Введение 3
1. Общая характеристика службы по контролю за оборотом
наркотиков 7
1.1. Понятие, цели и задачи службы по контролю за оборотом
наркотиков 7
1.2. История создания службы по контролю за оборотом наркотиков в
России 14
1.3. Правовые основы деятельности службы по контролю за оборотом
наркотиков 25
2. Организационные основы деятельности службы по контролю за оборотом
наркотиков 28
2.1. Место управления по контролю за оборотом наркотиков в структуре
органов внутренних дел 28
2.2. Функции Управления по контролю за оборотом наркотиков 29
2.3. Взаимодействие управления по контролю за оборотом наркотиков с
международными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления 36
2.4. Проблемы и основные направления борьбы с наркопреступностью в
России 47
Заключение 55
Список литературы 61
Трагедией современного социума во всем мире является наркомания, которая влечёт колоссальные негативные последствия, наносит непоправимый урон генофонду человечества. По данным экспертов, в современном обществе 200 миллионов человек имеют опыт употребления наркотиков, 100 миллионов человек употребляют их регулярно, 50 миллионов человек больны наркоманией.
Противодействие незаконному обороту наркотиков - одна из наиболее острых задач, стоящих перед государством и правоохранительными органами, наделенными полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
В последние десятилетия наркоситуация в России резко обострилась, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно и уже не является проблемой крупных городов и морских портов. По данным социальных исследований, около 4 миллионов россиян пробовали наркотики. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Бурными темпами растет детская и подростковая наркомания, за последние 5 лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза.
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек, а ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы...
Государственная антинаркотическая политика является частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Генеральной целью государственной антинаркотической политики является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов негативных последствий их незаконного оборота для жизни и здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Целями Стратегии являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, снижение немедицинского потребления наркотиков.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, направлены на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации с учетом принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, установленных законодательством Российской Федерации.
Система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте представляет собой комплекс мероприятий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, разработанный в рамках межведомственного взаимодействия при координирующей роли Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте призвана обеспечить:
а) перекрытие каналов незаконного ввоза наркотиков и их прекурсоров на территорию Российской Федерации;
б) уничтожение инфраструктуры, используемой для незаконного производства, транспортировки и распространения наркотиков и их прекурсоров внутри страны;
в) ликвидацию сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;
г) недопущение поступления наркотиков и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;
д) пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;
е) разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;
ж) пресечение оборота новых видов наркотиков, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ и одурманивающих веществ.»;
Система противодействия организованной преступности обеспечивает:
а) совершенствование методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, совершенных организованными преступными группами (преступными сообществами);
б) разработку и реализацию механизмов предупреждения участия граждан в деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ), связанной с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
в) формирование механизмов выявления фактов незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия организованным преступным группам (преступным сообществам) в данной сфере с использованием современных информационных технологий.
Стратегической задачей правоохранительных органов по подрыву экономических основ преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, является исключение доходов, полученных в результате такого оборота, из экономической деятельности и недопущение их использования для восстановления и расширения инфраструктуры, необходимой для возобновления данной незаконной деятельности...
1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)// Действующее международное право. т. 3.
2. Российская Федерация. Конституция // Российская газета. - 1993. - №237.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - № 25. - ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - № 2861.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 2001. - № 256.
6. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2011. - №7. - Ст. 900.
7. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 08.01.1998 №3-ФЗ (ред. 29.12.2017) // СЗ РФ. - 1998. - №2. - Ст.219.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: федер. закон от 03.07.2016 №305-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 2016. - №27 (часть II). - Ст. 4238.
9. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 №156 (ред. от 15.05.2018) // СЗ РФ. - 2016. - №15. - Ст. 2071.
10. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) // СЗ РФ. - 2011. - №10. - Ст. 1336.
11. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18.10.2007 №1374 (ред. от 07.12.2016) // СЗ РФ. - 2007. -
№43. - Ст. 5167.
12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 №699 (ред. от 03.05.2018) // СЗ РФ. - 2016. - №52. - Ст. 7614.
13. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти:
Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. 28.09.2017) // СЗ РФ. - 2004. -
№11. - Ст.945.
14. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 №681 (ред. 29.07.2017) // СЗ РФ. - 1998. - № 27. - Ст. 3198.
15. Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры: постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 934 (ред. от 12.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6696...62