ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 9
1.1. Категория «творческая свобода» в структуре творческих
способностей личности 9
1.2. Особенности развития творческой свободы в старшем
школьном возрасте 19
1.3. Педагогические возможности обучения игре на фортепиано в
детской школе искусств в процессе развития творческой свободы учащихся старших классов 29
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 39
2.1. Критерии, показатели и уровни развития творческой свободы
учащихся старших классов 39
2.2. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по развитию творческой свободы учащихся старших классов в
процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
Значительное усложнение социальных взаимоотношений, профессиональной деятельности любого члена общества, наблюдающиеся в последние десятилетия, диктуют изменение требований к каждому выпускнику общеобразовательной школы. Соответственно, и содержание образования вынуждено претерпевать трансформации касающихся как передаваемых подрастающему поколению знаний и навыков, так и формируемых у школьников черт характера, воспитываемых навыков взаимодействия ребенка с окружающим миром. С этой точки зрения, наиболее успешной в любой сфере профессиональной деятельности будет личность, характеризующаяся независимостью, свободой, креативностью в работе. Человек, обладающий подобными психологическими качествами, с большей вероятностью, сможет найти нестандартное решение любой, даже самой сложной профессиональной задачи.
Отсюда следует необходимость развития в рамках образовательного процесса всех творческих способностей учащихся, что может осуществляться за счет трансформации содержания отдельных образовательных дисциплин в направлении поиска и организации особой педагогической среды, имеющей в качестве одной из задач совершенствование творческих способностей детей.
Стремление к творческой деятельности является природным, врожденным качеством человека. В той или иной степени, оно проявляется в деятельности любого взрослого и, тем более, ребенка, в виде желания создать нечто, чего еще не существовало ранее, или сделать нечто уже созданное лучше, красивее, иначе. То есть, творчество в деятельности человека проявляется в его стремлении улучшить существующую действительность, а в жизни становится основой для прогресса всего общества и отдельно взятой личности.
Поэтому творчество школьника - это сторона его личности, нуждающаяся в постоянном развитии, подкреплении врожденного стремления и развития, совершенствования имеющихся навыков. Еще не так давно считалось, что творчество является уделом сравнительно небольшой группы людей, обладающих особым складом ума и направленностью личности с рождения. В последние же годы в науке сложилось мнение, что творческие задатки присутствуют у каждого ребенка. Тем актуальнее становится вопрос о подкреплении и развитии этих задатков, дальнейшем использовании творчества человека не только в области искусства, но и другой профессиональной деятельности.
Развитие творческих способностей может быть осуществлено в рамках любой области знаний - как изначально творческой (музыка или литература), так и в точных науках (физика или математика), посколькустремление к творчеству отдельно взятой личности способствует повышению ее эффективности в любой работе.
Одним из важнейших проявлений творческих способностей личности считается творческая свобода. Развитие этой психологической характеристики является залогом того, что впоследствии человек будет более открыт в своей деятельности поиску чего-то нового или необычного. Поэтому развитие творческой свободы еще в школьном возрасте - актуальная задача любого педагогического направления. Естественно, что сферы деятельности, тем или иным образом связанные с искусством, содержат большее количество форм деятельности, влияющих на развитие творческой свободы школьника.
Музыкальное образование несет в себе огромный развивающий потенциал. Еще в древности музыка использовалась не только и не столько в развлекательных целях, сколько для воздействия на эмоциональную сферу личности. В свою очередь, в наши дни музыка может успешно использоваться как основа для развития интеллекта школьника, его
чувственной сферы, а также, естественно, творческих проявлений личности.
Урок музыки, сам по себе,основан на творческой деятельности учащихся. Однако, по нашему мнению, условий традиционного урока музыки общеобразовательной школы может быть недостаточно для успешного развития творческой свободы учащихся. Гораздо более эффективной в контексте исследуемой проблемы может быть среда дополнительного образования, в частности, урок игры на фортепиано в детской школе искусств.
С точки зрения развития творческой свободы учащихся дополнительное образование способно компенсировать недостатки стандартизации образовательных программ, происходящего в последние годы. В то же время, следует заметить, что в настоящее время система дополнительного образования переживает определенные трудности. Это связано с тем, что усложнение общеобразовательных программ при одновременном общем уменьшении количества учащихся сказывается на недостаточности интереса родителей к детским школам искусств. В свою очередь, это нередко приводит к отсутствию отбора при приеме детей для обучения в учреждениях дополнительного образования. Детские школы искусств, также ограниченные стандартами предпрофессионального образования, вынуждены делать упор на развитии технических навыков учащихся, оставляя развитие творческих способностей и, в частности, творческой свободы, в стороне.
Таким образом, очевидно противоречие между важностью развития творческой свободы детей и отсутствием условий для этого в рамках общего образования; необходимостью развития творческой свободы учащихся детских школ искусств и отсутствием четко описанных подходов, решающих эту задачу.
В науке вопросы развития творческой свободы рассматриваются педагогикой и психологией в общей структуре творческих способностей школьников. Среди зарубежных авторов наибольший вклад в исследование творческой деятельности личности внесли Д. Гилфорд и Е. Торренс. В советской и, позже, российской науке к этой проблематике обращались В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич, Я. А. Пономарёв и другие. В этих исследованиях творческая деятельность человека рассматривается с различных сторон, но, зачастую, не существует универсального подхода к содержанию творчества, структуре творческих способностей, путей развития творческой свободы личности.
Таким образом, актуальность описанной проблемы повлияло на выбор темынашей работы: «Развитие творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств».
