ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
1.1. Культура поведения как объект педагогического исследования 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников 13
1.3. Методы, средства воспитания культуры поведения старших
дошкольников 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО №42 ОАО «РЖД» Г. РАМЕНСКОЕ
2.1. Анализ деятельности ДОО №42 ОАО «РЖД» г. Раменское 28
2.2. Оценка воспитания культуры поведения старших дошкольников 33
2.3. Разработка комплекса мероприятий формирования культуры поведения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Современные тенденции в практике приводят исследователей к тому, что формирование культуры поведения протекает зачастую сложно. В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к осмыслению общественного труда, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения сообразно с основополагающими моральными принципами.
Наше ежедневное общение в семье и на работе, в транспорте и на улице, со своими и с чужими - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой мы редко задумываемся. Хотим мы того или не хотим, но все мы испытываем подчас одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы. Все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия. Наше «Я» не может существовать без других «Я» [6, с. 147].
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает о мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это все - знания принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - составляет понятие культуры поведения. Без нее человек не может жить среди других людей.
Еще Ф.М. Достоевский в своих произведениях хорошо показал проблемы морали. Многие обращались к проблеме формирования культуры поведения, и мы изучили их опыт. Общей темой Л.Г. Алешиной служит нравственная культура как форма общения, условия осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности.
Колесов В.В. утверждал, что культура речи - культура поведения. Тем не менее, анализ научных исследований ведущих педагогов показал, что вопрос формирования культуры поведения недостаточно изучен.
Возникает противоречие между высокой значимостью культуры поведения в формировании личности ребенка и отсутствием специальных целевых ориентиров в организации воспитательного процесса, направленных на формирование культуры поведения. Выявленные противоречия актуализируют проблему определения содержания работы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объектом исследования является культура поведения старших дошкольников в ДОО.
В качестве предмета исследования выступает процесс формирования культуры поведения старших дошкольников в ДОО.
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать содержание работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО .
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры поведения детей дошкольного возраста;
2) проанализировать деятельность ДОО №42 ОАО «РЖД»;
3) провести оценку воспитания культуры поведения старших дошкольников;
4) разработать комплекс мероприятий по формированию культуры поведения.
Поставленные задачи обусловили выделение этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (октябрь 2019 года) предполагал анализ воспитательной работы;
III этап (ноябрь 2019 года - февраль 2020 года) предусматривал оценку уровня культурного поведения воспитанников ДОО;
IV этап (март-апрель 2020) предполагал разработку методических рекомендаций по повышению уровня культурного поведения воспитанников ДОО.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - наблюдение, сопоставление, интерпретация поступков детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории культуры поведения Колесова В.В.; положения концепции генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматриваются как продукт деятельности общения (Г.М. Андреева, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина);
теоретические основы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста как одного из важнейших способов приобщения детей дошкольного возраста к общечеловеческим духовным ценностям (В. Ашиков, В.Г. Кузнецова, М. Орлова, Л.А. Парамонова и др.).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в профессиональной деятельности воспитателей, педагогов, психологов и методистов дошкольных учреждений.
База исследования: ДОО №42 ОАО «РЖД» г. Раменское.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Культура поведения старших дошкольников является важной составляющей общего воспитания детей, так как их возраст, с пяти до семи лет, является благоприятным для формирования навыков и привычек культурного поведения. Большое значение в воспитании культуры поведения старших дошкольников имеет среда детского сада - воспитатели, сверстники, именно в процессе взаимодействия с ними и закладываются основы воспитанности культуры поведения старших дошкольников.
Дошкольное образование является основой всей образовательной системы, так как является важной ступенью в развитии ребенка. Под дошкольным образованием понимается процесс, направленный на всестороннее развитие ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, который реализуется посредством образовательных программ, соответствующих федеральному государственному стандарту дошкольных учреждений, как правило, на базе дошкольных образовательных учреждениях. Принципы дошкольной образовательной системы направлены на обеспечение лучших условий жизни и развития ребенка и полностью ориентированы на его потребности в полноценном воспитании. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая; формируются и элементы трудовой деятельности. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами.
