Использование аутентичных материалов в процессе развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов 5
1.1. Особенности формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной
школы 5
1.2. Аутентичные материалы как средство развития социокультурной
компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы 14
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Практические основы использования аутентичных материалов на уроках английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции (на примере видеоматериалов) 24
2.1. Основные этапы работы с видеоматериалом 24
2.2. Комплекс приемов работы с аутентичным видеофильмом для
формирования социокультурной компетенции и основные рекомендации по его использованию 28
2.3. Результаты использования разработанного комплекса упражнений на
уроках английского языка в средней школе 36
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 54
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов 5
1.1. Особенности формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной
школы 5
1.2. Аутентичные материалы как средство развития социокультурной
компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы 14
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Практические основы использования аутентичных материалов на уроках английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции (на примере видеоматериалов) 24
2.1. Основные этапы работы с видеоматериалом 24
2.2. Комплекс приемов работы с аутентичным видеофильмом для
формирования социокультурной компетенции и основные рекомендации по его использованию 28
2.3. Результаты использования разработанного комплекса упражнений на
уроках английского языка в средней школе 36
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 54
В условиях изучения иностранного языка усиливается необходимость включения в содержание обучения элементов языковой культуры народов. В рамках данного подхода речь идёт о необходимости насыщения предметного содержания речи страноведческими материалами с ориентацией на диалог культур. Ряд исследований по данной проблеме послужил стимулом определения обязательности внедрения аутентичных материалов для формирования социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка. Актуальность темы вызвана лингвокультурологическими причинами, так как аутентичные материалы несут дополнительные сведения о стране изучаемого языка, приоткрывают то, что связано с традициями, обычаями народа, с его ментальностью и поведенческими нормами. Усвоение
лингвокультурологического материала - важнейшего компонента коммуникативной компетенции - содействует формированию социокультурной компетенции, под которой мы понимаем целостную систему представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющую извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.
Объектом исследования является аутентичный видеоматериал как средство развития социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка. Предмет исследования - приемы работы с аутентичным видеоматериалом для развития социокультурной компенетции у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Цель работы состоит в изучении стратегий и технологий работы с аутентичным видеоматериалом, а также их применение на уроке английского языка как способа развития социокультурной компетенции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования социокультурной
компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
2. Описать аутентичные материалы как средство развития социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
3. Выявить основные этапы работы с видеоматериалом.
4. Выделить комплекс упражнений по работе с аутентичным видеофильмом для формирования социокультурной компетенции.
5. Апробировать разработанные упражнения при работе с аутентичным видеофильмом для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в девятом классе МБОУ СОШ №66 г. Пензы.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования предложенных приемов и стратегий работы с аутентичным видеофильмом при проведении уроков в средней общеобразовательной школе для развития социокультурной компетенции .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и 2 приложений. Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, ставятся цель и задачи исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические возможности формирования социокультурной компетенции у учащихся с помощью использования аутентичных материалов в процессе обучения. Вторая глава включает методические рекомендации по работе с аутентичными видеоматериалами и результаты использования разработанного комплекса приемов для развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе. В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
лингвокультурологического материала - важнейшего компонента коммуникативной компетенции - содействует формированию социокультурной компетенции, под которой мы понимаем целостную систему представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющую извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.
Объектом исследования является аутентичный видеоматериал как средство развития социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка. Предмет исследования - приемы работы с аутентичным видеоматериалом для развития социокультурной компенетции у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Цель работы состоит в изучении стратегий и технологий работы с аутентичным видеоматериалом, а также их применение на уроке английского языка как способа развития социокультурной компетенции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования социокультурной
компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
2. Описать аутентичные материалы как средство развития социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
3. Выявить основные этапы работы с видеоматериалом.
4. Выделить комплекс упражнений по работе с аутентичным видеофильмом для формирования социокультурной компетенции.
