Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизм признания должника несостоятельным

Работа №15919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие и сущность финансовой несостоятельности (банкротства) 8
1.1 Общие положения о финансовой несостоятельности (банкротства) 8
1.2 Правовое регулирование банкротства предприятий и физических лиц.. .21
1.3 Пути совершенствования законодательства о банкротстве 31
Глава 2. Процедура банкротства 37
2.1. Механизм признания банкротом юридического лица 37
2.2 Механизм признания банкротом физического лица 62
2.3 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
и крестьянского (фермерского) хозяйства 68
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83


Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема несостоятельности (банкротства) должника, не исполняющего свои долговые обязательства как одна из наиболее актуальных проблем гражданского права имеет многовековую историю: она привлекала и до сих пор привлекает внимание многих цивилистов. Так как от правильного понимания и применения института несостоятельности во многом зависит оздоровление хозяйственной сферы и активизация деятельности участников гражданского оборота, и все это, безусловно, оказывает стабилизирующее влияние на экономику. Сегодня банкротство, как явление переходит из сферы теории в сферу практики и поэтому нуждается не только в теоретическом изучении, но и в практическом совершенствовании.
Одна из самых характерных особенностей развития экономики современной России связана с ростом числа предприятий, которые подпадают или могут подпасть под признаки и условия банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.
Согласно действующему законодательству о банкротстве процедуру банкротства легко возбудить практически против любого участника экономических отношений, независимо от пропорции долгов и активов предприятия, с автоматическим, по существу, введением предусмотренных Законом о банкротстве процедур, назначением арбитражного управляющего и т.д. Массовое применение процедур банкротства в отношении предприятий-должников само по себе не обеспечивает экономический рост, благоприятный инвестиционный климат и оздоровление общей экономической ситуации в России.
Несостоятельность (банкротство) представляет собой во многом неизбежный и объективно обусловленный результат развития рыночных отношений. Причин для такого утверждения множество и среди них, в первую очередь, неумение и неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство нужных и пользующихся спросом товаров из-за отсутствия должных знаний и опыта. Как свободная конкуренция есть объективное свойство рыночной экономики, так и банкротство предприятий - неизбежное в условиях такой экономики явление.
Причины несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют неумолимо во всех странах, в том числе и в странах с высоко развитой рыночной экономикой. Однако их упреждение, преодоление, ликвидация негативных последствий в значительной степени зависит от развитости, сбалансированности и полноты законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкретной страны.
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики.
Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой и для предприятия-должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.
Что касается статистики банкротств в России, то согласно опубликованному на сайте Высшего арбитражного суда РФ отчету, за первое полугодие 2016 года было принято к производству 16 312 заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами), что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это и определило актуальность избранной темы.
Исходя из актуальности темы, цель работы состоит в изучении института финансовой несостоятельности, т.е. банкротства юридических и физических лиц, выявления механизма банкротства указанных субъектов права, а также в выработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной области.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
- раскрыть правовую сущность банкротства;
- раскрыть цели, задачи и содержание банкротства юридических и физических лиц;
- изучить процедуру и особенности банкротства;
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе признания юридических и физических лиц несостоятельными, а также в процессе процедуры банкротства указанных лиц.
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регулирующие основания и механизм признания банкротами юридических и физических лиц.
Методы исследования - исторический, логический, правовой, метод синтеза и анализа нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Гражданский Кодекс РФ , Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» , «Об исполнительном производстве» и другие.
Работа выполнена на основе изучения трудов юристов-исследователей института несостоятельности: Г.Ф. Шершеневича, П.Д. Баренбойма, B. C. Белых, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, А.А. Дубинчина, Н.Г. Лившиц, В.Ф. Попондопуло, В.В. Степанова, М.В. Телюкиной, Г.А. Федотовой и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства;
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами, включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника.
Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами. Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами.
В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником. На период внешнего управления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами.
Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации- должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.
С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица - банкрота.
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица-должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.
Поскольку российская экономика переживает непростое время - последствия мирового кризиса, спад производства, ухудшение дисциплины расчетов по обязательствам, кризис доверия привели к тому, что практически все предприятия реального сектора экономики столкнулись с проблемой обслуживания долгов. Неисполнение обязательств в последнее время стало популярной «антикризисной мерой», страна разделилась на кредиторов и должников, суды завалены исками кредиторов, резко увеличилось количество обращений в суд о банкротстве предприятий.
Одновременно с этим все чаще встречаются случаи, когда должник переводит активы в подконтрольные структуры, совершает сделки не на рыночных условиях, намеренно увеличивает кредиторскую задолженность, банально бросает компанию или продает ее подставным лицам. В такой ситуации собственники и руководители должников преследуют цель уйти от ответственности по неисполненным обязательствам и причинить реальный ущерб законным кредиторам.
При таких обстоятельствах совершенствование и развитие правовых инструментов, увеличивающих гарантии судебной защиты прав кредиторов, просто необходимы .
В частности изменения должны быть направлены на совершенствование положений закона об оспаривании сделок и действий предприятия-банкрота, а также на увеличение круга лиц, подлежащих привлечению к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Основная целью законопроектов должно быть повышение эффективности принудительных мер, направленных на максимально полное исполнение обязательств перед кредиторами за счет увеличения конкурсной массы банкрота. Реализация указанной цели может достигаться через следующие правовые инструменты:
-оспаривание сделок и действий должника, направленных на отчуждение имущества и увеличение кредиторской задолженности;
-обращение взыскания на имущество лиц, несущих субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям кредиторов.
Данные изменения в законодательстве должны быть направлены на улучшение дисциплины исполнения обязательств и, безусловно, повысит гарантии судебной защиты прав кредиторов.