Культура поведения старшего дошкольника представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Выделяют три группы методов воспитания культуры поведения старших дошкольников: методы воспитания личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Средства воспитания культуры поведения старших дошкольников включают художественные средства, природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку. Предпосылками воспитания культуры поведения дошкольников являются выполнение указаний взрослого, следование нормам поведения, сосредоточение на деле и доведение его до конца.
Оценка культуры поведения старших дошкольников осуществлялась на базе старшей группы ДОО №42 ОАО «РЖД», где воспитываются 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Культура поведения воспитанников анализировалась по следующим составляющим: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Наблюдение за воспитанниками ДОО №42 ОАО «РЖД» в возрасте от пяти до семи лет выявило, что воспитанность культуры поведения в целом находится на среднем уровне. Большинство старших дошкольников могут убрать за собой игрушки, с удовольствием осуществляют игровую, трудовую деятельности в коллективе, достаточно вежливы со сверстниками, больше с воспитателями, также ознакомлены с культурно-гигиеническими навыками, но не всегда их выполняют, для этого часто требуется напоминание или просьба воспитателя. Исходя из этого, разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня культуры поведения старших дошкольников.
Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения старших дошкольников включает воспитание всех ее составляющих: культуры деятельности, культуры общения, культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо осуществить знакомство старших дошкольников с нормами, поведения, нормами общения. С целью воспитания культуры поведения необходимо воспитывать бережное отношение к имуществу, развивать навыки коллективизма, также санитарно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Предложенные мероприятия будут способствовать повышению уровня культуры поведения у старших дошкольников, что положительно отразится на них в будущем.
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. / Под ред. Г.А. Айдашевой, Н.О.
Пичугиной, С.В. Ассауловой. - М.: Издательство «Феникс», 2016. - 342 с.
2. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности. // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 87-90.
3. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. - 2018. - №11. - С. 18-25.
4. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 218 с.
5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
6. Варич Е.Н. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. - М.: ИНФРА, 2017. - 155 с.
7. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А.
Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2017. - 510 с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 152 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Издательство «Смысл»,
2017. - 615 с.
10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI
века. // Новые ценности образования. - 2018. - №6. - С. 10-38.
11. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 284 с.
12. Данилина Т.А. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - №4. - С. 9-11.
13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 2017. - 380 с.
14. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 320 с.
15. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 183 с.
16. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 315 с.
17. Зерщикова И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников. // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 17-19.
18. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 240 с.
19. Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы. // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 76-80.
20. Князев Е. Первые детские сады России. // Учительская газета. - 2016. - №36. - С. 13-15.
21. Ковалева М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях. // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 39-41.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 416 с.
23. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №9. - С. 98-100.
24. Константинов Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. институтов. - М.: ИНФРА, 2016. - 260 с.
25. Курочкина И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для прикладного. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 134 с.
26. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание. -
2017. - №10. - С. 30-34.
27. Логинова П.Г., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. института. - М.: Инфра-М, 2017. - 315 с.
28. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 411 с.
29. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2017. - 421 с.
30. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 96 с.
31. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. - М: Просвещение, 2016. - 272 с.
32. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.:
Издательский центр ИЭТ, 2017. - 268 с.
33. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации // ййрз://минобрнауки.рф
34. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 143 с.
35. Петерина С.В. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов -психологов. - Нижний Новгород, 2018. - 162 с.
36. Ротенберг В.А. История дошкольной педагогики. / Под ред. Л.Н. Литвина, И.В. Чувашова. - М.: ИНФРА, 2015. - 215 с.
37. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 237 с.
38. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 155 с.
39. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. - М.: Флинта, МПСУ,
2017. - 256 с.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
41. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. / Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: ИНФРА, 2016. - 740 с.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об
образовании в Российской Федерации» http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
43. Фигдор Г. Развитие педагогики в детском саду. // Дошкольное воспитание. -
2018. - №7. - С. 18-20.
44. Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников. // Прикладная психология. - 2018. - №12. - С. 8-11.
45. Щукина Г.И. Методика воспитания привычек культуры поведения дошкольников. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 250 с.
46. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 2016. - 144 с.