ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психологопедагогической литературе 8
1.2. Сущность мотивационной готовности к школьному обучению ... 15
1.3. Формирование мотивационной готовности к школьному
обучению в старшем дошкольном возрасте 28
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Описание организации исследования и методик исследования ... 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
2.3. Программа формирования мотивационной готовности детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации 50
2.4. Анализ эффективности формирования мотивационной готовности
в условиях дошкольной образовательной организации 54
Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Формирование готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских - 75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой .
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались: Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Катырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания.
Актуальность проблемы мотивационной готовности к
систематическому обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей (Г.Н. Жаворонков, И.А. Невский, Ю.И. Юричка). Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной из актуальных и трудно решаемых социальных проблем. Ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
Дошкольное детство является базой для формирования у маленького человека психологической готовности, в том числе и мотивационной, к школьному обучению как одному из факторов, обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию личности. Адекватным средством выражения актуальной потребности в получении знаний, развитии умений и способностей является речь. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительным аспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Сложившаяся социальная ситуация определяет, таким образом, необходимость поиска эффективных методов и средств, способствующих формированию у детей мотивационного компонента готовности к школьному обучению.
Анализ психолого-педагогической, изучение опыта работы педагогов- практиков позволили выявить противоречия:
• между возрастающими требованиями школьного социума к уровню мотивационной готовности первоклассников к обучению и отсутствием системы формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в условиях образовательной организации;
• необходимостью формирования готовности ребенка к обучению и отсутствием научно-методических разработок по его организации в условиях дошкольной образовательной организации;
• между психолого-педагогическими исследованиями мотивационной готовности к обучению и внедрением полученных результатов в практику дошкольных образовательных организаций.
...
Готовность к школе - сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части - физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность.
Важная составляющая готовности к школе - мотивационная готовность, входящая в психологическую и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту.
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
Существуют различия готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Установление различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоциональноличностной готовности девочек.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу исследования, что формирование мотивационной готовности к школьному обучению будет более эффективным, если использовать в условиях дошкольной образовательной организации систему развивающих занятий с использованием художественной литературы и организации сюжетно-ролевой игры, направленных на формирование внутренних мотивов учения, формированию внутренней позиции школьника и положительного отношения к школе.
Реализация формирующих мероприятий способствовала повышению степени сформированности мотивационной готовности к школе и внутренней позиции школьника, формированию ведущих собственно-познавательных мотивов, восходящий к познавательной потребности и мотив, связанных со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
1. Архипова Г.К., Коваленко В.И. Учебная мотивация как критерий готовности к школе // Смальта. 2016. № 2. С. 61-64.
2. Безруких М.М. Г отов ли ребенок к школе? М.: Вентана-Граф, 2004 С. 63
3. Боген М.М., Боген М.В. Ваш ребенок идет в школу: Психологическая и физическая подготовка. М.: КД Либроком, 2009. 190 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: МГУ, 1992. С. 26-37.
5. Большакова О.Н., Жевлакова О.С. Проблема формирования мотивационной готовности детей к школе // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Ю.Л. Воробьев, В.В. Рябчиков,
В.С. Кедрин, О.А. Замарацкая, Н.Н. Люблинская, Н.А. Переломова, В.И. Пантелеев, О.В. Кузьмин. 2014. С. 259-264.
6. Васильева Е.О. Особенности формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. // Преемственность в образовании. 2016. № 3. Режим доступа: http://journal.preemstvennost.ru/10-03- 2016/1358-osobennosti-formirovaniya-motivatsionnoj -gotovnosti-starshikh- doshkolnikov-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 28.04.2018).
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. 234 с.
8. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7-го года жизни в условиях мотивации их деятельности / Воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1997. С. 54-65.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
10. Горева О.Б. Мотивационная готовность к обучению в школе // Вестник педагогического опыта. 1999. №5. С.35-38.
11. Г отовность к школе М.: Наука-Академия, 1995. 119 с.
12. Гринек Т.В., Каменская И.Н. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики материалы II Международной научной конференции. 2012. С. 36-39.
13. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. СПб.: Детство-пресс, 2013. 176 с.
14. Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.
15. Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: Дис. ... канд психол. наук. М., 1991.129 с.
... всего 66 источников