Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья и теоретические
основы их социальной реабилитации 6
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ОВЗ: сущность и
содержание 18
Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в практической социальной работе 31
2.1. Реализация технологий реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в Центре реабилитации «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Заречный» 31
2.2. Социальная реабилитация детей в «Комплексном центре социального
обслуживания населения г. Заречный»: алгоритмы, методы, специфика 42
Заключение 53
Приложение 60
По статистике дети с ограниченными возможностями составляют десятую часть населения планеты - это примерно 200 миллионов. Более того, во всем мире наблюдается рост числа детей с врожденными наследственными заболеваниями, в том числе из-за ухудшения экологической обстановки, высокого уровня заболеваемости родителей, нерешенных социальнопсихологических и медицинских проблем - все это способствует увеличению числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает ограничение жизнедеятельности, социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, самостоятельном передвижении, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Семьи с детьми-инвалидами - особые семьи, относящиеся к «группам риска». В таких семьях количество психических расстройств в 2,5 выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов. Члены таких семей испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще. В процессе воспитания и взросления ребенка с ограниченными возможностями семьи сталкиваются с большим числом трудностей: недостатком контактов со сверстниками и взрослыми, ограничении общения с природой, доступом к культурным ценностям, а иногда и к образованию. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. Но ребенок, имеющий инвалидность - член общества, и он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Поэтому актуальность избранной темы обусловлена, с одной стороны, потребностями детей с ограниченными возможностями в широкой поддержке обществом их социализации и социальной реабилитации с помощью признанного института социальной работы. С другой же стороны, обеспечение этого процесса в социальной работе предполагает постоянное усиление комплексности как социальной реабилитации, так и применяемых в ней технологий.
Тема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в целом изучена достаточно разносторонне.
Проблемы распространенности инвалидности среди детей, ее структуры, организационные проблемы и региональные особенности данного явления нашли частичное отражение в работах М. Н. Никитиной, Р. К. Игнатьевой, Э. И. Танюхиной и А. Л. Свинцова, А. А. Баранова, Г. В. Тарасовой, А. Ахмедова и других ученых.
Медико-социальные особенности детей с ограниченными возможностями в целом, вопросы их реабилитации отражены в работах В.С. Анисимова, В. Л. Мартынова, О. В. Грининой, Д. И. Зелинской, И. П. Катковой, Г. С. Окуневой, Н. И. Гурвич и И. А. Камаева.
Теория и практика социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В. М. Астапова, О. И. Лебединского, Б. Ю. Шапиро, Л. К. Грачева, Н. Ф. Дементьевой [15], Э. Ф. Устинова, Е. И. Холостовой [38], А. И. Осадчих, О. В. Павленко, Д. А. Туболева, Л. П. Храпылиной и др.
Социально-технологическая сторона реабилитации представлена в работах таких известных ученых, как П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, К. Заблоский, К. Кирейчик и др.
Проблема исследования определяется существующим в практике социальной работы противоречием между имеющимся в её практике комплексом традиционных технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и современной потребностью в дополнении её инновационными технологиями. Содержание последних связано с раскрытием творческих и коммуникативных способностей детей инвалидов.
Объектом исследования стала социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, а предметом - применение технологии социальной реабилитации данной категории детей.
Цель исследования: выявить содержательный аспект применения технологий реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Центре реабилитации «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Заречный» и определить перспективы внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
• выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
• рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
• описать технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Центре реабилитации «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Заречный»;
• Разработать рекомендации по улучшению технологической стороны социальной реабилитации и инновационных технологий.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что в практике применения технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья преобладают в основном традиционные, тогда как реабилитационные технологии, раскрывающие творческие и коммуникативные способности детей, применяются недостаточно.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья и теоретические основы их социальной реабилитации
Ребенок является «наиболее сложной модификацией человеческого бытия, ибо его существование есть остро противоположный процесс, превращение биологической формы жизни в биосоциокультурную» [19, с.303]. А там, где речь идет о социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), этот процесс протекает более трудно и болезненно как для самого ребенка, так и для его семьи.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов на фоне представления о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерного для демократического гражданского общества, обусловливает, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, а с другой стороны, предопределяет важность социальнореабилитационной деятельности [1,c.216]
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных возможностей.
В рекомендациях 1185 к реабилитационным программам, сделанным в России 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г., о политике реабилитации в поддержку людей с ограниченными возможностями инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 1989 г. ООН приняла Декларацию о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и способствуют их активному участию в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие [19, с.303].
