Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ формирования гражданской
идентичности в семье 7
1.1. Теоретический анализ понятия гражданской идентичности 7
1.2. Формирование гражданской идентичности в старшем
подростковом возрасте 10
1.3. Понятие детско-родительских отношений 17
1.4. Семья как фактор формирования гражданской идентичности 23
Выводы к 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование связи детско-родительских отношений и сформированности гражданской идентичности старшеклассников 30
2.1. Анализ результатов диагностики детско-родительских отношений30
2.2. Анализ результатов исследования компонентов гражданской
идентичности старшеклассников 38
2.3. Математико-статичтический анализ полученных результатов
исследования 60
Вывод 72
Заключение 75
Список используемых источников 80
Приложение 86
Последние несколько лет формирование гражданской идентичности стало одной из важных проблем, как в системе образования, так и в обществе в целом. Сложная политическая ситуация в стране, провокационные выступления и митинги со стороны оппозиционеров властей, подрывают авторитет государства. И, как следствие, обесценивает представление человека о себе, как о гражданине. Стране необходимы граждане, понимающие и принимающие свою гражданскую позицию, и проявляли ее в жизни. Все это дает пищу для размышлений об основах формирования представлений человека как гражданина, то есть идентичность гражданская.
В системе образования реализуются программы по гражданскому воспитанию. Но школа является не единственным институтом формирования гражданской идентичности. Основа гражданской идентичности формируется в семье. Проблема влияния семьи на формирования гражданской идентичности изучена в меньшей степени, чем влияние школьного образования.
Гражданская идентичность - это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан. Она определяется следующими компонентами: когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный [3]. Компоненты гражданской идентичности будут определять дальнейшее будущее ученика как гражданина, насколько продуктивна и насыщена будет его дальнейшая жизнь. Когнитивный компонент гражданской идентичности будет определять осознанность, понимание, представление учеников как граждан. Деятельностный компонент гражданской идентичности понимается как основополагающее нравственного поведения, понимание смысложизненных ценностей, целей и осознанного их осуществления. Мы - то, что мы делаем. Ценностный компонент гражданской идентичности будет определять моральный облик гражданина. Эмоциональный компонент гражданской идентичности будет определять чувственную принадлежность учащихся к обществу, к гражданам, к государству.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования воспитание высоконравственного, ответственного гражданина определены как задачи первостепенной важности. Школа должна осуществлять становление высоконравственной личности выпускников [41]. Исходя из этого, мы видим необходимость изучения гражданской идентичности учащихся старших классов.
Гражданская идентичность является следствием воспитательного потенциала. Ведущую роль в воспитании личности ребенка занимает семья. Мы видим необходимость изучения гражданской идентичности как следствие воспитательного потенциала семьи.
Изучение детско-родительских отношений, формирующих гражданскую идентичность, дает возможность разработать рекомендации для педагогов по работе с родителями, по формированию гражданской идентичности школьников.
Цель: исследование связи детско-родительских отношений и сформированности гражданской идентичности старшеклассников для планирования воспитательной программы.
Объект: гражданская идентичность и детско-родительские отношения;
Предмет: связь гражданской идентичности старшеклассников и детско-родительских отношений;
Гипотеза: существует связь между сформированностью компонентов гражданской идентичности у старшеклассников и стилями семейного воспитания.
Задачи:
1. На основе изучения детско-родительских отношений выделить характеристики стилей семейного воспитания;
2. Теоретический анализ формирования гражданской идентичности в семье;
3. Диагностическое исследование сформированности компонентов гражданской идентичности;
4. Исследование связи сформированности компонентов
гражданской идентичности с особенностями детско-родительских отношений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторитарный стиль воспитания детей, в силу своей традиционности и четких распределений ролей будет наиболее оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности.
2. Демократичный стиль воспитания детей, в силу преобладания партнерского поведения, гибкости поведения и равноправием между членами семьи, будет оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности.
3. Либеральный стиль воспитания детей будет менее оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности, вследствие отсутствия четкого представления о воспитании у родителей.