1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № от
26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от
26.11.2001 г № 144-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 22.11.2008 № 138-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 1312.
8. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06. 2003 г. N 74-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 38. - Ст. 841.
9.Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №1. - Ст.6.
12. Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина- должника» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 43. - Ст. 128.
13. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004 г. - №23. - Ст.2310
14. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004 г. - №7. - Ст.526.
15. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 «О мерах по реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"» // Собрание законодательства РФ. -
2006. - № 74. - Ст. 12.
16. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)" от 8 апреля 2003 г» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 43.
17. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)» от 15 декабря 2004 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. - № 62.
19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» от 22 июня 2006 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2006. - № 43.
20. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» //
21. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2008. - № 28.
22. Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденные постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.2003 № 10208/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 54. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 65.
23. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. - № 59. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 21.
25.Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 455-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы о проверке конституционности абзаца девятого статьи 2 и пункта 3 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2004. - №3.
26. Информационное письмо ВАС РФ от 6 августа 2009 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 28.
27. Приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 7 августа 2007 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2007. - № 31.
28. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 декабря 2005 г. N А29-8913/2002-3Б
29. Постановление ФАС Уральского округа от 3 марта 2005 г. N Ф09- 334/05-ГК
Научная и учебная литература
1. Андреев А.В. Условия объявления должника банкротам и проблема их дифференциации //Юрист.-2006.-№ 7.-С.16.
2. Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника. //Хозяйство и право.-2006.- № 1.- С.13.
3. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М., Норма, 2001. - 182 с.
6. Борисенкова Т.В. Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: сочетание частных и публичных интересов //Адвокатская практика.- 2005.-№ 5.-С.11.
7. Витрянский В.В. Как реформировать законодательство о банкротстве // Законодательство. - 1999. - № 5. - С. 53.
8. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ (спец. прил. к № 3). - 2001. - С. 92 - 93.
9. Воложанин В.П., Карякин А.С. Соотношение норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) и арбитражного процессуального кодекса РФ //Цивилист.- 2007.- № 2.- С.45.
10. Громов В.В. Некоторые проблемы рассмотрения арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций. //Вестник Арбитражного суда города Москвы.-
2007. -№ 3.- С.14.
11. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности
(банкротства) //Предпринимательское право. - 2006 - № 3.- С.24.
12. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства //Право и экономика.-2006.-№ 2.-С.29-30.
13. Дорохина Е.Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве //Журнал российского права.- 2007.- № 8.- С.17.
14. Евстратов А., Медведев М. О «политическом» аспекте банкротной процедуры //Бизнес-адвокат.-2006.- № 16.-С.23.
15. Заболоцкая И.В. Проблемы участия в делах о банкротстве арбитражных управляющих //Налоги.- 2006.- № 22.-С.3.
17. Карелина С.А. Соглашение о досудебной санации. Предпринимательское право.- 2007.- № 1.- С.19.
20. Конев Ф.Ф. Некоторые аспекты законодательства о банкротстве //Российский судья.-2005.-№ 9.-С.15.
21. Кораев К.Б. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений при проведении банкротства //Юрист.- 2007.- № 3.- С.20.
22. Королев В.В. Особенности законодательства о банкротстве в США
//Международное публичное и частное право.- 2007.- № 1. -С.15.
23. Крутиков Р.Н. К вопросу о понятии и признаках несостоятельности //Юрист.-2005. - № 6.-С.11.
24. Курбатов А. Субсидиарная ответственность руководителей при несостоятельности (банкротстве) возглавляемых ими кредитных организаций //Хозяйство и право.- 2007.- № 7.- С.31.
26. Матвеенко П.В. Ответственность должностных лиц организации за нарушение обязательств //Налоги.- 2007.- № 1.- С.5.
27. Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 1999. - № 10. -С. 12.
28. Муравьев С., Завойкина Н. Банкротство без двусмысленности. //ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 1.- С. 14.
29. Назаров Д.И. Институт несостоятельности (банкротства) в отечественном гражданском праве XVIII - XIX веков: основные черты. //Гражданское право.-2006.- № 4.- С.22-23.
30. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 92.
32. Никитина О.А. Мировое соглашение // Вестник ВАС РФ (специальное приложение к № 3).- 2001. - С. 139.
35. Плешанова О. Хорошо контролируемое банкротство //ЭЖ-Юрист.- 2005.- № 36.-С.4.
36. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование
несостоятельности (банкротства). Учеб. пособие. М., Норма, 2001. - 420 с.
37. Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, управления, конкурса // Закон. - 1998. - № 6. - С.13
38. Пшеничников С.В. Некоторые вопросы правоприменительной деятельности по оспариванию сделок с предпочтительностью, заключенных в предбанкротный период //Банковское право.- 2007.- № 2.- С.15.
40. Рягузов А.А. Трансграничная несостоятельность в российском праве //Юридический мир.- 2007.- № 6.- С.18.
41. Снытков И. Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве)//ЭЖ-Юрист.-2005.- № 29.- С.11.
42. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., Юрайт, - 1999. - 190 с.
43. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М.: Волтерс Клувер, - 2004.- 170 с.
45. Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., Волтерс Клувер, - 2006.- 202 с.
46. Химичев В.А. Проблемы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в практике арбитражных судов//Закон.- 2007.- № 7.- С .30.
47. Черных Л.С. Актуальные проблемы дифференциации условий для объявления юридического лица банкротом. //Адвокатская практика. -2005. - № 3. - С.22.
делу о банкротстве должника. // Правовой вестник арбитражного
управляющего. - 2003. - № 1. - С. 33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