Введение 3
Глава 1. Ксенофобия как социальный феномен
1.1Сущность ксенофобии как социально-психологического явления 7
1.2 Развитие ксенофобии в России: с 1990-х по настоящее
время 11
1.3 Факторы формирования ксенофобных настроений среди
молодежи 14
Глава 2. Анализ ксенофобии в молодежной среде 17
2.1 Гомофобия в молодежной среде 21
2.2 Исламофобия в молодежной среде 30
2.3 Мигрантофобия в молодежной среде 36
2.4 Расизм и национализм в молодежной среде 44
Глава 3. По ту сторону: оценка ксенофобии в молодежной среде с точки зрения ее потенциальных объектов 52
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
«Ксенофобия рождает ксенофобию, недоверие - взаимное недоверие». П. Штомпка
Современное общество переживает момент, когда главным фактором, определяющим характер и направление его развития, становятся не материально-технические достижения, а социальнокультурные процессы. Пожалуй, никогда прежде интенции и установки, бытующие в широких слоях населения, не оказывали настолько сильного влияния на экономическую и политическую ситуацию в мире, какое имеют сейчас.
Одним из основных процессов, формирующих облик современного общества, является глобализация. Особенность данного явления заключается в том, что оно одновременно приводит к двум противоположным тенденциям: универсализму и партикуляризму. С одной стороны, происходит расширение глобального рынка, возрастает значение межнациональных связей, возникают глобальные информационные системы. С другой стороны, «обостряется ценностная чувствительность локальных и групповых структур». [25]
Последний фактор непосредственно влияет на рост социальной нетерпимости, закономерно возникающей вследствие тесного контакта культур, порой переходящего в противоборство.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что мировое сообщество столкнулось с кризисом толерантности. На протяжении последних лет, благодаря усилиям общественных организаций, филантропов, социальных медиа, политиков и других, толерантность все более устойчиво закрепляется в общественном сознании в качестве основополагающей ценности. Однако одновременно с этим наблюдается и прямо противоположная ситуация. По мере расширения культурного, этнического и религиозного многообразия растет уровень интолерантности.
В ситуации глобального универсализма люди все чаще обращаются к факторам, отличающим их от других: религии, истории, ценностям, традициям. Боясь утратить уникальность и идентичность, боясь вырождения той культуры и ценностей, в которых были воспитаны, люди болезненно и остро реагируют на «других» - тех, чьи ценности, традиции, происхождение и религия отличаются от их собственных.
В частности, в России в 2017 г. участились сообщения СМИ о преступлениях, совершенных на национальной или конфессиональной почве, активно муссировалась тема беспорядков в Европе, вызванных притоком мигрантов, с новой силой вспыхнули споры о законах, запрещающих пропаганду гомосексуализма.
Данные факты свидетельствуют о том, что социальная нетерпимость растет, превращаясь в первоочередную общественную проблему, требующую тщательного изучения с выявлением возможных способов ее преодоления.
Принято считать, что молодежь особенно подвержена экстремистским настроениям, вызванным, в свою очередь, рядом стереотипов в отношении определенных социальных групп. Вместе с тем, молодежь признается самой свободомыслящей и избавленной от штампов частью населения.
В связи с этим противоречием именно молодежь была выбрана в качестве объекта исследования. К молодежи отнесены молодые люди от 16 до 30 лет. Выбор нижней возрастной границы обусловлен тем, что для исследования интерес представляют молодые люди, более-менее определившиеся в своих взглядах и установках.
В качестве предмета исследования выступает отношение молодежи к группам, традиционно являющимся объектами ксенофобии: мигрантам, лицам, исповедующим ислам, представителям другой расы либо национальности, представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей ксенофобии в молодежной среде, выявление истинного отношения молодежи к перечисленным социокультурным группам, а также формулирование перечня факторов, влияющих на формирование данного отношения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Выработать определение сущности ксенофобии как социальнопсихологического феномена.
2. Дать характеристику ксенофобии в современном российском обществе.
3. Рассмотреть научные подходы к объяснению ксенофобии в молодежной среде.
4. Определить эмоциональную реакцию молодежи в отношении мигрантов, лиц, исповедующих ислам, представителей другой расы/национальности, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
5. Выяснить, насколько молодежь подвержена влиянию стереотипов в отношении данных социокультурных групп.
6. Выявить конкретные стереотипы, влияющие на отношение молодежи к потенциальным объектам ксенофобии.
7. Выяснить наличие у молодежи опыта личного взаимодействия с мигрантами, лицами, исповедующими ислам, представителями другой расы/национальности, представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, а также влияние подобного опыта на отношение молодежи к данным социальным группам.
