Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО

Работа №159162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В ДОО
1.1. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
как педагогическая проблема 8
1.2. Цель, задачи и содержание воспитания патриотических чувств у
детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Воспитательное событие в ДОО как форма воспитания
патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В ДОО
2.1. Изучение уровня развития патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по воспитанию патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО 38
2.3. Анализ эффективности реализации воспитательных событий в ДОО как формы воспитания патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Анализ актуальных проблем и приоритетных направлений современной педагогической науки, теории и практики образования определил контекст нашей выпускной квалификационной работы, связанной с характеристикой воспитательного события как средства воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В центре внимания настоящего исследования находится проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в поддержку специальной военной операции. В ходе последних событий, происходящих на Украине, мы понимаем насколько важно уделять внимание формированию ценностных ориентиров дошкольников, так как именно в этом возрасте формируются патриотизм и гражданская принадлежность. Педагогу очень важно выстроить грамотную модель по формированию ценностных ориентиров будущих патриотов своей страны, в этот непростой для всех период специальной военной операции.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является одной из особо значимых задач дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). Под патриотическим воспитанием понимается готовность встать на защиту, ради интересов своего Отечества. Давно доказано то, что дошкольный возраст является наиболее успешным для воспитания патриотических чувств. Уже в детском саду дети начинают формировать своё личное мнение о Родине, участвуют в различных мероприятиях, тем самым включаются в социально-патриотическую жизнь страны.
В процессе обучения и воспитания у детей должно формируется особое отношение к своей стране, её культуре, традициям и истории. Для педагога и родителей очень важно не упустить тот момент, когда ребёнок проявляет особый интерес к своей Родине. ДОО играет огромную роль в воспитании патриотических чувств ребёнка. Главная задача педагога - это воспитать детей благородных, готовых постоять за свою Отчизну, тех которых принято называть «патриот».
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста является одной из основных проблем, которая стоит перед воспитателями, родителями, государством и обществом в целом. Патриотизм формируется в процессе воспитания, обучения, социализации детей. В настоящее время складывается неблагоприятная ситуация в данном вопросе.
Воспитательное событие в ДОО - один из способов воспитания патриотических чувств личности. Его особенность заключается в том, что ребёнок под контролем воспитателя включается в специально организованное мероприятие, где и происходит развивающая, целевая и ценностно-ориентированная совместная деятельность взрослого и ребёнка. Отмечено, что воспитание патриотических чувств - это процесс, который обязательно подкреплён современной социальной ситуацией в стране.
Воспитательное событие мы рассматриваем как средство успешного воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Событийный подход рассматривался в исследованиях М.М. Бахтина, Д.В. Григорьева, Н.Б. Крыловой, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, И.Г. Алмазовой [3], Е.А. Стрекалкиной [31]. А.С. Макаренко отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик [10, с. 75].
Событийный подход, как правило, рождает принцип событийности. Этот принцип подразумевает «... принцип формирования воспитывающих отношений, значимого опыта ценностно-смыслового взаимодействия педагога и воспитанников» [3, с. 198]. Кроме того, считаем необходимым заметить, что важность воспитательного события как средства успешного воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста состоит в переходе внешних условий жизнедеятельности во внутренний мир человека (ребёнка и взрослого), влияющих на актуализацию ценностей и смыслов.
Технология «воспитательное событие» позволяет решать многие задачи: Все участники образовательного события - это настоящие участники, а не зрители. Желание сделать жизнь детей яркой и интересной; формировать инициативного, активного и самостоятельного ребенка; создать эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности, систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО».
Объект исследования - процесс воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования воспитательных событий в работе по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, были определены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
2) уточнить цель, задачи и содержание воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать воспитательное событие в ДОО как форму воспитания патриотических чувству детей старшего дошкольного возраста;
4) изучить исходный уровень развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать содержание работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО;
6) изучить эффективность реализации воспитательных событий в ДОО как формы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) предполагал изучение исходного уровня развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательных событий в ДОО;
IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику, определение эффективности проделанной работы и оформление текста исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что процесс воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если будут реализованы воспитательные события в ДОО.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т. е. эмпирическим путем;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей, педагогический эксперимент.
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников мы руководствовались методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой [37].
