Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга как формы развития предпринимательства 11
1.1 Понятие предпринимательства. Формы развития предпринимательства.
Понятие «франчайзинг» 11
1.2 История становления и развития франчайзинговых отношений 19
1.3 Виды франчайзинга 24
Глава 2. Правовое регулирование франчайзинга в России и зарубежных странах 31
2.1 Франшизное соглашение. Особенности правового регулирования
франчайзинга в отдельных странах 31
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России. Договор коммерческой
концессии 38
2.3 Сравнительная характеристика договора франчайзинга и договора
коммерческой концессии 43
Глава 3. Методическая разработка программы элективного курса на основании результатов исследования 49
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 72
Актуальность темы исследования. Сегодня бизнес как в России, так и за рубежом столкнулся с рядом факторов, которые не дают ему полноценно развиваться. Так, например, у предпринимателей возникает необходимость в расширении географии реализации своей продукции, а также повышении эффективности и уменьшении издержек производства. Кроме того, возникают сложности при взаимодействии малого и крупного бизнеса. Для решения проблем и повышения рентабельности предприниматели используют новые экономические механизмы. Сегодня одним из таких механизмов является работа по франшизе, что позволяет объединить преимущества малого и крупного бизнеса и тем самым увеличить прибыль.
Франчайзинг - это способ ведения бизнеса «под колпаком», перенимание методик успешно работающих предприятий. Франчайзинг стал очень популярным и востребованным в связи с сотрудничеством между франчайзи и франчайзером, которые объединены общим торговым знаком. Это повышает уровень доверия к начинающим предпринимателям, работающим по франшизе, они имеют готовые механизмы для работы, которых нет у индивидуальных предпринимателей. Привлекательность такого способа ведения бизнеса объясняется также имиджевой рекламой, над которой работают профессиональные маркетологи, положительными оценками бизнеса в городах и с большим, и с маленьким населением, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также возможностью создать полноценную сеть по производству и сбыту товаров и услуг, повысить конкурентные преимущества субъектов рынка, находящихся в франчайзинге, по отношению к другим участникам, занимающихся в аналогичных нишах, обеспечить выход на рынок с минимальным риском даже для тех, кто не имеет опыта в бизнесе. Таким образом, работа по франшизе позволяет субъекту отношений не только окупить свои вложения, но и выйти в плюс, поэтому сегодня франчайзинг становится очень популярным способом организации бизнеса и в России, и за рубежом.
В этой связи изучение франчайзинга как способа поддержки предпринимательства в России в сравнении с его развитием за рубежом является весьма актуальным сегодня в условиях экономического кризиса. Так как в условиях кризиса, только те компании, которые твердо стоят на ногах, имеют свою долю на рынке, могут выстоять и продолжить работать в плюс, чего нельзя сказать о малом бизнесе, а тем более о начинающих предпринимателях. Маркетологи считают систему франчайзинга выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, повышающей эффективность малого бизнеса. В России и в большинстве стран мира отсутствует специальное правовое регулирование франчайзинга, что затрудняет международное сотрудничество.
В 2018 году Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому государство должно поддерживать предпринимателя на разных циклах формирования бизнеса. На этом фоне у субъектов бизнеса появился особый интерес к франчайзингу, а также появилась потребность в подробном исследовании зарубежного опыта использования данного механизма для существования российского бизнеса в периоды кризиса. Но в связи с тем, что Россия является довольно уникальным регионом, где все тенденции и механизмы раскрываются несколько иначе, появляется необходимость поиска оптимального решения обозначенных проблем, осознание достоинств, недостатков и рисков франчайзинга, что позволит определить сферу применения последнего и выбрать возможные направления продвижения франчайзинга в России.
