РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
Введение
ГЛАВА 1. Общий обзор литературы
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптивной физической культуры
1.2. Особенности ОРУ и корригирующих упражнений направленных на развитие координационных способностей детей с нарушениями ОДА (ДЦП)
1.3. Методики применения фитбола, ОРУ и корригирующих упражнений
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования:
2.2. Организация исследования
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
3.2. Обоснование методики оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
3.3. Обоснование методики комплексного подхода в развитии координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
Выводы
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. Общий обзор литературы
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме адаптивной физической культуры
1.2. Особенности ОРУ и корригирующих упражнений направленных на развитие координационных способностей детей с нарушениями ОДА (ДЦП)
1.3. Методики применения фитбола, ОРУ и корригирующих упражнений
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования:
2.2. Организация исследования
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
3.2. Обоснование методики оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
3.3. Обоснование методики комплексного подхода в развитии координационных способностей у детей с нарушениями ОДА
Выводы
Список использованной литературы
1. В настоящее время для способности, относящиеся к двигательной деятельности любого возраста, специалисты дифференцируют как физические, двигательные, психомоторные, психофизические, координационные (В.И.Лях, Л.П. Матвеев, И.И. Мамайчук и др.).
В работах В.И. Ляха (1996, 2006) двигательные способности детей и подростков в целостном единстве двух составляющих: кондиционных и координационных способностей.
Координационные способности часто отождествляют с координацией движений. По мнению В.И.Ляха, 1996, координационные способности являются лишь предпосылками развития координации движений. В связи с этим координационные способности можно рассматривать как предпосылки, лежащие в основе обучения физическим упражнениям, поскольку они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели.
Координационные способности тесно взаимосвязаны с проявлением психических функций (внимание, память, мышление), которые являются результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторная (двигательная) асимметрия как частный случай межполушарной асимметрии головного мозга является одним из факторов, определяющих надёжность двигательных действий, поскольку асимметрия движений выступает некоторым регулятором качественного выполнения структуры движений, что характеризует успешность профессиональной и спортивной деятельности (ВК.А. Семенова, 1987; Т.Н. Симонова, 2008; Ж.К.Холодов, 2006; А.А.Литвинова, 2011).
Одним из главных заболеваний, если не считать травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА) является - детский церебральный паралич (ДЦП) - это стойкое, непрогрессирующее поражение центральной нервной системы.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в последнее десятилетие отмечается рост инвалидности среди детского населения. В Российской Федерации за последние 30 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем. Так, если в 1995 году на
70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2014 году таких детей уже приходится на 55, в 2015 году на 53 здоровых детей - все больше и больше [17, 22, 32] .
Исследования психофизиологических состояний и разработка научно-методических оснований обучения и интеллектуального развития детей с проблемами в развитии является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры в настоящее время. При этом одна из тенденций современного образования связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как психомоторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и общей социализации.
Проблема выявления взаимосвязи координационной (двигательной) и познавательной деятельности составляет главную задачу комплексной реабилитации детей с ДЦП. Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможностей адаптации ребенка, имеющего заболевания, к разным видам деятельности, видам знаний. Решение обозначенной проблемы имеет важное научное в исследованиях: В.А. Барков, 2011 и др. о биологических предпосылках индивидуальных различий в психосоматике и умственных способностях.
Исследования развития координационных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, отмечают наличие сильного искажения актов стояния, ходьбы, бега, прыжков и др. двигательных ошибок. Это объясняется невысокими показателями развития анализаторной системы (в частности, вестибулярного анализатора), которая формирует и держит под контролем многие функции двигательной активности, такие как равновесие тела, точную ориентировку в пространстве, способность выполнять движения различной координационной сложности в различных позах и др. Так как естественные жизненные (бытовые и пр.) условия требуют частого изменения позы (вертикальные, в наклонах, приседе, на коленях, лежа и др.), естественно, поддержание равновесия тела в этих позах является результатом регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций.