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
• работы, раскрывающие содержание и сущность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Ф.С. Левин-Щирина, О.А. Князева, М.В. Крулехт, Е.Ю. Александрова [2], А.Я. Ветохина [7], Н.Г. Комратова [16] и др.);....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ДОО. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования психологов доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально- психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. В процессе проведения воспитательных событий расширяются знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это связано с получением новых знаний о своём государстве, семье, об истории России.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с семьёй, родным краем, с его народом, бытом и традициями, историей государства у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
В первой главе нашей работы была изучена проблема патриотического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте. ДОО, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества. В процессе проведения исследования было выявлено, что одним из эффективных средств патриотического воспитания является технология реализации воспитательных событий.
Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе по реализации воспитательных событий в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которые были проведены на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 города Пензы «Планета детства». В диагностике участвовали дети старшей группы в количестве 25 человек. Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей.
Диагностическая методика включала выполнение следующих заданий: «Родной город», «Государственная символика», «Нравственно­патриотическое отношение». Качественный анализ полученных данных позволил выявить уровни развития патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники на этапе констатирующего эксперимента показали, в основном средний и низкий уровень развития патриотических чувств: 25% дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития патриотических чувств; 43% детей - средний и 32% - низкий уровни. Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что необходимо проведение специальной работы в этом направлении. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс воспитательных событий.
Мероприятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. На наш взгляд, подобные события формируют в них патриотические качества личности и чувства гордости за свой народ, приобщают к истории страны и помогают укрепить авторитет традиций государства.
Формирующий этап эксперимента был завершен контрольной диагностикой, целью которой было определение эффективности проведенной работы. Анализ результатов контрольного этапа показал, что уровень развития патриотических чувств детей, участвующих в эксперименте изменился, в частности на 23% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень, с низким уровнем развития уменьшилось до 12% и до 40% уменьшилось количество детей, имевших средний уровень развития. Таким образом, проведенный эксперимент дал положительные результаты.
Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стал более эффективным при реализации воспитательных событий, направленных на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом.
Таким образом, воспитательное событие в ДОО показало свою состоятельность. Технология реализации воспитательных событий в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.
В результате проделанной работы нам удалось оказать воздействие на развитие знаний детей:
• о достопримечательностях родного города;
• о государственной символике;
• о необходимости сохранения окружающей среды города;
• о своем районе.
Наше предположение о том, что процесс воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если будут реализованы воспитательные события в ДОО, нашло свое подтверждение в ходе проведенной работы. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.


1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций. // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - №4. - С. 130-134. - URL: https://elibrary.ru/yrmndv7ysclidHuql0q7pxy921725585
2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 212 с.
3. Алмазова И.Г. Воспитательное событие как средство успешной
социализации младших школьников. // Гносеологические основы образования: материалы Международного научного форума, посвящённого памяти профессора С.П. Баранова. - Липецк, 2023. - С. 95-99. -
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=54491603
4. Безручкина Т.Ю. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста. / Т.Ю. Безручкина, А.В. Маяцкая, М.Г. Шанкулашвили, Э.Г. Шатикова. // Молодой ученый. - 2023. - №13.2(460.2). - С. 20-28. - URL: https://moluch.ru/archive/460/97730/
5. Бутырская Е.В. Теоретико-аксиологические основы патриотического
воспитания дошкольников. / Е.В. Бутырская, В.А. Грекова. // Аксиологические проблемы педагогики. - 2016. - №7. - С. 17-21. -
URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=27633145&ysclid=luq l2yiehk211292274
6. Веракса Н.Е.Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с.
7. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 191 с.
8. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников. // Перспективы науки и
образования. - 2018. - №5(35). - С. 110-117.- URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36332869&ysclid=luqmb044an570351867
9. Горбунов В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания. // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №2. - C. 38-41. - URL: https://elibrary.ru/hyopiv?ysclid=lupwwyn87t679049073
10. Евдокимова Е.Н. Образовательное событие как форма совместной
творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей. / Е.Н. Евдокимова, Н.И. Пузикова, Т.П. Новикова. // Молодой ученый. - 2019. - №9.1(247.1). - С. 74-78. - URL:
https://moluch.ru/archive/247/56818/
11. Елизарова Н.М. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.М. Елизарова, О.А. Колесникова. // Молодой ученый. - 2016. - №24(128). - С. 450-452. - URL: https: //moluch.ru/archive/128/35566/
12. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. / В.И. Зимин, А.С. Спирин. - М.: Сюита, 2006. - 69 с.
13. Иванова И.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста средствами краеведческой туристской деятельности. / И.Ю. Иванова, Е.Ю. Ильина. // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: материалы IV Международной студенческой научной конференции. - М.: Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодёжи и туризма, 2021. - С. 99-105. -
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46566261&ysclid=luqmeu8346211528420
14. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. / Научн. рук. Л.А. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 192 с.
15. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. - 352 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...