Формирование у младших школьников действия классификации при изучении частей речи
|
Введение 3-5
§1. Классификация как универсальное учебное действие 6-10
§2.Психолого-педагогические условия формирования действия классификации у младших школьников 10-14
§3.Части речи как лингвистическое понятие. Требования ФГОС НОО к изучению частей речи 14-19
§4. Ошибки учащихся начальной школы при классификации частей речи, их причины 19-22
§5. Анализ дидактического материала учебников с точки зрения исследуемой проблемы 22-32
§6. Методика обучения классификации при изучении частей речи 32-49
§7. Экспериментальное обучение, анализ результатов 49-64
Заключение 65-67
Список литературы 68-72
§1. Классификация как универсальное учебное действие 6-10
§2.Психолого-педагогические условия формирования действия классификации у младших школьников 10-14
§3.Части речи как лингвистическое понятие. Требования ФГОС НОО к изучению частей речи 14-19
§4. Ошибки учащихся начальной школы при классификации частей речи, их причины 19-22
§5. Анализ дидактического материала учебников с точки зрения исследуемой проблемы 22-32
§6. Методика обучения классификации при изучении частей речи 32-49
§7. Экспериментальное обучение, анализ результатов 49-64
Заключение 65-67
Список литературы 68-72
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одним из важнейших разделов школьного курса русского языка является морфология. Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов [39, с.455]. Одной из наиболее общих категорий морфологии являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.
Вопрос о частях речи интересовал ученых с древних времен. Исследованием классификации частей речи занимались Аристотель, Панини, Яска, в славянской грамматике М.В. Ломоносов. В конце 19 века исследованием частей речи занимались А. А. Потебня и Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба. За основу в современном русском языке была принята классификация частей речи, предложенная В. В. Виноградовым.
В ФГОС НОО отмечено, что учащиеся начальных классов в результате изучения курса русского языка научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как части речи, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. Поэтому наибольшую важность представляет развитие способности к наблюдению, сравнению, выделению существенных признаков явлений и предметов, классификации, простейшим выводам и обобщениям в результате изучения темы части речи.
Формирование конкретных умственных действий (сравнения, обобщения, классификации и др.) обеспечивает возможность формирования общих умственных действий учащихся, умственной деятельности школьников на разном предметном содержании, в учебной и во внеучебной деятельности. Это позволяет, в свою очередь, говорить о предпосылках формирования межпредметных действий и универсальных учебных действий. Сформированность у младших школьников элементарных логических приемов мышления, в частности, классификации - это условие успешного обучения в начальной школе. Это объясняет актуальность избранной темы.
Объект исследования: процесс изучения частей речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: приёмы успешного формирования у младших школьников умения классифицировать части речи.
Цель исследования: выявление методических приемов эффективного формирования у младших школьников умения классифицировать части речи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по исследуемой теме.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования.
3. Рассмотреть методические особенности изучения частей речи в курсе русского языка.
4. Проанализировать учебники русского языка для начальной школы, определить представленные ими возможности для формирования действия классификации на языковом материале темы «Части речи»
5. Выявить уровень сформированности у младших школьников умения классифицировать морфологические понятия.
6. Разработать дополнительные дидактические материалы, способствующие формированию умения классифицировать части речи (систему упражнений, фрагменты уроков и пр.), проверить эффективность использования.
Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и методических пособий, сравнительно-сопоставительный анализ, проведение диагностики, обобщение полученных результатов.
Одним из важнейших разделов школьного курса русского языка является морфология. Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов [39, с.455]. Одной из наиболее общих категорий морфологии являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.
Вопрос о частях речи интересовал ученых с древних времен. Исследованием классификации частей речи занимались Аристотель, Панини, Яска, в славянской грамматике М.В. Ломоносов. В конце 19 века исследованием частей речи занимались А. А. Потебня и Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба. За основу в современном русском языке была принята классификация частей речи, предложенная В. В. Виноградовым.
В ФГОС НОО отмечено, что учащиеся начальных классов в результате изучения курса русского языка научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как части речи, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. Поэтому наибольшую важность представляет развитие способности к наблюдению, сравнению, выделению существенных признаков явлений и предметов, классификации, простейшим выводам и обобщениям в результате изучения темы части речи.
Формирование конкретных умственных действий (сравнения, обобщения, классификации и др.) обеспечивает возможность формирования общих умственных действий учащихся, умственной деятельности школьников на разном предметном содержании, в учебной и во внеучебной деятельности. Это позволяет, в свою очередь, говорить о предпосылках формирования межпредметных действий и универсальных учебных действий. Сформированность у младших школьников элементарных логических приемов мышления, в частности, классификации - это условие успешного обучения в начальной школе. Это объясняет актуальность избранной темы.
Объект исследования: процесс изучения частей речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: приёмы успешного формирования у младших школьников умения классифицировать части речи.
Цель исследования: выявление методических приемов эффективного формирования у младших школьников умения классифицировать части речи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по исследуемой теме.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования.
3. Рассмотреть методические особенности изучения частей речи в курсе русского языка.
4. Проанализировать учебники русского языка для начальной школы, определить представленные ими возможности для формирования действия классификации на языковом материале темы «Части речи»
5. Выявить уровень сформированности у младших школьников умения классифицировать морфологические понятия.
6. Разработать дополнительные дидактические материалы, способствующие формированию умения классифицировать части речи (систему упражнений, фрагменты уроков и пр.), проверить эффективность использования.
Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и методических пособий, сравнительно-сопоставительный анализ, проведение диагностики, обобщение полученных результатов.