С учетом вышеописанного проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: раскрыты - теоретические и организационно-методические основы развития координационных способностей у детей с ДЦП различной моторной асимметрией с использованием коррекционных программ, включённых в программы по адаптивному физическому воспитанию.
Все вышесказанное определяет проблему нашего дипломного исследования: таковы содержание методики коррекционных занятий детей старшего дошкольного возраста с ДЦП на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.
Объект исследования - дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата (ДЦП) на основе их двигательной активности.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность оздоровительно-коррекционной программы с направленным действием на развитие координационных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что составленная программа с методикой организации и проведения оздоровительно-коррекционных занятий с детьми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), направленного на развитие двигательной деятельности позволит повысить эффективность координационных способностей детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме и анализ программ коррекционных направлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Разработать коррекционно-оздоровительную программу с методикой направленного действия на развитие координационных способностей детей 5¬7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
3. Уточнить особенности формирования двигательно-координационной деятельности детей с ДЦП посредством коррекционно-оздоровительной программы для повышения мотивации к занятиям.
Теоретико- методологической основой исследования являются:
- системный подход (В.А.Барков, 2003, 2011; Н.В.Белкина, 2006);
- физическая культура во вспомогательной школе (Е.С. Черник, 1997; Н.В.Симонова, 1987);
- теория формирования двигательной сферы (Н.А.Бернштейн, 1991; Г.Л.Апанасенко, 1988);
- Современные методики коррекции двигательных функций (А.А.Лит- винов , 2009, Е.А.Масловский, 2009; Л.Б.Баряева, Е.О. Герасимова, 1997;
- реабилитация детей с нарушениями функции ОДА (Н.А.Гросс, 2000);
- концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.И. Лях, В.Н. Ж.К.Холодов, 2006 и др.);
- базовые исследования теории, методики и организации адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, 2000-2010; Т.В. Демьяненок, 2002; Т.М.Симонова, 2008; А.А.Потапчук, 2003);
- идеи интеграции в процессе физкультурной деятельности (Л.П.Матвеев, И.Ю. Горская, 2000, И.И.Брехман, 1990; В.К.Велитченко, 2000И.М. Багажноковой, 2007 , 12);
- комплексный подход к реабилитации больных с ДЦП (Л.О.Бадалян, 1988; К.А.Семенова, 1972; А.А.Литвинов, 2009; Е.В.Устинов, 2007; С.Б.Нарзулаева, 2001; );
- теория развития умственных способностей (А.Р.Малер, 2000; А.Н. Коноплева, 2003).
Научная новизна работы состоит в том, что мы попытались:
- уточнить особенности формирования координационных возможностей в двигательной деятельности детей с детским церебральным параличом и имеющих существенное отставание в развитии двигательной деятельности;
- составить методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей с детьми ДЦП на основе использования средств адаптивной физической культуры, направленной на улучшении двигательной деятельности.
Практическая значимость исследования - составленную нами методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей в двигательной деятельности детей с нарушениями ОДА могут использовать при проведении занятий ЛФК и АФК в лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях РТ, также при проведении самостоятельных занятий в домашних условиях.
Полученные результаты могут быть использованы в практике коррекционной работы в образовательных учреждениях (школах, детских садах) V вида, в процессе подготовки студентов ТувГУ, Училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.
В работах В.И. Ляха (1996, 2006) двигательные способности детей и подростков в целостном единстве двух составляющих: кондиционных и координационных способностей.
Координационные способности часто отождествляют с координацией движений. По мнению В.И.Ляха, 1996, координационные способности являются лишь предпосылками развития координации движений. В связи с этим координационные способности можно рассматривать как предпосылки, лежащие в основе обучения физическим упражнениям, поскольку они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели.
