Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №15888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Общий обзор литературы
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптивной физической культуры
1.2. Особенности ОРУ и корригирующих упражнений направленных на развитие координационных способностей детей с нарушениями ОДА (ДЦП)
1.3. Методики применения фитбола, ОРУ и корригирующих упражнений
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования:
2.2. Организация исследования
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
3.2. Обоснование методики оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
3.3. Обоснование методики комплексного подхода в развитии координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
Выводы
Список использованной литературы

1. В настоящее время для способности, относящиеся к двигательной деятельности любого возраста, специалисты дифференцируют как физические, двигательные, психомоторные, психофизические, координационные (В.И.Лях, Л.П. Матвеев, И.И. Мамайчук и др.).
В работах В.И. Ляха (1996, 2006) двигательные способности детей и подростков в целостном единстве двух составляющих: кондиционных и координационных способностей.
Координационные способности часто отождествляют с координацией движений. По мнению В.И.Ляха, 1996, координационные способности являются лишь предпосылками развития координации движений. В связи с этим координационные способности можно рассматривать как предпосылки, лежащие в основе обучения физическим упражнениям, поскольку они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели.
Координационные способности тесно взаимосвязаны с проявлением психических функций (внимание, память, мышление), которые являются результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторная (двигательная) асимметрия как частный случай межполушарной асимметрии головного мозга является одним из факторов, определяющих надёжность двигательных действий, поскольку асимметрия движений выступает некоторым регулятором качественного выполнения структуры движений, что характеризует успешность профессиональной и спортивной деятельности (ВК.А. Семенова, 1987; Т.Н. Симонова, 2008; Ж.К.Холодов, 2006; А.А.Литвинова, 2011).
Одним из главных заболеваний, если не считать травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА) является - детский церебральный паралич (ДЦП) - это стойкое, непрогрессирующее поражение центральной нервной системы.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в последнее десятилетие отмечается рост инвалидности среди детского населения. В Российской Федерации за последние 30 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем. Так, если в 1995 году на
70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2014 году таких детей уже приходится на 55, в 2015 году на 53 здоровых детей - все больше и больше [17, 22, 32] .
Исследования психофизиологических состояний и разработка научно-методических оснований обучения и интеллектуального развития детей с проблемами в развитии является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры в настоящее время. При этом одна из тенденций современного образования связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как психомоторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и общей социализации.
Проблема выявления взаимосвязи координационной (двигательной) и познавательной деятельности составляет главную задачу комплексной реабилитации детей с ДЦП. Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможностей адаптации ребенка, имеющего заболевания, к разным видам деятельности, видам знаний. Решение обозначенной проблемы имеет важное научное в исследованиях: В.А. Барков, 2011 и др. о биологических предпосылках индивидуальных различий в психосоматике и умственных способностях.
Исследования развития координационных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, отмечают наличие сильного искажения актов стояния, ходьбы, бега, прыжков и др. двигательных ошибок. Это объясняется невысокими показателями развития анализаторной системы (в частности, вестибулярного анализатора), которая формирует и держит под контролем многие функции двигательной активности, такие как равновесие тела, точную ориентировку в пространстве, способность выполнять движения различной координационной сложности в различных позах и др. Так как естественные жизненные (бытовые и пр.) условия требуют частого изменения позы (вертикальные, в наклонах, приседе, на коленях, лежа и др.), естественно, поддержание равновесия тела в этих позах является результатом регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций.
С учетом вышеописанного проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: раскрыты - теоретические и организационно-методические основы развития координационных способностей у детей с ДЦП различной моторной асимметрией с использованием коррекционных программ, включённых в программы по адаптивному физическому воспитанию.
Все вышесказанное определяет проблему нашего дипломного исследования: таковы содержание методики коррекционных занятий детей старшего дошкольного возраста с ДЦП на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.
Объект исследования - дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата (ДЦП) на основе их двигательной активности.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность оздоровительно-коррекционной программы с направленным действием на развитие координационных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что составленная программа с методикой организации и проведения оздоровительно-коррекционных занятий с детьми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), направленного на развитие двигательной деятельности позволит повысить эффективность координационных способностей детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме и анализ программ коррекционных направлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Разработать коррекционно-оздоровительную программу с методикой направленного действия на развитие координационных способностей детей 5¬7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
3. Уточнить особенности формирования двигательно-координационной деятельности детей с ДЦП посредством коррекционно-оздоровительной программы для повышения мотивации к занятиям.
