Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Советско-европейские культурные связи (1917-1939 гг.)

Работа №159150

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-12
Глава I. Национальная культура России и формирование европейской культурной среды 13
§ 1. Факторы развития межкультурных коммуникаций в первой половине XX
века 13-18
§ 2. Эмиграция из Советской России и сохранение традиций русской нацио­нальной культуры за рубежом 18-26
Глава II. Советская культура в системе международных связей в 1920-е- 1930-е гг 27
§ 1. Особенности развития межкультурных коммуникаций 27-39
§ 2. Роль личности в системе культурных связей 40-47
Глава III. Методические рекомендации по проведению внеурочного мероприятия на тему: «Советско-европейские культурные связи 1917­1939 гг.» 48
§ 1. Тематическое планирование 48
§ 2. Технологическая карта внеурочного мероприятия 49-55
§ 3. Приложения 55-60
Заключение 61-65
Список использованных источников и литературы 66-71
Приложения 72-73

Актуальность исследования определяется необходимостью восста­новления целостности представления о единстве социокультурного опыта российской цивилизации, разделенного революционными катаклизмами на советскую и «белоэмигрантскую» ипостаси существования. Нельзя оставлять в стороне вопрос о вкладе в мировую культуру русских эмигрантов XX века, оказавшихся по тем или иным причинам за пределами России. Некоторые уехали ещё до 1917 года, другие (большая часть) после Октябрьского пере­ворота, но совместно они образовали столь мощную, разместившуюся в раз­ных странах (Чехословакия, Франция, Германия, Турция, Англия, США, Ка­нада и др.) русскую диаспору, что слова одного из самых видных исследова­телей культуры российской эмиграции М.А. Раева о «России за рубежом», а ещё ранее о «Зарубежной России» П.Е. Коваленского1 2, приобретают опреде­лённый смысл: «Изгнанники, создавшие Россию за рубежом, сумели выпол­нить двойную задачу - сохранить и развить дальше наследие национальной культуры. В этом смысле история Зарубежной России и её культурной жизни всегда была и будет неотъемлемой частью истории всей России» 2. Эти слова в полной мере можно отнести к тем изгнанникам, которые продолжали раз­вивать и достраивать за рубежом русскую культуру, вбирая в нее иностран­ный опыт.
Русская культура продолжала существовать и развиваться за пределами России на тех же основаниях, что были заложены в ней историей страны и народа. Та органичная связь с отечественной историей, которую сумели со­хранить и бережно донести до современности деятели русской культуры за рубежом - в то время как на Родине делалось всё, чтобы её оборвать, - яви­лась едва ли не самой важной, если не сказать великой, миссией русского культурного Зарубежья.
Культура - показатель уровня развития общества, взаимоотношений власти и народа, включающий идеологический компонент. В связи с этим культурная политика руководства страны нацелена на созидание тех цен­ностных ориентиров, которые не противоречат государственной идеологии и способствуют усилению властных структур. Диаметрально противополож­ные тенденции развития художественной культуры в СССР и за его предела­ми, кардинально различающаяся степень ее включенности в механизмы властно-политического регулирования концентрирует внимание исследова­телей на проблемах поиска уникального цивилизационного кода в творчестве писателей, композиторов и т.д., оказавшихся по разную сторону границы, а также на изучении сферы советско-европейских межкультурных коммуника­ций через призму опосредованного влияния русского зарубежья. В этом от­ношении комплексный анализ процесса формирования творческого багажа советского общества невозможен без реконструкции взаимосвязей внутри воображаемого треугольника культуры, в рамках которого происходило обо­гащение и обмен идеями и образами: анклав футуристическо-
авангардистских представлений, запечатленный в творчестве деятелей куль­туры СССР, верная классическим традициям Зарубежная Россия и, наконец, испытывавшая кризис эстетических ориентиров, ставшая в одночасье пери­ферийной культура старушки Европы.
Объектом исследования является развитие межкультурных коммуни­каций в общеевропейском пространстве в условиях масштабнейших со- циогуманитарных катаклизмов первых десятилетий ХХ века.
Предметом исследования выступают советско-европейские культур­ные связи в 1917-1939 гг., представленные в контексте трехстороннего крос- скультурного взаимодействия.
Хронологические рамки исследования охватывают период между Первой и Второй мировыми войнами (1917-1939 гг.), что объясняется общ­ностью происходивших социокультурных изменений и целостностью модели взаимодействия.
