Правовое регулирование оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава I. Организационно-правовые основы оказания государственных услуг органами исполнительной власти в Российской
Федерации 7
1.1. Понятие, принципы и правовая природа услуг,оказываемых органами государственной власти в Российской Федерации 7
1.2. Правовое регулирование (регламентация и стандартизация) предоставления государственных услуг 17
Глава II. Современная система оказания государственных услуг в Российской Федерации 32
2.1. Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» 32
2.2. Мониторинг качества предоставления государственных услуг 44
2.3. Предложения по совершенствованию системы оказания государственных услуг 59
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Глава I. Организационно-правовые основы оказания государственных услуг органами исполнительной власти в Российской
Федерации 7
1.1. Понятие, принципы и правовая природа услуг,оказываемых органами государственной власти в Российской Федерации 7
1.2. Правовое регулирование (регламентация и стандартизация) предоставления государственных услуг 17
Глава II. Современная система оказания государственных услуг в Российской Федерации 32
2.1. Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» 32
2.2. Мониторинг качества предоставления государственных услуг 44
2.3. Предложения по совершенствованию системы оказания государственных услуг 59
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Актуальность темы исследования. Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.
За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах - «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы»1 и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании системы предоставления государственных услуг органами государственной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
- рассмотреть организационно-правовые основы оказания государственных услуг органами исполнительной власти в Российской Федерации;
- раскрыть понятие, принципы и правовую природу услуг, оказываемых органами государственной власти в Российской Федерации;
- изучить правовое регулирование (регламентацию и стандартизацию) предоставления государственных услуг;
- проанализировать современную систему оказания государственных услуг в Российской Федерации;
- рассмотреть организацию предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»;
- показать мониторинг качества предоставления государственных услуг;
- выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы оказания государственных услуг.
Объектом исследования явились общественные отношения между федеральными органами государственной власти РФ и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Предметом выпускной квалификационной работы послужили нормы российского права, регулирующие порядок оказания государственных услуг федеральными органами власти Российской Федерации.
Правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»4, Указы Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, а также проекты отдельных нормативных актов.
При написании выпускной квалификационной работы помимо нормативной правовой базы использованы учебная литература, научные труды в области предоставления государственных услуг, С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой, В.О. Буряга, Н.В. Кисилевой, А.А. Чеботаревой, С.В. Шипова.
Эмпирическую базу исследования составил анализ правоприменительной практики федеральных органов власти Российской Федерации по оказанию ими государственных услуг.
Методологическую базу исследования составляют научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-исторического, кибернетического подходов, общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частно-научные методы: системно-структурный, конкретно¬социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена намеченной цели и поставленным задачам, состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах - «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы»1 и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании системы предоставления государственных услуг органами государственной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
- рассмотреть организационно-правовые основы оказания государственных услуг органами исполнительной власти в Российской Федерации;
- раскрыть понятие, принципы и правовую природу услуг, оказываемых органами государственной власти в Российской Федерации;
- изучить правовое регулирование (регламентацию и стандартизацию) предоставления государственных услуг;
- проанализировать современную систему оказания государственных услуг в Российской Федерации;
- рассмотреть организацию предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»;
- показать мониторинг качества предоставления государственных услуг;
- выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы оказания государственных услуг.
Объектом исследования явились общественные отношения между федеральными органами государственной власти РФ и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Предметом выпускной квалификационной работы послужили нормы российского права, регулирующие порядок оказания государственных услуг федеральными органами власти Российской Федерации.
Правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»4, Указы Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, а также проекты отдельных нормативных актов.
При написании выпускной квалификационной работы помимо нормативной правовой базы использованы учебная литература, научные труды в области предоставления государственных услуг, С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой, В.О. Буряга, Н.В. Кисилевой, А.А. Чеботаревой, С.В. Шипова.
Эмпирическую базу исследования составил анализ правоприменительной практики федеральных органов власти Российской Федерации по оказанию ими государственных услуг.
