Прокурорский надзор за органами дознания
|
Введение 3
1. Понятие прокурорского надзора и органов дознания в Российской
Федерации 7
1.1 История становления прокурорского надзора в России 7
1.2 Понятие, система и полномочия органов дознания 23
1.3 Понятие и сущность прокурорского надзора за органами дознания 29
2. Особенности прокурорского надзора на разных этапах процессуальной
деятельности органов дознания 45
2.1. Осуществление прокурорского надзора за законностью и обоснованностью
возбуждения уголовных дел органами дознания 45
2.2. Вопросы прокурорского надзора на стадии предварительного расследования
в форме дознания 54
2.3. Прокурорский надзор при окончании расследования уголовных дел
органами дознания 63
Заключение 71
Список литературы
1. Понятие прокурорского надзора и органов дознания в Российской
Федерации 7
1.1 История становления прокурорского надзора в России 7
1.2 Понятие, система и полномочия органов дознания 23
1.3 Понятие и сущность прокурорского надзора за органами дознания 29
2. Особенности прокурорского надзора на разных этапах процессуальной
деятельности органов дознания 45
2.1. Осуществление прокурорского надзора за законностью и обоснованностью
возбуждения уголовных дел органами дознания 45
2.2. Вопросы прокурорского надзора на стадии предварительного расследования
в форме дознания 54
2.3. Прокурорский надзор при окончании расследования уголовных дел
органами дознания 63
Заключение 71
Список литературы
Актуальность дипломной работы подтверждается тем, что последнее десятилетие ознаменовалось активным реформированием системы правоохранительных органов, которые осуществляют уголовное преследование, особенно были затронуты органы дознания в системе органов внутренних дел в связи с вступлением в законную силу Федерального закона «О полиции». Роль прокурорского надзора над предварительным расследованием в форме дознания, безусловно, осталась важной. В 2007 году был создан Следственный комитет РФ, после этого именно прокурорский надзор за органами, осуществляющие дознание, стал доминирующим направлением надзорных функций органов прокураторы в сфере борьбы с преступностью. Влияние прокурорского надзора над дознанием настолько значительно, что можно встретить в теории понятие «прокурорского дознания». В этом направлении процессуальная и иная деятельность органов дознания во многом определяется содержанием надзорной деятельности органов прокуратуры. Таким образом, анализировать качество работы органов, осуществляющих дознание, и осуществлять поиск разрешения существующих проблем в их деятельности необходимо во взаимосвязи с оценкой работы и проблематикой прокурорского надзора за органами дознания. Наличие проблем в органах дознания подтверждается статистическими данными, согласно которым в 2017 году органы прокуратуры Пензенской области прекратили 121 уголовное преследование по линии дознания в ОВД, помимо этого при осуществлении надзорной деятельности прокуроры Пензенской области вернули 62 уголовных дела для производства дополнительного дознания .
Степень разработанности проблемы. Проблемам прокурорского надзора за органами дознания посвящено достаточное количество работ. Значительный вклад в изучение настоящей темы исследования внесли такие ученые, как Ю.Е. Винокуров, О.А. Кожевников, Н.С. Манова, М.П. Полякова, В.А. Семенцов, A. Ф. Смирнов, С.В. Супрун, А.В. Чубыкин.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды вышеупомянутых ученых, а также иных авторов, в частности, С.В. Корнакова, B. Ю. Мельников, О.А. Науменко, А.А. Новиков, А.А. Резяпов, Н.С. Сытова.
Данная дипломная работа представляет собой изучение проблем прокурорского надзора за органами дознания сквозь призму положений Конституции РФ, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, правовых позиций Генеральной прокуратуры РФ, международных общепризнанных правовых норм, правоприменительной практики и решений судебной системы РФ. Проведенное исследование акцентируется на пробелах в осуществлении прокурорского надзора за органами дознания и предлагает пути решения данных проблем.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за органами, осуществляющие дознание.
Предмет исследования составляют: литературные источники, отражающие генезис и современное состояние прокурорского надзора за органами дознания; нормы уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства, регулирующие деятельность по осуществлению прокурорского надзора за органами дознания; теоретические и практические проблемы данного вида прокурорского надзора.
