Социальное значение спорта в современном российском обществе
|
Введение 5
1 Теоретические основы исследования социального значения спорта в РФ 10
1.1 Спорт как социально-политическое и культурное явление 10
1.2. Организационно-правовые основы развития современного спорта 23
1.3 Анализ развития физической культы и спорта в РФ 32
2. Социальная роль и тенденции развития спорта в регионе (на примере Пензенской области) 38
2.1 Механизм регулирования развития спорта в регионе 38
2.2 Современное состояние физической культуры спорта в Пензенской
области 43
3. Социальная значимость спорта в современных условиях развития
России 59
3.1 Направления развития физической культуры и спорта 59
3.2Формирование здорового образа жизни через массовое вовлечение в занятия физической культурой и спортом 69
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения
1 Теоретические основы исследования социального значения спорта в РФ 10
1.1 Спорт как социально-политическое и культурное явление 10
1.2. Организационно-правовые основы развития современного спорта 23
1.3 Анализ развития физической культы и спорта в РФ 32
2. Социальная роль и тенденции развития спорта в регионе (на примере Пензенской области) 38
2.1 Механизм регулирования развития спорта в регионе 38
2.2 Современное состояние физической культуры спорта в Пензенской
области 43
3. Социальная значимость спорта в современных условиях развития
России 59
3.1 Направления развития физической культуры и спорта 59
3.2Формирование здорового образа жизни через массовое вовлечение в занятия физической культурой и спортом 69
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения
Актуальность темы исследования. Истинную природу и значение физической культуры и спорта в социуме, её опережающее глубинное понимание можно познать только с учётом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрывать глобальную роль в развитии физической культуры и спорта в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности и особенно системе образования. Исходя из этого, научный анализ социального значения физической культуры и спорта в современном российском обществе представляется исключительно актуальным.
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано ст. 41 п. 2 Конституции Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта.
Актуализируется проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно¬управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
В XXI веке спорт получил невероятное распространение, произошла его институционализация, дифференциация в плане содержания, он приобрел релятивную автономию от других социальных институтов.
В последние годы проблемы физической культуры и спорта все чаще становятся объектом исследования специалистов в области философии не только в России, но и за рубежом. Современные концепции философии спорта опираются на теоретическое понятие здоровья, которое рассматривается как состояние оптимальной способности к эффективному выполнению задач, стоящих как перед личностью, так и перед обществом в целом, и тесно связано с необходимостью поддержания и повышения качества генофонда нации. В связи с этим на первый план выходит задача привития нашей молодежи стремления к принципам и навыкам здорового образа жизни, которая в значительной степени связана с уровнем культуры общества в целом. Повышается социальная значимость управления спортом, роль спорта в развитии личности как многофакторного явления.
Эти проблемы рассматривались и анализировались отечественными социологами, теоретиками и практиками физической культуры и спорта А.Г. Антипьев М.М. Бахтин С.М. Вайцеховский А.Н. Воробьев Л.С. Выгодский В.А. Креер А.Н. Крестовников Н.Г. Озолин В.И. Столяров и др.
В исследованиях все чаще ставятся вопросы о необходимости расширения и углубления законодательного регулирования развития физической культуры, и анализируется процесс осуществления государственной политики в данной сфере. Они отражены в исследованиях Н.П. Бродской А.Н. Бугреева Г.С. Деметера В.И. Столярова.
Все больше появляется исследований по актуальным вопросам управления спортом на современном этапе, о бюджетном финансировании физкультуры и спорта, о взаимодействии с неправительственными организациями.
Развитие государственной политики в сфере физической культуры и спорта анализируются в исследованиях JI.B. Аристова, A.M. Банникова, С.И. Гуськова, A.A. Исаева, и др.
Спорт как фактор государственного и политического управления в Российской Федерации исследован в статьях В.И. Столярова, А.О. Щипанова. Политические аспекты физкультурно-спортивной деятельности отражаются в научных работах B.C. Родиченко. Работы C.B. Алексеева, С.А. Медведева, И.В. Понкина, A.A. Соловьева и др. Ценны тем, что в них анализируется развитие законодательства о развитии физической культуры и спорта, предлагаются направления его совершенствования.
Однако, несмотря на интенсификацию исследований проблем физкультуры и спорта в последнее десятилетие многие вопросы далеки от своего решения. Пока мало работ посвящено массовым формам развития физической культуры и спорта, прежде всего, детско-юношеского спорта, роли физической культуры и спорта в межнациональном и патриотическом воспитании, в осуществлении молодежной политики. Требуется научный анализ региональных особенностей развития физкультуры и спорта в соответствии с социально-экономической ассиметрией отдельных регионов.