Теоретико- методологической основой исследования являются:
- системный подход (В.А.Барков, 2003, 2011; Н.В.Белкина, 2006);
- физическая культура во вспомогательной школе (Е.С. Черник, 1997; Н.В.Симонова, 1987);
- теория формирования двигательной сферы (Н.А.Бернштейн, 1991; Г.Л.Апанасенко, 1988);
- Современные методики коррекции двигательных функций (А.А.Лит- винов , 2009, Е.А.Масловский, 2009; Л.Б.Баряева, Е.О. Герасимова, 1997;
- реабилитация детей с нарушениями функции ОДА (Н.А.Гросс, 2000);
- концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.И. Лях, В.Н. Ж.К.Холодов, 2006 и др.);
- базовые исследования теории, методики и организации адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, 2000-2010; Т.В. Демьяненок, 2002; Т.М.Симонова, 2008; А.А.Потапчук, 2003);
- идеи интеграции в процессе физкультурной деятельности (Л.П.Матвеев, И.Ю. Горская, 2000, И.И.Брехман, 1990; В.К.Велитченко, 2000И.М. Багажноковой, 2007 , 12);
- комплексный подход к реабилитации больных с ДЦП (Л.О.Бадалян, 1988; К.А.Семенова, 1972; А.А.Литвинов, 2009; Е.В.Устинов, 2007; С.Б.Нарзулаева, 2001; );
- теория развития умственных способностей (А.Р.Малер, 2000; А.Н. Коноплева, 2003).
Научная новизна работы состоит в том, что мы попытались:
- уточнить особенности формирования координационных возможностей в двигательной деятельности детей с детским церебральным параличом и имеющих существенное отставание в развитии двигательной деятельности;
- составить методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей с детьми ДЦП на основе использования средств адаптивной физической культуры, направленной на улучшении двигательной деятельности.
Практическая значимость исследования - составленную нами методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей в двигательной деятельности детей с нарушениями ОДА могут использовать при проведении занятий ЛФК и АФК в лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях РТ, также при проведении самостоятельных занятий в домашних условиях.
Полученные результаты могут быть использованы в практике коррекционной работы в образовательных учреждениях (школах, детских садах) V вида, в процессе подготовки студентов ТувГУ, Училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ литературных источников в рамках исследуемой нами проблемы показал, что в настоящее время накоплен значительный научный и методический материал по проблеме оздоровительной и коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОДА. Вместе с тем следует отметить, что направления этих исследований в основном касаются отдельных сторон психосоматики детей (двигательной, познавательно, умственной). Теоретический анализ проблемы коррекции двигательной сферы основанного на развитие координационных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявил существенное значение организации оздоровительно-коррекционных занятий на основе активации двигательной деятельности в работе.
2. По анализу литературных источников выявлено, что коррекционное воздействие лечебно-оздоровительных занятий в своей основе может иметь комплексный подход, который предполагает коррекцию не только двигательной, но интеллектуальной деятельности ребенка с ДЦП.
3. В процессе подготовки дипломной работы были изучены принципы, методы и содержание оздоровительных и коррекционных программ различных авторов с направленным воздействием на развитие координационных и двигательных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральным параличом), в результате анализа многих специальных источников выявлено, что основными компонентами двигательной коррекции являются средства адаптивной физической культуры, лечебной физкультуры, различные виды массажа, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.



1. Адаптивное физическое воспитание : учеб. пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.]. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. - 177 с.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.-256с.
3. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 6. - С. 29-31.
4. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Жур- ба, О.В. Тимонина. - Киев: Здоровье, 1988. - 326 с.
5. Барков, В.А. Педагогическое обеспечение коррекции детей с особенностями психофизического развития средствами адаптивной физической культуры / В.А. Барков // Научный журнал Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. Серия № 15. Научно-педагогические проблемы физической культуры. Физическая культура и спорт / под ред. Г.А. Арзютова. - Киев: Изд.НПУ им. М.П. Драгоманова, 2011. - Вып.10. - С. 37-41.
6. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: учеб.-метод. пособие / В.А. Барков, А.М. Поле-щук, Д.В. Тихон; под ред. В.А. Баркова. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 107 с.
7. Баряева Л.Б. , Герасимова Е.О. , Данилина Г.С. , Макарчук Н.А.
Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. - СПб., ЛОИРО, 1997.
8. Белкина, Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической куль-туры. - 2006. - № 2. - С. 7-11.
9. Бернштей Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 312с.
10. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985. - С.26-27.
11. Бортфельд, С.А. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.Н. Рогачева. - Л.: Медицина, Ленингр. отделение, 1986. - 162 с.
12. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
13. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. - М., 2000.
14. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. -239 с.
15. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья : монография / И. Ю. Горская [и др.]. - Омск : СибГАФК, 2000. - 212 с.
16. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. - М.: Сов. спорт, 2000. - 224 с.
17. Демьяненок, Т.В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.В. Демьяненок // Дэфекталопя. - 2002. -№ 3. - С. 37-49.
18. Дробинская А. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией //Дефект-я 1999. - №3 - С.12.
19. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. - М.: Сов. спорт, 2010. - 316 с.
20. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы. Журнал «Адаптивная физическая культура» № 4, 2006. С. 3-6
21. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов : учеб. пособие / С. Ф. Курдыбайло, А. С. Солодков, О. В. Морозова; под ред. С. П. Евсеева - СПбГАФК, 1996. - 95 с.
22. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов / С.П. Евсеев // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 60- летию образования СГАФКСТ (сб. науч. ст.) Ч. 1 / под общ. ред. Г.Н. Греца. - Смоленск: СГАФКСТ, 2010. - С. 11-17.
23. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Ев-сеев. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
24. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 57.