На основе вышеизложенного можно сформулировать цель данной дипломной работы - комплексное исследование осуществления прокурором в досудебном производстве функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления прокурорского надзора в России;
- дать понятие органам дознания, определить их систему и полномочия;
- проанализировать сущность прокурорского надзора за органами дознания;
- рассмотреть прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел органами дознания;
- осветить вопросы прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в форме дознания;
- исследовать полномочия прокурора при осуществлении надзора на стадии окончания расследования уголовных дел органами дознания.
При написании дипломной работы использовались такие методы, как: диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция). В работе использовались также в качестве частных методов сравнительно-правовой, структурно-функциональный, исторический. Активно применялись социологические приемы: изучение, анализ и обобщение правоприменительной практики.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ряд приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в связи с реформированием правоохранительных органов, надзорные права и полномочия прокурора над органами дознания претерпели изменения, которые требуют тщательного изучения, выявления проблем и поиск их разрешения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определяются этапы развития прокурорского надзора в России, дается понятие органов дознания, определяется их система и полномочия, анализируется сущность прокурорского надзора за органами дознания, тщательно изучаются
права и полномочия прокурора на следующих стадиях предварительного расследования в форме дознания: возбуждения уголовных дел, предварительного расследования, окончания расследования уголовных дел.
Практическая значимость предполагает, что содержащиеся в дипломной работе рекомендации, выводы могут быть восприняты практическими работниками органов прокурорского надзора, органов и подразделений дознания.
Степень разработанности проблемы. Проблемам прокурорского надзора за органами дознания посвящено достаточное количество работ. Значительный вклад в изучение настоящей темы исследования внесли такие ученые, как Ю.Е. Винокуров, О.А. Кожевников, Н.С. Манова, М.П. Полякова, В.А. Семенцов, A. Ф. Смирнов, С.В. Супрун, А.В. Чубыкин.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды вышеупомянутых ученых, а также иных авторов, в частности, С.В. Корнакова, B. Ю. Мельников, О.А. Науменко, А.А. Новиков, А.А. Резяпов, Н.С. Сытова.
Данная дипломная работа представляет собой изучение проблем прокурорского надзора за органами дознания сквозь призму положений Конституции РФ, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, правовых позиций Генеральной прокуратуры РФ, международных общепризнанных правовых норм, правоприменительной практики и решений судебной системы РФ. Проведенное исследование акцентируется на пробелах в осуществлении прокурорского надзора за органами дознания и предлагает пути решения данных проблем.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за органами, осуществляющие дознание.
Предмет исследования составляют: литературные источники, отражающие генезис и современное состояние прокурорского надзора за органами дознания; нормы уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства, регулирующие деятельность по осуществлению прокурорского надзора за органами дознания; теоретические и практические проблемы данного вида прокурорского надзора.
На основе вышеизложенного можно сформулировать цель данной дипломной работы - комплексное исследование осуществления прокурором в досудебном производстве функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления прокурорского надзора в России;
- дать понятие органам дознания, определить их систему и полномочия;
- проанализировать сущность прокурорского надзора за органами дознания;
- рассмотреть прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел органами дознания;
- осветить вопросы прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в форме дознания;
- исследовать полномочия прокурора при осуществлении надзора на стадии окончания расследования уголовных дел органами дознания.
При написании дипломной работы использовались такие методы, как: диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция). В работе использовались также в качестве частных методов сравнительно-правовой, структурно-функциональный, исторический. Активно применялись социологические приемы: изучение, анализ и обобщение правоприменительной практики.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ряд приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в связи с реформированием правоохранительных органов, надзорные права и полномочия прокурора над органами дознания претерпели изменения, которые требуют тщательного изучения, выявления проблем и поиск их разрешения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определяются этапы развития прокурорского надзора в России, дается понятие органов дознания, определяется их система и полномочия, анализируется сущность прокурорского надзора за органами дознания, тщательно изучаются
права и полномочия прокурора на следующих стадиях предварительного расследования в форме дознания: возбуждения уголовных дел, предварительного расследования, окончания расследования уголовных дел.
Практическая значимость предполагает, что содержащиеся в дипломной работе рекомендации, выводы могут быть восприняты практическими работниками органов прокурорского надзора, органов и подразделений дознания.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что состояние законности в данной области не отвечает предъявляемым требованиям, что подтверждается многочисленными выявленными нарушениями.
