Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение
1.1. Экологические представления о многообразие пресмыкающихся в природе
1.2 Способы адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы
1.2. Программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
1.1. Экологические представления о многообразие пресмыкающихся в природе
1.2 Способы адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы
1.2. Программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность. Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано 1,5-2 млн. видов животных, приспособленных к различным средам жизни. Формирование представлений о животных и способах их приспособления к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольника является ключевым направлением в экологическом образовании детей [34]. Приспособленность или адаптация - есть результат длительного и постоянного взаимодействия организма со средой. Поэтому целесообразно рассматривать животных и среду как единое целое, связь животных со средой - как единственный вариант возможности их существования вообще [33].
Подобные исследования дают детям представления о специфических особенностях живого организма, обогащают их кругозор о богатстве мира животных в природе. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации [35].
Педагогический процесс, направленный на формирование представлений о живой природе, как отмечают ряд исследователей, может носить системный характер, содержательным стержнем является система знаний о жизни животных, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи животных с внешней средой [34].
В рамках данного направления, одной из важных задач педагогического процесса является выявление связи как единственно возможного варианта существования животных, обладающих определенными потребностями, удовлетворения которых осуществляется через контакт с внешней средой. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов животных или классов животных, такие как земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в любой момент их жизни [38]. Из всего многообразия животных в качестве примера, согласно программе и методическим рекомендациям Соломенниковой О.А. (2009) нами рассматриваются представители класса пресмыкающиеся [53].
Область исследования: теория и методика экологического воспитания детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изучение пресмыкающихся и среды их обитания как единое целое, должно способствовать успешному формированию представлений о способах их адаптации к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы, у детей старшего дошкольного возраста на примере пресмыкающихся.
Задачи:
1. Проанализировать учебную, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить многообразие пресмыкающихся в природе и способы их адаптации к сезонным изменениям природы;
3. Изучить программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, беседы с детьми; методы обработки данных [30].
Методическую основу исследования составили работы С.Н. Николаевой «Теория и методика экологического образования детей (2002), Н.Г. Молодцовой «Практикум по педагогической психологии» (2009), программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой (2005), программа и методические рекомендации О.А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду» (2009) [34; 30; 38; 53].
Экспериментальная база: ДОУ «Ручеек», с. Кундустуг Каа-Хемского района Республики Тыва.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и 6 подглав, списка литературы в количестве 64 наименований. Работа изложена на 61 страницах компьютерного текста, содержит 6 таблиц, 11 рисунков и приложения в 3 страницах.
Подобные исследования дают детям представления о специфических особенностях живого организма, обогащают их кругозор о богатстве мира животных в природе. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации [35].
Педагогический процесс, направленный на формирование представлений о живой природе, как отмечают ряд исследователей, может носить системный характер, содержательным стержнем является система знаний о жизни животных, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи животных с внешней средой [34].
В рамках данного направления, одной из важных задач педагогического процесса является выявление связи как единственно возможного варианта существования животных, обладающих определенными потребностями, удовлетворения которых осуществляется через контакт с внешней средой. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов животных или классов животных, такие как земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в любой момент их жизни [38]. Из всего многообразия животных в качестве примера, согласно программе и методическим рекомендациям Соломенниковой О.А. (2009) нами рассматриваются представители класса пресмыкающиеся [53].
Область исследования: теория и методика экологического воспитания детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изучение пресмыкающихся и среды их обитания как единое целое, должно способствовать успешному формированию представлений о способах их адаптации к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы, у детей старшего дошкольного возраста на примере пресмыкающихся.
Задачи:
1. Проанализировать учебную, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить многообразие пресмыкающихся в природе и способы их адаптации к сезонным изменениям природы;
3. Изучить программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, беседы с детьми; методы обработки данных [30].
Методическую основу исследования составили работы С.Н. Николаевой «Теория и методика экологического образования детей (2002), Н.Г. Молодцовой «Практикум по педагогической психологии» (2009), программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой (2005), программа и методические рекомендации О.А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду» (2009) [34; 30; 38; 53].
Экспериментальная база: ДОУ «Ручеек», с. Кундустуг Каа-Хемского района Республики Тыва.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и 6 подглав, списка литературы в количестве 64 наименований. Работа изложена на 61 страницах компьютерного текста, содержит 6 таблиц, 11 рисунков и приложения в 3 страницах.