Цель исследования - выявить, описать и обосновать педагогические условия развития творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств.
Объект исследования - развитие творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств.
Гипотеза исследования - развитие творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств будет осуществляться наиболее эффективно при условии:
• обеспечения самостоятельности и свободы выбора в учебной деятельности старших школьников;
• развития творческой свободы как комплекса специфических интеллектуальных способностей школьников посредством использования развивающих творческих заданий;
• использования на уроках игры на фортепиано методов импровизации и пластического интонирования.
Задачи исследования:
• провести анализ психологических и педагогических исследований по теме работы, описать содержание категории «творческая свобода» в структуре творческих способностей личности;
• охарактеризовать возрастные особенности учащихся старших классов с точки зрения развития у них творческой свободы;
• описать характерные особенности урока игры на фортепиано в детской школе искусств в аспекте развития творческой свободы учащихся старших классов;
• определить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие развитию творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано;
• выделить и описать критерии и уровни развития творческой свободы у учащихся старших классов детской школы искусств;
• организовать и провести педагогический эксперимент, направленный на практическую проверку эффективности педагогических условий развития творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано.
Новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в анализе и систематизации педагогического опыта в вопросе развития творческой свободы учащихся старших классов детской школы искусств в процессе обучения инструментальному исполнительству. Практическая значимость работы заключается в возможности включения разработанных материалов в предпрофессиональные программы детских музыкальных школ и школ искусств по направлению «Инструментальное исполнительство».
Методологической базойработы являются исследования в области развития творческих навыков школьников (Э.Б. Абдуллин, М.А. Ветлугина), исследования творческих способностей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), исследования развития творческих способностей школьников в рамках дополнительного образования (В.В. Давыдов, Т.А. Дмитриева и др.).
Методами исследования послужили анализ литературы в области музыкального образования и психологии, наблюдение, опытноэкспериментальная работа, а также статистические и графические методы анализа результатов исследования.
Исследовательская база опытно-экспериментальной работы: МБУ ДО ДШИ р.п.Мокшан Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложения.
Развитие творческой свободы учащихся является одной из ведущих целей всего комплекса образовательных дисциплин и, в особенности, цикла дополнительного образования. В аспекте преподавания музыкального исполнительства эта проблема издавна и по сей день признается актуальной, поскольку без наличия творческой свободы невозможно формирование полноценного музыканта.
Целью данного исследования было выявление, описание и практическое обоснование педагогических условий развития творческой свободы учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в детской школе искусств.
Исследование обозначенной темы было выстроено через теоретический анализ психологических и педагогическихработ. Обзор научных исследований по теме работы позволил нам охарактеризовать творческую свободукак сочетание отдельных творческих способностей - гибкости и беглости, построенное на основе эмоционального отношения человека к творческой активности.
Теоретический анализ литературы, посвященной описанию характерных особенностей старшего школьного возраста,выявил чувствительность психики учащихся старших классов к педагогическому воздействию, направленному на развитие творческой свободы личности. Основными специфическими психическими новообразованиями,
позволяющими осуществлять этот процесс наиболее эффективно, являются расширение эмоциональной сферы старших школьников и формирование навыков абстрактного мышления.
Также теоретически доказано, что педагогические возможности дополнительного образования, в частности, урока игры на фортепиано, могут значительно активизировать процесс развития творческой свободы учащихся старших классов при условии обеспеченияих самостоятельности и свободы
выбора в учебной деятельности, понимания творческой свободы как комплекса специфических интеллектуальных способностей
школьников,применения в образовательном процессе развивающих творческих заданий, методов импровизации и пластического интонирования.
С целью осуществления опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования нами были описаны критерии и уровни развития творческой свободы у учащихся старших классов детской школы искусств (эмоциональный и практический), определены уровни (низкий, средний и высокий) развития творческой свободы, после чего осуществлена диагностика исходного уровня творческой свободы старших школьников в исследуемой группе.
В рамках формирующего этапа эксперимента были организованы экспериментальные уроки игры на фортепиано в детской школе искусств, в ходе которых реализованы педагогические условия,предложенные в гипотезе нашей работы. Осуществленное экспериментальное обучение позволило выполнить повторное измерения уровня творческой свободы учащихся в ходе контрольного этапа исследования.
Результаты исходного и конечного измерения уровня творческой свободы учащихся показало повышение показателей исследуемого качества личности у испытуемых в экспериментальной группе.Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в начале работы, подтвердилась в ходе теоретического и практического исследования.
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высших педагогических учебных заведений. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева.- М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник пособие для вузов. - Изд. 3-е, испр. / Г. С. Абрамова - М.: Академия, 1998. - 672 с.
3. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: [Текст]: Автореф. дис. д-ра иск. / Л.О. Акопян - М., 1996. - 137 с.
4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978;
5. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 336 с.
6. Ангурец С. Развитие творчества у детей. //Дополнительное образование. — М., 2000. № 4, с. 9-13
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. // Издательство казанского университета, 1988. - 212с.;
8. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учебные пособие для студентов высших пед. учеб. заведений по специальности 2119 «Музыка и пение»./ О. А. Апраксина, - М.: 1983 - 224 с.
9. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. - Л., 1973. - 220с.
10. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 335с.
11. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика// Сб. статей. Под ред. В. Михелис. - Л.: Музгиз, 1961. - 60с.
12. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.
13. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. - М.: Просвещение, 1964. - 218с.
14. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал. - 1995. - с.49-58.
15. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1978...51