Введение 5
Глава 1. Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка 8
1.1. Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов 8
1.2. Понятие грамматического навыка и его роль в обучении иностранному
языку 12
1.3. Место, роль и функции игровых методов в формировании
грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка 18
1.4 Грамматические игры: цели, этапы проведения и требования к играм .... 22
Вывод по первой главе 26
Глава 2. Методические основы игрового обучения младших школьников на уроке английского языка 29
2.1 Анализ методических концепций УМК «Английский в фокусе», 4 класс...29
2.2 Комплекс обучающих игр, направленных на формирование
грамматического навыка у учащихся начального звена и критерии оценивания 33
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 49
Роль иностранных языков в жизни современного человека неоспорима, ведь владение ими открывает множество возможностей: путешествовать и общаться с новыми людьми, найти высокооплачиваемую работу заграницей или получить долгожданное повышение. Умение грамотно говорить на иностранном считается престижным и перспективным навыком, поэтому многие родители стараются, чтобы их ребенок получил необходимые знания. Безусловно, это во многом зависит от школьного образования. Основой целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, т.е. умение учащихся владеть иностранным языком как средством общения. Овладение данной компетенцией невозможно без знания грамматики, которая является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, ввиду того, что полноценная коммуникация невозможна без знания грамматических конструкций изучаемого языка. Знание грамматики — ключ к тому, чтобы свободно и уверенно говорить на иностранном языке. Но усвоение грамматики вызывает множество трудностей, т.к. учащиеся сталкиваются с грамматическими терминами, правилами и исключениями. Зачастую в школах преподавание грамматики сводится к заучиванию грамматических конструкций и выполнению однотипных упражнений. Всё это усугубляется отсутствием мотивации к изучению языка. Поэтому особенно важно сделать процесс обучения грамматике интересным и увлекательным.
Перед преподавателем иностранных языков стоит ряд серьёзных задач, одной из которой является стимуляция развития познавательного интереса учащихся, их мыслительной активности. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, преподаватели стараются понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка находятся в постоянном поиске резервов повышения качества обучения иностранному языку. В связи с этим особенно эффективной, а, следовательно, довольно популярной среди педагогов является технология игровых форм обучения, обеспечивающая успешное решение названных задач. Их использование приносит видимые результаты, повышает заинтересованность ребят в уроке, придаёт урокам атмосферу творчества и благотворно сказываются на эмоциональном состоянии учащихся, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Активное использование игр в процессе обучения иностранному языку, в частности грамматической стороне речи, объясняется не только стремлением педагогов внести разнообразие в учебный процесс, заинтересовать школьников, но также и тем, что игровые технологии сегодня признаются одними из наиболее инновационных, а, следовательно, отвечающими современным процессам информатизации общества. В связи с этим исследование игровых методов обучения грамматической стороне иноязычной речи представляется актуальным.
Объектом исследования является процесс обучения грамматической стороне речи на уроках английского языка в начальной школе.
Предметом исследования выступают игровые методы обучения. грамматической стороне иноязычной речи начальном этапе...
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена одна из ключевых проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - проблема формирования грамматического навыка у младших школьников, который является важнейшим элементом иноязычной коммуникативной компетенции. Использование грамматических игр на уроке английского языка даёт возможность перейти от теории к речевой практике.
В ходе данной работы были изучены психологические и возрастные особенности учащихся начального звена. Дети младшего школьного возраста обладают огромным преимуществом в изучении иностранного языка: любознательность, хорошо развитая как долговременная, так и наглядно- образная память, впечатлительность, эмоциональность, тяга к знаниям. Однако данные особенности требуют использования определённых подходов к обучению грамматике, а именно постоянная смена видов деятельности, так как младшим школьникам свойственна быстрая утомляемость, соответствие содержания обучения интересам учащихся, и, безусловно, использование обучающих игр. Также в теоретической части был исследован вопрос о формировании грамматического навыка и его роли в учебном процессе. Как правило, грамматический материал даётся учащимся с трудом, и, чтобы значительно облегчить этот процесс, целесообразно использовать обучающие игры. Их можно применять на различных этапах урока, в начале, середине и, разумеется, в конце. Целью проведения грамматических игр является активизация, закрепление и повторение грамматического материала. Грамматические игры включают в себя 4 этапа: введение в игру, организацию игры, проведение игры и подведение итогов. Несомненно, обучающие игры способствуют поддержанию интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, а также превращают обучение в управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью.
Однако, при планировании игровой деятельности необходимо учитывать требования, предъявляемые к проведению игр. Учитель должен четко сформулировать цель игры, на развитие каких умений и навыков она направлена, чему учащиеся должны научиться. Игра должна проводиться на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Игра должна быть посильной, лексический материал, взятый за основу, должен быть знаком и понятен. Использование традиционной системы оценок недопустимо, рекомендовано использовать различные системы поощрения (смайлики, похвала).
В практической части работы был проанализирован УМК Spotlight 4 на предмет использования игр при работе с грамматическим материалом. Было выявлено, что игр в данном учебнике довольно мало, и, в связи с этим, я разработала и предложила свой комплекс грамматических игр, которые можно использовать при работе с данным УМК. По тематике они полностью соответствуют программе по английскому языку для начальной школы. Игровые упражнения, которые были разработаны, могут способствовать созданию коммуникативной ситуации на любой из стадий формирования грамматического навыка, активизации как познавательной, так и творческой активности учащихся в ходе тренировки грамматического навыка, а также создавать естественные условия для многократного повторения изучаемой грамматической формы в процессе игры...
1. Thornbury, S. How to teach Grammar / S. Thornbury: Longman, 2002. - 182 p.
2. Wright A. Games For Language Learning / A. Wright, D. Betteridge, M.Buckby. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 193 с.
3. Ахраменко, Е. В. Использование игр при обучении иностранному языку / Е. В. Ахраменко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 45. - С. 225-228.
4. Бачаров Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения [Текст] / Л. Н. Бачаров // Иностранные языки в школе. - 2019. - №3. - С. 66-68.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
6. Белякова С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку для детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. - 2013. - №6. - С. 25-28.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
9. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка [Текст] / М.Б. Григорьева // Иностранные языки в школе.
- 2019. - №10. - С. 47-50.
10. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С 34-38.
11. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2018 - №4. - С. 26-27.
12. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. метод. Пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
- 384 с.
14. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке [Текст] / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. - 2020. - №4. - С. 51-57.
15. Кларин М.В. Обучение как игра / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 45-59...40