-103.
30. Феофанов, М.П. Об употреблении предлогов в детской речи // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С. 118-124.
31. Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. - 223с.
32. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М., 1999. - 232 с.
33. Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л. С Волковой, В.И Селиверстова. - М., 1997. - 560 с.
34. Худенко, Е.Д. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей / Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская, Т.А. Ткаченко. - М., 1995. - 112 с.
35. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Г.В. Чиркина // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982. - 160 с.
36. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи -
[Электронный ресурс]. - http://www.xn--c1aoidec0a.xn--
p1ai/bibl/2/book/doc/7 1 2.pdf.
37. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.
Эльконин. - [Электронный ресурс]. -
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=94361.
38. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: книга для учителя-логопеда. - Изд.2-е, доп. / А.В. Ястребова. - М., 1984. - 160 с.
39. Яссман, Л.В. Употребление грамматических категорий детьми с задержкой психического развития / Л.В. Яссман // Дефектология. - М., 1976. - №3. - С. 35 - 43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