Степень изученности проблемы. Культурная сфера представляет со­бой одну из главных составляющих в жизни социума. Именно культура транслирует общественно-политические взгляды и ожидания населения страны. С этих позиций культурные связи позволяют проникнуть в глубины сознания людей и понять особенности происходящих событий, взглянув на них извне.
Несмотря на то, что проблема развития советско-европейских культур­ных связей (1917-1939 гг.) является весьма актуальной, данный аспект отно­шений малоизучен как отечественными, так и европейскими исследователя­ми, поэтому в нашей работе мы попытаемся выявить ключевые тенденции и подходы к рассмотрению проблематики.
Культура XX века - не новый и не старый этап ее последовательного развития, это переломный, кризисный момент, который должен задать ори­ентиры становления будущего мирового культурного пространства. Соб­ственно с этих позиций и рассматривают культуру историки дореволюцион­ного периода.
Наиболее полно процесс культурного развития российского социума отражают «Очерки по истории русской культуры» (1896-1903) П.Н. Милю­кова3. В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формиро­вании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особен­ности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы отно­сительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствован­ным общественным институтам. Он стремился рассматривать единую исто­рию как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной.
В первых двух частях «Очерков» Милюков рассматривает историче­ские процессы, развитие и общий ход которых менее всего определялись со­знательным выбором и решением общества и его представителей. В третьей части исследования Милюков рассматривает механизмы, с помощью кото­рых индивидуальная мысль становится общественной, т. е. формируется об­щественное самосознание. По мысли автора, история русского общественно­го самосознания может быть разделена на 3 этапа: 1) развитие националисти­ческих идеалов завоевательной эпохи и начало их критики; 2) последние по­беды национализма и первые успехи общественной критики: 3) развитие об­щественного мнения критической эпохи. Через все три периода проходит по­степенное нарастание критического воззрения и соответственное ослабление воззрения националистического.
В книге «Малая история искусств. Искусство XX века 1901-1945 г.» В.М. Полевой4 изучает проблему культуры сквозь призму происходящих в мире событий. Отдельное внимание уделяется межвоенному периоду и внед­рению тоталитарных политических систем, которые и должна была обслужи­вать культурная составляющая. Также автор определяет ряд принципов, ха­рактерных для художественной культуры XX века. Во-первых, гражданское сознание художников, провоцирующее их на поиски благоприятной художе­ственной среды (эмиграцию). Во-вторых, превращение искусства в самостоя­тельный вид общественной деятельности. В-третьих, соотношение политиче­ского и художественного сегментов в творчестве. Важным моментом в рабо­те В.М. Полевого представляется использование понятия «трансконтинен­тальной культуры»5, отражающего процесс глобализации культурных связей, взаимовлияние стран в области культурных отношений.
Одной из фундаментальных работ по рассматриваемой проблематике является исследование группы авторов «Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940»6. Авторы рассматривают следующие темы: Белое движение и его связи с утраченной Россией; взгляды либерально­консервативных ученых на историю России и стран Запада; евразийство как общественно-политическое и научное движение; отношение эмигрантов к европейской социалистической мысли и советскому варианту социализма; анализ публикаций в журнале «Новый Град». В работе подчеркивается ха­рактерную особенность эмигрантского либерального консерватизма - «син­тез российских традиционных ценностей и западноевропейские завоевания в области политической и гражданской культуры.. ,»7.
История межкультурного взаимодействия через призму биографиче­ских очерков рассмотрены в работе Соломона Волкова «История русской культуры XX века»8. Автор оценивает посредством культурно-политических процессов, трансформации сознания народа. В книге отражен, так называе­мый, «эксперимент по тотальной политизации культурной жизни» и его по­следствия9. Соломон Волков делает акцент на столкновении взглядов инако­мыслящей интеллигенции с большевистскими политиками, подчиненных ка­нонам советской идеологии.
В 2008 г. коллектив авторов издал сборник статей «Художественная культура русского зарубежья»10, который рассматривает широкий спектр про­блем, связанных с культурными деятелями, работавшими в 1910-1930-е годы. Авторы стремятся осветить творчество крупных мастеров русского зарубе­жья под новым углом зрения, а также вводят в научный оборот целый ряд малоизвестных имен, что позволяет рассмотреть в советско-европейском пространстве тему русских эмигрантов и их вклад в культурную жизнь Евро­пы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая вышеизложенное, стоит еще раз обратиться к самому поня­тию «культурно-европейских связей». Понятие включает не только межго­сударственные контакты по вопросам культуры, но и процессы эмиграции, возникновения землячеств.
