Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты ценностного отношения к исторической архитектуре у детей младшего школьного возраста 5
1.1. Сущность понятий «Ценности» и «Ценностное отношение к исторической
архитектуре» 5
1.2. История архитектуры Красноярска 9
1.3. Особенности формирования ценностного отношения у младших
школьников 14
1.4. Городской пейзаж как способ формирования ценностного отношения к
исторической архитектуре у младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по исследованию уровня сформированное™ ценностного отношения к исторической архитектуре у детей младшего школьного возраста 27
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
исторической архитектуре у младших школьников 27
2.2. Разработка серии занятий и методические рекомендации по формированию
ценностного отношения к исторической архитектуре Красноярска у младших школьников посредством городского пейзажа 40
Программа занятий по формированию ценностного отношения к исторической архитектуре посредством городского пейзажа 43
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение 82
Занимаясь проблемами развития детей младшего школьного возраста, психологи и педагоги солидарны в том, что ценностное отношение к архитектурным памятникам родного города очень важно для развития личности. Ведь личность человека во многом воспитывает и формирует то, что его окружает. Большую роль в формировании личности ребенка играют предметно-архитектурное пространство родного города, знания об историческом наследии, чувство гордости за свою Родину. Организация работы по развитию ценностного отношения у детей на образцах городского пейзажа, имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса школьника, в развитии его познавательной сферы.
Ценностное отношение детей к исторической архитектуре родного города является совсем малой частью основных задач на уроках изобразительного искусства в школах. Ведь ценностное отношение к исторической архитектуре - это одна из составляющих чувства патриотизма, а чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и желание сохранить, любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, а также желание приумножить богатство своей страны. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем формирования ценностной сферы личности ребёнка. Выготский Л.С в своей книге «Психология искусства» говорил: «Соприкосновение ребенка с исторической архитектурой вызывает у него эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням». Начинать работу по формированию ценностного отношения нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый урок изобразительного искусства у ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, и положительными эмоциями. Ценностные ориентиры формируются в течении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом к приобщению духовного мира
является младший школьный возраст. Дети нуждаются в познании окружающего мира, имеют потребность в новых впечатлениях, с легкостью входят в предлагаемые им роли. (Это отмечали такие ученые как: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина О.М., B.C. Мухина, Дьяченко, Е.А. Флёрина А.Н. Леонтьев и другие).
Наш город Красноярск имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Центр города - идеальный образец для изучения архитектурных памятников. Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. Заинтересованность историей родного края, любовь и уважение к нему необходимо воспитывать с детства. Понимание ценности архитектуры не приходит само по себе, оно возникает в результате специально организованной работы, предусматривающей различные образовательные проекты, интегрированные мероприятия, которые обогащают обучение и пробуждают творческую активность детей.
Цель дипломной работы - выявить уровень ценностного отношения к исторической архитектуре у младших школьников и разработать серию занятий для формирования ценностного отношения к исторической архитектуре города Красноярска у младших школьников посредством городского пейзажа. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно: выявить роль ценностного отношения в развитии ребенка; рассмотреть изобразительное искусство как средство развития детей младшего школьного возраста; провести практическое исследование уровня сформированности ценностного отношения к исторической архитектуре у детей младшего школьного возраста и его формирования посредствам городского пейзажа.
...
Изучив литературу, и проанализировав мы сделали выводы о том, что формирование ценностного отношения к исторической архитектуре родного города у учеников младшего школьного возраста, является неотъемлемой составной частью воспитания всесторонне развитой творческой личности, помогает раскрыть творческие возможности и способности ученика. Ценностное отношение формируется постепенно, начиная с ранних лет. Плохо зная архитектуру родного города, ее историю, ребенок плохо ориентируется в истории своего народа, Родины. Не чувствуя дух исторических памятников, ученик равнодушен к архитектуре, не ценит и не понимает ее значимости в обществе. С помощью практической работы, ученик полностью погружается в атмосферу города.
Обучение практическим навыкам и умениям будет успешным, если учесть физиологические, психологические и возрастные особенности ребенка. Учитывая особенности детей четвертого класса, следует разработать способы привлечения подрастающего поколения к активной творческой деятельности. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. К 10 годам ребенок имеет уже небольшую сформированную базу ценностного отношения к исторической архитектуре, овладевает навыками работы по городскому пейзажу, умеет пользоваться разными техниками, имеет некоторые знания о истории родного города.
Младший школьный возраст имеет необходимые предпосылки для развития ценностного отношения к исторической архитектуре, и овладения разными техниками выполнения городского пейзажа.
Поэтому в программу по формированию ценностного отношения целесообразно вводить новые виды изобразительной деятельности - учить новым техникам в изобразительном искусстве и обогащать знания детей, связанных с историей архитектуры.
С целью выявления уровня развития ценностного отношения к исторической архитектуре у детей, мы провели констатирующий эксперимент на базе школы № 24 города Красноярска.
Проанализировав методическую литературу, нами были определены критерии развития ценностного отношения к историческим памятникам у детей младшего школьного возраста и их показатели - высокий, средний и низкий уровни. С помощью различных методов, мы выяснили, что в первой и второй группе показатели уровня развития ценностного отношения в основном на среднем уровне. Для реализации поставленных в начале исследования целей, мы создали цикл уроков и заданий.
Разработанная программа с сериями интересных заданий, позволяет ребенку погрузиться и насладиться творческим процессом, поглощая знания об истории архитектуры города, почувствовать себя более культурной и разносторонней личностью, и овладеть разными техниками изобразительного искусства.
1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать М: Просвещение, 1979.- 270 с.Ю.П.Азаров.
3. Авдотьин Л.Н. Советская архитектура 1955-1980 г.г./Под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Рябушина. М:: Стройиздат, 1985.-210 с.
4. Актуальные проблемы воспитания и обучения школьников./Межвузовский сб. научн. тр./ Под ред. Н.С. Малетина.-Шадринск, 1994.- 150 с.
5. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспект занятий,-М.: ТЦ сфера, 1999.- 112 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Л.: из-во ЛГУ, 1984.
7. Артюхова И.С. Ценности и воспитание.// Педагогика, 1999., №4, с. 117-121
8. Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей / на материале школ Таджикистана/. Автореферат дисс. канд.пед. наук.- М:, 1995 18 с.
9. Афанасьева И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации. -М.: МГУ, 1986.-150 с.
10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание./ Исследования и статьи. М: Советский художник, 1981.- с. 48-77 с.
11. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века СПб.: Строитель, 1908-215 с.
12. Бархин М.Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. М.: Наука, 1979.- 196 с.
13. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды. Автореферат дисс. канд.пед. наук. М., 1982.-17 с
14. . Бердяев Н.А. Философия творчества культуры и искусства: В двух томах. М.: Искусство, 1994. т.1. с. 530-542.
15. Блонский П.П. Воспитание одаренных детей.// Педагогическая энциклопедия в двух томах./ Под ред. А.Г. Калашникова. Т.2. М: 1930., с. 426428.
16. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.- с. 182-195.
... всего 59 источников