По итогам проведенного в работе анализа, в части касающегося полномочий прокурора за соблюдением законов органами, осуществляющими дознание, можно сделать следующие выводы, что эффективность прокурорского надзора может быть достигнута только путем тщательной и всесторонней проверки соблюдения и исполнения установленного уголовно¬процессуальным законом, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами норм и требований. При этом прокурор обязан не только проводить проверки с целью выявления нарушений закона, но и принимать соответствующие меры к их устранению, пресечению и предупреждению в дальнейшем.
Также в процессе изучения норм УПК РФ, в части полномочий прокурора по отношению к дознанию, выявлены отдельные положения, требующие уточнения, при внесении изменений и дополнений в которые внесли бы ясность и однообразное понимание, тем самым повысили бы эффективность прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание.
К их числу можно отнести следующее:
1) Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, однако федеральный закон, посвященный данным вопросам, до сих пор не принят. На основании этого можно сделать вывод, что вышеназванный пункт УПК РФ в настоящее время не может быть реализован в практической деятельности прокурора. Прокуроры проверяют исполнение требований ведомственных и межведомственных приказов. Поэтому, считаем необходимо в данный пункт внести соответствующие изменения, вместо «федерального закона» исправить на «установленным законодательством».
2) В настоящее время прокуроры также не обладают правом разрешать сообщения о преступлениях и возбуждать уголовные дела, как было предусмотрено УПК в ранней редакции. При поступлении в прокуратуру таких сообщений, они регистрируются и направляются в уполномоченный для рассмотрения такого сообщения орган, что в свою очередь не может не сказываться на оперативности проверки, выявления следов преступления, задержании преступника. Думается, что необходимо законодательно закрепить в полномочиях прокурора право возбудить уголовное дело. Считаем право возбуждения уголовных дел прокурором позволит уменьшить показатели отказов в ВУД при наличии явных признаков состава преступления, в то время как дознавателями предпринимаются любые возможности, чтобы не регистрировать поступившие сообщения, и не возбуждать уголовное дело.
3) Полномочие прокурора, выраженное в форме требования устранения нарушений федерального законодательства и закрепленное п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исходя из содержания может быть реализовано прокурором только в процессе предварительного расследования, в то время как при рассмотрении заявления, как указано выше, происходит наибольшее количество нарушений законодательства, а также на стадии возбуждения уголовного дела дознавателями выносятся постановления об отказах в возбуждении уголовного дела. Таким образом, считаем, что из данного пункта необходимо исключить слова «допущенных в ходе дознания», дабы не сужать рамки действия данного полномочия прокурора.
4) При реализации прокурором права отмены незаконного и необоснованного постановления дознавателя о прекращении уголовного дела закрепленного в п. 6 ч.2 ст.37 в порядке, определяемом ст.214 УПК РФ, не предъявлены требования к форме, содержанию и сроку принятия такого решения. Тогда как в отношении следователя этот срок установлен не более 14 суток, и наличие письменного мотивированного постановления. При принятии
такого решения прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора от 26.01.2017 № 33, в котором указано «безотлагательно». Внесение данных изменений положительно отразиться на общей картине сроков предъявляемых к предварительному расследованию.
6) В статьях 146, 148 УПК РФ содержится требование, согласно которого при возбуждении уголовного дела либо при отказе в возбуждении уголовного дела прокурору высылается копия соответствующего постановления. Перед тем как принять решение прокурор обязан проверить на соответствие законам данное постановление, для чего вынужден подготавливать и направлять запросы на предоставление материалов. Считаем, что для оперативности принятия решения прокурором целесообразно внести изменения в ч. 4 ст.146, и ч. 4. ст. 148, дополнить в виде «направлять копии постановления вместе с копиями материалов» на основании которых эти постановления были приняты.
7) При реализации полномочия прокурора возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания п. 2 ч.1 ст. 226 УПК РФ, не разработан механизм дополнительного расследования. Законодательно не закреплены основания возвращения уголовных дел на дополнительное расследование, а также процедура его проведения. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере эффективно устранять выявленные недостатки в расследовании.
Полагаем, что законодательное закрепление вышеназванных предложений позволит усовершенствовать правовое регулирование процессуальных полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание.
