Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста

Работа №159290

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности морального развития дошкольников на современном
этапе 7
1.2. Факторы и механизмы морального развития в дошкольном
возрасте 13
1.3. Методические подходы к формированию представлений о моральных
нормах у детей старшего дошкольного
возраста 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о моральных
нормах у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по использованию мультипликационных
фильмов для формирования моральных норм у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Анализ работы по использованию мультипликационных фильмов в формировании моральных норм у детей старшего дошкольного возраста.. ..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста и формирования у них представлений о моральных нормах поведения как одного из его направлений в настоящее время актуализируется в связи с ситуацией, сложившейся в духовно-нравственной сфере современного общества. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию детей как задачи первостепенной важности.
В отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций изучалась проблема воспитания гуманных чувств и отношений. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования А.М. Виноградовой, И.С.Деминой, И.В. Княжевой, Л.П. Князевой,
А.Д. Кошелевой, О.Н. Кузнецовой, Л.А. Пеньевской, Л.П. Стрелковой, Т.В. Черник и др. [15, с. 111-117]. Отдельные аспекты проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений о моральных нормах рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной, В.Г. Нечаевой, Е.В. Субботского, С.А. Улитко, С.Г. Якобсон и др. Ими определены факторы морального развития в дошкольном возрасте, описаны некоторые механизмы его регуляции, раскрыты психологические и педагогические условия формирования представлений о моральных нормах у старших дошкольников. Несмотря на представленность в теоретических и практических исследованиях обозначенной проблемы, она требует дальнейшего изучения и разработки практических подходов.
В настоящее время мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, особенно дошкольного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям морального воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть
учит детей положительному примеру достойного Мультипликационные герои оптимально подходят для идентификации детей с ними, а значит, восприятия нравственных ценностей, представленных в мультфильме, усваиваются ребенком лучше. Сюжет и содержание мультфильма во многих случаях отображают актуальные для ребенка ситуации, доступные его пониманию. Во время просмотра у детей возникает ощущение непосредственного присутствия в сюжете, благодаря чему повышается возможность эффективного использования воспитательного потенциала мультфильмов. В связи с этим изучение мультфильмов как средства формирования нравственности дошкольников приобретает особое значение, так как позволит расширить понимание нравственности детей и особенностей ее формирования с их помощью.
Объект исследования: формирование представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования
мультипликационных фильмов в процессе формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о моральных нормах;
2) определить и обосновать факторы и механизмы морального развития в дошкольном возрасте;
3) рассмотреть различные методические подходы к организации педагогической работы по оптимизации процесса формирования представлений о моральных нормах поведения у старших дошкольников;
4) подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности представлений о моральных нормах у старших дошкольников;
5) экспериментальным путём доказать эффективность использования мультипликационных фильмов как средства формирования представлений о моральных нормах у детей.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь - октябрь 2020 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (ноябрь 2020 года) предполагал выявление уровня сформированности представлений о моральных нормах у старших дошкольников;
III этап (декабрь 2020 - март 2021 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на разработку и составления НОД с использованием детского экспериментирования;
IV этап (апрель 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования мультипликационных фильмов как средства формирования моральных норму детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что продуктивность работы по формированию представлений о моральных нормах у старших дошкольников определяется оптимальностью педагогических подходов, особое место среди которых занимают мультипликационные фильмы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, обобщение);
• эмпирические (тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования).
Теоретическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, М. Микляевой в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследования Р.Г. Казаковой, М.В. Корепановой, И.Я. Медведевой, А.Ф. Лалетиной, посвященные воспитательному потенциалу мультфильмов; работы Л.В. Пименовой, А.М. Щетининой, касающиеся разработки диагностического сопровождения для определения уровня морального развития детей.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена направленностью практических материалов и результатов диагностики в помощь педагогам-практикам.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №31 города Пензы «Волшебная страна».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 41 наименование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы не вызывает сомнения и обусловлена тем, что старший дошкольный возраст, является периодом, когда у детей закладываются и приобретаются моральные нормы. В научной литературе описывается процесс становления и развития морально-нравственных представлений в дошкольном возрасте, некоторые механизмы его регуляции, раскрыты психологические и педагогические условия формирования представлений о моральных нормах у старших дошкольников.