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [32,c.173].
Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, ограничений в контроле своего поведения, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека - семьи, школы и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи детям с ограниченными возможностями основываются на социальноэкологической модели социальной работы. Согласно этой модели, дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специфическим проблемам.
Понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья» обозначаются дети, имеющие отклонения от нормального психического и физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся следующие категории:
• умственно отсталые дети;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с нарушениями речи;
• дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие);
• дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• дети с нарушениями поведения;
• дети с нарушениями эмоционального развития;
• дети с комплексными дефектами.
Ежегодно в России рождается более 40 тыс. детей с врожденными пороками развития, из них около 2 тыс. - с хромосомной патологией. При этом общее число детей-инвалидов с различными нарушениями физического и интеллектуального развития достигает 1,5 млн. чел.
Социальная политика России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривают как недуг, заболевание, патологию. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальный статус, обрекает его не признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать.....
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в затруднениях, с которыми он сталкивается, взаимодействуя с миром, в ограничении мобильности, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в сложностях в общении с природой и доступе к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом сложившегося общественного сознания, социальной политики и состояния специальных социальных служб.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сначала было проанализировано общее содержание термина «инвалид», которое в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Общество не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, но и должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Главная задача совместной работы социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями - решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем. Поэтому во втором разделе первой главы по направлениям реабилитации рассмотрены соответствующие им технологии. Выяснено, что социальные работники располагают в настоящее время целым комплексом технологий, обеспечивающих всестороннюю социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что успеху будет способствовать не только включение в программу социальной реабилитации всех возможных в каждом конкретном случае технологий, но также вовлечение в сотрудничество родителей и других членов семьи ребёнка-инвалида.
Во второй главе представлено исследование практической социальной работы в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Заречного Пензенской области с целью изучения и анализа реализации технологий социальной реабилитации в системе социальной работы. На основании полученных данных были проанализированы этапы процедуры предоставления центром социальных услуг по социальной реабилитации для различных категорий детей с ограниченными возможностями, рассмотрены методики, используемые широким кругом специалистов при реализации своей деятельности в рамках социальной реабилитации. Были выявлены особенности протекания реабилитационных мероприятий и трудности, с которыми сталкиваются специалисты при реализации технологии социальной реабилитации, влияние методов и форм социальной реабилитации на динамику состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза о том, что в практике применения технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья специалисты применяют в основном традиционные технологии, подтвердилась лишь частично. Наряду с такими технологиями, как диагностика, индивидуальные консультации и беседы, групповые занятия, психологические методы с использованием мультисенсорного и игрового оборудования и т. д. применяются и относительно новые технологии - цифровой нейро- ортопедического реабилитационного костюма «Атлант», лекотека, логоритмика, светозвуковые панели для занятий пальчиковой гимнастикой с детьми раннего возраста, а также элементы арт-терапии. Однако, на наш взгляд, внедрение инновационных технологий, связанных с развитием творческих и коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в практику социальной реабилитации может быть продолжено.
Поэтому по итогам исследования были предложены рекомендации, в которых подчёркивается расширение технологической базы социальной реабилитации за счёт включения в программы технологий, ориентированных на поощрение и развитие творческих и коммуникативных способностей детей: изотерапии (рисование и лепка, другие виды), литературной терапии, театральной терапии, игротерапии и т. п., а также большего использования развивающих занятий, корректирующих коммуникативной, когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной, поведенческой сферы личности ребенка.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 216 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с. https://pedlib.ru/Books/5/0347/5 0347-42.shtml#book page top
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991. 198с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогичекая академия, 1994. 216 с.
5. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., Инфра-М, 1999.-340 с.
6. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. М., Владос, 2003. 250 с.
7. Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Инфа-М, 2013. 320 с.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
9. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., № 6, с. 10.
10. «Дорога - это то, как ты идешь по ней...» Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка. Учебное пособие под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра. 1996 152, [1] с.
11. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
12. Декларация о правах инвалидов: принята Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г. // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
13. Декларация о правах умственно отсталых лиц
(https://pni22.ru/files/uploads/1525952326 Deklaracija o pravah invalidov.pdf
14. Жуков В.И. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь/ М.: Союз 1997 358 с.
15.Зверева, Н.А. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями / Н.А. Зверева. СПб.: Речь, 2008. 176 с....39