Необходимо выделить черты, определяющие советско-европейские культурные связи 1917-1939 гг., которые отличаются своей сложностью в связи с исключительностью исторического периода их породившего.
Ключевыми факторами, влияющими на складывание советско- европейских культурных связей межвоенного периода, являются: Первая ми­ровая война, Октябрьская революция 1917 г., оформление нового государ­ственного образования - СССР. Несомненно, именно эти события повлекли за собой коренные изменения мировосприятия советского и западного об­ществ, получившие свое выражения в культурной составляющей этих социу­мов.
Сразу же после Октябрьской революции происходит массовая эмигра­ция самых различных социальных групп российского населения. Люди науки и искусства уезжали за границу как по собственному желанию за свободным творчеством, так и под давлением обстоятельств. В эмиграции продолжают существовать и активно развиваться разнообразные течения в науке, литера­туре, искусстве и образовании, существование которых, по идеологическим мотивам, невозможно было в Советской России.
Ведущими центрами эмиграции из России стали, прежде всего, США и Франция. «Русский Париж» именовался «столицей» русского искусства за рубежом, где существовало множество музыкальных и художественных объ­единений.
Необходимо отметить, что исследователи выделяют целый комплекс специфических черт российской эмиграции. Во-первых, «первая волна» эми­грации объективно считается одним из самых масштабных эмиграционных движений в мировой истории, осуществившимся в столь сжатые сроки. Во- вторых, эмиграция ознаменовала собой перенос на иностранную почву цело­го общественно-культурного слоя, для существования которого на родине уже не имелось достаточных предпосылок: невероятным напряжением сил в изгнании были сохранены и спасены такие ключевые для нее понятия и кате­гории как монархизм, сословность, церковность и частная собственность. Поскольку многие эмигранты рассчитывали на краткосрочность пребывания за пределами страны, распространенной стала установка на замыкание в соб­ственной среде, на воссоздание как можно большего числа имевшихся на ро­дине общественных институтов и фактический отказ от интеграции в новое общество.
Российская эмиграция несла в себе исторический опыт и традиции рус­ской культуры и образованности, ее целостность и органичность, которые проявлялись во всех сферах духовной и материальной жизни эмиграции.
Несмотря на то, что русские деятели всегда оставались преданными своей культуре и традициям, в то же время это была пора исканий - исканий новых форм и нового содержания. Крупные таланты во всех областях проби­вали новые тропы в Русской культуре, дополняя ее новыми европейскими ве­яниями. Над налаживанием советско-европейских культурных связей довле­ли политические обстоятельства, во многом отягощающие работу деятелей науки и культуры.
В работе затронуты те аспекты проблемы, которые помогают увидеть основные закономерности в культурной политике 20-30-х гг. и особенности установления советско-европейских культурных связей в межвоенный пери­од. Культурную политику советского правительства в 20-30-х гг. можно оха­рактеризовать следующим образом:
• в сфере научной культуры: восстановление научно потенциала стра­ны; подчинение научной сферы идеям социализма; прикладной характер науки; накопление знаний; внедрение плановости в научную деятельность; сокращение научно-исследовательской базы;
• в сфере образования: главным вектором этого направления политики стала ликвидация безграмотности; создание сети общеобразовательных школ; подготовка педагогических кадров.
• в художественной культуре: появление новых видов искусств, благо­даря развитию технической базы; мощное развитие массовой культуры; по­явление новых экспериментальных и поисковых направлений; репрессирова­ние культурных деятелей, неугодных новому режиму;
• в сфере религиозной культуры: пропаганда атеистического мировоз­зрения; уничтожение культовых сооружений.
В рассматриваемый период советская и европейская культуры преобра­зуются, что вело к переосмыслению существующего культурного уклада. Та­ким образом, культурная составляющая усложняется, помимо системы ду­ховных и материальных ценностей в рамках конкретного социума, представ­ляет собой индикатор внешне- и внутриполитических процессов. С другой стороны, культура не признает географических границ, национальностей, ве­роисповеданий и т.д. Этот процесс получил отражение в культурных связях СССР и западноевропейских стран.
В тоже время культура Западной Европы, в отличие от советской, - это открытая система, интегрирующая мировой опыт, более свободная от поли­тических игрищ. Это выражалось не только на общественном, но и личност­ном уровне.