По итогам проведенного в работе анализа, в части касающегося полномочий прокурора за соблюдением законов органами, осуществляющими дознание, можно сделать следующие выводы, что эффективность прокурорского надзора может быть достигнута только путем тщательной и всесторонней проверки соблюдения и исполнения установленного уголовно¬процессуальным законом, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами норм и требований. При этом прокурор обязан не только проводить проверки с целью выявления нарушений закона, но и принимать соответствующие меры к их устранению, пресечению и предупреждению в дальнейшем.
Также в процессе изучения норм УПК РФ, в части полномочий прокурора по отношению к дознанию, выявлены отдельные положения, требующие уточнения, при внесении изменений и дополнений в которые внесли бы ясность и однообразное понимание, тем самым повысили бы эффективность прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание.
К их числу можно отнести следующее:
1) Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, однако федеральный закон, посвященный данным вопросам, до сих пор не принят. На основании этого можно сделать вывод, что вышеназванный пункт УПК РФ в настоящее время не может быть реализован в практической деятельности прокурора. Прокуроры проверяют исполнение требований ведомственных и межведомственных приказов. Поэтому, считаем необходимо в данный пункт внести соответствующие изменения, вместо «федерального закона» исправить на «установленным законодательством».
2) В настоящее время прокуроры также не обладают правом разрешать сообщения о преступлениях и возбуждать уголовные дела, как было предусмотрено УПК в ранней редакции. При поступлении в прокуратуру таких сообщений, они регистрируются и направляются в уполномоченный для рассмотрения такого сообщения орган, что в свою очередь не может не сказываться на оперативности проверки, выявления следов преступления, задержании преступника. Думается, что необходимо законодательно закрепить в полномочиях прокурора право возбудить уголовное дело. Считаем право возбуждения уголовных дел прокурором позволит уменьшить показатели отказов в ВУД при наличии явных признаков состава преступления, в то время как дознавателями предпринимаются любые возможности, чтобы не регистрировать поступившие сообщения, и не возбуждать уголовное дело.
3) Полномочие прокурора, выраженное в форме требования устранения нарушений федерального законодательства и закрепленное п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исходя из содержания может быть реализовано прокурором только в процессе предварительного расследования, в то время как при рассмотрении заявления, как указано выше, происходит наибольшее количество нарушений законодательства, а также на стадии возбуждения уголовного дела дознавателями выносятся постановления об отказах в возбуждении уголовного дела. Таким образом, считаем, что из данного пункта необходимо исключить слова «допущенных в ходе дознания», дабы не сужать рамки действия данного полномочия прокурора.
4) При реализации прокурором права отмены незаконного и необоснованного постановления дознавателя о прекращении уголовного дела закрепленного в п. 6 ч.2 ст.37 в порядке, определяемом ст.214 УПК РФ, не предъявлены требования к форме, содержанию и сроку принятия такого решения. Тогда как в отношении следователя этот срок установлен не более 14 суток, и наличие письменного мотивированного постановления. При принятии
такого решения прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора от 26.01.2017 № 33, в котором указано «безотлагательно». Внесение данных изменений положительно отразиться на общей картине сроков предъявляемых к предварительному расследованию.
6) В статьях 146, 148 УПК РФ содержится требование, согласно которого при возбуждении уголовного дела либо при отказе в возбуждении уголовного дела прокурору высылается копия соответствующего постановления. Перед тем как принять решение прокурор обязан проверить на соответствие законам данное постановление, для чего вынужден подготавливать и направлять запросы на предоставление материалов. Считаем, что для оперативности принятия решения прокурором целесообразно внести изменения в ч. 4 ст.146, и ч. 4. ст. 148, дополнить в виде «направлять копии постановления вместе с копиями материалов» на основании которых эти постановления были приняты.
7) При реализации полномочия прокурора возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания п. 2 ч.1 ст. 226 УПК РФ, не разработан механизм дополнительного расследования. Законодательно не закреплены основания возвращения уголовных дел на дополнительное расследование, а также процедура его проведения. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере эффективно устранять выявленные недостатки в расследовании.
Полагаем, что законодательное закрепление вышеназванных предложений позволит усовершенствовать правовое регулирование процессуальных полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение законности дознания в сокращенной форме средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия и дознания
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания
Бакалаврская работа, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие .
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Омский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в прокуратуре районного звена (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за соблюдением законности органами дознания и
предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