Цель диссертационного исследования: проанализировать социальное значение спорта в современном российском обществе...
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано ст. 41 п. 2 Конституции Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта.
Актуализируется проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно¬управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
В XXI веке спорт получил невероятное распространение, произошла его институционализация, дифференциация в плане содержания, он приобрел релятивную автономию от других социальных институтов.
В последние годы проблемы физической культуры и спорта все чаще становятся объектом исследования специалистов в области философии не только в России, но и за рубежом. Современные концепции философии спорта опираются на теоретическое понятие здоровья, которое рассматривается как состояние оптимальной способности к эффективному выполнению задач, стоящих как перед личностью, так и перед обществом в целом, и тесно связано с необходимостью поддержания и повышения качества генофонда нации. В связи с этим на первый план выходит задача привития нашей молодежи стремления к принципам и навыкам здорового образа жизни, которая в значительной степени связана с уровнем культуры общества в целом. Повышается социальная значимость управления спортом, роль спорта в развитии личности как многофакторного явления.
Эти проблемы рассматривались и анализировались отечественными социологами, теоретиками и практиками физической культуры и спорта А.Г. Антипьев М.М. Бахтин С.М. Вайцеховский А.Н. Воробьев Л.С. Выгодский В.А. Креер А.Н. Крестовников Н.Г. Озолин В.И. Столяров и др.
В исследованиях все чаще ставятся вопросы о необходимости расширения и углубления законодательного регулирования развития физической культуры, и анализируется процесс осуществления государственной политики в данной сфере. Они отражены в исследованиях Н.П. Бродской А.Н. Бугреева Г.С. Деметера В.И. Столярова.
Все больше появляется исследований по актуальным вопросам управления спортом на современном этапе, о бюджетном финансировании физкультуры и спорта, о взаимодействии с неправительственными организациями.
Развитие государственной политики в сфере физической культуры и спорта анализируются в исследованиях JI.B. Аристова, A.M. Банникова, С.И. Гуськова, A.A. Исаева, и др.
Спорт как фактор государственного и политического управления в Российской Федерации исследован в статьях В.И. Столярова, А.О. Щипанова. Политические аспекты физкультурно-спортивной деятельности отражаются в научных работах B.C. Родиченко. Работы C.B. Алексеева, С.А. Медведева, И.В. Понкина, A.A. Соловьева и др. Ценны тем, что в них анализируется развитие законодательства о развитии физической культуры и спорта, предлагаются направления его совершенствования.
Однако, несмотря на интенсификацию исследований проблем физкультуры и спорта в последнее десятилетие многие вопросы далеки от своего решения. Пока мало работ посвящено массовым формам развития физической культуры и спорта, прежде всего, детско-юношеского спорта, роли физической культуры и спорта в межнациональном и патриотическом воспитании, в осуществлении молодежной политики. Требуется научный анализ региональных особенностей развития физкультуры и спорта в соответствии с социально-экономической ассиметрией отдельных регионов.
Цель диссертационного исследования: проанализировать социальное значение спорта в современном российском обществе...
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, молодежной, национальной, международной сферах. Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом и способны выполнять многообразные функции.
