Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Показатели развития мышления младших школьников с разным уровнем адаптации к школе

Работа №159091

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Психологическая готовность к школе как условие успешной
адаптации к школьному обучению 7
1.2. Адаптация первоклассников к обучению в школе. Основные направления работы с проблемой школьной дезадаптации 12
1.3. Способы и методы диагностики адаптации к школе у
первоклассников 23
1.4. Общая характеристика развития и особенности когнитивной сферы
младших школьников 29
Глава 2. Изучение показателей развития мышления младших школьников с разным уровнем адаптации к школе
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 46
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 1 66
Приложение 2 72

Известно, что в основе любого адаптационного процесса лежит программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности. Адаптация детей к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, происходящий в новой для ребенка деятельности - учебной, а также в деятельности по взаимодействию с новыми для него людьми.
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным [4].
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют особенности познавательной сферы детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Особенности развития познавательных процессов, препятствующие или способствующие успешному вхождению ребенка в новую для него социальную роль, весьма разнообразны и связаны с индивидуальными характеристиками и условиями социализации и развития каждого ребенка.
На начальном этапе школьного обучения особенно важной является задача учета различных особенностей ребенка при оценке уровня и специфики его развития, исследования оценки ресурсных возможностей ребенка. Разработки программ диагностических мероприятий, создание пусть даже приблизительно прогностических оценок динамики и особенностей развития когнитивной сферы позволят повысить эффективность процесса обучения и прогноза развития ребенка.
Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена тем, что по данным различных исследований от 20% до 25% первоклассников имеют симптомы школьной дезадаптации. В последующем 60% из них имеют трудности в обучении и нуждаются в направленной психологической коррекционной помощи. Школьная дезадаптация может происходить по познавательному и личностному типу, а также принимать в последствии тотальный характер.
Основываясь на современных теоретико-психологических представлениях о когнитивных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой открытой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению [23]. Средством же ее развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах предметной деятельности, являющихся залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний.
В работах таких авторов, как А.Л. Венгер, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, рассматриваются проблемы учебной успешности младших школьников. В этих работах достаточно подробно описаны психологические особенности познавательных процессов и личностной сферы детей младшего школьного возраста, однако практический аспект возможной работы с такими детьми до конца не изучен. Приоритетным направлением среди всех задач, решаемых школьным практическим психологом в ходе своей деятельности, является оптимизированная психодиагностика по изучению причин трудностей ребенка в усвоении школьной программы и оказание быстрой и эффективной помощи как можно большему количеству школьников.
Одной из самых известных закономерностей детского развития является закон неравномерности, сформулированный Л.С. Выготским [8]. Согласно этому закону на каждом возрастном этапе в своем развитии доминирует та или иная психическая функция, то или иное качество, свойство личности. Развитие других свойств и качеств психики и личности зависит от развития этого доминирующего. В младшем школьном возрасте в развитии когнитивной сферы доминирует мышление. Уровень развития мышления влияет на развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, речь и др.
Мышление является наиболее сложной формой переработки информации. Решая мыслительные задачи, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, а также их связи.
На сегодняшний день существуют не только отдельные методики по изучению мышления, но группы тестов, созданные для полноценной диагностики развития процесса мышления у младших школьников, на основе которых можно выявить насколько готов школьник к переходу на новую ступень обучения. Однако этот вопрос необходимо решать только на основе комплексной диагностики когнитивной и личностной сфер младших школьников. Такая диагностика необходима для профилактики и устранения симптомов и причин школьной дезадаптации.
В этой связи нами было предпринято диагностическое исследование, целью которого явилось изучение показателей развития мышления младших школьников с разным уровнем адаптации к школе для разработки в дальнейшем коррекционной программы по оказанию помощи ученикам, имеющим признаки школьной дезадаптации.
Объект исследования - показатели школьной адаптации и когнитивная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - показатели развития мышления младших школьников с разным уровнем адаптации к школе.
Гипотеза: Существуют различия в показателях развития мышления учеников младшего школьного возраста с разным уровнем школьной адаптации. Эти различия проявляются в сформированное™ мыслительных операций (абстрагирования, логического обобщения, способности к решению задач по аналогии, классификации), а также в скорости мыслительных операций.
Для реализации цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В частности рассмотреть вопросы психологической готовности к школе и адаптации первоклассников к обучению; выявить основные проблемы диагностики адаптации к школе у первоклассников, а также рассмотреть особенности когнитивной сферы младших школьников.
2. Подобрать комплекс методик для диагностики показателей адаптации к школе и показателей развития мышления.
3. Провести исследование показателей развития мышления младших школьников с разным уровнем адаптации к школе, проанализировать полученные диагностические данные и сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
- проективная методика «Рисунок школы»;
- методика по определению уровня тревожности (вариант методики А.М. Прихожан, адаптированный для младшего школьного возраста);
- «Шкала оценки своей компетентности» С. Хартер для оценки детьми собственной умелости («компетентности») в наиболее значимых сферах школьной жизни;
- методика Переслени направленная на изучение сформированности мыслительных операций;
- методика «Изучение скорости мышления».