Объект исследования - экономические отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования - особенности франчайзинговой системы как эффективного инструмента развития бизнеса, становление, развитие и практика применения франчайзинга в России как формы развития предпринимательской деятельности.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в изучение проблемы франчайзинга как способа поддержки предпринимательства в России внесли отечественные правоведы прошлого и современности. Особо стоит выделить С.А. Сосну1, которая рассмотрела вопрос правового регулирования договора коммерческой концессии, его состояние и тенденции развития в странах, где он получил наибольшее распространение;
A. А. Еремин2 рассмотрел общие положения, проблемы применения и пути
совершенствования законодательного регулирования института
франчайзинга и договора коммерческой концессии. Д.П. Бондаренко3 обосновала теоретические и практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования франчайзинговых отношений и обобщила нормативную правовую базу, правоприменительную практику, сложившуюся в Российской Федерации и в ряде иностранных государств.
B. С. Колесников4 разработал практические рекомендации по ведению бизнеса по механизму, а М.А. Петрунин5 проанализировал пути решения вопросов, возникающих при заключении и исполнении договоров коммерческой концессии.
Проблемой франчайзинга занимались и зарубежные авторы, наиболее существенный вклад внесли Брикли Дж., Дарк Ф.6, рассмотревшие проблемы франчайзинга с точки зрения определения организационно-правовой формы данного вида отношений, Мендельсон М.7 прочего рассмотрел причины эффективности национальных франшиз середины XX века, а также другие авторы, в той или иной мере разрабатывающие данную проблему.
Франчайзинговым отношениям посвящены материалы Российской ассоциации франчайзинга, многочисленные публикации в периодических изданиях по указанной проблематике, федеральные законы и постановления Правительства РФ, касающиеся особенностей функционирования и развития франчайзинга.
Но на сегодняшний день, в России нет отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения, в результате чего, многие авторы рассматривают данный механизм ведения бизнеса через иные договоры гражданского права.
В целом, анализ научной литературы дает основания полагать, что в настоящее время отсутствует целостное восприятие основных направлений совершенствования российского законодательства в сфере франчайзинга. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что отсутствует единство взглядов и мнений относительно дефиниций способа защиты гражданских прав.
Цель работы: исследование франчайзинга как формы развития предпринимательства в России.
Задачи:
• проанализировать теоретические подходы к определению сущности франчайзинга, его понятию, значению и правовой природе;
• рассмотреть историю становления и развития франчайзинговых отношений, виды франчайзинга;
• изучить международное и российское законодательство,
регулирующее франчайзинговые отношения;
• выявить понятие, признаки, условия договора коммерческой концессии;
• выяснить соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии;
• охарактеризовать российский рынок франчайзинга;
• разработать элективный курс для учащихся старших классов по теме: «Франчайзинг как способ развития предпринимательства».
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты разного уровня, являющиеся необходимой базой для изучения правовой составляющей франчайзинга.
Российская Федерация является правовым государством и высшим источником права является Конституция РФ8, в которой закреплены основы рыночной экономики, в том числе неприкосновенность частной собственности, на основании чего и работают иные нормативно-правовые акты.....
Сегодняшняя ситуация как на мировом, так и на российской рынке диктует нам установку на то, что необходимо создавать и развивать хорошие условия для малого и среднего бизнеса, а также для сотрудничества их с крупным. Всё это приводит к созданию новых организационно-правовых форм ведения бизнеса, довольно эффективной интегрированной формой развития предпринимательства стал франчайзинг. Это такой вид отношений между субъектами рынка, при которых одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на ведение бизнеса, используя разработанное ноу-хау и бренд франчайзера. Франчайзинговые сети успешно работают в США, Европе, Азии, а в последнее десятилетие активно развиваются и в России. Но при реализации данной формы во многих странах мира предприниматели столкнулись с рядом проблем в законодательной сфере, что не обошло стороной и Россию. Помимо проблем в законодательной сфере, франчайзинг в нашей стране сдерживают экономические, организационно-правовые и социально-психологические факторы. Для активного развития франчайзинга в России сегодня необходимо поспособствовать созданию благоприятных условий: создать нормативно-правовую систему актов, регулирующих франчайзинг, а также включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства программу развития франчайзинга. Кроме того, необходимо создать и обеспечить работу консультационных центров по франчайзингу.
