Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выявление проявлений нарушения чтения у учащихся 2 классов, имевших в анамнезе ОНР II уровня

Работа №159131

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы161
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 11
1.1 Исторический обзор учений о нарушениях чтения и современный взгляд
на проблему 11
1.2 Лингвистические, психофизиологические и нейропсихологические механизмы процесса чтения 15
1.3 Этапы развития навыка чтения у детей в онтогенезе и особенности формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР
25
1.4 Механизмы и классификация дислексии 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 43
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 43
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 58
2.3 Методические рекомендации по пропедевтике нарушений чтения у
учащихся, имевших в анамнезе ОНР II уровня 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 111
Приложение 1 Анамнестические данные учащихся 111
Приложение 2 Протокол логопедического обследования 112
Приложение 3 Тексты для диагностики чтения 127
Приложение 4 Мониторинг чтения учащихся 128
Приложение 5 Картинный материал для диагностики фонематического восприятия 130
Приложение 6 Картинный материал для диагностики словоизменения 131
Приложение 7 Текст для диагностики внимания 133
Приложение 8 Картинный материал для диагностики зрительного восприятия 134
Приложение 9 Сводные таблицы по результатам диагностики по сериям 135
Приложение 10 Игры и упражнения 138
Приложение 11 Картинный материал к играм и упражнениям 151

На современном этапе школьного обучения, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года» и Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования, к учащимся предъявляются определенные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и в отношении чтения, так как на сегодняшний день система образования предполагает увеличение самообразования школьников.
Современной концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных учебных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций (познавательной, коммуникативной, информационной), в средство коммуникации и когнитивного развития человека на протяжении всей жизни [65].
Нынешняя система инклюзивного образования образует так называемую «вертикаль инклюзии», где помощь ребенку начинает оказываться с учреждений раннего помощи, последовательно включая дошкольные и учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования [39].
Ученик, имеющий нарушения чтения, сталкивается с определенными трудностями при обучении. Зачастую эти ученики становятся неуспешными в процессе школьного обучения.
Таким образом, изучение навыка чтения у учащихся на начальном этапе обучения и пропедевтическая работа по преодолению нарушения чтения являются актуальными вопросами в настоящее время, т.к. именно ранняя диагностика и своевременное оказание помощи ученикам значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении.
По данным статистики, в последнее время значительно увеличилось число детей, имеющих те или иные нарушения, в то время как специалистов, способных оказать соответствующую помощь, зачастую не хватает. С такими трудностями сталкиваются и дети, которые в дошкольный период имели общее недоразвитие речи.
На наш взгляд ребенок, имеющий в анамнезе общее недоразвитие речи, вышедший из дошкольного образовательного учреждения с заключением «норма речевого развития», нуждается в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было продолжено и закреплено на начальном этапе школьного обучения, т.к. откорегированные в дошкольном периоде процессы требуют закрепления и автоматизации.
Нами были выделены некоторые несоответствия и противоречия:
• Недостаточная сформированность значимых компонентов чтения у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями в анамнезе и их значение для успешного обучения в школе.
• Практическая востребованность в логопедической работе
данного контингента учащихся и фактическое отсутствие такой работы.
Из всего этого следует цель исследования: изучение проявлений нарушения процесса чтения у учащихся 2 классов, имевших в анамнезе ОНР II уровня с целью подбора методических рекомендаций для пропедевтики дислексии.
Объект исследования - процесс чтения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - проявления нарушений процесса чтения у детей младшего школьного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время значительно увеличилось количество школьников, имеющих нарушение процесса чтения. В тоже время возрастает осознание значимости процесса чтения в современных школах.
Именно поэтому процесс нарушения чтения до сих пор остается наиболее спорным объектом.
Анализ исследуемой литературы показал, что у учащихся младших классов с недоразвитием речи отмечаются специфические ошибки чтения, обусловленные имеющимся у данной категории детей нарушением устной речи, отклонением в формировании различных речевых компонентов, а также различных психических функций.
Исходя из существующих в настоящее время подходов, можно подытожить следующее: согласно психолого-педагогическому подходу нарушения чтения рассмотрены как симптомы фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, как их отсроченные проявления. Исследования сторонников психолого-педагогического подхода стали отправной точкой в организации логопедической помощи школьникам.
Клинико-педагогический подход обосновал возможность включения в коррекционный процесс методов психолингвистики, нейропсихологии, психофизиологии, патопсихологии.
Нейропсихологический подход позволил обнаружить закономерные связи нарушений чтения с особенностями других психических функций.
Сложность структуры чтения говорит о том, что его психофизиологическая основа обеспечивается целым комплексом совместно работающих структур мозга. Следовательно, при диагностике и при коррекции процесса чтения следует учитывать, как влияние речевых функций, так и влияние высших психических функций.
Чтение в процессе своего формирования проходит ряд качественных этапов, каждый из которых тесно с предыдущим и последующим.
Т.Г. Егоров выделяет четыре ступени формирования навыка чтения, характеризующиеся качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.
Существуют различные классификации дислексии. Классификация Р.И. Лалаевой строится с учетом нарушенных операций процесса чтения. В основе классификации Р. Беккер лежит не патогенез дислексии, а скорее степень проявления нарушений чтения. О.А. Токарева рассматривает нарушения письменной речи в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен. М.Е. Хватцев считает, что у детей наблюдаются лишь фонематические и оптические дислексии.
Подробный анализ всех трех серий констатирующего эксперимента показал, что у учащихся 2 класса общеобразовательной школы имеется низкий уровень скорости чтения, осознанности прочитанного и низкий уровень неречевых функций, входящих в функциональную систему процесса чтения. Наиболее сохранными оказались речевые функции, т.к. в дошкольном периоде учащиеся либо имели норму развития, либо проходили коррекционную работу в логопедических группах. Однако при сравнении двух групп учащихся группа с ОНР в анамнезе имела наиболее низкие результаты по развитию фонематического восприятия, слоговой структуры и анализа и синтеза. На наш взгляд, это является результатом, прежде всего, недостаточно автоматизированными и закрепленными в дошкольном возрасте речевыми компонентами (слоговая структура слова, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез), а так же недостаточной сформированностью неречевых функций (серийная организация движений, зрительно-пространственная информация, внимание и контроль деятельности).
По данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович процесс чтения может быть нарушен при недостаточной сформированности любого из функциональных компонентов [4,66,59]. Исходя из этого, мы связали ошибки чтения учащихся именно с низким уровнем неречевых функций, таких как серийная организация движений, внимание и контроль деятельности, а так же нарушение зрительно-пространственной информации.
...


1. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 234 с.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г.Ананьев // Известия АПН РСФСР. - Вып.70, 1955. - С.104-149.
3 Андреев, Е.А. К вопросу о функциях движений глаз в процессе зрительного восприятия / Е.А. Андреев, Н.Ю. Вергилес, Б.Ф. Ломов. - Вопросы психологии. - 1972. - № 1.
4 Ахутина, Т.В., Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб., 2008.
5 Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к изучению
трудностей письма и чтения // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии / Т.В. Ахутина.-М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. -
С.14-23.
6 Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
7 Бабина Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении учащимися с нарушениями речи / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева. Итоги и
перспективы: Материалы I Медународной конференции Российской
ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С.39-46.
8 Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий / Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин. - Л., 1976.
9 Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М.М. Безруких. - СПб. :«Академия», 2004. - 157 с.
10 Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения /
A. А.Брудный // Проблемы психологии и социологии чтения. - М., 1986. - С.162-171.
11 Васильева Г.Н. Особенности встречного порождения высказывания в процессе чтения текста учащимися с нарушениями речи / Г.Н. Васильева. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ, 2005. - С.189-192.
12 Ветвицкий, В.Г. Современное русское письмо / В.Г. Ветвицкий,
B. Ф. Иванова, А.И. Моисеева - М., 1974.
13 Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; М. : Педагогика, 1987. - 400 с.
14 Волкова, Л.С. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15 Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Том II.. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 тт. Т. II / Под ред Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М: гуманит. изд. Центр
... всего 81 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