Введение
1.1. Экологические представления о многообразие пресмыкающихся в природе
1.2 Способы адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы
1.2. Программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность. Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано 1,5-2 млн. видов животных, приспособленных к различным средам жизни. Формирование представлений о животных и способах их приспособления к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольника является ключевым направлением в экологическом образовании детей [34]. Приспособленность или адаптация - есть результат длительного и постоянного взаимодействия организма со средой. Поэтому целесообразно рассматривать животных и среду как единое целое, связь животных со средой - как единственный вариант возможности их существования вообще [33].
Подобные исследования дают детям представления о специфических особенностях живого организма, обогащают их кругозор о богатстве мира животных в природе. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации [35].
Педагогический процесс, направленный на формирование представлений о живой природе, как отмечают ряд исследователей, может носить системный характер, содержательным стержнем является система знаний о жизни животных, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, которые раскрывают различные взаимосвязи животных с внешней средой [34].
В рамках данного направления, одной из важных задач педагогического процесса является выявление связи как единственно возможного варианта существования животных, обладающих определенными потребностями, удовлетворения которых осуществляется через контакт с внешней средой. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов животных или классов животных, такие как земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в любой момент их жизни [38]. Из всего многообразия животных в качестве примера, согласно программе и методическим рекомендациям Соломенниковой О.А. (2009) нами рассматриваются представители класса пресмыкающиеся [53].
Область исследования: теория и методика экологического воспитания детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изучение пресмыкающихся и среды их обитания как единое целое, должно способствовать успешному формированию представлений о способах их адаптации к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы, у детей старшего дошкольного возраста на примере пресмыкающихся.
Задачи:
1. Проанализировать учебную, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить многообразие пресмыкающихся в природе и способы их адаптации к сезонным изменениям природы;
3. Изучить программный материал и условия формирования представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, беседы с детьми; методы обработки данных [30].
Методическую основу исследования составили работы С.Н. Николаевой «Теория и методика экологического образования детей (2002), Н.Г. Молодцовой «Практикум по педагогической психологии» (2009), программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой (2005), программа и методические рекомендации О.А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду» (2009) [34; 30; 38; 53].
Экспериментальная база: ДОУ «Ручеек», с. Кундустуг Каа-Хемского района Республики Тыва.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и 6 подглав, списка литературы в количестве 64 наименований. Работа изложена на 61 страницах компьютерного текста, содержит 6 таблиц, 11 рисунков и приложения в 3 страницах.
Проведенное исследование по теме «Формирование представлений о способах адаптации животных к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста» позволяют выделить следующие выводы:
1. К пресмыкающимся относятся отряды Чешуйчатые , Черепахи , Крокодилы и Первоящеры или Клювоголовые. Из пресмыкающихся в старшем дошкольном возрасте изучают черепаху и ящерицу;
2. В зоологической литературе пресмыкающимся характерны морфологические (наличие зубов-клыков у змей, пятипалых конечностей у ящериц, черепах и крокодилов и наличие видимого панциря у черепах), анатомические (отсутствие сращения черепа у змей), физиологические (снижение всех жизненных функций с наступление морозов и способность накапливать жир), поведенческие (спячка, зарывание, обездвиживание), термические (пойкилотермные, инерциальная гомойотермия) и ритмологические (сезонные, суточные изменения) адаптации. Для детей старшего дошкольного возраста важно отметить у пресмыкающихся поведенческие адаптации, связанные с сезонными изменениями в природе, такие как переживания неблагоприятных периодов в состоянии зимнего покоя (спячка);
3. Программный материеш по формированию представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы состоит из 3 этапов: формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе, формирование представлений о многообразии пресмыкающихся, формирование представлений о тесной связи пресмыкающихся (ящерица и черепаха) со средой обитания;
4. Уровень сформированности представлении о способах адогтации животных к сезонным изменениям природы старших дошкольников на констатирующем этапе таковы, что высокому уровню соответствуют результаты 16% опрошенных детей, среднему и низкому - 34 и 50%
соответственно;
5. В формирующем эксперименте были проведены комплекс мероприятий по 3 этапам. На первом этапе организация наблюдений за погодой осуществляется с помощью параметров, такие как определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.. На втором этапе для формирования представлений о пресмыкающихся проведено 4 мероприятия: Экскурсия в лес, изучали устройство террариума, изучение пресмыкающихся, рисование на тему «Как мы видим пресмыкающихся» и проведена дидактическая игра «Кто что умеет», а также 2 занятия на темы «Черепаха Тартила» и «Ящерица». На третьем этапе посезонная работа была направлена на формирование представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста (на примере ящерицы и черепахи). С этой целью проведены 5 дидактических игр на темы «Давай познакомимся», «Дорисуй картинку», «Кто больше»,, «Карточки» и «Домино»;
6. В контрольном эксперименте значения высокого уровня сформированности представлений о способах адаптации пресмыкающихся к сезонным изменениям природы у детей старшего дошкольного возраста изменились от 16 до 34 %, что на 13 % повысились. Показатели среднего уровня меняются от 34 до 58 %, увеличиваясь на 24 %, напротив, значения низкого уровня снижаются от 50 % до 8 %.
1. Ананьева Н. Б., Боркин Л. Я., Даревский И. С., Орлов Н. Л. Пятиязычный словарь названий животных. Амфибии и рептилии. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1988. — С. 139. — 10 500 экз. — ISBN 5-200- 00232-X.
2. Бельков, Л.Т.: Земноводные и пресмыкающиеся Белгородской области (Amphibia и Reptilia). - Белгород: БелГУ, 2008.-176 с.