На сегодняшний день, существует большое количество вариантов определения франчайзинга, которые дают не только отечественные и зарубежные авторы, но и различные франчайзинговые ассоциации. На основе изученных определений франчайзинга были выделены его основные признаки:
1) отношения франчайзинга подлежат регулированию гражданским законодательством, гражданским договором;
2) у франчайзера есть разработанная модель ведения бизнеса под конкретным брендом;
3) оба субъекта отношений являются самостоятельными в экономическом и юридическом отношении, что позволяет отнести франчайзинг к одному из видов предпринимательской деятельности;
4) данные отношения являются возмездными;
5) в рамках франчайзинга одно лицо предоставляет другому лицу право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров (работ, услуг) и (или) предприятий;
6) франчайзер осуществляет обучение, поддержку, контроль и помощь в закреплении на рынке франчайзи.
Поэтому можно сказать, что франайзинг - это современная форма сотрудничества малого и крупного бизнеса, основанная на договоре, в рамках которого одно лицо (франчайзер), имеющее успешную модель ведения бизнеса, обладающее исключительными правами, на возмездной основе, предоставляет другому лицу право использовать в предпринимательской деятельности комплекс этих прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, обеспечивает обучение, поддержку и контроль по всем аспектам бизнес- модели, при этом франчайзи становится собственником своего бизнеса.
История франчайзинга насчитывает немногим более века, в связи с чем, отношения имеют большую вариативность в мировой правовой системе в сфере правового регулирования на уровне договора коммерческой концессии или франчайзинга. Первым франчайзером принято считать изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера, начавшего деятельность в 1863 году, а первый российский франчайзер появился лишь в 68
начале 1990-х годов - это научно-производственная фирма «Дока», которая занималась разработкой и производством оборудования для переработки сельхозпродукции, которое на условиях франчайзинга стало предоставляться предпринимателям. Сегодня для удобства взаимодействия между предпринимателями разных стран, между сотрудничеством крупного и малого бизнеса возникают ассоциации франчайзинга в разных странах мира, все они предлагают свои варианты унификации различных аспектов франчайзинга, в рамках договора франчайзинга или договора коммерческой концессии.
В рамках деятельности различных международных организаций ведётся работа по унификации норм франчайзинга. Особых результатов в этом вопросе добился международный институт по унификации частного права (УНИДРУА). На базе института разработаны: руководство к договорам международного мастер-франчайзинга и модельный закон о раскрытии информации о франшизе. Международная торговая палата разработала типовой контракт международного франчайзинга. Всемирной организацией интеллектуальной собственности подготовлено руководство по франчайзингу. Так в модельном законе «О раскрытии информации о франшизе» используется термин «франшиза» и подробно раскрывается понятие, выделяются признаки, характеризующих соглашение. Франшиза рассматривается как предоставление права франчайзером,
уполномочивающее и обязывающее франчайзи в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров или оказанию услуг от своего имени, но по системе, разработанной франчайзером, которая включает ноу-хау. Однако сегодня международное правовое регулирование отношений франчайзинга реализуется по-разному, что приводит к отсутствию в настоящем времени общепризнанного подхода. Регулирование осуществляется различными международными актами, а также рекомендациями международных ассоциаций, дополняющими друг друга. Все это препятствует унифицированному регулированию франчайзинга на международном уровне.
В странах, где франчайзинговые отношения получили достаточное правовое регулирование, отдельное внимание было уделено стадии намерения заключить договор, когда потенциальные стороны только планируют вступить в отношения.
Довольно развитым законодательством в сфере франчайзинга является законодательство Франции, где приняты нормативно-правовые акты, направленные на регулирование преддоговорного этапа отношений. В Г ермании отдельное законодательство о франчайзинге отсутствует. Однако в судах рассматривается много дел по франчайзингу, поэтому там по аналогии стали применять нормы о дилерской деятельности, или о коммерческой концессии.
Для стран - участниц ЕС оказалось важнее регулирование антимонопольного законодательства, поэтому, чтобы франчайзинговое соглашение было легитимным, оно должно соответствовать допустимым исключениям, которые содержатся в Регламенте № 2790/1999, т.е. не
противоречить антимонопольному законодательству. Ряд стран начали вводить отдельные законы, регулирующие данные отношения, но в большинстве стран мира отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг», что создаёт преграды для его развития.
