Введение 3-12
Глава I. Национальная культура России и формирование европейской культурной среды 13
§ 1. Факторы развития межкультурных коммуникаций в первой половине XX
века 13-18
§ 2. Эмиграция из Советской России и сохранение традиций русской национальной культуры за рубежом 18-26
Глава II. Советская культура в системе международных связей в 1920-е- 1930-е гг 27
§ 1. Особенности развития межкультурных коммуникаций 27-39
§ 2. Роль личности в системе культурных связей 40-47
Глава III. Методические рекомендации по проведению внеурочного мероприятия на тему: «Советско-европейские культурные связи 19171939 гг.» 48
§ 1. Тематическое планирование 48
§ 2. Технологическая карта внеурочного мероприятия 49-55
§ 3. Приложения 55-60
Заключение 61-65
Список использованных источников и литературы 66-71
Приложения 72-73
Актуальность исследования определяется необходимостью восстановления целостности представления о единстве социокультурного опыта российской цивилизации, разделенного революционными катаклизмами на советскую и «белоэмигрантскую» ипостаси существования. Нельзя оставлять в стороне вопрос о вкладе в мировую культуру русских эмигрантов XX века, оказавшихся по тем или иным причинам за пределами России. Некоторые уехали ещё до 1917 года, другие (большая часть) после Октябрьского переворота, но совместно они образовали столь мощную, разместившуюся в разных странах (Чехословакия, Франция, Германия, Турция, Англия, США, Канада и др.) русскую диаспору, что слова одного из самых видных исследователей культуры российской эмиграции М.А. Раева о «России за рубежом», а ещё ранее о «Зарубежной России» П.Е. Коваленского1 2, приобретают определённый смысл: «Изгнанники, создавшие Россию за рубежом, сумели выполнить двойную задачу - сохранить и развить дальше наследие национальной культуры. В этом смысле история Зарубежной России и её культурной жизни всегда была и будет неотъемлемой частью истории всей России» 2. Эти слова в полной мере можно отнести к тем изгнанникам, которые продолжали развивать и достраивать за рубежом русскую культуру, вбирая в нее иностранный опыт.
Русская культура продолжала существовать и развиваться за пределами России на тех же основаниях, что были заложены в ней историей страны и народа. Та органичная связь с отечественной историей, которую сумели сохранить и бережно донести до современности деятели русской культуры за рубежом - в то время как на Родине делалось всё, чтобы её оборвать, - явилась едва ли не самой важной, если не сказать великой, миссией русского культурного Зарубежья.
Культура - показатель уровня развития общества, взаимоотношений власти и народа, включающий идеологический компонент. В связи с этим культурная политика руководства страны нацелена на созидание тех ценностных ориентиров, которые не противоречат государственной идеологии и способствуют усилению властных структур. Диаметрально противоположные тенденции развития художественной культуры в СССР и за его пределами, кардинально различающаяся степень ее включенности в механизмы властно-политического регулирования концентрирует внимание исследователей на проблемах поиска уникального цивилизационного кода в творчестве писателей, композиторов и т.д., оказавшихся по разную сторону границы, а также на изучении сферы советско-европейских межкультурных коммуникаций через призму опосредованного влияния русского зарубежья. В этом отношении комплексный анализ процесса формирования творческого багажа советского общества невозможен без реконструкции взаимосвязей внутри воображаемого треугольника культуры, в рамках которого происходило обогащение и обмен идеями и образами: анклав футуристическо-
авангардистских представлений, запечатленный в творчестве деятелей культуры СССР, верная классическим традициям Зарубежная Россия и, наконец, испытывавшая кризис эстетических ориентиров, ставшая в одночасье периферийной культура старушки Европы.
Объектом исследования является развитие межкультурных коммуникаций в общеевропейском пространстве в условиях масштабнейших со- циогуманитарных катаклизмов первых десятилетий ХХ века.
Предметом исследования выступают советско-европейские культурные связи в 1917-1939 гг., представленные в контексте трехстороннего крос- скультурного взаимодействия.
Хронологические рамки исследования охватывают период между Первой и Второй мировыми войнами (1917-1939 гг.), что объясняется общностью происходивших социокультурных изменений и целостностью модели взаимодействия.
