Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 7
1.1. Понятие и значение информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе 7
1.2. Компьютерные программы как средство обучения английскому языку в
средней общеобразовательной школе 13
Вывод по главе 1 27
Глава 2. Практические аспекты использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 29
2.1 Фрагменты уроков английского языка в 6 классе с использованием
компьютерных программ 29
2.2. Методические рекомендации по использованию компьютерных
программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 44
Вывод по главе 2 51
Заключение 53
Список литературы
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Информационно-коммуникационные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Такие технологии вызывают гораздо больший интерес у школьников, чем обычный школьный учебник. Сегодня общеобразовательная школа в полной мере должна удовлетворять потребностям развивающейся личности, в том числе и использование интерактивного оборудования, как средство повышения эффективности педагогического процесса и средство развития познавательных интересов младших школьников.
Учебные компьютерные программы являются одним из аспектов применения ИКТ в учебном процессе. Использование обучающих компьютерных программ на уроках английского языка в общеобразовательной школе повышает эффективность и качество обучения.
Степень разработанности проблемы. Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий: Б.С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Э.Г. Малиночка, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко и др. Опыт практического применения информационных и компьютерных технологий в сфере образования в нашей стране был описан в работах Ю.С. Брановского, В.В. Вержбицкого, А.Д. Иванникова, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова и др...
Применение ИКТ в области образования стало общей необходимостью. Новые информационные технологии оказывают положительное влияние на все элементы системы образования: цели, содержание, организационные методы и формы, инструменты для решения сложных и оперативных задач в образовании, развитие интеллектуального и творческого потенциала, мышления для педагога. Для эффективной модернизации образования и обновления технического арсенала учебников необходимо оптимизировать реализацию государственных программ по компьютеризации и модернизации школ, обеспечить каждому учащемуся свободный доступ к сети Интернет.
Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителей иностранных языков будет полезно для оптимизации содержания обучения, совершенствования методов и форм организации учебного процесса, обеспечения высокого научного и методического уровня преподавания, индивидуального подхода в обучении, повышения эффективности и качества как предоставления образовательных услуг, так и усвоения их учащимися, а также будет способствовать усилению интереса к обучению в целом.
Учебные компьютерные программы являются одним из аспектов применения ИКТ в учебном процессе. Рассматривая наиболее известные и популярные из компьютерных программ, направленных на обучение английскому языку, мы выделили 2 группы учебных компьютерных программ: готовые программные продукты, направленные непосредственно на изучение английского языка и программные средства, предназначенные для самостоятельной разработки педагогом уникальных заданий и упражнений. Кроме использования готовых электронных учебных материалов (педагогических программных средств, аудио и видеоматериалов, тестов, кроссвордов и т.п.), которые можно приобрести на компакт-диске, скачать через интернет или использовать в режиме он-лайн, учитель должен уметь разрабатывать собственные дидактические материалы, содержание которых бы максимально точно соответствовало целям данного конкретного урока и уровня знаний учащихся. Поскольку учителя иностранного языка не владеют языками программирования, необходимыми для создания сложных программных средств, в первую очередь мы обращаем внимание на так называемые программы-оболочки, которые позволяют разрабатывать электронные учебные материалы по определенному шаблону, не используя навыки программирования...
1. Александров К.В. Технология разработки электронного контента для развития лексических и грамматических навыков / К.В. Александров, К.Г. Голубева, А.В. Александрова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 7. - С. 20-30.
2. Ариян М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 6. - С. 14-20.
3. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: Академия, 2010. - 84 с.
4. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 3. - С. 33-41.
5. Галиулина Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий // Материалы Региональной Научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск. - 2015. - С.146-152.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2008. - 141 с.
7. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 2002. - 252 с.
8. Горина Е.Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. - 2013. - №2. - С. 586-595.
9. Донцов Д.Л. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. - М.: Академия, 2017. - 228 с.
10. Егорова Т.В. Использование ИКТ на уроках иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2017. - № 13. - С. 55-61.
11. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 8. - С. 18-21.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 338 с.
13. Зимина М.В., Люляева Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 58-63.
14. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений; Под ред. А.Н. Ковшов. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 336 с.
15. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе - М.: Просвещение, 2017. - 190 с...41