Координационные способности тесно взаимосвязаны с проявлением психических функций (внимание, память, мышление), которые являются результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторная (двигательная) асимметрия как частный случай межполушарной асимметрии головного мозга является одним из факторов, определяющих надёжность двигательных действий, поскольку асимметрия движений выступает некоторым регулятором качественного выполнения структуры движений, что характеризует успешность профессиональной и спортивной деятельности (ВК.А. Семенова, 1987; Т.Н. Симонова, 2008; Ж.К.Холодов, 2006; А.А.Литвинова, 2011).
Одним из главных заболеваний, если не считать травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА) является - детский церебральный паралич (ДЦП) - это стойкое, непрогрессирующее поражение центральной нервной системы.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в последнее десятилетие отмечается рост инвалидности среди детского населения. В Российской Федерации за последние 30 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем. Так, если в 1995 году на
70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2014 году таких детей уже приходится на 55, в 2015 году на 53 здоровых детей - все больше и больше [17, 22, 32] .
Исследования психофизиологических состояний и разработка научно-методических оснований обучения и интеллектуального развития детей с проблемами в развитии является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры в настоящее время. При этом одна из тенденций современного образования связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как психомоторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и общей социализации.
Проблема выявления взаимосвязи координационной (двигательной) и познавательной деятельности составляет главную задачу комплексной реабилитации детей с ДЦП. Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможностей адаптации ребенка, имеющего заболевания, к разным видам деятельности, видам знаний. Решение обозначенной проблемы имеет важное научное в исследованиях: В.А. Барков, 2011 и др. о биологических предпосылках индивидуальных различий в психосоматике и умственных способностях.
Исследования развития координационных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, отмечают наличие сильного искажения актов стояния, ходьбы, бега, прыжков и др. двигательных ошибок. Это объясняется невысокими показателями развития анализаторной системы (в частности, вестибулярного анализатора), которая формирует и держит под контролем многие функции двигательной активности, такие как равновесие тела, точную ориентировку в пространстве, способность выполнять движения различной координационной сложности в различных позах и др. Так как естественные жизненные (бытовые и пр.) условия требуют частого изменения позы (вертикальные, в наклонах, приседе, на коленях, лежа и др.), естественно, поддержание равновесия тела в этих позах является результатом регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций.
С учетом вышеописанного проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: раскрыты - теоретические и организационно-методические основы развития координационных способностей у детей с ДЦП различной моторной асимметрией с использованием коррекционных программ, включённых в программы по адаптивному физическому воспитанию.
Все вышесказанное определяет проблему нашего дипломного исследования: таковы содержание методики коррекционных занятий детей старшего дошкольного возраста с ДЦП на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.
Объект исследования - дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей у детей с нарушениями опорно¬двигательного аппарата (ДЦП) на основе их двигательной активности.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность оздоровительно-коррекционной программы с направленным действием на развитие координационных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что составленная программа с методикой организации и проведения оздоровительно-коррекционных занятий с детьми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), направленного на развитие двигательной деятельности позволит повысить эффективность координационных способностей детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме и анализ программ коррекционных направлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Разработать коррекционно-оздоровительную программу с методикой направленного действия на развитие координационных способностей детей 5¬7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП.
3. Уточнить особенности формирования двигательно-координационной деятельности детей с ДЦП посредством коррекционно-оздоровительной программы для повышения мотивации к занятиям.
Теоретико- методологической основой исследования являются:
- системный подход (В.А.Барков, 2003, 2011; Н.В.Белкина, 2006);
- физическая культура во вспомогательной школе (Е.С. Черник, 1997; Н.В.Симонова, 1987);
- теория формирования двигательной сферы (Н.А.Бернштейн, 1991; Г.Л.Апанасенко, 1988);
- Современные методики коррекции двигательных функций (А.А.Лит- винов , 2009, Е.А.Масловский, 2009; Л.Б.Баряева, Е.О. Герасимова, 1997;
- реабилитация детей с нарушениями функции ОДА (Н.А.Гросс, 2000);
- концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.И. Лях, В.Н. Ж.К.Холодов, 2006 и др.);
- базовые исследования теории, методики и организации адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, 2000-2010; Т.В. Демьяненок, 2002; Т.М.Симонова, 2008; А.А.Потапчук, 2003);
- идеи интеграции в процессе физкультурной деятельности (Л.П.Матвеев, И.Ю. Горская, 2000, И.И.Брехман, 1990; В.К.Велитченко, 2000И.М. Багажноковой, 2007 , 12);
- комплексный подход к реабилитации больных с ДЦП (Л.О.Бадалян, 1988; К.А.Семенова, 1972; А.А.Литвинов, 2009; Е.В.Устинов, 2007; С.Б.Нарзулаева, 2001; );
- теория развития умственных способностей (А.Р.Малер, 2000; А.Н. Коноплева, 2003).