Процесс трансформации из человека «творца» в человека «пользовате­ля» был характерен для обеих сторон. Однако ценностные характеристики, формируемые на Западе и в Советском пространстве разительно отличались. Западноевропейский «новый» человек - это пролетарий с капиталистически­ми установками, нацеленный на себя; советский человек - это пролетарий,
строящий будущее всего народа. Отсюда и разница в акцентах культурной политике.
На стыке двух направлений оказалась русская эмиграция, привносив­шая свои ценности в западноевропейскую культуру и при этом находившаяся под воздействием западных культурных традиций.
Установление культурных связей проходило посредством: музыкаль­ных гастролей, распространения переводной литературы, деятельности ху­дожественных и научных кружков и т.п.
Советская власть не полностью отрицала европейские культурные тен­денции, но воплощала на практике лишь то, что не разрушало авторитет вла­сти и не мешало пропаганде социализма. Вследствие этого, межкультурные связи имели однобокую направленность, что осложняло механизмы их уста­новления.
В целом отношения между западноевропейскими культурными деяте­лями и русской диаспорой были далеко не однозначными. Помимо широкого признания русские деятели культуры повсеместно сталкивались с жизнен­ными трудностями и разочарованиями, которые постоянно ими преодолева­лись. Однако в итоге и европейцы, и русские смогли значительно повлиять на всю мировую культуру первой половины XX века, заложить основы куль­турной традиции того времени.
Исходя из поставленных задач, представилось возможным дать опре­деление понятию «культура», раскрыть роль общественно-политического развития межвоенного периода в становлении новой культуры, оценить сте­пень влияния общемировых тенденций на культурную составляющую СССР. Во-первых, установление межкультурных связей в рассматриваемый период затруднялось в связи с особенностями внутриполитического развития СССР. Во-вторых, основными способами межкультурного взаимодействия стали: деятельность художественных и научных сообществ, библиотек, междуна­родный обмен литературой, гастроли музыкантов и т.п. В-третьих, не для всех эмигрантов жизнь за пределами родины обернулась успехом, одни вер­нулись обратно, другие смирились с положением дел и ушли в небытие.
Методический блок работы представляет собой самостоятельную раз­работку внеурочного мероприятия, нацеленную на расширение представле­ний обучающихся об особенностях установления советско-европейских культурных связей, рассмотрение проблемы на конкретных исторических примерах, а также соотнесение нового знания с уже известными фактами всеобщей истории.
В итоге, можно с уверенностью говорить, что установление культур­ных связей является неотъемлемой частью политической жизни современных европейских стран. Однако, это не означает отказ от самобытной националь­ной культуры, наоборот, культурные коммуникации призваны продемон­стрировать социумам возможности обогащения собственного культурного пространства.


1. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от
церкви» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL:
http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/, свободный. Яз. рус. (да­та обращения 13.11.2016)
2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс].
Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/3483 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
3. История России XX - начала XXI века. 10 кл.: учебник / О. В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016. - 367 с.
4. История России. 6-10 классы: рабочая программа / И. Л. Андре­ев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. - 124 с.
5. Конституция СССР 1936 г. [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
6. Милюков П.Н. Воспоминания 1859-1917. Т. 1-2. -
М: Современник, 1990 - Т. 1- 446 с., Т. 2 - 446 с.
7. О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства Союза ССР (1933-1937 гг.) [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/42859, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
8. Положение о главном управлении кино-фото-промышленности при Совете народных комиссаров Союза ССР [Электронный ресурс]. Элек­трон. Дан. URL: http://istmat.info/node/36745, свободный. Яз. рус. (дата обра­щения 13.11.2016)
9. Постановление СНК «Об изменении положения о комиссии по регулированию найма работников искусства заграницей для работы в Сою­зе ССР и в Союзе ССР - для работы заграницей» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/49693, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
10. Постановление СНК «О ликвидации Всесоюзного общества про­летарского туризма и экскурсий» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/44842, свободный. Яз. рус. (дата обращения
13.11.2016)
11. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении феде­
рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/543 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
12. Пташкина Н.Л. Дневник 1918-1920. - Париж: Парижъ: Я. Е. По­волоцкий и Ко, 1922 - 324 с.
13. Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмигра­ции 1919-1939/ М. Раев. - М.: Прогресс, 1994. - 296 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/2974 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
II. Монографии и статьи по теме исследования
15. Ахиезер А. Эмиграция из России: Культурно-исторический ас­пект// Свободная мысль. - М., 1993. - №7. - С. 70-78....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