8. Выявить наличие и степень влияния СМИ на отношение молодежи к потенциальным объектам ксенофобии.
9. Выяснить, как в потенциальные объекты ксенофобии оценивают отношение к себе в молодежной среде.
10. Определить, как экономические, социально-культурные и мировоззренческие характеристики влияют на отношение молодых людей к мигрантам, лицам, исповедующим ислам, представителям другой расы/национальности, представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.
11. Определить, в отношении какой социокультурной группы стереотипы и ксенофобные настроения среди молодежи наиболее распространены.
Для достижения поставленных задач были выбраны такие методы исследования, как групповое интервью, глубинное интервью и анкетирование.
Основной гипотезой выпускной квалификационной работы является утверждение, что ксенофобия среди молодежи представляет собой эмоциональную реакцию, основанную отнюдь не на личном опыте взаимодействия с группами, которые традиционно описываются, как враждебные, а на ряде стереотипов, бытующих в обществе и поддерживаемых СМИ. Опыт общения молодежи с представителями данных групп рассматривается в качестве основного фактора, детерминирующего ее отношение к группам в целом, меняющим его в сторону нейтрального или положительного.
Итак, подведем итоги.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение особенностей ксенофобии в молодежной среде, выявление истинного отношения молодежи представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, лицам, исповедующим ислам, мигрантам, представителям другой расы/ национальности, а также формулирование перечня факторов, влияющих на формирование данного отношения.
Для достижения данной цели было проведено социологическое исследование. На основе его результатов можно сделать следующие выводы.
Эмоциональная реакция молодежи, рассматриваемая как фактор, определяющий наличие и характер ксенофобных настроений, разнится в зависимости от объекта ксенофобии (конкретной социокультурной группы). Наиболее часто объектом ксенофобских настроений молодежи становятся представители нетрадиционной сексуальной ориентации, а также мигранты. На такие потенциальные объекты ксенофобии, как лица, исповедующие ислам и представители другой расы или национальности, молодые люди в большинстве реагируют нейтрально.
Нужно, однако, заметить, что эмоциональная реакция на те или иные социокультурные группы отличается у разных поколений молодежи. «Юная» молодежь, находящаяся в возрасте от 16 до 20 лет, чаще проявляет толерантное отношение ко всем рассматриваемым объектам ксенофобии, в том числе гомосексуалам и мигрантам. Данная особенность связана с тем, что активная социализация молодых людей этой возрастной категории происходила в момент активного использования социальных сетей и Интернета - информационной среды, которой свойственна демократичность, индивидуализм и широкий разброс мнений. Подобные условия способствуют усваиванию молодежью толерантности в качестве основной ценности, а порой и кода идентичности.
Кроме того, молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет являются основными потребителями массовой культуры, которая в последнее десятилетие особенно часто затрагивает тему прав традиционно угнетаемых групп: расовых, гендерных и сексуальных меньшинств. В частности, в популярных произведениях кино, литературы, музыки стали часто появляться герои с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Однозначно, это повышает уровень толерантности молодежи в отношении данной группы, поскольку гомосексуалы начинают постепенно восприниматься юными россиянами не как исключение или отклонение, а правило, один из вариантов нормы.
Также можно связать разницу в уровне толерантности «юной» и «взрослой» молодежи с наличием определенного жизненного опыта и уровнем защищенности. Младшее поколение молодежи, как правило, находится в безопасном социально-экономическом положении благодаря опеке и помощи родителей. Старшее поколение молодежи самостоятельно обеспечивает себя и свою семью, если она имеется. Соответственно, «взрослая» молодежь находится в менее устойчивом социально-экономическом положении, ей чаще приходится конкурировать и чем-то жертвовать. Как правило, подобный опыт ведет к снижению уровня толерантности.
Разумеется, как и любая социальная группа, молодежь подвержена влиянию стереотипов. Однако сила их влияния снижается или исчезает вовсе при наличии у молодых людей опыта общения с представителями групп, наиболее часто становящихся объектами ксенофобии. Личный опыт изначально рассматривался в качестве основного фактора, детерминирующего отношение молодежи к группам, традиционно описываемым как враждебные. Предполагалось, что наличие опыта взаимодействия с представителями данных групп меняет отношение молодежи к ним в сторону нейтрального или положительного. Результаты социологического исследования это неоднократно подтвердили.
Необходимо также упомянуть, что зачастую молодые люди осознают, что именно стереотипы влияют на их отношение к той или иной группе, и указывают, что стереотипы часто не соответствуют действительности.
Среди конкретных стереотипов, влияющих на отношение молодежи к группам-объектам ксенофобии, были выявлены следующие.
