Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ОСОЗНАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МНОГООБРАЗИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ЖИВОТНОГО МИРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №159261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы228
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о животном мире у младших школьников 9
1.1. Представления о животных как элемент образовательного процесса ... 9
1.2. Особенности формирования представлений о животных в младшем
школьном возрасте 17
1.3. Пути формирования представлений о позвоночных животных
Красноярского края на уроках окружающего мира 23
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования представлений о животных у младших школьников 38
2.1. Диагностическая программа определения уровня сформированности
представлений о животных Красноярского края в 3 классе 38
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Описание кружковых занятий, направленных на формирование
представлений о животных Красноярского края 52
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложения 73

Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем современности - сосуществование человечества и природы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано о том, что у младших школьников необходимо формировать представление о целостной картине окружающего мира, экологической грамотности и о правилах нравственного поведения в природном мире и мире людей. В начальном звене необходимо формировать системы знаний и представлений о природном мире, то есть о многообразии окружающего животного мира Красноярского края через освоение доступных способов изучения животных (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и др.). Данная задача является одной из основных задач в современном мире.
Биоразнообразие земли неуклонно уменьшается, и исчезновение каждого нового вида растений или животных нарушает экологическое равновесие, т.к. каждый из них выполняет свою функцию в общей планетарной экосистеме. По различным оценкам, к концу XX в. исчезало ежегодно от 5 тыс. до 150 тыс. видов живых организмов. Оценить понесённый природой ущерб в полной мере не представляется возможным, т.к. на сегодняшний день более или менее изучено и научно описано около 1,5 млн видов биологических организмов, всего же на Земле по разным оценкам их существует от 5 до 30 млн видов.
Справедливо утверждение С.Н. Глазачева о том, что на смену «природопокорительному мнению» на окружающий мир необходима новая концепция ценностей, в формировании которой особая роль отводится концепции обучения.
Освоение знаний о многообразии природных компонентов должно быть методичным и постоянным, потому что главная социально-экологической проблема в современном мире выступает в подготовке экологически грамотного жителя на планете, который владеет широким спектром знаний о многообразной природе, и жителя, который будет вносить свой вклад в сохранение и обеспечении гармонии в социальные и природные среды.
Базовые основы данной грамотности начинают закладываться с начальной школы, а именно, с изучением предмета «Окружающий мир». В ходе изучения этого курса младшими школьниками начинает формироваться целостное представление об окружающем мире и какое место занимает в нём человек. Всё сказанное выявляет цель данного предмета - формирование у младшего школьника представления о многообразии природы, человеке и обществе, формирование осознания характера взаимодействий между ними, за счёт этого воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Социально-экологическая проблема, а именно её психолого­педагогическое обоснование отражено в работах таких учёных, как: Лидии Ильиничны Божович, Алексея Николаевича Леонтьева, Владимира Николаевича Мясищева, Анатолия Петровича Сидельковского, Павла Максимовича Якобсона и других. Эти психологи утверждают, что дети младшего школьного возраста готовы к правильному взаимодействию с окружающей природой, и для этого им необходимо владеть знаниями о многообразии природы, о взаимосвязях в природе, о том, какое место занимает человек в природе и как он может влиять на природу.
Знаменитые деятели прошлого времени рассматривали окружающую природу как источник знаний, средство развития ума, воли и чувств. Александр Иванович Герцен говорил: "Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы..." .
На изучение курса «Окружающий мир» в учебном плане выделяется по 2 академических часа в неделю на протяжении всех 4-х лет обучения. Предметное содержание дисциплины позволяет последовательно достигать тех результатов, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Достигается это за счёт того, что материал в учебниках расположен циклично, что даёт возможность постоянно повторять и углублять изученное ранее.
Требования ФГОС НОО и соответствующее им содержание многочисленных современных программ по предмету «Окружающий мир» для начальной школы предполагают формирование у младших школьников представлений о многообразии животного мира и особенностях основных групп животных.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сделав анализ психолого-педагогической и методологической литературы, мы рассмотрели понятие: знание, выявили сущность данного понятия. Также мы рассмотрели возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при разработки диагностических работ и кружковых занятиях по формированию знаний о многообразии животного мира Красноярского края. Определили критерии знаний, это такие критерии, как «широта, глубина, прочность». Выявили уровни знаний: высокий, низкий, средний.
Подобрали методики, исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы. Это такие методики, как: «Узнай животного», «Тестирование», «Незаконченные предложения», «Итоговый контроль знаний по темам».
Провели методики и проанализировали их. Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в 3 «Б» классе МАОУ Лицея №7 г. Красноярска, позволили нас сделать вывод о том, что уровень знаний находиться на низком и среднем показателях, наименее сформирован критерий «глубина» знаний, что говорит о том, что учащиеся не владеют знаниями о многообразии животного мира. Наше исследование показало, что тема является актуальной.
С целью расширения знаний младших школьников о многообразном животном мире Красноярского края нами были разработаны организационно-педагогические условия расширения знаний, а именно конспекты кружковых занятий, которые можно включать как в уроки «окружающего мира», так и в проведение кружка. Содержание кружковых занятий включает в себя: биологические особенности позвоночных животных, их значение в природе, для человека, а также правила нравственного поведения в природе. При разработке занятий нами были учтены возрастные особенности учащихся.
Мы рекомендуем учителям начальных классов применять разработанные кружковые занятия, для того, чтобы повышать у учащихся уровень знаний о животном мире(позвоночных) своего края.


1. Аксенова М.А., Исмаилова С.В. Энциклопедия для детей. Том 2 . - Москва «Аванта +», 1994.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1986, 425с.
3. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации познавательной деятельности // Начальная школа: плюс - минус, 2001, №5, с.12-17.
4. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А., Педагогика. Уч.пособие для пед.училищ. М.: Просвещение, 1987, 368с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МПСИ, 2006.
6. Богоявленская Д.Б. Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятия, виды, проблемы. Выпуск 1. М.:МИОО, 2005, 176с.
7. Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред С.А. Кузнецов. СПб., Норинт, 2000, 1536с.
8. БЭС под.ред. А.М. Прохорова изд. 2 перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия» 1988.
9. Вронский В.А. Прикладная экология - Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд - во Феникс, 1996, 512с.
10. Гаврилова О.Н. ПРИРОДА КРАЯ в художественной литературе: Животный мир. - Тюмень: СофтДизайн, 1997.
11. Гавричева Г.Ф. Младший школьник и его ценности. Начальная школа №7 2008 с.13-18.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
13. Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе/ А. Я. Герд. - СПб, 1883.
14. Герцен А.И. Публичные чтения господина профессора Рулье/ А.И.Герцен. - 1845.
15. Гирусов Э.В. «Экологическая культура как высшая форма гуманизма» Философия и общество, Выпуск №4 (56). 2009.
16. Глебов В.В. Экологическая психология: Учеб.пособие. - М.:РУДН, 2008, 243с.
... всего 81 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