Проведенное исследование по теме «Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста» позволяют выделить следующие выводы:
1. К пресмыкающимся относятся отряды Чешуйчатые , Черепахи , Крокодилы и Первоящеры или Клювоголовые. Из пресмыкающихся в старшем дошкольном возрасте изучают черепаху и ящерицу;
2. В зоологической литературе пресмыкающимся характерны морфологические (наличие зубов-клыков у змей, пятипалых конечностей у ящериц, черепах и крокодилов и наличие видимого панциря у черепах), анатомические (отсутствие сращения черепа у змей), физиологические (снижение всех жизненных функций с наступление морозов и способность накапливать жир), поведенческие (спячка, зарывание, обездвиживание), термические (пойкилотермные, инерциальная гомойотермия) и ритмологические (сезонные, суточные изменения) адаптации. Для детей старшего дошкольного возраста важно отметить у пресмыкающихся поведенческие адаптации, связанные с сезонными изменениями в природе, такие как переживания неблагоприятных периодов в состоянии зимнего покоя (спячка);
3. Программный материеш по формированию представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы состоит из 3 этапов: формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе, формирование представлений о многообразии пресмыкающихся, формирование представлений о тесной связи пресмыкающихся (ящерица и черепаха) со средой обитания;
4. Уровень сформированности представлении о способах адогтации животных к сезонным изменениям природы старших дошкольников на констатирующем этапе таковы, что высокому уровню соответствуют результаты 16% опрошенных детей, среднему и низкому - 34 и 50%
соответственно;
5. В формирующем эксперименте были проведены комплекс мероприятий по 3 этапам. На первом этапе организация наблюдений за погодой осуществляется с помощью параметров, такие как определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.. На втором этапе для формирования представлений о пресмыкающихся проведено 4 мероприятия: Экскурсия в лес, изучали устройство террариума, изучение пресмыкающихся, рисование на тему «Как мы видим пресмыкающихся» и проведена дидактическая игра «Кто что умеет», а также 2 занятия на темы «Черепаха Тартила» и «Ящерица». На третьем этапе посезонная работа была направлена на формирование представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста (на примере ящерицы и черепахи). С этой целью проведены 5 дидактических игр на темы «Давай познакомимся», «Дорисуй картинку», «Кто больше»,, «Карточки» и «Домино»;
6. В контрольном эксперименте значения высокого уровня сформированности представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста изменились от 16 до 34 %, что на 13 % повысились. Показатели среднего уровня меняются от 34 до 58 %, увеличиваясь на 24 %, напротив, значения низкого уровня снижаются от 50 % до 8 %.
1. К пресмыкающимся относятся отряды Чешуйчатые , Черепахи , Крокодилы и Первоящеры или Клювоголовые. Из пресмыкающихся в старшем дошкольном возрасте изучают черепаху и ящерицу;
2. В зоологической литературе пресмыкающимся характерны морфологические (наличие зубов-клыков у змей, пятипалых конечностей у ящериц, черепах и крокодилов и наличие видимого панциря у черепах), анатомические (отсутствие сращения черепа у змей), физиологические (снижение всех жизненных функций с наступление морозов и способность накапливать жир), поведенческие (спячка, зарывание, обездвиживание), термические (пойкилотермные, инерциальная гомойотермия) и ритмологические (сезонные, суточные изменения) адаптации. Для детей старшего дошкольного возраста важно отметить у пресмыкающихся поведенческие адаптации, связанные с сезонными изменениями в природе, такие как переживания неблагоприятных периодов в состоянии зимнего покоя (спячка);
3. Программный материеш по формированию представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы состоит из 3 этапов: формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе, формирование представлений о многообразии пресмыкающихся, формирование представлений о тесной связи пресмыкающихся (ящерица и черепаха) со средой обитания;
4. Уровень сформированности представлении о способах адогтации животных к сезонным изменениям природы старших дошкольников на констатирующем этапе таковы, что высокому уровню соответствуют результаты 16% опрошенных детей, среднему и низкому - 34 и 50%
соответственно;
5. В формирующем эксперименте были проведены комплекс мероприятий по 3 этапам. На первом этапе организация наблюдений за погодой осуществляется с помощью параметров, такие как определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.. На втором этапе для формирования представлений о пресмыкающихся проведено 4 мероприятия: Экскурсия в лес, изучали устройство террариума, изучение пресмыкающихся, рисование на тему «Как мы видим пресмыкающихся» и проведена дидактическая игра «Кто что умеет», а также 2 занятия на темы «Черепаха Тартила» и «Ящерица». На третьем этапе посезонная работа была направлена на формирование представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста (на примере ящерицы и черепахи). С этой целью проведены 5 дидактических игр на темы «Давай познакомимся», «Дорисуй картинку», «Кто больше»,, «Карточки» и «Домино»;
6. В контрольном эксперименте значения высокого уровня сформированности представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста изменились от 16 до 34 %, что на 13 % повысились. Показатели среднего уровня меняются от 34 до 58 %, увеличиваясь на 24 %, напротив, значения низкого уровня снижаются от 50 % до 8 %.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



