ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретико-дидактические аспекты использования электронных цифровых образовательных ресурсов в дополнительном образовании 5
§1.1 Дополнительное образование и его особенности 5
§1.2 Цифровые образовательные ресурсы и их классификация 8
§1.3 Требования к современным цифровым образовательным ресурсам, способы их использования в процессе обучения технологии 10
§1.4 Компьютерное моделирование в образовательном процессе 14
Вывод по Главе 1 16
Глава II. Разработка электронного курса по моделированию и прототипированию для занятий дополнительного образования 17
2.1 Специфика изучения 3 D-моделирования и выбор оптимального САПР 17
2.2 Отбор содержания курса по изучению 3D моделирования, прототипирования и макетирования 23
2.3 Анализ результатов экспертной оценки качества разработанного электронного ресурса 26
Вывод по Главе II 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников 31
Научный и технический прогресс не стоит на месте, из-за этого образовательная система продолжает постоянно сталкиваться с новыми вызовами. На сегодняшний день в образовании важно, чтобы каждый участник образовательного процесса получал качественные материалы для обучения, мог их применять при условии того, что требования к специалистам постоянно обновляются. Именно поэтому важно, чтобы учителя обладали не только глубокими знаниями в своих предметных областях, но и владели инновационными методами обучения, которые будут подходить современному поколению школьников. Сейчас в образование активно внедряются ЦОР. Они обогащают традиционные формы, делают обучение более интересным для учащихся.
Одними из перспективных направлений сейчас являются 3D моделирование, прототипирование и макетирование. Специалисты, владеющие навыками 3D-моделирования, становятся особенно ценными на рынке труда. Технологии 3 D-моделирования открывают новые возможности для производства, поэтому их изучение актуальным для современного школьника.
Особенно раскрывается потенциал изучения этих технологий в дополнительном образовании, ведь школьная программа не сможет вместить все аспекты и возможности. Поэтому разработка электронных ресурсов для изучения 3 D-моделирования и прототипирования является актуальной.
Объект исследования: разработка электронного цифрового образовательного ресурса.
Предмет: процесс создания электронного учебного курса по 3D- моделированию и прототипированию, включая выбор содержания курса, структурирование материалов, разработку учебных модулей и практических заданий.
Цель исследования: разработка электронного цифрового образовательного ресурса для дополнительного образования по разделу «3D моделирование, прототипирование и макетирование».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-дидактические аспекты использования ЭОР в дополнительном образовании.
2. Исследовать существующие подходы к обучению компьютерному моделированию и прототипированию в дополнительном образовании.
3. Выполнить анализ современных платформ для разработки и создания электронных цифровых образовательных ресурсов.
4. Разработать структуру курса, включая последовательность уроков, домашние задания и оценочные критерии.
5. Разработать электронные цифровые образовательные ресурсы по разделу «3D моделирование, прототипирование и макетирование» на базе платформы «MOODLE».
6. Провести экспертную оценку качества разработанных ресурсов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, логический метод, изучение опыта разработки электронных курсов по 3D-моделированию и печати, проектирование курса.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут явиться основой для дальнейших разработок по данной тематике, а также могут быть использованы учителями для организации курсов, кружков в системе дополнительного образования, а также студентами при прохождении практики.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов по работе, библиографического списка и приложения. Библиографический список включает в себя 31 наименование.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка электронного цифрового образовательного ресурса для дополнительного образования по разделу «3D моделирование, прототипирование и макетирование». Эта цель была нами успешно достигнута - созданный курс отвечает всем предъявляемым нему требованиям, он актуален на сегодняшний день, что подтверждает проведенный нами анализ теоретических исследований в области использования ЗD моделирования в современном мире.
Все задачи, поставленные в начале исследования нами выполнены, а именно:
• Рассмотрены теоретико-дидактические аспекты использования ЭОР в образовании.
• Исследованы существующие подходы к обучению компьютерному моделированию и прототипированию в образовании.
• Выполнен анализ современных платформ для разработки и создания электронных цифровых образовательных ресурсов.
• Разработаны электронные цифровые образовательные ресурсы по разделу «3D моделирование, прототипирование и макетирование» на базе платформы «MOODLE».
• Проведена экспертная оценка готовности разработанного ресурса.
Сформированный курс и задания для занятий дополнительного образования по модулю может быть использован в практике учителей дополнительного образования или при ведении элективных курсов в школе.
1. Баранова И. В. KOMFIAC-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: ДМКПресс, 2009. 272 с.
2. Большаков В. П. Твердотельное моделирование деталей в CAD- системах: AutoCAD, KOMIIAC-3D, SolidWorks, Inventor, Creo. Учебный курс (рекомендовано УМО). Питер: 2014 г. 304 с.
3. Ванюшина ТВ., Маркин В.И. Выполнение чертежей в системе КОМПАС-ЗО LT 5.1, методическое указание к практическим занятиям. Рязань, 2005.
4. Гарабажиу А.А. Применение библиотек системы КОМПАСГРАФИК при создании учебной чертежно-конструкторской документации / А.А. Гарабажиу, Д.В. Клоков, А.Ю. Лешкевич// Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сб. трудов У1Междунар. науч.практ. конф., 20 апр. 2018 г, Брест, РБ, Новосибирск, РФ / Брест, гос. техн, ун- т, Новосиб. гос. архит.-строит. ун-т (Сибстрин); отв. ред. К.А. Вольхин. Новосибирск, 2018.
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. М., Просвещение, 1988.
6. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно- практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский. Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008 г. 72 с
7. Керлоу А.В. «Искусство ЗО-анимации и спецэффектов» / Айзек В. Керлоу: (Пер, с англ. Е.В. Смолиной). М.: ООО «Вершина», 2004. 180 с.
8. Компьютерная графика: Полигональные модели. А.В. Боресков, Е.В. Шикин, издательство Диалог-МИФИ, 2005 г. 464 с.
9. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р
10. Королев А.Л. Компьютерное моделирование / А.Л. Королев. М.: БИНОМ. ЛЗ, 2017. 230 с.
11. Косенко И.И. Моделирование и виртуальное прототипирование: Учебное пособие / И.И. Косенко, Л.В. Кузнецова, А.В. Николаев. М.: Альфа-М, ИНФРА. М, 2018. 176 с.
12. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1
13. Ложкина О.Е Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся / Технология. Все для учителя. 2014. №3. с.8-6.
14. Межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Ростов-2013». Изучение компьютерной графики в 10 классе / А.Л. Бочков, А.А. Сергеев, В.В. Большаков. Санкт- Петербург: Питер, 2012. 304 с.
15. Молокова А.В. Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010. Москва»//////(31)