Реферат 3
Введение 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 19
1.1. Мотивация как предмет научного исследования. Основные подходы к
проблеме мотивации персонала в зарубежной и отечественной науке 19
1.2. Роль и значение мотивации персонала в работе предприятия. Управление
мотивацией персонала 27
1.3. Возможности группового консультирования как средства повышения
мотивации персонала 31
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА 45
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 45
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 75
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 92
Выводы по Главе 2 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день рынок труда изобилует вакансиями, потребность работодателей в работниках на 20% выше, чем в докризисный период, говорится в исследовании РАНХиГС на основе данных Росстата. В нем также отмечается, что в октябре 2021 года число вакансий на одном из крупнейших сервисов по поиску работы - hh.ru - примерно в полтора раза превысило количество предложений, размещенных в 2019 году, пишет Российская Газета. Согласно прогнозам экспертов, предложение не догонит спрос даже в ближайшие 5-10 лет . По мнению исследователей, таким образом российский бизнес адаптируется к новым реалиям. На рынке услуг появилось множество предложений для конечного потребителя, не распространенных ранее, таких, как IT-сфера, доставка, каршеринг, получила широкое распространение удаленная работа с документами. Количество услуг растет, соответственно требуется увеличение персонала, и от своевременности набора и мотивации кадров будет зависеть жизнеспособность организаций. Результаты деятельности любого предприятия зависят не только от качества продукции, сырья, или других технических аспектов, но и от уровня обучения и мотивации трудовых ресурсов и эффективности их использования, которая определяется отношением людей к труду, заинтересованности в коллективном результате. В уже сложившихся предприятиях с многолетним опытом задача несколько иная - им предстоит повысить мотивацию своих трудовых резервов с целью удержания ценных сотрудников на своих рабочих местах. Однако далеко не все организации могут предложить современному избирательному соискателю по-настоящему достойные, интересные условия труда, удовлетворяющие специалиста и удерживающие его в этой организации на долгие годы. Таким образом, можно проследить естественную заинтересованность предприятия в мотивации персонала, который можно также рассматривать как процесс побуждения сотрудников к достижению личных целей посредством удовлетворения собственных потребностей с помощью трудовой деятельности. Поэтому можно сказать, что мотивация персонала имеет двойственный эффект и связана с увеличением удовлетворенности жизнью сотрудников. Наиболее эффективную отдачу работника можно ожидать лишь тогда, когда созданы условия для реализации его потенциала, а также есть желание использовать его на благо организации. Признание личных особенностей и интересов работника важнейшими, признание значимости и важности проблем мотивации трудовой деятельности, а также необходимости повышения статуса работника в системе социально-трудовых отношений - такое решение данной задачи предлагают отечественные и зарубежные ведущие психологи.
Вопросы, связанные с мотивацией, особенно активно начали изучаться в середине прошлого столетия. Свои теории в этом направлении представили такие ученые как А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д.Макгрегор, В. Врум, Д. Макклелланд, Дж.С. Адамс, У. Оучи. Исследованиями мотивационных процессов непосредственно в сфере труда занимались такие ученые как Л. Портер и Э. Лоулер, Ф.У. Тейор, Г. Гант, Г.Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо,
Э. Шейн, и др. Значительный вклад в изучении этого вопроса внесли наши соотечественникиЕ.П. Ильин, В.А. Ядов, А.Я.Кибанов, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А.П.Егоршин, П.М. Якобсон, Н.С. Пряжников, Ю.Г. Одегов, С.А. Шапиро, С.В Шекшня, А.А. Когдин и другие. Среди зарубежных ученых можно выделить У. Петти, А. Смита, Д.Рикардо.
...
Актуальность темы исследования «Групповое консультирование как средство повышения мотивации персонала» была продиктована особенностью условий современного рынка, где спрос на кадры значительно превышает предложение. Это обусловлено тем, что в период пандемии 2019 - 2020 гг. общество научилось работать удаленно, не находясь физически на рабочем месте. И если сначала это вызывало протест у большей части населения, то через какое-то время работники, освоив работу интернет- приложений, научились находить в этом массу положительных аспектов. На данный момент значительная часть людей ищет себе работу исключительно удаленного формата. Владельцы бизнеса по оказанию оффлайн-услуг попали в весьма неловкую ситуацию: им предстоит постоянно заинтересовывать и удерживать на рабочих местах своих сотрудников. В этом им способны оказать помощь набирающие обороты популярности штатные психологи.