Степень изученности проблемы. Культурная сфера представляет собой одну из главных составляющих в жизни социума. Именно культура транслирует общественно-политические взгляды и ожидания населения страны. С этих позиций культурные связи позволяют проникнуть в глубины сознания людей и понять особенности происходящих событий, взглянув на них извне.
Несмотря на то, что проблема развития советско-европейских культурных связей (1917-1939 гг.) является весьма актуальной, данный аспект отношений малоизучен как отечественными, так и европейскими исследователями, поэтому в нашей работе мы попытаемся выявить ключевые тенденции и подходы к рассмотрению проблематики.
Культура XX века - не новый и не старый этап ее последовательного развития, это переломный, кризисный момент, который должен задать ориентиры становления будущего мирового культурного пространства. Собственно с этих позиций и рассматривают культуру историки дореволюционного периода.
Наиболее полно процесс культурного развития российского социума отражают «Очерки по истории русской культуры» (1896-1903) П.Н. Милюкова3. В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной.
В первых двух частях «Очерков» Милюков рассматривает исторические процессы, развитие и общий ход которых менее всего определялись сознательным выбором и решением общества и его представителей. В третьей части исследования Милюков рассматривает механизмы, с помощью которых индивидуальная мысль становится общественной, т. е. формируется общественное самосознание. По мысли автора, история русского общественного самосознания может быть разделена на 3 этапа: 1) развитие националистических идеалов завоевательной эпохи и начало их критики; 2) последние победы национализма и первые успехи общественной критики: 3) развитие общественного мнения критической эпохи. Через все три периода проходит постепенное нарастание критического воззрения и соответственное ослабление воззрения националистического.
В книге «Малая история искусств. Искусство XX века 1901-1945 г.» В.М. Полевой4 изучает проблему культуры сквозь призму происходящих в мире событий. Отдельное внимание уделяется межвоенному периоду и внедрению тоталитарных политических систем, которые и должна была обслуживать культурная составляющая. Также автор определяет ряд принципов, характерных для художественной культуры XX века. Во-первых, гражданское сознание художников, провоцирующее их на поиски благоприятной художественной среды (эмиграцию). Во-вторых, превращение искусства в самостоятельный вид общественной деятельности. В-третьих, соотношение политического и художественного сегментов в творчестве. Важным моментом в работе В.М. Полевого представляется использование понятия «трансконтинентальной культуры»5, отражающего процесс глобализации культурных связей, взаимовлияние стран в области культурных отношений.
Одной из фундаментальных работ по рассматриваемой проблематике является исследование группы авторов «Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940»6. Авторы рассматривают следующие темы: Белое движение и его связи с утраченной Россией; взгляды либеральноконсервативных ученых на историю России и стран Запада; евразийство как общественно-политическое и научное движение; отношение эмигрантов к европейской социалистической мысли и советскому варианту социализма; анализ публикаций в журнале «Новый Град». В работе подчеркивается характерную особенность эмигрантского либерального консерватизма - «синтез российских традиционных ценностей и западноевропейские завоевания в области политической и гражданской культуры.. ,»7.
История межкультурного взаимодействия через призму биографических очерков рассмотрены в работе Соломона Волкова «История русской культуры XX века»8. Автор оценивает посредством культурно-политических процессов, трансформации сознания народа. В книге отражен, так называемый, «эксперимент по тотальной политизации культурной жизни» и его последствия9. Соломон Волков делает акцент на столкновении взглядов инакомыслящей интеллигенции с большевистскими политиками, подчиненных канонам советской идеологии.
В 2008 г. коллектив авторов издал сборник статей «Художественная культура русского зарубежья»10, который рассматривает широкий спектр проблем, связанных с культурными деятелями, работавшими в 1910-1930-е годы. Авторы стремятся осветить творчество крупных мастеров русского зарубежья под новым углом зрения, а также вводят в научный оборот целый ряд малоизвестных имен, что позволяет рассмотреть в советско-европейском пространстве тему русских эмигрантов и их вклад в культурную жизнь Европы....