Методы исследования:
- Теоретический анализ по проблемам исследования;
- Диагностический эксперимент;
- Метод математической статистики (t-критерий Стьюдента, ранговая корреляция Спирмана, ф*-угловое преобразование Фишера).
Понятийный аппарат: детско-родительские отношения, гражданская идентичность, идентичность, гражданин.
В исследовании применялись следующие методики: тест М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация И.В. Коржанова), методика «Понятийный словарь», методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой (адаптированный), методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглова, тест опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха, тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева, опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина.
Методологическая база: проблемой детско-родительских отношений занимались такие исследователи, как С.С. Гриншпун, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Н.С. Чистякова и др. Исследованием гражданской идентичности занимались И.В Кожанов, Р.А. Валеева, Н.Е. Королева., Ф.Х. Сахапова.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №7 г. Пензы». В исследовании принимали участие 104 человека: 52 ученика 10 классов и 52 родителя этих учеников. Исследование проводилось в период с октября 2016 года по декабрь 2016 года.
Изучение формирования гражданской идентичности старшеклассников в семье имеет большое значение для психологии, педагогики, философии и других наук. Формирование гражданской идентичности в семье ранее столь обширно не изучалось В вопросе формирования гражданской идентичности изучалось влияние системы образование, в котором лишь оговаривалось значение семьи.
В теоретической части исследования нами были изучены и проанализированы понятия «гражданская идентичность», детско- родительские отношения, рассмотрены проблемы формирования гражданской идентичности у старшеклассников, а так же изучены основы формирования гражданской идентичности в семье.
Изучая понятия о детско-родительских отношениях, мы выяснили, что под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Нами были изучены стили семейного воспитания.
Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско- родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Нами были изучены стили семейного воспитания с позиций нескольких ученых. Самая распространенная классификация детско-родительских отношений представлена Д. Баумринд. Данная типология предполагает наличие таких стилей семейного воспитания, как авторитарные, демократичные и либеральные стили воспитания.
Изучая понятие «гражданская идентичность», мы выяснили, что данное понятие можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, философии и других социальных наук. Единой точки зрения в данном вопросе нет, следовательно, можно говорить о сложности структуры данного понятия.
Изучая формирование гражданской идентичности старших подростков, мы выяснили основные составляющие формирования гражданской идентичности: деятельностный, эмоциональный, ценностный и когнитивный компоненты.
Изучая проблему формирования гражданской идентичности в семье, мы выделили значимость формирования компонентов гражданской идентичности в семье, как отдельных компонентов, так и их совокупности.
Влияние родителей на гражданскую идентичность старшеклассников определяется двумя направляющими: внешним и внутренним. Внешнее - это прямое обучение пониманию определений основных понятий гражданской идентичности, а так же приобщение к гражданской позиции. Чаще всего этим занимаются образовательные организации. Внутренняя же направляющая определяется стилем взаимодействия родителей с детьми.
Влияние стилей семейного воспитания на формирование гражданской идентичности изучено недостаточно.
Формирование гражданской идентичности старшеклассников обусловлено влиянием семейного воспитания на формирование компонентов гражданской идентичности.
Было предпринято эмпирическое исследование связи детско- родительских отношений и сформированности гражданской идентичности старшеклассников для планирования воспитательной программы. Выдвинуто положение о том, что существует связь между сформированностью компонентов гражданской идентичности у старшеклассников и стилями семейного воспитания.
В качестве испытуемых были учащиеся 10 класса МБОУ «СОШ № 7 г. Пензы», в количестве 52 человек, и родители этих учащихся в количестве 52 человек.
По результатам эмпирического исследования, мы определили оптимальные стили воспитания для формирования компонентов гражданской идентичности.
Описания стилей семейного воспитания по Д. Баумринд дополнены характеристиками детско-родительских отношений.
В результате изучения стилей семейного воспитания, испытуемых разделили на группы по стилям семейного воспитания: авторитарные, демократичные и либеральные стили. Различия между группами подтверждены методом математической статистики.
В результате исследования деятельностного компонента гражданской идентичности по тестам смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева и «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, наиболее оптимальными стилями будут авторитарный и демократичный. Либеральный стиль воспитания будет менее оптимален.