В своей исследовательской работе мы проверили гипотезу о том, будет ли повышение мотивации персонала результативным в процессе группового консультирования.
Исследование было проведено на базе организации, занимающейся розничной торговлей часов и сопутствующих аксессуаров .
Наше исследование началось с изучения теоретико-методологических исследований и подходов в направлении мотивации в целом и мотивации персонала в частности, изученных ранее. В первой главе мы подробно рассказываем о том, работы и тезисы каких авторов мы использовали, и чем был обоснован наш выбор.
Мы постарались выбрать подходы, техники и упражнения с учетом особенностей персонала. Главной особенностью данного коллектива мы считаем творческий характер самой организации и сотрудников, а также большой разброс в возрасте сотрудников (от 20 до 43 лет). Также были учтены идеологические ценности организации: альтруизм, служение, польза для общества, творческий подход.
С целью исследования мотивации сотрудников организации было принято решение исследовать такие критерии мотивации, как:
1) развитие;
2) признание;
3) удовольствие от работы;
4) личные результаты.
Уровень профессиональной мотивации было решено исследовать с помощью диагностических методик:
• методика диагностики трудовых мотивов В.И. Герчикова;
• тест О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»;
• методика мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин);
• тест «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Мы приводим первичные результаты диагностики на констатирующем этапе исследования, а также проводим их анализ, описание особенностей актуального уровня мотивации у персонала организации.
По результатам констатирующего эксперимента для проведения консультативных бесед была сформирована экспериментальная группа сотрудников (11 респондентов), имеющих низкий уровень профессиональной мотивации.
Нами была разработана и апробирована программа группового психологического консультирования с целью повышения профессиональной мотивации у персонала организации. В данной программе обобщена комбинация техник из экзестенциального, психоаналитического подхода и психодрамы, не применяемая традиционно. С программой можно ознакомиться в Приложении Б. Всего проведены 8 групповых консультаций по 2 часа каждая.
...
1. Аверина С.А. Реакция современной организациина угрозы кадровой безопасностив условиях кризиса//Наука молодых-будущее России. - 2019. - С. 23-25.
2. Аджарян А.С., Панова В.А. Психология управления: Актуальные проблемы и перспективы развития //Синергия Наук. - 2018. - №. 26. - С. 246252.
3. Алексанова В.П. Развитие методов мотивации персонала (на примере акционерного общества «Пензенское производственное объединение «Электроприбор»»). - 2017.
4. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - Москва, 2014. - 248 с.
5. Бабаев, Т.М. Особенности структуры мотивации у менеджеров торговой сферы с разной успешностью профессиональной деятельности / Т.М. Бабаев, Л.Н. Котов // Вестник РУДН. - 2013. - № 2. - С. 44-50.
6. Бабаева В.З. Совершенствование системы мотивации персонала в ООО" Моравия-Белгород". - 2018.
7. Базавлуцкая Л.М. Теория управления персоналом. - 2019.
8. Балашов, А.И. Управление человеческими ресурсами /
А.И. Балашов, И.Д. Котляров. - СПб.: Питер, 2012. - 318 с.
9. Бахрачева Ю.С. Совершенствование системы мотивации и
стимулирования персонала как гарантия успешного внедрения управленческих инноваций на предприятии //NBI-technologies. - 2016. - №. 1 (20). - С. 14-20.
10. Белозеров А.И. Пути совершенствования управления персоналом на примере ООО" Виноград" г. Томск. - 2018.
11. Белорусов, А.С. Международный менеджмент: Учебник для вузов / А.С. Белорусов. - М.: Экономистъ, 2007. - 332 с.
12. Бовкина А. Управление мотивацией трудовой деятельности персонала организации (на примере ОАО «Пензаавтотранс»). - 2018.
13. Брасс, А.А. Управление организацией: Учебное пособие для вузов / А.А. Брасс. - Минск: Амалфея, 2014. - 346 с.
14. Бурлакина А.А. Совершенствование системы трудовой мотивации персонала на предприятии. - 2018.
15. Бычкова М.В. Разработка проекта по формированию системы мотивации персонала в организации: дис. - Сибирский федеральный университет, 2019.
... всего 146 источников