Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Характеристика интерактивного обучения 6
1.2 Интерактивные формы и методы обучения 10
1.3 Особенности реализации интерактивных форм и методов обучения
математике на основе заданий проблемно-поискового характера 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЙ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА 29
2.1 Организация урока математики в 5-6 классах на основе использования
интерактивных методов 29
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивных форм
и методов на уроках математики 36
2.3 Описание организации и результатов экспериментальной работы 45
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
В современном динамически изменяющимся современном мире непрерывно наблюдаются перемены в различных сферах деятельности. Модифицируются нормы и определенные правила, установки и ценностные ориентации. Не является исключением из этого правила и образовательное пространство, которое стремясь к соответствию требованиям современного общества, претерпевает изменения. Вслед за этим происходят преобразования образовательного процесса в школе путем введения ФГОС на всевозможных ступенях обучения.
Одним из требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является непременное участие обучающегося в совместной учебно-познавательной деятельности образовательного процесса.
Перед учителем встает задача создания необходимых условий для успешной реализации активности обучающегося и совершенствование учебной мотивации.
На сегодняшний день существует обширное теоретическое и практическое обоснование многих аспектов использования интерактивных форм и методов в образовании, включая преподавание математики.
Но на практике учителя сталкиваются с проблемой незнания методических основ и особенностей использования данных технологий для решения педагогических особенностей применение этих методов в работе с математическими фактами, что в конечном итоге приводит к отказу от применения этих технологий в реальной деятельности учителя.
В связи с этим необходимо более глубокое изучение методики преподавания математики с применением интерактивной технологии. Значимость применения современных интерактивных методов и средств обучения на уроках математики определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Реализация интерактивных форм и методов
обучения математике в 5-6 классах на основе заданий проблемно-поискового характера».
Проблема исследования заключается в устранении выявленного противоречия между необходимостью обеспечения учебного процесса действенными методами и средства диалогового взаимодействия и недостаточной разработанностью данного вопроса в практике основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: особенности интерактивных форм и методов обучения на уроках математики в основной школе.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка методического аппарата, позволяющего оптимизировать организацию образовательного процесса на основе использования интерактивных методов и форм обучения на уроках математики в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать:
1. Провести анализ психолого-педагогической методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть различные классификации интерактивных форм и методов обучения.
3. Выявить особенности использования на уроках математике основной школы диалоговые методы обучения.
4. Определить условия и возможности применения интерактивных форм и методов, как средств повышения результативности усвоения обучающимися учебного материала.
5. Разработать методические рекомендации по реализации предлагаемого подхода в курсе математики основной школы.
6. Апробировать разработанный методический аппарат по применению интерактивных методов обучения на уроках математики в основной школе.
Гипотеза: если в основной школе использовать па уроках математике интерактивные формы взаимодействия, то возможно ожидать повышение интереса обучающихся к изучению предмета и повышению качества успеваемости обучающихся.
В работе представлены анализ психолого-педагогический и методической литературы по исследуемой теме; сопоставление различных подходов к обоснованию теоретических положений; обобщение опыта работы педагогов МБОУ гимназия №1 города Кузнецка и собственных методических находок; наблюдение; педагогический эксперимент.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные автором методические материалы по внедрению в учебный процесс интерактивных форм и методов найдут достойное применение в практике обучения математике в школе для повышения результативности образовательного процесса.
Учителями при подготовке к урокам могут быть использованы материалы исследования.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается использование современных интерактивных методов и средств обучения на уроках математики определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Реализация интерактивных форм и методов обучения математике в 5-6 классах на основе заданий проблемно-поискового характера».
Интерактивное обучение - это современный образовательный подход, который подчеркивает активное участие учащихся в процессе обучения.
Такое обучение позволяет школьникам не только приобретать новые знания, но и развивать познавательную деятельность и трансформировать ее на более высокие уровни взаимодействия и сотрудничества.
Исследование материалов исследования показала, что если использовать интерактивные методы и формы обучения на уроках математики в основной школе, то, можно ожидать улучшение интереса к изучению математики и повышение успеваемости учащихся в этой дисциплине.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебников и учебных пособий по математике показал масштабность и многоаспектность научной проблемы, множественность классификаций активных и интерактивных методов обучения.
Разработанные автором методических аппарат па основе использования интерактивных форм и методов может быть использована в практике обучения математике в школе для повышения эффективности образовательного процесса. Подготовлены материалы исследования могут быть использованы учителями математики при подготовке уроков, а также для разработки учебных пособий и сборников задач.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и задачи решены.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Анисимов О. С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: В 2 т. Т. 1 / О. С. Анисимов. М. : Путь, 2006. 487 с.
3. Арутюнов Ю. С. О классификации методов активного обучения // Применение активных методов обучения в учебном процессе. Рига, 1983. С. 36-39
4. Вакуленко В. А. Интерактивное обучение на уроках права // Право в школе. 2009. № 1. С. 26-32.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. 148 с.
6. Математика : 5-й класс базовый уровень учебник: в 2 частях. / Н. Я. Виленкин [и др.] ; 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2024. 160 с.
7. Математика : 6-й класс базовый уровень учебник: в 2 частях. / Н. Я. Виленкин [и др.]; 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2024. 144 с.
8. Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин : специальность 13.00.08 «Теория и методика проф. образования» : Автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Водопьянова Ю.; Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова. М. , 2005. 23 с.
9. Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Ма-тер». 2013. № 11. С. 48-52.
10. Захаров В. М. Интерактивные методы обучения математике. М. : Дашков и Ко, 2017. 420 с.
И. Иванова А. Г. Разработка уроков математики с использованием интерактивных технологий. М. : Просвещение, 2019. 223 с.
12. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения М. : ИНФРА-М, 2021.239 с.
13. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности обучающихся М.: Просвещение, 2009. 163 с.
14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
15. Лысенко Е. Д. Проблемно-поисковые задания по математике. М. : Дрофа, 2017. 396 с.
16. Миронова Н. С. Интерактивные формы обучения математике. М. : Просвещение, 2018. 384 с.
17. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. М. : Центр «Академия», 2008. 176 с.
18. Привалова Г. В. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебнопознавательного процесса в вузе / Привалова Г.В. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования №3. URL: https://s.science-education.ru/. Заглавие с экрана (дата обращения: 22.01.2024).
19. Рожко А. В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе / Рожко А. В. [Электронный ресурс] // Шадринский государственный педагогический университет. URL: http://shgpi.edu.ru/. Заглавие с экрана (дата обращения: 23.01.2024).
20. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. // Учитель. 2000. № 1.С. 25-27.
21. Терентьева В. С. Проблемно-поисковые задачи по математике. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 255 с.
22. Третьякова Л. Г. Обучение английскому в средней школе на основе интерактивных методов обучения. // Развитие современного образования от теории к практике. 2018. № 10. С. 164-169.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 / [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/. Заглавие с экрана (дата обращения: 23.01.2024).
24. Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников. Калининград : РГБ ОД, 1999. 142 с.
25. Шестакова Н. А. Интерактивные уроки математики для 5-6 классов: методическое пособие. СПб.: БХВ-Петербург, 2019. 830