Методологическую базу исследования составляют научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-исторического, кибернетического подходов, общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частно-научные методы: системно-структурный, конкретно¬социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена намеченной цели и поставленным задачам, состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг». Указанный закон устанавливает новые нормы и правила по предоставлению услуг органов публичной власти всех уровней - тех услуг, получение которых традиционно было наиболее проблемным в связи с необходимостью сбора необходимых справок, многочасового ожидания в очередях либо оплатой услуг «посредников», готовых «ускорить» процесс получения услуги.
В настоящее время наиболее острые проблемы с получением государственных и муниципальных услуг уходят в прошлое, однако это требует серьезной слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ.
Одним из важных направлений реализации административной реформы в Российской Федерации является разработка стандартов качества и доступности государственных услуг, которые позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Предполагается, что реализация данных задач позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.
В этой связи поэтапно решаются задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению реестров (перечней) государственных услуг, разработке стандартов государственных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.
В качестве госуслуги предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. В связи с новизной понятия ещё не существует официально принятой классификации государственных и муниципальных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы.
Под качеством конечного результата услуги понимается требования к конечному результату услуги с точки зрения соответствия услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, правильно составленных и заполненных в соответствии со стандартом комплект требуемых документов, правильно рассчитанное пособие и пр.
На основе проведенного исследования нами предлагаются следующие предложения по совершенствованию правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, по оказанию услуг населению:
- внести следующие дополнения в Федеральный закон от 17 июля 2010 г. № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг»:
в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»: «стандарт государственной услуги, предоставляемой населению федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - это система требований к реализации отдельных государственных полномочий в интересах их получателей, принятых нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;
в ст. 14 «Требования к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг»: «принципами стандартизации государственных и муниципальных услуг являются следующие: равный доступ для всех лиц, имеющих право на получение услуги согласно закону; социально¬экономическая эффективность; минимизация совокупных издержек клиента; децентрализация предоставления услуг; открытость стандартов; максимальная четкость критериев принятия решений при оказании услуг;
- процедуры предоставления государственных услуг органами внутренних дел населению урегулировать в административных регламентах, а условия предоставления и иные стандарты таких услуг - в стандартах государственных услуг.
В настоящее время наиболее острые проблемы с получением государственных и муниципальных услуг уходят в прошлое, однако это требует серьезной слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ.
Одним из важных направлений реализации административной реформы в Российской Федерации является разработка стандартов качества и доступности государственных услуг, которые позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Предполагается, что реализация данных задач позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.
В этой связи поэтапно решаются задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению реестров (перечней) государственных услуг, разработке стандартов государственных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.
В качестве госуслуги предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. В связи с новизной понятия ещё не существует официально принятой классификации государственных и муниципальных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы.
Под качеством конечного результата услуги понимается требования к конечному результату услуги с точки зрения соответствия услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, правильно составленных и заполненных в соответствии со стандартом комплект требуемых документов, правильно рассчитанное пособие и пр.
На основе проведенного исследования нами предлагаются следующие предложения по совершенствованию правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти, по оказанию услуг населению:
- внести следующие дополнения в Федеральный закон от 17 июля 2010 г. № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг»:
в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»: «стандарт государственной услуги, предоставляемой населению федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - это система требований к реализации отдельных государственных полномочий в интересах их получателей, принятых нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;
в ст. 14 «Требования к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг»: «принципами стандартизации государственных и муниципальных услуг являются следующие: равный доступ для всех лиц, имеющих право на получение услуги согласно закону; социально¬экономическая эффективность; минимизация совокупных издержек клиента; децентрализация предоставления услуг; открытость стандартов; максимальная четкость критериев принятия решений при оказании услуг;
- процедуры предоставления государственных услуг органами внутренних дел населению урегулировать в административных регламентах, а условия предоставления и иные стандарты таких услуг - в стандартах государственных услуг.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Организация системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Диссертации (РГБ), адвокатское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами в субъектах Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование правового регулирования предоставления государственных услуг в современном праве России (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РОСКОМНАДЗОРА ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



