ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 6
1.1. Сущность страхов в дошкольном возрасте 6
1.2. Понятие «семья», типы семей 16
1.3. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей
старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВННЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Результаты исследования особенностей ситуативных страхов детей
старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи 37
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на снижение количество страхов детей
старшего дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью .
Детские страхи - специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами - учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. В настоящее время большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или
слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. При этом стоит учитывать тот факт, что в настоящее время все чаще встречаются неполные или деформированные семьи, а это ведет к изменению личностных особенностей детей и их эмоциональному состоянию
Цель исследования: изучение особенностей ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность страхов в дошкольном возрасте.
2. Сделать анализ понятия «семья», типов семьи.
3. Рассмотреть роль семьи в формировании страхов детей дошкольного возраста.
4. Выявить особенности ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
5. Подобрать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, по снижению ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Объект исследования: ситуативные страхи детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности ситуативных страхов детей дошкольного возраста в зависимости от типа семьи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют
особенности в проявлении ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа семьи, а именно по видовому и количественному показателю страха.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: опрос.
- опросник «Страхи у детей» (Захарова А.И.)
Базой исследования: МБДОУ «Детский сад № ХХ» п. Копьево.
Практическая значимость работы обуславливается возможностью использования материала при организации работы с детьми и родителями с целью профилактики и коррекции ситуативных страхов у детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения - 57 страницы, два рисунка, три таблицы.
В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным
воздействиям. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Особое внимание следует обратить на невротические страхи, которые появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
Наличие страхов, их количество зависит от характеристики семьи. То есть дети дошкольного возраста более подвержены страха, если они воспитываются в неполных семьях, и наоборот, если ребенок из полной семьи, то проявление страхов и их количество как правило ниже. Данный факт многие исследователи объясняют особенностями воспитания одного родителя, ощущениями ребенка и его самопринятием.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили следующее:
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления и т.п.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Ситуативные страхи у детей возникают зачастую самые разные: страх сильного шума, появление странного или незнакомого для ребёнка человека, различные звуки (например, пылесоса и т. п.). Часто дети испытывают страх темноты, тени и непривычного света, боятся оставаться одни, страх докторов и, особенно зубных врачей, животных и пр. Сильные, продолжительные патологические страхи, с которыми ребенок не может справиться, приводят к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям. В этом случае необходима быстрая и точная диагностика, а затем и терапия патологического состояния. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной ситуации для ребенка.
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова: естественные (возрастные) - кратковременные, исчезающие со временем, существенно не влияющие на характер поведения и взаимоотношения с окружающими людьми; патологические - характеризующиеся затяжным течением, непроизвольностью,
неблагоприятным воздействием на характер, межличностные отношения; ситуативные, возникающие в опасной ситуации; личностные -
предопределяются характером человека, его тревожной мнительностью; реальные - вызваны предметами, явлениями реальной действительности; воображаемые - основаны на вымышленной ситуации или объекте; острые страхи - возникают непосредственно в момент опасности, переживаются бурно, могут вызвать серьезные изменения в поведении человека. хронические страхи - могут переживаться в течение многих лет.
...
1. Ануфриев А.Ф. Типичные ошибки психолога-диагноста / А.Ф. Ануфриев А.Н. Рыжкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. №2. С. 105 - 111.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей/ В.М. Астапов. СПб.: Питер: Питер Принт 2004. 160 с.
3. Астахова И.В. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 9. С. 115-117.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова О.Н. Молчанова. М.: ИД ГУ ВШЭ 2012. 526 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская С.И. Розум. СПб.: Питер 2013. 624 с.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. М.: Академический проект 2014. 233 с.
7. Бушталлер К. В. Исследование ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 116-120.
8. Ветрова О.Е. Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. №12. С. 40-49.
9. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение 2010. 304 с.
демографический аспекты / С.И. Голод. Л. 1984. 140 с.
11. Голубева В.Л. Панические атаки и ночной сон / В.Л. Голубева М.Ю. Башмакова. - СПб: «Речь». 2014. 124с.
12. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 5-7 лет / Н.Д. Денисова. Волгоград: Учитель 2016. 106 с.
13. Долгова В. И. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников / В.И. Долгова Е.Г. Капитанец Н.Б. Погорелова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 71-75.
14. Долгова В.И. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье / В.И. Долгова Ю.А. Рокицкая Н.А. Меркулова. М.: Издательство Перо 2015. 180.
15. Долгова В.И. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности / В.И. Долгова С.С. Журбенко // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 5 (25). С. 99-102.
... всего 39 источников