В отношении представителей нетрадиционной сексуальной ориентации молодые люди чаще всего высказывали следующие стереотипы: «Гомосексуальная ориентация - это психическое отклонение»; «Узаконивание однополых браков ведет к снижению рождаемости, а затем и прекращению человеческого рода»; «Жизнь в однополой семье негативно скажется на психике ребенка»; «Увидев однополую пару, ребенок может стать гомосексуалом».
В отношении лиц, исповедующих ислам, молодые люди высказывали такие стереотипы, как: «Ислам - самая жестокая и строгая религия», «В исламской религии заключены черты насилия», «Террористические акты чаще всего совершают те, кто исповедует ислам».
По отношению к мигрантам участники исследования высказывали следующие стереотипы: «Мигранты отнимают рабочие места у коренных жителей», «Мигранты, как правило, малообразованы», «Мигранты разрушают традиции и культуру принимающей страны», «Мигранты ведут в принимающей стране преступную деятельность».
По отношению к представителям другой расы/ национальности молодежь выделяла такие стереотипы, как: «Люди другой национальности или расы по незнанию нарушают нормы и правила поведения, принятые в нашей стране», «Люди другой национальности или расы выглядят неопрятно, источают неприятный запах», «Люди другой национальности или расы плохо знают русский язык».
Одним из важнейших факторов, определяющих отношение молодежи к группам-объектам ксенофобии, являются СМИ. При проведении анкетирования и групповых интервью молодые люди при оценке данных групп неоднократно ссылались на сообщения в Интернете, на телевидении и в других средствах массовой информации. Как правило, оценки, основанные на данных источниках, имели негативный характер. К примеру, при обсуждении отношения к мигрантам респонденты то и дело вспоминали волнения в Европе в 2017 г.
При проведении исследования необходимо было узнать, как представители групп-объектов ксенофобии оценивают отношение к себе в молодежной среде. Выяснилось, что их оценка отношения к себе полностью совпадает с результатами анкетирования и групповых интервью с субъектами ксенофобии. Так, гомосексуалы и мигранты оценивают отношение к своей группе как негативное, мусульмане и представители другой расы/ национальности характеризуют его как нейтральное.
Несмотря на ожидания, жесткой корреляции между ксенофобными установками и социально-демографическими, а также экономическими и мировоззренческими характеристиками молодежи выявлено не было. Люди разного пола, уровня образования и дохода, с разными жизненными ценностями выказывали толерантные и интолерантные установки с одинаковой частотой. Единственной характеристикой, оказывающей определенное влияние на уровень толерантности, оказался возраст.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что цель и задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты. Успешно выявлено истинное отношение молодежи к каждой группе, рассматриваемой в качестве объекта ксенофобии. Обозначены группы, в отношении которых молодые люди чаще проявляют негативное либо нейтральное отношение. Определены основные факторы, влияющие на формирование отношения молодежи к той или иной социокультурной группе.
Основная гипотеза исследования, заключенная в утверждении, что ксенофобия среди молодежи представляет собой эмоциональную реакцию, основанную не на личном опыте взаимодействия с группами, традиционно описываемыми, как враждебные, а на ряде стереотипов, бытующих в обществе и поддерживаемых СМИ, неоднократно подтвердилась.
1. Анапасюк Л. А. Ксенофобия как предмет социально-культурного исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 12 (128). - С. 225-232
2. Анапасюк Л. А. Ксенофобия в молодежной среде: современное состояние и динамика // Социально-экономические явления и процессы.
Социология. - 2013. - № 5. - С. 253-260
3. Анапасюк Л. А. Причины и факторы проявления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского Университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 6 (122). - С. 101-106
4. Асломов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2002
5. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня / Отв. ред Л. М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013.
6. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. / Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011. 96 с.
7. Гудков Л. Д. Россия для русских: ксенофобия и антимигрантские настроения в России // Нужны ли мигранты российскому обществу? / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.
8. Гудков Л. Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам / Вестник общественного мнения. - 2005. - № 6 (80). - С. 60-77.
9. Гуриева С. Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 88-95.
10. Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.
11. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф, 2010.
12. Зинченко Ю. П., Логинова А. В. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска. М.: Федеральный институт развития, 2011.
13. Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / [А. Козлов и др.]. - М.: Московская Хельсинкская группа, 2009.
14. Левада-Центр. Интолерантность и ксенофобия. Пресс-выпуск 11 октября 2016 г. URL: https://www.levada.ru/2016/10/11/intolerantnost-i- ksenofobiya/ (дата обращения: 19. 05. 2018).
15. Левада-Центр. Ксенофобия в 2017 году. Пресс-выпуск 23 августа 2017 г. // URL: https://www.levada.ru/2017/08/23/16486/ (дата обращения: 19. 05. 2018).....45