5. Апробировать разработанные упражнения при работе с аутентичным видеофильмом для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в девятом классе МБОУ СОШ №66 г. Пензы.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования предложенных приемов и стратегий работы с аутентичным видеофильмом при проведении уроков в средней общеобразовательной школе для развития социокультурной компетенции .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и 2 приложений. Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, ставятся цель и задачи исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические возможности формирования социокультурной компетенции у учащихся с помощью использования аутентичных материалов в процессе обучения. Вторая глава включает методические рекомендации по работе с аутентичными видеоматериалами и результаты использования разработанного комплекса приемов для развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе. В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
Изучение иностранного языка неразрывно связано с ознакомлением с национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны.
В результате проведенного анализа с целью выявления стратегий и технологий работы с аутентичным видеоматериалом, а также их применение на уроке английского языка как способа развития социокультурной компетенции нами были получены следующие общие выводы:
1. Социокультурная компетенция - совокупность определенных знаний о
культуре страны изучаемого языка, культуре родной страны, а также умений, способностей и качеств личности, позволяющих учащемуся варьировать свое речевое поведение в зависимости от сферы и ситуации общения. Результативность процесса формирования социокультурной компетенции учащихся обусловливается соответствием сформированности у учащихся следующих критериев: когнитивного (знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка), поведенческого
(сформированность основных социокультурных умений) и оценочноэмоционального (проявление толерантности и эмпатии).
2. Одним из главных социокультурных компонентов содержания обучения является аутентичный материал, через который учащиеся усваивают новые знания, ценности, носителей изучаемого языка. Отражение в аутентичных материалах живой реальной жизни вызывает интерес учащихся, готовность вступать в дискуссию, а успешное понимание ведет к повышению мотивации в дальнейшем изучении языка. Однако аутентичный материал может представлять и определенные трудности, в частности, сложность языкового материала. Технология критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии обеспечивают стойкий интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание. Включение в работу аутентичных материалов создает благоприятную почву для развития коммуникативных умений учащихся и развития социокультурной компетенции.
3. При работе с видеоматериалами мы выделяем три главных этапа:
преддемонстрационный - этап мотивации учеников, снятия возможных сложностей при восприятии текста и подготовки для успешного выполнения последующих заданий; демонстрационный - показ фильма, целью данного этапа является формирование коммуникативной компетенции, развитие
коммуникативной компетенции, развития навыков устной речи (говорения, аудирования), развитие социокультурной компетенции учащихся; последемонстрационный - практическая работа с извлеченной информацией из видеоматериала, целью данного этапа является виртуальное создание исходной ситуации, обозначенной в видео, для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи. Факультативно мы выделили четвертый этап работы с видеоматериалом - творческий этап. На творческом этапе, учащиеся могут обсуждать обзоры, статьи из газет и журналов по теме фильма.
4. Мы выделили разработали примеры упражнений, способствующих формированию социокультурной компетенции: prediction, character/ event study, role-play, jigsaw listening and viewing, deducing dialogue from pictures,video translation.
5. Нами был проведен эксперимент на базе МБОУ СОШ №66 г. Пензы среди учащихся 9 класса «Б». Мы апробировали разработанный комплекс приемов в рамках темы “Job” на основе британского документального фильма “Who gets the best job in the UK? Фильм имеет лингвострановедческую направленность, что полностью соответствует параметрам отбора видеоматериала для развития социокультурной компетенции. В результате эксперимента мы пришли к выводу о том, что прослеживается положительная тенденция в развитии социокультурной компетенции: просмотр фильма способствовал пополнению знаний национальнопсихологических особенностей страны изучаемого языка (увеличения показателя на 0,53), улучшился показатель умений, необходимых для сотрудничества (увеличение на 0,3). На уроках было замечено, что систематическая и целенаправленная работа с аутентичным фильмом способствует стремительному развитию навыков культурного осознания, наблюдательности к особенностям другой культуры, совершенствованию способности к коммуникативному партнерству, формированию готовности участвовать в межкультурной коммуникации, удовлетворяя потребности самообразования учащихся.