3. Бобров, В. Ящерицы по имени ящурка/
http:/Avww. nki. lii^v^//-a3i^^les/11288/
4. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004.¬159 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. - М., 1982.-111 с.
6. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства, 2001.-228 с.
7. Епланова, Г.В. К репродуктивной биологии живородящей ящерицы в Средней Поволжье // Известия Самар, науч. центра РАН, 2009.-156 с.
8. Замолодчиков, Д.Г., Авилова, К.В. Материалы по биологии живородящей ящерицы на болоте Западного Подмосковья // Земноводные и пресмыкающиеся Московской области.— М.: Наука, 1989.-56 с.
9. Зебзеева, В.А. Программа экологического развития детей дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2007. С 68-77.
10. Зебзеева, В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание, 2004. -339 с.
11. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России / Н.Б. Ананьева и др.М.:АВБ,1998.-576 с.
12. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе
13. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56 с.
14. Кассиль, Г.Н. Внутренняя среда организма М.: Наука, 2003. - 227 с.
15. Каутц, О.Л. Земля - наш общий дом // Листья в ладонях, 2002,- 58 с.
16. Клепина, З.А. Природоведение / З.А. Клепина, Л.Ф. Мельчаков. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.
17. Козлова, С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000.¬288 с.
18. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
19. Корзун, А.В., Кишко, С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - педагогики — Мозырь: Белый ветер, 2003.- 155 с.
20. Коробова, М. В., Посылкина, Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.- 94 с.
21. Крокодилы/ht:t:ps://ru■wikipedia.org/wiki/Крокодилы#.D0■9E.D0.B1.D1.80.D 0.B0.D0.B7 .D0.B6.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B8
22. Крокодилы/https: //ru.wikipedia. О1дЛУ1к1Жроко/цг iu;;/media/l; ile:S altwaterC rocodilet'Maximo'l.ipg
23. Куранова, В.Н., Савельев, C.B., Булахова, Н.А. Демографические характеристики популяций ящериц юга Западной Сибири // Сибирская зоологическая конференция: тез. докл. — Новосибирск, 2004. — 232с.
24. Ладутько, Л.К., С.В. Шкляр. Ребенок познает мир природы. — Минск: УП "Технопринт", 2005 г.-228 с.
25. Левонтин, Р.К. Адаптация. - В сб.: Эволюция. М., 1981.- 242 с.
26. Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой:- СПб.: Детство-Пресс, 2005г. -112 с.
28. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
29. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение", 1992. - 222 с.
30. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - Спб.: Питер, 2009. - 208 с.
31. Мэйнард, С.Д. Эволюция размножения пресмыкающихся: М., 2007.-275 с.
32. Немов, Р.С. Психодиагностика. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.- 640 с.
33. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика - Синтез, 2005.
34. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - з-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 368 с.
36. Петров, К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: учебное пособие для вузов, изд. 3-е,2000.- 224 с.
37. Попова, Т.И. Мир вокруг нас. - М.: «Линка-Пресс», 2002.- 154 с.
38. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 208 с.
39. Прыткая ящерица. Монографическое описание вида / отв. ред. A.B. Яблоков.— М.: Наука,1976.—376 с.
40. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного
41. Рыбалкин, Н.Г. Экологическое образование и воспитание в России / Н.Г. Рыбалкин, Е.Д. Самочеев. - М., 1995.- 217 с.
42. Рыжов, ММ. Земноводные и пресмыкающиеся: распространение, распределение, трофические связи и состояние охраны // Автореф. дис. канд.биол.наук.Тольятти, 2007.- 20 с.
43. Рыжова, Н.А. "Наш дом - природа". Программа экологичес-кого воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. - 104 с.
44. Рыжова, Н.А. Педагогические образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2000.- № 9.-141 с.
45. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М., 2000.- 49 с.
46. Рыжова, НН "Наш дом - природа". Проограмма воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2003.- 240 с.
47. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А.Рыжова. - М., 2003.- 192 с.
48. Рыхлинская, Т. Ознакомление детей с животными // Дошкольное воспитание, 1952. - №4.- 264 с.
49. Савенкова, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.// Дошкольное воспитание, 2000. - №2.- 155 с.
50. Сапов, И.А., Новиков, В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. - Л.: Наука, 2004. - 146 с.
51. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А.Серебрякова.- М., 2006.- 216 с.
52. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004. - 208 с.
53. Соломенникова, О.А. экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд.- М.: мозаика - Синтез, 2009.- 96 с.
54. Урманцев, Ю.А. Природа адаптации, 1998. - №12.- 168 с.
55. Ушакова, О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. С 3-7.
56. Фабрика загадок. № 9- 2010г., № 12-2012г. ООО «Издательство «Мир новостей». М., - 224 с.
57. Федотова, А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник, 2014.- 256 с.
58. Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие, А.М. Федотова - Пермь, 1992.- 216 с.
59. Фельков, Л.Т. Земноводные и пресмыкающиеся Белгородской области (Amphibia и Reptilia). - Белгород: БелГУ, 2008.- 176 с.
60. Филюшкина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Л.И. Филюшина. - М., 2003.- 185 с.
61. Чернова, Н.И. Общая экология: учеб, пособие для вузов /Чернова Н.И., Былова А.М. - М., 2007.- 416 с.
62. Шишкин, А.В. Сезонная и суточная активность пресмыкающихся на северной границе ареала в Западной Сибири / Зоологические исследования в регионах России и на сопредельных территориях. Саранск, 2010.- 332с.
63. Willis, P. M. A. Review of fossil crocodilians from Australasia. Aust. J. Zool. 1997.
64. Molnar, R. E. Crocodylus porosus from the Pliocene Allingham for- mation of North Queensland. Results of the Ray E. Lemley expeditions, part 5. Memoirs Of The Queensland Museum. 1979.