В российском законодательстве нет отдельного законодательства по франчайзингу, но существует глава 54 ГК РФ, которая называется «Коммерческая концессия», но по существу, нормы данной главы описывают скорее франчайзинг, нежели отношения, возникающие в результате заключения договора коммерческой концессии, однако и в нём не регулируются преддоговорные отношения, которые крайне важны при регулировании франчайзинга. Но тем не менее, вид договора, описанный в законодательстве, является консенсуальным, двусторонне обязывающим, возмездным.
На наш взгляд возникла необходимость принятия отдельного Федерального закона «О франчайзинге» в Российской Федерации в связи с ростом популярности франчайзинговых отношений. В России зафиксирован рост количества франшиз в два раза за последние несколько лет, причём более половины рынка франшиз занимает бизнес в сфере торговли, следом за ней идёт сфера общепита. По последним расчётам, в связи с эпидемиологической ситуацией в мире прогнозируется рост франшиз в сфере образования.
Разработанный учебный (элективный) курс «Франчайзинг как форма развития предпринимательства» направлен на углубление знаний учащихся в области предпринимательства, на личностное самоопределение и самореализацию учащихся в экономической деятельности, в том числе в области франчайзинга, формирование компетенций в этой сфере.
Необходимо знакомить учащихся с новыми способами ведения бизнеса, так как мир стремительно меняется, и образование должно соответствовать современным тенденциям, а франчайзинг является одним из эффективных механизмов развития современного бизнеса.
1. Модельный закон УНИДРУА 2002 года «О раскрытии информации о франшизе» / Model franchise disclosure law // - [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного института унификации частного права.
• Режим доступа: http://www.unidroit.org/official-model-law-2/eng-model-law- franchising-fr (дата обращения: 10.03.2020).
2. Руководство УНИДРУА 1998 года о договорах международного
мастер-франчайзинга (второе издание) // law // - [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Международного института унификации частного права
• Режим доступа: http://www.unidroit.org/official-model-law-2/eng-model-law- franchising-fr (дата обращения: 10.03.2020).
3. Типовой контракт международного франчайзинга: на русском и английском языках / Пер. с англ. Е.В. Смирновой. - М.: Консалтбанкир, 2002.
• 164 с.
4. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 года № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ). - [Электронный ресурс] //
Информационно правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2020).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2020). - [Электронный ресурс] //
Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2020).
6. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-I (в ред. от 11.12.2002) (утратил силу). -
[Электронный ресурс] // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http:// https://legalacts.ru (дата обращения: 10.03.2020).
7. Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года № 98-ФЗ (в ред. от 18.04.2018 года). - [Электронный ресурс] // Информационно правовая система «Законодательство России». -
Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2020).
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (в ред. от 25.05.2020 года). - [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2020).
9. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 20192024 годы. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.05.2020).
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Положения о патентных поверенных» от 12.02.1993 года № 122 (утратило силу). - [Электронный ресурс] // Информационно правовая
система «Законодательство России». - Режим доступа: http://
https://legalacts.ru (дата обращения: 10.03.2020).
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013 года № 1015 (с изменениями и дополнениями от 10.06.2019 года). - [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/70466462/ (дата обращения: 04.05.2020).
12. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации»от 29.10.2008 года № 321 (утратил силу). -
[Электронный ресурс]: https://legalacts.ru/ Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-29102008-n-321/ (дата обращения: 11.03.2020).
13. Приказ Роспатента «Об утверждении Рекомендаций по вопросам
проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» от 29.12.2009 года № 186. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112006/ (дата обращения: 11.03.2020).
14. Приказ Роспатента «Об изменении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм «Приложение» к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), на коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, на право пользования наименованием места происхождения товара» от 22.08.2003 года № 109 (утратил силу). - [Электронный ресурс] // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http:// https://legalacts.ru (дата обращения: 10.03.2020);
15. Проект Федерального закона «О франчайзинге» № 503845-6: внесен на рассмотрение 21.04.2014 года, отклонён 16.03.2016 года: офиц. текст по состоянию на 20.04.2017 год. - [Электронный ресурс] // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2020)....64