Обобщая вышеизложенное, стоит еще раз обратиться к самому понятию «культурно-европейских связей». Понятие включает не только межгосударственные контакты по вопросам культуры, но и процессы эмиграции, возникновения землячеств.
Необходимо выделить черты, определяющие советско-европейские культурные связи 1917-1939 гг., которые отличаются своей сложностью в связи с исключительностью исторического периода их породившего.
Ключевыми факторами, влияющими на складывание советско- европейских культурных связей межвоенного периода, являются: Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г., оформление нового государственного образования - СССР. Несомненно, именно эти события повлекли за собой коренные изменения мировосприятия советского и западного обществ, получившие свое выражения в культурной составляющей этих социумов.
Сразу же после Октябрьской революции происходит массовая эмиграция самых различных социальных групп российского населения. Люди науки и искусства уезжали за границу как по собственному желанию за свободным творчеством, так и под давлением обстоятельств. В эмиграции продолжают существовать и активно развиваться разнообразные течения в науке, литературе, искусстве и образовании, существование которых, по идеологическим мотивам, невозможно было в Советской России.
Ведущими центрами эмиграции из России стали, прежде всего, США и Франция. «Русский Париж» именовался «столицей» русского искусства за рубежом, где существовало множество музыкальных и художественных объединений.
Необходимо отметить, что исследователи выделяют целый комплекс специфических черт российской эмиграции. Во-первых, «первая волна» эмиграции объективно считается одним из самых масштабных эмиграционных движений в мировой истории, осуществившимся в столь сжатые сроки. Во- вторых, эмиграция ознаменовала собой перенос на иностранную почву целого общественно-культурного слоя, для существования которого на родине уже не имелось достаточных предпосылок: невероятным напряжением сил в изгнании были сохранены и спасены такие ключевые для нее понятия и категории как монархизм, сословность, церковность и частная собственность. Поскольку многие эмигранты рассчитывали на краткосрочность пребывания за пределами страны, распространенной стала установка на замыкание в собственной среде, на воссоздание как можно большего числа имевшихся на родине общественных институтов и фактический отказ от интеграции в новое общество.
Российская эмиграция несла в себе исторический опыт и традиции русской культуры и образованности, ее целостность и органичность, которые проявлялись во всех сферах духовной и материальной жизни эмиграции.
Несмотря на то, что русские деятели всегда оставались преданными своей культуре и традициям, в то же время это была пора исканий - исканий новых форм и нового содержания. Крупные таланты во всех областях пробивали новые тропы в Русской культуре, дополняя ее новыми европейскими веяниями. Над налаживанием советско-европейских культурных связей довлели политические обстоятельства, во многом отягощающие работу деятелей науки и культуры.
В работе затронуты те аспекты проблемы, которые помогают увидеть основные закономерности в культурной политике 20-30-х гг. и особенности установления советско-европейских культурных связей в межвоенный период. Культурную политику советского правительства в 20-30-х гг. можно охарактеризовать следующим образом:
• в сфере научной культуры: восстановление научно потенциала страны; подчинение научной сферы идеям социализма; прикладной характер науки; накопление знаний; внедрение плановости в научную деятельность; сокращение научно-исследовательской базы;
• в сфере образования: главным вектором этого направления политики стала ликвидация безграмотности; создание сети общеобразовательных школ; подготовка педагогических кадров.
• в художественной культуре: появление новых видов искусств, благодаря развитию технической базы; мощное развитие массовой культуры; появление новых экспериментальных и поисковых направлений; репрессирование культурных деятелей, неугодных новому режиму;
• в сфере религиозной культуры: пропаганда атеистического мировоззрения; уничтожение культовых сооружений.
В рассматриваемый период советская и европейская культуры преобразуются, что вело к переосмыслению существующего культурного уклада. Таким образом, культурная составляющая усложняется, помимо системы духовных и материальных ценностей в рамках конкретного социума, представляет собой индикатор внешне- и внутриполитических процессов. С другой стороны, культура не признает географических границ, национальностей, вероисповеданий и т.д. Этот процесс получил отражение в культурных связях СССР и западноевропейских стран.
В тоже время культура Западной Европы, в отличие от советской, - это открытая система, интегрирующая мировой опыт, более свободная от политических игрищ. Это выражалось не только на общественном, но и личностном уровне.