25. Информационный портал «Нормативные правовые акты, Красноярский край» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon.krskstate.ru/0/doc/4772/ (дата обращения: 09. 09. 2013).
26. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. - М., 1993.
27. Ковалева, Ю.А. Оценка эффективности разработанной методики с ис-пользованием костюма «Адели» для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом / Ю.А. Ковалева // Адаптивная физическая культура. - № 1 (37). - 2009. - С. 28-31.
28. Ковалец, И.В. Адаптивная физическая культура. 1-4 классы: программа / И.В. Ковалец // Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - Минск: Народная асвета, 2007. - С. 107-127.
29. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская.- Минск: НИО, 2003. - С. 139-156.
30. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.. - М.: Экзамен, 2004.
31. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Уч.-мет. пос.. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - С.10.
32. Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с.
33. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008
34. Литвинов, А.А. Коррекция двигательных нарушений у детей, страдающих церебральными параличами в структуре центра кинезетерапии / А.А. Литвинов С.Д.Антонюк //Травматические и сосудистые повреждения и заболевания головного и спинного мозга: мат. I междунар. науч.-практ. конф. - Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. Тамбов - 2009. - С. 14-21
35. Литвинов, А.А. Подготовка специалистов адаптивной физической культуры для оздоровительно-корекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности / А.А.Литвинов. С.Д.Антонюк, А.С. Стрекалов // Физическая культура, спорт, здоровье в жизни молодежи: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции Воронеж (28-29октября 2009г.) - С. 202-206.
36. Литвинов, А.А. Использование индивидуально-сопряженной методики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, страдающими церебральными параличами /А.А.Литвинов / Материалы Всероссийской Internet- конференции с международным участием. Тамбов. ТГУ. - 2011 . - С. 67-73.
37. Литвинов, А.А. Особенности психоматического развития детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом Литвинов А.А. // Стратегическое направление развития физической культуры и спорта: мат. Всерос. Интернет-конференции с международным участием .Тамбов-Красноярск - 2009. - С. 80-85.
38. Литвинов, А.А. Подготовка специалистов по АФК для оздоровительно-коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности /А.А. Литвинов //Физическая культура, спорт, здоровье в жизни молодежи: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции.-Воронеж, 28-20 октября 2009- С. 202-209
39. Литвинов, А.А. Реализация интегративного подхода в оздоровительно- коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с комплексными нарушениями двигательной функции / А.А. Литвинов С.Д.Антонюк // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни: материалы II международной научно-практической конференции 18 марта 2010 года- Тамбов. 2010 - С.57-61
40. Литвинов, А.А. Современные методики коррекции двигательных функций детей дошкольного и младшего школьного возраста с церебральными параличами /А.А.Литвинов //Современные проблемы АФК, адаптивного спорта и физической реабилитации: Труды Всерос. конф. с международным участием 10-11 декабря 2099. Краснодар, - 2009. - С. 153-156.
41. Литвинов, А.А. Формирование моторики у детей с церебральными параличами: генезис, содержание и структура / А.А.Литвинов // Стратегическое направление развития физической культуры и спорта: Мат. Всерос. Интернет-конференции с международным участием Тамбов- Красноярск 2009г. с.75-80.
42. Лях, В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания / В.И. Лях // Физическая культура в школе. — 1996. № 2. — С. 76.
43. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
44. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. -124 с.
45. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПБ. 2003
46. Масловский, Е.А. «Позный» метод обучения технике как управляющая система создания движения в беге на скорость / Е.А. Масловский, В.Г. Ярошевич // Здоровье для всех. Научно-практический журнал. - 2009.- № 2. - С. 10-14.
47. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры : учеб. пособие / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2000. - 152 с.
48. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 1991.
49. Накусов, С. Гореть, но не сгорать: профессиональное выгорание / С. Наку- сов // Физическая культура и здоровье. - 2011. - № 3. - С. 36-38.
50. Полякова, Т.Д. Упражнение - ведущий естественно-биологический фактор реабилитации и оздоровления / Т.Д. Полякова // Вестн. спорт. Беларуси, спец. вып., посвящ. междунар. семинару «Спорт для всех и здоровье». - 1995. - С. 44-46.
51. Потапчук, А.А. Методика адаптивной физической культуры при детском центральном параличе / А.А. Потапчук // Частные методики АФК: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 228-293.
52. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. - М.: КАРО, 2006. - С.122-123.
53. Сахно, А. В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики / А. В. Сахно. - Малаховка, 1993. - С.56.
54. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских цереб-ральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 329 с.
55. Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987 - С.117-118.
56. Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича.- Астрахань, 2008 - С.77-78.
57. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001.-369с.
58. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2002.-С.90-91.
59. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. / под общ. ред. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. - 291 с.
60. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. - М.: Книголюб, 2007
61. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / А. В. Царик. - М. : Советский спорт, 2003. - 576 с.
62. Физическая реабилитация: [учеб. для академий и ин-тов физ. культуры] / ред. С. Н. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
63. Фомина А. И, Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду — М., 1984. - С. 60-65.
64. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
65. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе : учебное пособие / Е. С. Черник. - М., 1997.- 130с.
66. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa (дата обращения: 18.09.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