ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 6
1.1. Сущность страхов в дошкольном возрасте 6
1.2. Понятие «семья», типы семей 16
1.3. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей
старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВННЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Результаты исследования особенностей ситуативных страхов детей
старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи 37
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на снижение количество страхов детей
старшего дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 6
1.1. Сущность страхов в дошкольном возрасте 6
1.2. Понятие «семья», типы семей 16
1.3. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей
старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВННЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Результаты исследования особенностей ситуативных страхов детей
старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи 37
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на снижение количество страхов детей
старшего дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью .
Детские страхи - специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами - учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. В настоящее время большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или
слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. При этом стоит учитывать тот факт, что в настоящее время все чаще встречаются неполные или деформированные семьи, а это ведет к изменению личностных особенностей детей и их эмоциональному состоянию
Цель исследования: изучение особенностей ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность страхов в дошкольном возрасте.
2. Сделать анализ понятия «семья», типов семьи.
3. Рассмотреть роль семьи в формировании страхов детей дошкольного возраста.
4. Выявить особенности ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
5. Подобрать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, по снижению ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Объект исследования: ситуативные страхи детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности ситуативных страхов детей дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют
особенности в проявлении ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи, а именно по видовому и количественному показателю страха.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: опрос.
- опросник «Страхи у детей» (Захарова А.И.)
Базой исследования: МБДОУ «Детский сад № ХХ» п. Копьево.
Практическая значимость работы обуславливается возможностью использования материала при организации работы с детьми и родителями с целью профилактики и коррекции ситуативных страхов у детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения - 57 страницы, два рисунка, три таблицы.
Детские страхи - специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами - учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. В настоящее время большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или
слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. При этом стоит учитывать тот факт, что в настоящее время все чаще встречаются неполные или деформированные семьи, а это ведет к изменению личностных особенностей детей и их эмоциональному состоянию
Цель исследования: изучение особенностей ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность страхов в дошкольном возрасте.
2. Сделать анализ понятия «семья», типов семьи.
3. Рассмотреть роль семьи в формировании страхов детей дошкольного возраста.
4. Выявить особенности ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
5. Подобрать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, по снижению ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Объект исследования: ситуативные страхи детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности ситуативных страхов детей дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют
особенности в проявлении ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи, а именно по видовому и количественному показателю страха.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: опрос.
- опросник «Страхи у детей» (Захарова А.И.)
Базой исследования: МБДОУ «Детский сад № ХХ» п. Копьево.
Практическая значимость работы обуславливается возможностью использования материала при организации работы с детьми и родителями с целью профилактики и коррекции ситуативных страхов у детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения - 57 страницы, два рисунка, три таблицы.
В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным
воздействиям. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Особое внимание следует обратить на невротические страхи, которые появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
Наличие страхов, их количество зависит от характеристики семьи. То есть дети дошкольного возраста более подвержены страха, если они воспитываются в неполных семьях, и наоборот, если ребенок из полной семьи, то проявление страхов и их количество как правило ниже. Данный факт многие исследователи объясняют особенностями воспитания одного родителя, ощущениями ребенка и его самопринятием.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили следующее:
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления и т.п.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Ситуативные страхи у детей возникают зачастую самые разные: страх сильного шума, появление странного или незнакомого для ребёнка человека, различные звуки (например, пылесоса и т. п.). Часто дети испытывают страх темноты, тени и непривычного света, боятся оставаться одни, страх докторов и, особенно зубных врачей, животных и пр. Сильные, продолжительные патологические страхи, с которыми ребенок не может справиться, приводят к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям. В этом случае необходима быстрая и точная диагностика, а затем и терапия патологического состояния. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной ситуации для ребенка.
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова: естественные (возрастные) - кратковременные, исчезающие со временем, существенно не влияющие на характер поведения и взаимоотношения с окружающими людьми; патологические - характеризующиеся затяжным течением, непроизвольностью,
неблагоприятным воздействием на характер, межличностные отношения; ситуативные, возникающие в опасной ситуации; личностные -
предопределяются характером человека, его тревожной мнительностью; реальные - вызваны предметами, явлениями реальной действительности; воображаемые - основаны на вымышленной ситуации или объекте; острые страхи - возникают непосредственно в момент опасности, переживаются бурно, могут вызвать серьезные изменения в поведении человека. хронические страхи - могут переживаться в течение многих лет.
...
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным
воздействиям. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Особое внимание следует обратить на невротические страхи, которые появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
Наличие страхов, их количество зависит от характеристики семьи. То есть дети дошкольного возраста более подвержены страха, если они воспитываются в неполных семьях, и наоборот, если ребенок из полной семьи, то проявление страхов и их количество как правило ниже. Данный факт многие исследователи объясняют особенностями воспитания одного родителя, ощущениями ребенка и его самопринятием.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили следующее:
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления и т.п.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Ситуативные страхи у детей возникают зачастую самые разные: страх сильного шума, появление странного или незнакомого для ребёнка человека, различные звуки (например, пылесоса и т. п.). Часто дети испытывают страх темноты, тени и непривычного света, боятся оставаться одни, страх докторов и, особенно зубных врачей, животных и пр. Сильные, продолжительные патологические страхи, с которыми ребенок не может справиться, приводят к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям. В этом случае необходима быстрая и точная диагностика, а затем и терапия патологического состояния. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной ситуации для ребенка.
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова: естественные (возрастные) - кратковременные, исчезающие со временем, существенно не влияющие на характер поведения и взаимоотношения с окружающими людьми; патологические - характеризующиеся затяжным течением, непроизвольностью,
неблагоприятным воздействием на характер, межличностные отношения; ситуативные, возникающие в опасной ситуации; личностные -
предопределяются характером человека, его тревожной мнительностью; реальные - вызваны предметами, явлениями реальной действительности; воображаемые - основаны на вымышленной ситуации или объекте; острые страхи - возникают непосредственно в момент опасности, переживаются бурно, могут вызвать серьезные изменения в поведении человека. хронические страхи - могут переживаться в течение многих лет.
...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В МЕГАПОЛИСЕ И СЕЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В СВЯЗИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ И ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СТРАХОВ У ИХ МАТЕРЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия предупреждения детских конфликтов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998