Процесс трансформации из человека «творца» в человека «пользователя» был характерен для обеих сторон. Однако ценностные характеристики, формируемые на Западе и в Советском пространстве разительно отличались. Западноевропейский «новый» человек - это пролетарий с капиталистическими установками, нацеленный на себя; советский человек - это пролетарий,
строящий будущее всего народа. Отсюда и разница в акцентах культурной политике.
На стыке двух направлений оказалась русская эмиграция, привносившая свои ценности в западноевропейскую культуру и при этом находившаяся под воздействием западных культурных традиций.
Установление культурных связей проходило посредством: музыкальных гастролей, распространения переводной литературы, деятельности художественных и научных кружков и т.п.
Советская власть не полностью отрицала европейские культурные тенденции, но воплощала на практике лишь то, что не разрушало авторитет власти и не мешало пропаганде социализма. Вследствие этого, межкультурные связи имели однобокую направленность, что осложняло механизмы их установления.
В целом отношения между западноевропейскими культурными деятелями и русской диаспорой были далеко не однозначными. Помимо широкого признания русские деятели культуры повсеместно сталкивались с жизненными трудностями и разочарованиями, которые постоянно ими преодолевались. Однако в итоге и европейцы, и русские смогли значительно повлиять на всю мировую культуру первой половины XX века, заложить основы культурной традиции того времени.
Исходя из поставленных задач, представилось возможным дать определение понятию «культура», раскрыть роль общественно-политического развития межвоенного периода в становлении новой культуры, оценить степень влияния общемировых тенденций на культурную составляющую СССР. Во-первых, установление межкультурных связей в рассматриваемый период затруднялось в связи с особенностями внутриполитического развития СССР. Во-вторых, основными способами межкультурного взаимодействия стали: деятельность художественных и научных сообществ, библиотек, международный обмен литературой, гастроли музыкантов и т.п. В-третьих, не для всех эмигрантов жизнь за пределами родины обернулась успехом, одни вернулись обратно, другие смирились с положением дел и ушли в небытие.
Методический блок работы представляет собой самостоятельную разработку внеурочного мероприятия, нацеленную на расширение представлений обучающихся об особенностях установления советско-европейских культурных связей, рассмотрение проблемы на конкретных исторических примерах, а также соотнесение нового знания с уже известными фактами всеобщей истории.
В итоге, можно с уверенностью говорить, что установление культурных связей является неотъемлемой частью политической жизни современных европейских стран. Однако, это не означает отказ от самобытной национальной культуры, наоборот, культурные коммуникации призваны продемонстрировать социумам возможности обогащения собственного культурного пространства.
1. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от
церкви» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL:
http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс].
Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/3483 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
3. История России XX - начала XXI века. 10 кл.: учебник / О. В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016. - 367 с.
4. История России. 6-10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. - 124 с.
5. Конституция СССР 1936 г. [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
6. Милюков П.Н. Воспоминания 1859-1917. Т. 1-2. -
М: Современник, 1990 - Т. 1- 446 с., Т. 2 - 446 с.
7. О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства Союза ССР (1933-1937 гг.) [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/42859, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
8. Положение о главном управлении кино-фото-промышленности при Совете народных комиссаров Союза ССР [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/36745, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
9. Постановление СНК «Об изменении положения о комиссии по регулированию найма работников искусства заграницей для работы в Союзе ССР и в Союзе ССР - для работы заграницей» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/49693, свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.11.2016)
10. Постановление СНК «О ликвидации Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий» [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://istmat.info/node/44842, свободный. Яз. рус. (дата обращения
13.11.2016)
11. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении феде
рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/543 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
12. Пташкина Н.Л. Дневник 1918-1920. - Париж: Парижъ: Я. Е. Поволоцкий и Ко, 1922 - 324 с.
13. Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939/ М. Раев. - М.: Прогресс, 1994. - 296 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Электрон. Дан. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/2974 , свободный. Яз. рус. (дата обращения 13.05.2017)
II. Монографии и статьи по теме исследования
15. Ахиезер А. Эмиграция из России: Культурно-исторический аспект// Свободная мысль. - М., 1993. - №7. - С. 70-78....51