ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте 8
1.2. Методы формирования культурно-гигиенических навыков 14
1.3. Дидактические игры как средство освоения культурно-гигиенических навыков 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 34
2.3. Анализ эффективности использования дидактических игр как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому огромное значение в укреплении и охране здоровья ребенка принадлежит его культурно-гигиеническому воспитанию и обучению.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В значительной степени культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка очень пластична, а действия, которые связаны с умыванием, принятием пищи, одеванием, повторяются изо дня в день, неоднократно и систематически. В дошкольном учреждении у детей воспитываются: навыки поддержания порядка в окружающем пространстве, навыки соблюдения чистоты тела, культуры еды, а также правильных взаимоотношений детей со взрослыми и друг с другом.
Формирование навыков и привычек осуществляется непосредственно под руководством и педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
Большое внимание в детских дошкольных учреждениях уделяется формированию новых привычек и навыков, в то время, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новые виды деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей стараются приучать выполнять не только то, что им нравится и приятно делать, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Согласно ФГОС ДО, значимую роль в охране и укреплении здоровья дошкольников играют гигиеническое обучение и воспитание. Под гигиеническим воспитанием понимают часть общего воспитания, а под гигиеническими навыками - неотъемлемую часть культурного поведения ребенка. Так, необходимость быть опрятным, содержать в чистоте лицо, тело, прическу, одежду, обувь продиктованы не столько требованиями гигиены, сколько нормами человеческих отношений [1].
Наши отечественные психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и другие) и педагоги (В.А. Горбачева, В.Г. Нечаева и другие) доказали, что дети дошкольного возраста имеют способность усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений достаточно осознанно. Конечно, при этом, действует фактор специфики возраста, ограничивающий как объем правил и норм поведения и взаимоотношений, так и глубину их осознания...
К первоочередным задачам воспитания детей младшего дошкольного возраста следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Среди разных средств и методов формирования культурно- гигиенических навыков наиболее эффективными являются дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В связи с этим проблема создания системы дидактических игр, направленных на формирование у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков, является достаточно актуальной.
Цель нашей работы заключалась в изучении возможностей использования дидактических игр в процессе формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели были проанализированы научные исследования в области психологии и педагогики, изучены теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проведено экспериментальное исследование влияния дидактических игр на повышение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков детей в младшем дошкольном возрасте.
В первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и пришли к выводу, что культурно-гигиенические навыки представляют собой совокупность устойчивых форм повседневного поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков не только обеспечивает здоровье ребенка, но и способствует развитию у ребенка такого личностного новообразования, как осознание своего «Я», влияет на возникновение предпосылок для самооценки, понимания своих возможностей и способностей, а также его этических представлений, нравственных и волевых качеств. Воспитание культурно-гигиенических навыков является весьма сложной задачей, которая требует большого терпения и систематичности. Педагог сумеет достичь положительного результата, только в том случае, если будет учитывать задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной категории и сумеет своевременно их выполнить. Методика проведения дидактических игр оказывает положительное влияние на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков через использование ряда педагогических приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, систематическое напоминание со стороны воспитателя о необходимости соблюдать правила.
Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе, которая проводилась на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет: 10 девочек, 10 мальчиков. Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в изучении уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков проводилась на основе программы обучения и воспитания «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и предусматривала изучение уровня развития навыка мытья рук, навыка одевания и раздевания и навыка опрятной еды. Способ диагностики: наблюдение за детьми в естественных условиях во время выполнения режимных процессов...
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. / Дошкольное воспитание, 1989. - №11 - С. 17-21.
2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9. - М.: Просвещение, 2011. - 273 с.
3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007 - 240 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 2011. - 160 с.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001 - 121 с.
8. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб.: Литера, 2007. - 30 с.
9. Давидчук Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. - СПб.: Литера, 2002. - 198 с.
10. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 224 с.
11. Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
12. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 2009. - 34 с.
13. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. / Под ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.
14. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре. // Дошкольное образование. -
2004. - № 1. - С. 51-52.
15. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей. // Дошкольное образование. - 2008. - № 11. - С. 35-39...49