В качестве методов математической статистики были использованы Т- критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 26 младших школьников, учащихся 1-го класса. Диагностика адаптации к школе проводилась в III учебной четверти.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в социальном, психологическом и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов.
Необходимо определенное время для того, чтобы пришедший в школу ребенок стал настоящим школьником, привык к новой для него обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. Не у каждого этот процесс происходит легко и безболезненно.
Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам.
Проведенный нами анализ данных психолого-педагогических исследований показал, что проблемы адаптации ребенка к школе прямо связаны с показателями психологической готовности к обучению. Многие ученые и практики, исследующие эту проблему, подчеркивают особую значимость интеллектуальной составляющей психологической готовности к школе, поскольку она является основой для освоения ведущей деятельности - учебной и обеспечивает освоение детьми содержания образовательных программ.
В случае проблем в совершаемой интеллектуальной деятельности ребенок попадает в зону учебной неуспешности, что имеет ряд негативных последствий. Снижается самооценка и уровень притязаний ребенка, повышается тревожность, ребенок фиксируется на своих неудачах, что может отразиться на других видах деятельности и на характере общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Полученные в ходе исследования диагностические данные подтверждают выдвинутую гипотезу о существовании различий в показателях развития мышления младших школьников с разным уровнем школьной адаптации, которые проявляются в сформированности мыслительных операций и скорости мышления.
На современном этапе развития психологической диагностики выходит проблема учета различных особенностей ребенка при оценке уровня и специфики его развития. В контексте проведенного исследования эту проблему можно конкретизировать и обозначить как задачу своевременной комплексной диагностики психологической готовности ребенка к школе. В частности совершенствовать способы диагностики интеллектуальной сферы детей, учитывая при этом необходимость диагностики характеристик мышления, степень зрелости мыслительных операций и скорость мышления.
Полученные нами данные могут быть использованы при разработке коррекционных программ по оказанию помощи ученикам, имеющим признаки школьной дезадаптации.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 623 с.
2. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный
подход // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации: пособие для студентов пединститутов, пед. училищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М.: Академия, 1996. - 231 с.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: для администрации школ, педагогов и шк. психологов / М.Р. Битянова. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.
5. Битянова М.Р., Азарова Г.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2006. - 165 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников - М.: Владос, 2007. - 160 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 224 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Детская психология / Под редакцией Д.Б. Эльконина - М., 2005. - 432 с.
10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 2008. - 188 с.
11. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 9-13.
12. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. -№1. - С. 8-9.
13. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 157-165.
14. Змановская Е.В Оценка социально-психологической
адаптированности / Е.В. Змановская // Девинтология: Учеб.пособие. - М.: Академия, 2007. -С. 207-213.
15. Кабанова М.Н. Готовность к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. - СПб.: Издательский дом «Нева»; - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2001. - 224 с.
16. Каменская В.Г. Адаптация к школе и учебной деятельности / В.Г. Каменская // Детская психология с элементами психофизиологии: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2005. - С. 229-233.
17. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 238 с.
18. Костяк Т.В. Особенности социализации первоклассников с высоким уровнем познавательной активности // Психология обучения. - 2007. - № 2. - С. 32-44.
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 987 с.
20. Крамаренко Н.С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. - 2007. - № 2. - С. 37-39.
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
22. Литвиненко Н.В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Изв. Волгоградского гос. педагог. ун-та. Серия Педагог. науки. - 2007. - № 1. - С. 35-38.
23. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2006. - 165 с.
24. Лущекин В.С. Психофизиология школьной адаптации. Основные факторы прогнозирования успешности пребывания детей в начальной школе // Школа здоровья. - 2005. - № 4. - С. 44-50.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
26. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 256 с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011. - 414 с.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Т.Д. Сфера, 1999. - 240 с.
29. Подласый И.П. Проблемы адаптации детей к школе / И.П. Подласый // Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие. - М.: ВЛАДОС, 2006. - С.178-185.
30. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
31. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2011. - 682 с.
32. Практическая психология для педагогов и родителей. / Под ред. проф. М.К. Татушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 361 с.
33. Практическая психология образования. Под. ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 298 с.
34. Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 32 с.
35. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
36. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Изд-во «Речь», 2005. - 384 с.
37. Тюменева Ю. А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. - 2008. - № 3. - С. 95-107.
38. Ускова М.В. Анализ особенностей первичной адаптации
первоклассников к школе / М.В. Ускова// Логопедия. - 2007. - №4. - С. 26-29.
39. Цветкова С.Ю. Какой ребенок нужен школе // Школьный психолог, 2001, № 42, - С. 13.
40. Эльконин Б.Д. Психология развития: Уч. пособие для вузов, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование», 2007. - 384 с.
41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.
42. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
43. http://festival.1september.ru/articles/511644/ Луговых Т.А.
Диагностика адаптации первоклассников к школе.
44. http://www.mindbenefit.ru/masuvs-630-1.html Особенности
психического развития в младшем школьном возрасте.
45. https://www.psyoffice.ru/3625-Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.
46. https: //moluch.ru/archive/76/12913/Аслонова О.П. Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 445-447.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