Научная новизна работы состоит в том, что мы попытались:
- уточнить особенности формирования координационных возможностей в двигательной деятельности детей с детским церебральным параличом и имеющих существенное отставание в развитии двигательной деятельности;
- составить методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей с детьми ДЦП на основе использования средств адаптивной физической культуры, направленной на улучшении двигательной деятельности.
Практическая значимость исследования - составленную нами методику оздоровительно-коррекционных занятий, направленных на развитие координационных возможностей в двигательной деятельности детей с нарушениями ОДА могут использовать при проведении занятий ЛФК и АФК в лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях РТ, также при проведении самостоятельных занятий в домашних условиях.
Полученные результаты могут быть использованы в практике коррекционной работы в образовательных учреждениях (школах, детских садах) V вида, в процессе подготовки студентов ТувГУ, Училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.
1. Анализ литературных источников в рамках исследуемой нами проблемы показал, что в настоящее время накоплен значительный научный и методический материал по проблеме оздоровительной и коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОДА. Вместе с тем следует отметить, что направления этих исследований в основном касаются отдельных сторон психосоматики детей (двигательной, познавательно, умственной). Теоретический анализ проблемы коррекции двигательной сферы основанного на развитие координационных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявил существенное значение организации оздоровительно-коррекционных занятий на основе активации двигательной деятельности в работе.
2. По анализу литературных источников выявлено, что коррекционное воздействие лечебно-оздоровительных занятий в своей основе может иметь комплексный подход, который предполагает коррекцию не только двигательной, но интеллектуальной деятельности ребенка с ДЦП.
3. В процессе подготовки дипломной работы были изучены принципы, методы и содержание оздоровительных и коррекционных программ различных авторов с направленным воздействием на развитие координационных и двигательных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральным параличом), в результате анализа многих специальных источников выявлено, что основными компонентами двигательной коррекции являются средства адаптивной физической культуры, лечебной физкультуры, различные виды массажа, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
2. По анализу литературных источников выявлено, что коррекционное воздействие лечебно-оздоровительных занятий в своей основе может иметь комплексный подход, который предполагает коррекцию не только двигательной, но интеллектуальной деятельности ребенка с ДЦП.
3. В процессе подготовки дипломной работы были изучены принципы, методы и содержание оздоровительных и коррекционных программ различных авторов с направленным воздействием на развитие координационных и двигательных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральным параличом), в результате анализа многих специальных источников выявлено, что основными компонентами двигательной коррекции являются средства адаптивной физической культуры, лечебной физкультуры, различные виды массажа, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
Подобные работы
- Исследование двигательных способностей у детей инвалидов-колясочников
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2023 - Развитие координационных способностей у детей 11 -12 лет с ДЦП средствами спортивной игры бочча
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у детей 4-6 лет с церебральным параличом средствами лечебной физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у детей с нарушениями центральной нервной системы (аутизм) (Педагогика, психология)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет занимающихся гребным слаломом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Гидрокинезиотерапия как метод адаптивной физической
культуры у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей слабослышащих детей 10-12 лет на основе стабилометрической платформы
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Исследование двигательных способностей детей с нарушением ОДА в возрасте 10-12 лет, занимающихся волейболом сидя
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