Одним из действенных средств формирования нравственных ценностей детей, особенно дошкольного возраста, могут стать мультипликационные фильмы. Герои мультфильмов оптимально подходят для идентификации детей с ними, а значит, восприятия нравственных ценностей, представленных в мультфильме, усваиваются ребенком лучше. Сюжет и содержание мультфильма во многих случаях отображают актуальные для ребенка ситуации, доступные его пониманию, во время просмотра у детей возникает ощущение непосредственного присутствия в сюжете. Все вышесказанное позволяет считать мультипликационные фильмы эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о моральных нормах.
Целью данного исследования было изучить возможности использования мультипликационных фильмов как средства формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта мы избрали формирование представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста, в качестве предмета - мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы проанализирована психолого­педагогическая литература по проблеме исследования, подробно рассматривается процесс формирования представлений об моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста, методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с мультипликационными фильмами. В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. Одной из задач воспитательно-образовательного процесса в ДОО является организация нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них нравственности и норм морали. К основным механизмам развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте относятся присвоение образцов правильного поведения, система поощрений и наказаний, идентификацию со значимыми другими, игровое моделирование ситуаций, саморегуляция и самоконтроль и некоторые другие. Среди разнообразных средств воспитания моральных норм мультфильмы характеризуются наличием воспитательного потенциала, который способствует когнитивному, эстетическому, эмоциональному и творческому развитию дошкольников и младших школьников. Актуализация воспитательного потенциала мультфильмов требует со стороны педагога организации специальной работы, включающей несколько этапов и направленной на предварительное восприятие и дальнейшее осознание их содержания.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по использованию мультипликационных фильмов как средства формирования моральных норм у старших дошкольников. Констатирующий эксперимент проводился на базе детский сад №31 «Волшебная страна» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о моральных нормах. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что основная масса воспитанников и в экспериментальной, и в контрольной группах имеют средний и низкий уровни сформированности знаний о моральных нормах. Только по одному ребенку из каждой группы показали высокий уровень.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев (декабрь 2020 г. - март 2021 г.) и предполагал разработку планов-конспектов НОД с использованием мультфильмов и внедрением их в образовательный процесс ДОО. В начале нашей работы нами был составлен календарно­тематический план проведения НОД с использованием мультипликационных фильмов. Нами было разработано 16 НОД, в основу которых была положена система работы с мультфильмами, предложенная О.В. Куниченко. Предполагается, что каждое НОД с дошкольниками включает в себя такие этапы, как мотивация к деятельности, просмотр мультфильма, его обсуждение, продуктивная деятельность, рефлексия.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования мультипликационных фильмов как средства формирования моральных норм у детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе 6 дошкольников (60%) относятся к высокому уровню, 4 детей (40%) - к среднему,к низкому уровню сформированности ни один ребенок не относится. В контрольной группе 6 детей (60%) относятся к среднему уровню, 1 дошкольник (10%) - к низкому, 3 ребенка (30%) - к высокому. Можно сделать вывод, что результаты детей в экспериментальной группе улучшились, дошкольники стали лучше разбираться в моральных нормах, понимать их содержание, определять характеры героев и причины их поступков. Улучшились результаты у некоторых детей, которые на констатирующем этапе показали средний и низкий уровни. В контрольной группе при проведении контрольного этапа эксперимента значительных изменений , по сравнению с констатирующим этапом, не было выявлено, результаты детей практически не изменились.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования мультипликационных фильмов для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о моральных нормах. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: МПСИ, 2000. - 416 с.
2. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. - М.: 2000. - 234 с.
3. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
5. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.
6. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 67-68.
7. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 388 с.
9. Безматерных Т.В. Игра - ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. / Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 135-137.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
11. Борисова В.Н. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой игры. / В. Н. Борисова, Т. А. Макарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 381-385.
12. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. - М.: Мозаика - Синтез, 2017. - 80 с.
13. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей. // Ярославский педагогический вестник. - 2002.
• №1. - С. 126-131.
14. Вегера Е.Ю. Формирование гуманных чувств и отношений у детей старшего и младшего дошкольного возраста. // Открытый урок. - 2012. - №14.
• С. 17-18.
15. Вербовская В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура. // Народное образование. Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 1-5...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