Введение 3
Глава 1 Религиозный экстремизм как проблема современного общества 6
1.1 История и причины формирования религиозного экстремизма 6
1.2 Сущность и формы религиозного экстремизма 13
Глава 2 Особенности религиозного экстремизма в Средней Азии 20
2.1 Факторы развития религиозного экстремизма в Средней Азии 20
2.2 Религиозный экстремизм как социально-правовое явление
преследующее политические цели 27
Глава 3 Существующие экстремистские организации и методы борьбы с ними на территории Средней Азии 32
3.1 Существующие экстремистские группы, организации и их деятельность
в Средней Азии 32
3.2 Методы борьбы и возможные пути предотвращения религиозного
экстремизма в Средней Азии 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Начало процесса распространения идей исламского экстремизма в Средней Азии совпадало с периодом распада Советского Союза и образования суверенных государств.
С обретением суверенитета государств Средней Азии местные исламские фундаменталисты оказались вынуждены конкурировать, зачастую безуспешно, с представителями зарубежного «чистого» ислама, которые в 1990 гг. начали активно проникать в этот регион.
Под влиянием привнесенных с Ближнего Востока идей салафизма в странах Средней Азии стали создаваться «джамааты» - группы «истинно верующих» мусульман, требующих возвращения к нормам жизни мусульманской общины во времена Пророка Мухаммеда. Духовные лидеры «джамаатов» выступают за строгое соблюдение исламской морали и нравственности, не признают светские власти и обвиняют других мусульман в «отступничестве» и «неверии». В ряде случаев члены ваххабитских общин принимают участие в вооруженной деятельности бандформирований.
Местные исламские экстремисты составили костяк вооруженной исламской оппозиции в виде Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которое поставило своей целью силовое свержение «отступивших от ислама» правителей. Религиозно¬экстремистское движение Талибан в Афганистане, а также международные и региональные группировки, связанные с наркобизнесом, контрабандой и т.п., осуществляют финансовую, техническую и организационную поддержку ИДУ и некоторым родственным или подконтрольным ему организациям, которые ведут вооруженный «джихад» в Средней Азии.
В настоящее время в Средней Азии идут процессы стремительного распространения идеологии исламского экстремизма, окончательного перехода экстремистов к террористическим методам борьбы за поставленные цели, включая захват политической власти. Эти процессы представляют серьёзную угрозу, как для стран самого региона, так и сопредельных с ним государств, поскольку, в конечном счёте, чреваты мощными социальными конфликтами со всеми вытекающими последствиями...
В ходе данной выпускной квалификационной работы были реализованы следующие цели:
Во-первых, раскрыты причины формирования религиозного эестремизма. Одним из основных моментов, серьезно влияющих на распространение в мусульманских странах не только экстремизма, но экстремизма именно в исламской форме, является цивилизационный конфликт между исламом и Западом.
Существует ряд причин, по которым сама политическая ситуация в некоторых мусульманских странах способствовала усилению исламизма и, следовательно, поводом для активизации деятельности экстремистских религиозно-политических организаций. К данным факторам необходимо отнести прежде всего то, что в большинстве развивающихся стран демократические и политические институты наложились на традиционную политическую культуру. Демократия, скопированная с политической системы западных государств, оказалась псевдодемократией, не обеспеченной реальным демократическим содержанием. Ещё одной причиной является силовое пресечение экстремизма. Но как показывает история это не помогает в решении проблемы. И наконец развитие глобализации превнесло свои корективы в развитие экстремизма. Из-за чего, как считают исламисты, ислам ушёл от своих корней.
Во-вторых, рассмотрены понятие и формы религиозного экстремизма. Согласно мнению ряда ученых, термин «экстремизм» в широком смысле означает приверженность к крайним мерам. Если перенести данное понятие на религиозную почву, то это приверженность в религиозной сфере к крайним взглядам и действиям, основу которого составляют насилие, жестокость и агрессия.
Представляется верным классифицировать религиозный экстремизм в зависимости от источников возникновения. По этому критерию предлагаем следующую классификацию: фундаменталистский; модернистский; протестный; возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства. Выделяют также религиозно-политический и национально-этнический экстремизм как подвид религиозного экстремизма.
В-третьих, дана оценка факторам развития религиозного экстремизма в Средней Азии.
Высокое значение имеет внутренний фактор, влияющий на формирование и закрепление экстремистской мотивации - экстремальная социальная ситуация в обществе. Затянувшийся социально-экономический, политический, духовный кризис вкупе создает экстремальную социальную ситуацию. Одним из главных факторов влияющих на формирования экстремистской мотивации является недовольство своим личным социальным положением. Здесь на первый план выходит имущественное неравенство, являющееся первичной предпосылкой неудовлетворенности жизнью лиц, резкое критическое падение уровня жизни ряда социальных групп средне-азиатских республик.
К внешним факторам можно отнести:
- процессы глобального мирового противостояния;
- геополитическое влияние извне;
- динамика ситуации в самих государствах СА;
- заинтересованность мировых сетевых экстремистских организаций в расширении своей социальной базы;
- бесконтрольно растущий в ряде стран СА поток религиозной литературы извне, не всегда проходящей соответствующую экспертизу;
- деятельность вербовщиков под видом миссионеров, прибывающих в страны СА, конспирирующих свою деятельность оказанием благотворительности, строительством и возрождением культовых сооружений, образованием и пр.
В-четвёртых, охарактеризован религиозный экстремизм как социально-правовое явление преследующее политические цели...
1 Азева C. B. Современный политический экстремизм в России:
Структурно-функциональный анализ. Нижний Новгород : ГОСТ, 2016. 275 с.
2 Акунина Ю. А. Социально-культурные условия профилактики
экстремизма в молодежной среде. М. : Иристъ, 2018. 219 с.
3 Бахшалиев Д. Ж. Некоторые методы повышения религиозной безопасности в системе национальной безопасности России. М. : Юристъ, 2021. 186 с.
4 Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности. М. : Юристъ, 2003. 27 с.
5 Возженикова А. В. Международный терроризм: борьба за
геополитическое господство. М. : Эксмо, 2021. 526 с.
6 Гадаев В. Ю. Религиозная безопасность в контексте духовной безопасности. М. : Эксмо, 2020. 211 с.
7 Королёва Н. В. Отношение к религиозным меньшинствам в арабском мире как фактор экономической безопасности ближневосточного региона. М. : Эксмо, 2020. 145 с.
8 Кретов Б. И. Политический экстремизм и терроризм как специфические формы политического процесса. М. : Википринт, 2018. 362 с.
9 Кукеева Ф. Т. Молодые интеллектуалы Центральной Азии изучают вопросы распространения экстремизма и терроризма среди молодёжи. Алматы : Алма, 2021. 202 с.
10 Кулагин А. И. Исламизация - угроза светским режимам Центральной Азии. М. : Эксмо, 2021. 49 с.
11 Малашенко А. В. Ислам в России: религия и политика. М. : Экономист,
2020. 268 с.
12 Мамытов Т. Б. Центральная Азия: радикальные исламистские организации. М. : Экономист, 2020. 387 с.
13 Махмадиев Н. Д. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане. Душанбе : Промоушн, 2022. 167 с.
14 Медведев И. А. Религиозный экстремизм как негативное явление в современной России. М. : Эксмо, 2021. 472 с.
15 Туркменистан - наиболее вероятная цель для атаки экстремистов в ЦА. URL: http://inozpress.kg/news/view/id/53044 (дата обращения: 09.05.2022)...42