В настоящее время особо актуальна проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно-управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
Для активизации развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации и достижения целей государственной политики в этой сфере предлагается:
- установить в Российской Федерации нормативы физической подготовки для различных возрастных категорий населения с учетом медицинских групп для занятий физической культурой (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс) и провести их опытную апробацию в отдельных субъектах Российской Федерации;
- обеспечить создание организационных, правовых и финансовых условий, стимулирующих развитие физкультурно-спортивных клубов, учреждаемых в форме общественных организаций для массового привлечения граждан к физической активности по месту жительства, работы (службы), а также их объединений;
- предусмотреть меры правового регулирования, направленные на стимулирование работодателей в части создания условий для развития физической культуры и спорта, поощрение работников за ответственное отношение к здоровью, в том числе в рамках системы обязательного медицинского страхования;
- оптимизировать подход к развитию инфраструктуры массового спорта с учетом приоритетности строительства малобюджетных спортивных сооружений в зоне шаговой доступности и сформировать механизмы совместного использования объектов спорта образовательных организаций учащимися и населением;
- обеспечить модернизацию материально-технической базы физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях с учетом заявленной Минобрнауки России потребности;
- разработать механизм поддержки работников сферы образования и физической культуры за ведение внеучебной и сверхурочной спортивной работы и развитие массового спорта среди населения;
- обеспечить продвижение Международного движения «Спорт для всех» на территории Российской Федерации, в том числе путем организации спортивных и общественно значимых мероприятий, проводимых под эгидой движения, а также Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, на общероссийских государственных общедоступных телеканалах и радиоканалах;
- внести изменения в порядок проведения федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта, предусмотрев совершенствование методики учета граждан, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, получающих физкультурно-спортивные услуги на платной основе, а также учет граждан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;
- разработать систему стимулов и мотиваций для повышения интереса различных категорий и групп населения к физическому самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни, освоению и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, предусмотрев в том числе:
- учреждение знаков отличия для участников и выполнивших нормативы комплекса;
- учреждение знака отличия для лиц, многократно выполнивших нормативы комплекса;
- разработать методические рекомендации и примерные программы для подготовки, в том числе самостоятельной, к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
Успешная и своевременная реализация предложенных мер будет способствовать интенсификации темпов развития физической культуры и массового спорта, решению фундаментальных задач Стратегии и государственной программы по модернизации системы физического воспитания и обеспечения преемственности программ физического воспитания для различных возрастных групп населения, а также раскрытию социально-экономического потенциала данного направления и повышению его вклада в устойчивое развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе...
В настоящее время особо актуальна проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно-управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
Для активизации развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации и достижения целей государственной политики в этой сфере предлагается:
- установить в Российской Федерации нормативы физической подготовки для различных возрастных категорий населения с учетом медицинских групп для занятий физической культурой (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс) и провести их опытную апробацию в отдельных субъектах Российской Федерации;
- обеспечить создание организационных, правовых и финансовых условий, стимулирующих развитие физкультурно-спортивных клубов, учреждаемых в форме общественных организаций для массового привлечения граждан к физической активности по месту жительства, работы (службы), а также их объединений;
- предусмотреть меры правового регулирования, направленные на стимулирование работодателей в части создания условий для развития физической культуры и спорта, поощрение работников за ответственное отношение к здоровью, в том числе в рамках системы обязательного медицинского страхования;
- оптимизировать подход к развитию инфраструктуры массового спорта с учетом приоритетности строительства малобюджетных спортивных сооружений в зоне шаговой доступности и сформировать механизмы совместного использования объектов спорта образовательных организаций учащимися и населением;
- обеспечить модернизацию материально-технической базы физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях с учетом заявленной Минобрнауки России потребности;
- разработать механизм поддержки работников сферы образования и физической культуры за ведение внеучебной и сверхурочной спортивной работы и развитие массового спорта среди населения;
- обеспечить продвижение Международного движения «Спорт для всех» на территории Российской Федерации, в том числе путем организации спортивных и общественно значимых мероприятий, проводимых под эгидой движения, а также Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, на общероссийских государственных общедоступных телеканалах и радиоканалах;
- внести изменения в порядок проведения федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта, предусмотрев совершенствование методики учета граждан, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, получающих физкультурно-спортивные услуги на платной основе, а также учет граждан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;
- разработать систему стимулов и мотиваций для повышения интереса различных категорий и групп населения к физическому самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни, освоению и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, предусмотрев в том числе:
- учреждение знаков отличия для участников и выполнивших нормативы комплекса;
- учреждение знака отличия для лиц, многократно выполнивших нормативы комплекса;
- разработать методические рекомендации и примерные программы для подготовки, в том числе самостоятельной, к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.
Успешная и своевременная реализация предложенных мер будет способствовать интенсификации темпов развития физической культуры и массового спорта, решению фундаментальных задач Стратегии и государственной программы по модернизации системы физического воспитания и обеспечения преемственности программ физического воспитания для различных возрастных групп населения, а также раскрытию социально-экономического потенциала данного направления и повышению его вклада в устойчивое развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе...
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении (на примере канала Матч ТВ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Специфика отражения темы спорта на современном российском
телевидении
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - Продвижение услуг учреждения дополнительного образования посредством взаимодействия с социальными партнёрами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Политический патриотизм как фактор стабилизации социальной структуры
российского общества
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой среде
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2012 - СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ СПОРТИВНОЙ
ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Состояние и перспективы ВПВ российской молодежи в проектных технологиях
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