В результате проведенного анализа с целью выявления стратегий и технологий работы с аутентичным видеоматериалом, а также их применение на уроке английского языка как способа развития социокультурной компетенции нами были получены следующие общие выводы:
1. Социокультурная компетенция - совокупность определенных знаний о
культуре страны изучаемого языка, культуре родной страны, а также умений, способностей и качеств личности, позволяющих учащемуся варьировать свое речевое поведение в зависимости от сферы и ситуации общения. Результативность процесса формирования социокультурной компетенции учащихся обусловливается соответствием сформированности у учащихся следующих критериев: когнитивного (знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка), поведенческого
(сформированность основных социокультурных умений) и оценочноэмоционального (проявление толерантности и эмпатии).
2. Одним из главных социокультурных компонентов содержания обучения является аутентичный материал, через который учащиеся усваивают новые знания, ценности, носителей изучаемого языка. Отражение в аутентичных материалах живой реальной жизни вызывает интерес учащихся, готовность вступать в дискуссию, а успешное понимание ведет к повышению мотивации в дальнейшем изучении языка. Однако аутентичный материал может представлять и определенные трудности, в частности, сложность языкового материала. Технология критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии обеспечивают стойкий интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание. Включение в работу аутентичных материалов создает благоприятную почву для развития коммуникативных умений учащихся и развития социокультурной компетенции.
3. При работе с видеоматериалами мы выделяем три главных этапа:
преддемонстрационный - этап мотивации учеников, снятия возможных сложностей при восприятии текста и подготовки для успешного выполнения последующих заданий; демонстрационный - показ фильма, целью данного этапа является формирование коммуникативной компетенции, развитие
коммуникативной компетенции, развития навыков устной речи (говорения, аудирования), развитие социокультурной компетенции учащихся; последемонстрационный - практическая работа с извлеченной информацией из видеоматериала, целью данного этапа является виртуальное создание исходной ситуации, обозначенной в видео, для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи. Факультативно мы выделили четвертый этап работы с видеоматериалом - творческий этап. На творческом этапе, учащиеся могут обсуждать обзоры, статьи из газет и журналов по теме фильма.
4. Мы выделили разработали примеры упражнений, способствующих формированию социокультурной компетенции: prediction, character/ event study, role-play, jigsaw listening and viewing, deducing dialogue from pictures,video translation.
5. Нами был проведен эксперимент на базе МБОУ СОШ №66 г. Пензы среди учащихся 9 класса «Б». Мы апробировали разработанный комплекс приемов в рамках темы “Job” на основе британского документального фильма “Who gets the best job in the UK? Фильм имеет лингвострановедческую направленность, что полностью соответствует параметрам отбора видеоматериала для развития социокультурной компетенции. В результате эксперимента мы пришли к выводу о том, что прослеживается положительная тенденция в развитии социокультурной компетенции: просмотр фильма способствовал пополнению знаний национальнопсихологических особенностей страны изучаемого языка (увеличения показателя на 0,53), улучшился показатель умений, необходимых для сотрудничества (увеличение на 0,3). На уроках было замечено, что систематическая и целенаправленная работа с аутентичным фильмом способствует стремительному развитию навыков культурного осознания, наблюдательности к особенностям другой культуры, совершенствованию способности к коммуникативному партнерству, формированию готовности участвовать в межкультурной коммуникации, удовлетворяя потребности самообразования учащихся.
Подобные работы
- Использование безэкв и валентном лексики как средства формирования
социокультурной компетенции на уроках английского языка в 11 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШИХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных материалов как средства формирования
социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроке английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Значимость использования аутентичных материалов: возможность
использования аутентичного художественного текста на уроках
английского языка в старших классах
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку (Московский Информационно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК СПОСОБ
ЭКСПЛИКАЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА
МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ «THE GUARDIAN»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование кинодискурса для формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Фразеологизмы как основа формирования социокультурной компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021





