Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №159107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Роль компетентностного подхода в современном образовании 6
1.2 Особенности развития коммуникативной компетентности у младтттих
школьников 17
1.3 Групповая работа на уроках литературного чтения как одно из средств развития коммуникативной компетентности у младтттих школьников 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 35
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1 Исследование актуального уровня развития коммуникативной компетентности у
младших школьников 37
2.2 Развитие коммуникативной компетентности у младтттих школьников в процессе
организации групповой формы работы на уроках литературного
чтения 49
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 54
ВЫВОДЫ ПО И ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Одна из приоритетных задач развития современной школы - формирование коммуникативной компетентности школьников. Это связано, прежде всего, с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов. Формирование у учащихся способностей к успешной социализации возможно лишь при условии овладения ими коммуникативной компетентности. В связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве школы, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации, становится очевидным приоритетность развития коммуникативной компетентности учащихся, так как именно уровень коммуникативной компетентности школьников в значительной степени определяет успешность общения как ведущего вида деятельности, ориентированного на личностное развитие.
В младшем школьном возрасте коммуникативная компетентность развита еще слабо, поскольку взаимодействие возникает только в рамках ученического коллектива или в ситуациях, организуемых учителем. В связи с этим перед современной школой встает ряд проблем, требующих разрешения, одной из которых - создание образовательной среды, благоприятной для формирования коммуникативной компетентности учащихся.
Таким образом, проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся в образовательной среде школы становится актуальной в плане разработки теоретических и прикладных аспектов (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, М.В. Дубов). Анализ психолого-педагогической литературы (Т.С. Яковлев, А.В. Хуторской, А.И. Сурыгин) позволяет сделать вывод о том, что существуют разные подходы относительно понятий «компетентность» и «компетенция» (Т. Гудковой, С. Дружилова, Е. Зеер, К. Махмурян, И. Пересторониной). В материалах Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения компетентность используется в формулировках таких основополагающих понятий, как современный национальный идеал, основная педагогическая цель, в описании функций универсальных учебных действий, предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому необходимо выделить предпосылки использования понятия компетентность применительно к начальному образованию и трактовать как новое качество личности младшего школьника формируемого в рамках реализации ФГОС.
Теоретическая и практическая значимость данного вопроса для начального образования определили выбор темы нашего исследования: «Групповая работа на уроках литературного чтения как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников».
Цель исследования: разработка и оценка программы развития
коммуникативной компетентности младших школьников посредством организации групповой работы на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
компетентности у младших школьников.
Предмет исследования: групповая работа на уроках литературного чтения как средство развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной
компетентности у младших школьников будет более эффективным, если на уроках литературного чтения будет организована групповая работа, включающая развитие умений: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения, формулировать вопросы в соответствии с коммуникативной задачей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности.
Предмет литературного чтения в начальной школе совместно с использованием в рамках его парной и групповой работы обладает большими возможностями для продуктивного формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Парная и групповая работа обладают большим значением для психического развития младшего школьника: работа в паре/группе - это взаимодействие, это совместное решение учебной (учебно­игровой) задачи, это реализация потребности каждого ребенка в общении с одноклассниками на уроке, формирование деловых отношений в классе.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу: процесс развития
коммуникативной компетентности у младших школьников будет более эффективным, если на уроках литературного чтения будет организована групповая работа, включающая развитие умений: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения, формулировать вопросы в соответствии с коммуникативной задачей.
С помощью специализированных контрольных работ для четвертых классов, разработанных О.В. Запятой были выявлены уровни развития общих умений коммуникации.
Первичная диагностика показала, что у младших школьников выявлены средний уровень восприятия, низкий уровень воспроизведения и понимания, вследствие чего становится необходимой формирующая работа.
Нами была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на развитие коммуникативной компетентности младших школьников посредством организации групповой работы. Программа включала в себя пятнадцать уроков и была реализована на классных занятиях.
Для оценивания результата деятельности младших школьников были выделены следующие общие умения коммуникации:
1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, точно, компактно, без искажения.
2. Умение слушать, вникать в суть услышанного.
3. Умение формулировать вопросы в соответствии с коммуникативной задачей.
4. Умение аргументировать собственную точку зрения.
5. Умение оформить свои мысли в письменный текст.
В конце каждого урока проводилась рефлексия, состоящая из двух этапов. Устный этап - анализ работы в паре/группе и письменный - ведение рефлексивного дневника.
После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез, направленный на анализ динамики уровня коммуникативной компетентности младших школьников. В работе использовалась методика, аналогичная первому срезу, использовались те же параметры и критерии оценки исследуемого объекта, что и на этапе констатирующего среза.
Вторичная диагностика показала, что уровни общих умений коммуникации учащихся из экспериментальной группы повысились, теперь у них преобладает высокий уровень; в то время, как в контрольной группе положительной динамики не обнаружено. Методами математической статистики выявлены достоверные различия между уровнем развития умений общей коммуникации у учащихся экспериментальной и контрольной группы после формирующей работы, а также достоверные различия между уровнем развития умений общей коммуникации у учащихся экспериментальной группы до и после формирующей работы, что доказывает эффективность формирующей работы. Цель достигнута, гипотеза доказана.


1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009.
• № 2.
2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие / под. общ. ред. А.А. Деркача. - 2­е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2007.
3. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Книжное издательство», 2004. -176 с.
4. Борисова, М.А. Формирование коммуникативной компетенции
младших школьников на уроках литературного чтения / М.А. Борисова // URL: http: //nsportal .ru/sites/default/files/2013/12/12/formirovanie_kommunikativnoy_kom petentsii_na_urokakh_literaturnogo_chteniya 0 .doc.
5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 159 с.
6. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. - Псков, 2000. - 96 с.
7. Воителева, Г.В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках математики / Г.В. Воителева // Педагогическая лаборатория. - 2014. - № 1 (5).
8. Волкова, Т.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения / Т.А. Волкова, Д.Л. Коломиец // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2015. - № 8. - С. 51-54.
9. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е.А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).
• Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 58-65.
10. Горохова, Ю.В. Значение групповой работы в обучении младших школьников / Ю.В. Горохова, Е.В. Головко // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 4-3. - С. 137-139.
11. Дзюбенко, И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» / И.А. Дзюбенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 18-20.
12. Дубова, М.В. Компетентность и компетенция как педагогические
категории: определение, структура, классификация / М.В. Дубова //
Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 17-22.
13. Загревская, А.И. О сущностных характеристиках понятий «компетентность» и «компетенция» / А.И. Загревская, О.И. Загревский // Динамика систем, механизмов и машин. - 2014. - № 6. - С. 118-120.
14. Запятая, О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие / О.В. Запятая. - Красноярск,
2007. - 136 с.
15. Заречная, А.А. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников / А.А. Заречная // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 7 № 1. - С. 48-55.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