В результате исследования эмоционального компонента гражданской идентичности оптимальными будут все три представленных стиля. Для формирования толерантности наиболее оптимальными стилями будут авторитарный и либеральный, а для формирования личностной зрелости - демократичный стиль воспитания.
Формирование ценностного компонента гражданской идентичности не зависит от стилей семейного воспитания.
По результатам исследования когнитивного компонента гражданской идентичности, наиболее оптимальным стилем семейного воспитания для формирования гражданской идентичности старшеклассников является авторитарный стиль семейного воспитания.
Авторитарный стиль семейного воспитания является оптимальным для формирования деятельностного, эмоционального компонентов гражданской идентичности, а так же для формирования толерантности.
Демократичный стиль семейного воспитания является оптимальным для формирования когнитивного и эмоционального компонентов гражданской идентичности, а так же для формирования, а так же для формирования личностной зрелости.
Либеральный стиль семейного воспитания является оптимальным для формирования толерантности.
Все результаты исследования подтверждены методом математической статистики.
В первом положении, авторитарный стиль воспитания детей, в силу своей традиционности и четких распределений ролей будет наиболее оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности.
Во втором положении, демократичный стиль воспитания детей, в силу преобладания партнерского поведения, гибкостью поведения и равноправием между членами семьи, будет оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности.
В третьем положении, либеральный стиль воспитания детей будет менее всех оптимальным для формирования у старшеклассников гражданской идентичности, вследствие отсутствия четкого представления о воспитании у родителей.
Гипотеза исследования подтвердилась, существует связь между сформированностью компонентов гражданской идентичности у старшеклассников и стилями семейного воспитания.
Наша работа имеет большую теоретическую и практическую значимость, как для педагогических работников школы, так и для сотрудников профессиональных учебных заведений.
Материалы нашего исследования были опубликованы в сборнике научных трудов «Современный ребенок: проекция в будущее», XVII социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов.
Результаты исследования были рассмотрены на педагогическом совете МБОУ «СОШ №7 г. Пензы» и приняты к внедрению в работу школы.
Так же, материалы нашего исследования заняли призовое место на XX научно-практической конференции педагогических работников образовательных учреждений города Пензы, в номинации «Педагогические чтения» (заочный этап) (секция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»). Материалы исследования были озвучены на XX научно-практической конференции педагогических работников образовательных учреждений города Пензы «Реализация ФГОС. Профессиональный рост учителя как главный инструмент достижения высокого уровня обученности выпускников» на инновационной площадке «Инновации в организации воспитательного процесса» на базе МАОУ «Многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы». Результаты исследования представлены к публикации материалов в сборнике августовского фестиваля психологов в 2017 году.
Результаты исследования использованы при создании методических рекомендаций для педагогов школ при работе с родителями, направленные на формирование гражданской идентичности школьников.
1. Абозина Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 88-92.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Спб.: Издательство «Питер», 2011. - 400 с.
3. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии Ч.2, М.,2011
4. Бездухов В.П. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. - Самара: СГПУ, -2006. -281 с.
5. Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома, 2005.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Литур, 1999. - 214 с.
7. Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. - №10. С. 74-85.
8. Бударагин М. В.: Молодежь как она есть. Идентичность // Взгляд. Деловая газета. - 2007. - 20 сентября.
9. Буренкова Е.В. Методы обработки данных в психологических исследованиях. Учебное пособие для студентов. Ч I - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 192 с.
10. Воденко К. В., Тихоновскова С. А. Социально-экономические институты и христианство: особенности взаимоотношений // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 1. С. 167-177.
11. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6.
12. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 23-35.
13. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 2010. - № 3. С. 38-50.
14. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2001. - №4. - С. 359-370.
15. Гражданское образование: Учебно-методическое пособие. -
Саранск, 2004. - С. 9-24.
16. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей, школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -160 с.
17. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . - М.: Просвещение, 2009. - 32 с.
18. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность:
выбор и подвижность // Гражданские, этническиеи религиозные идентичности в современной России. М.: Издательство Института
социологии РАН, 2006. 327 с.
19. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон,
1996. 432 с.
20. Закон об образовании в РФ. - введ. 2013 - 01 - 09.
21. Зангиева З.Н. Проблемы формирования гражданской
идентичности в условиях межкультурной коммуникации.
EuropeanSocialScienceJournal, № 3 (16), Рига; Москва, 2011. - 518 с.
22. Зангиева З.Н., Цховребова Б.Ф. Некоторые проблемы
формирования гражданской идентичности молодежи.
EuropaischeFachhochschule = EuropeanAppliedSciences. 2013. № 8. С. 59-62.
23. Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: Дисс. канд. пед. наук. - Самара, 2007.-183 с. Ильенков Э.В. С чего начинается личность? // Вопросы философии. -
1997. - № 4. - С. 25-32.
24. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 19-25.
25. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2011. - Ч.1 - 112 с.
26. Карт П. Фокс К. Преодоление культурных различий: Практическое руководство по международному деловому общению / Пенни Карт, Крис Фокс. Пер. с англ. И. Гаврилова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 224 с.
27. Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности // Психология самосознания, 2007. - № 2. - С. 37-48.
28. Ковылева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 54 с.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия. 2005;
30. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности:
проблема взаимосвязи и взаимозависимости [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. URL:
www.science-education.ru/109-9187(дата обращения: 10.03.2016).
31. Кожанов И.В., Петрова Т.Н. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). - Ч. 1. - С. 83-89.
32. Кожанов И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/110- 9802 (дата обращения: 08.04.2017)
33. Кожанов И. В. Формирование национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории: дис. канд. пед. наук. - Чебоксары, 2007. - 199 с.
34. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006. - № 9. - C. 38-42.
35. Леонтьев А. А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность). - М.: Смысл, 2001. - 380 с.
36. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. - С. 26-31.
37. Лутовинов В.И. Гражданское воспитание: традиции и
современные требования // Педагогика, 2007. - № 4. - С. 47-51. Мальков З.А. Джон Дьюи - философ и педагог-реформатор // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 95-104.
38. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
39. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456с.
40. Никифоров Ю.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Воронежского государственного университета. - 2007. - № 2. - С. 155.
41. Образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс]. URL:http://standart.edu.ru/doc.aspx; (дата обращения: 09.11.2016)
42. Попов Н.С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 147 с.
43. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО С.М. Вишнякова. 1999;
44. Психодиагностика толерантности личности / под. ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
45. Пшонко В.А. Гражданское воспитание в системе воспитания социально-личностных качеств выпускника колледжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 98. - 25-31 с.
46. Романова С.В. Формирование гражданских качеств у учащихся в средней общеобразовательной школе // Образование и саморазвитие. -2008. - № 7. - 37-45 с.
47. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. 648 с.
48. Семешок JI.M. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. - Воронеж: «МОДЭК», 2006. -352 с.
49. Сериков А. В. Влияние уровня гражданской идентичности на экстремизацию межнациональных отношений в регионе // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 3. С. 35-39.
50. Сиразеева А. Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе // Сборник материалов / научный дебют «Высшее образование в России» № 12, 2008
51. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А. Карелин - М., 2001, Т.2. - С.144-152.
52. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ_Об_образован ии_в_Российской_Федерации.рйГ (дата обращения: 08.04.2016).
53. Хатаев Е.Е. Этнопедогагика Северного Кавказа / Сев.- Осет. г ос. ун-т им. Хетагурова. - Владикавказ, 2000. - 116 е.
54. Хеллер А. С. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. — С. 189-172.
55. Хомяков М. Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. 327 с.
56. Чупров В.И., Зубок Ю. А. Социология молодёжи: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 336 с.
57. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 93 с.
58. Шехтер С.В. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения // Учительская газета. М., 1997. — 190 с. Шнейдер Л. Б. Идентичность: Хрестоматия. - М.: МПСИ, 2008. - С. 15-27.
59. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность молодёжи в современной России // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. Краснодар: КубГУ, 2010. С. 91-97.
60. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2010. 664 с.
61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
62. Юшин М.А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2007. №7. С. 26-35.