Части речи являются важной темой в начальной школе. Учащиеся изучают их с 1 класса, постепенно из класса в класс материал усложняется и добавляются новые части речи. Зачастую младший школьник сталкивается с трудностью в определении у слова части речи, то есть учащиеся не могут отличить одну часть речи от другой. Эта трудность приводит к неумению учащихся классифицировать части речи по определенному основанию. В своей работе мы изучали универсальное учебное логическое действие классификации (на материале изучения темы «Части речи»). Выяснили, что с помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Классификацию называют операцией деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Классификация придает мышлению строгость и точность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основе методики формирования действия классификации лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным, согласно которой действие классификации в своем развитии проходит 6 этапов. Также важным условием формирование действия классификации является развитие логического мышления младших школьников.
Изучив части речи как лингвистическое понятие, мы выяснили историю их образования и то, как категория частей речи представлена в современном русском языке. Затем мы изучили ФГОС НОО и выделили основные требования к изучению частей речи, среди которых есть и такое универсальное действие, как классификация. При изучении морфологии учащиеся классифицируют слова по принадлежности к частям речи, объясняют основания для распределения слов на группы, группируют части речи по разным основаниям (падежи, склонения), классифицируют части речи по их грамматическому значению.
После рассмотрения теоретических основ мы перешли к практической части изучения темы и провели констатирующий эксперимент, в результате которого выявили типичные ошибки учащихся при классификации частей речи и указали причины их возникновения.
Также нами был проведен анализ учебных комплектов по русскому языку для начальной школы и отобраны задания на классификацию частей речи двух типов: классификация объектов, когда признак задан и классификация без заданного признака. Данные полученные в результате анализа мы поместили в таблицу. Анализ УМК показал, что материала, на классификацию частей речи представленного в учебниках недостаточно, чтобы в полной мере сформировать действие. Необходимо включать в обучение больше разнообразных, нестандартных и интересных заданий на классификацию частей речи. С этой целью мы изучили различную методическую литературу по русскому языку и отобрали задания, которые, на наш взгляд, позволили бы сформировать действие классификации в полном объеме и отработать ошибки, допущенные в ходе констатирующего эксперимента, а процесс формирования сделали бы наиболее интересным, познавательным, увлекательным и разноуровневым. Отобранные задания мы распределили по группам и включили в уроки русского языка в гимназии №53 в 3 «А» классе. Также нами были разработаны фрагменты уроков, направленные на повторение, обобщение и систематизацию знаний о частях речи. Данные уроки также были проведены в школе. Для проверки эффективности разработанной нами методики мы провели контрольный срез и выяснили, что количество ошибок допущенные учащимися ранее снизилось в несколько раз, повысился уровень знаний учащихся по теме «Части речи».
В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что наша методика может считаться эффективной, так как младшие школьники стали меньше ошибаться при классификации частей речи, перестали путать глаголы с другими частями речи, снизилось количество учащихся, не знающихся признаки отличия одной части речи от другой.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования были достигнуты положительные результаты, видна динамика улучшения знаний у учащихся о частях речи и их классификации.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основе методики формирования действия классификации лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным, согласно которой действие классификации в своем развитии проходит 6 этапов. Также важным условием формирование действия классификации является развитие логического мышления младших школьников.
Изучив части речи как лингвистическое понятие, мы выяснили историю их образования и то, как категория частей речи представлена в современном русском языке. Затем мы изучили ФГОС НОО и выделили основные требования к изучению частей речи, среди которых есть и такое универсальное действие, как классификация. При изучении морфологии учащиеся классифицируют слова по принадлежности к частям речи, объясняют основания для распределения слов на группы, группируют части речи по разным основаниям (падежи, склонения), классифицируют части речи по их грамматическому значению.
После рассмотрения теоретических основ мы перешли к практической части изучения темы и провели констатирующий эксперимент, в результате которого выявили типичные ошибки учащихся при классификации частей речи и указали причины их возникновения.
Также нами был проведен анализ учебных комплектов по русскому языку для начальной школы и отобраны задания на классификацию частей речи двух типов: классификация объектов, когда признак задан и классификация без заданного признака. Данные полученные в результате анализа мы поместили в таблицу. Анализ УМК показал, что материала, на классификацию частей речи представленного в учебниках недостаточно, чтобы в полной мере сформировать действие. Необходимо включать в обучение больше разнообразных, нестандартных и интересных заданий на классификацию частей речи. С этой целью мы изучили различную методическую литературу по русскому языку и отобрали задания, которые, на наш взгляд, позволили бы сформировать действие классификации в полном объеме и отработать ошибки, допущенные в ходе констатирующего эксперимента, а процесс формирования сделали бы наиболее интересным, познавательным, увлекательным и разноуровневым. Отобранные задания мы распределили по группам и включили в уроки русского языка в гимназии №53 в 3 «А» классе. Также нами были разработаны фрагменты уроков, направленные на повторение, обобщение и систематизацию знаний о частях речи. Данные уроки также были проведены в школе. Для проверки эффективности разработанной нами методики мы провели контрольный срез и выяснили, что количество ошибок допущенные учащимися ранее снизилось в несколько раз, повысился уровень знаний учащихся по теме «Части речи».
В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что наша методика может считаться эффективной, так как младшие школьники стали меньше ошибаться при классификации частей речи, перестали путать глаголы с другими частями речи, снизилось количество учащихся, не знающихся признаки отличия одной части речи от другой.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования были достигнуты положительные результаты, видна динамика улучшения знаний у учащихся о частях речи и их классификации.
Подобные работы
- Система обучения умению классифицировать на уроках русского языка при изучении частей речи в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников умения работать с информацией на основе кейс-технологии при изучении частей речи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Учебно-речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ РУССКОГО ДЕТСКОГО ВНЕИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ЗНАКОМСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НАРЕЧИЙ
(НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



