ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.2 Классификация и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 11
2 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 18
2.1 Объект и объективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 18
2.2 Субъект и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 27
2.3 Практика квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Выбранная тема работы является актуальной и требует особого внимания в силу целого ряда обстоятельств. Несоблюдение правил дорожного движения, а также эксплуатации автотранспортных средств в определенных случаях, влечет за собой значительный урон жизни и здоровью человека. Соблюдение правил дорожного движения, использования автотранспортных средств должно гарантировать обеспечение безопасности, а также справедливость наказания в случае их нарушения. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности движения позволяет классифицировать преступления против безопасности дорожного движения по степени их общественной опасности. При дифференциации учитывается тяжесть последствий, таких как причинение тяжкого вреда здоровью или смерть. Систематизация и классификация данных статистики и состава преступлений позволяет формировать эффективные меры противодействия преступлениям против безопасности движения, что свидетельствует о необходимости и актуальности изучения выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Исследование вопросов уголовно-правовой квалификации преступлений против безопасности послужит определенным фундаментом для разработки программы мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах и формирования конкретных мер для снижения числа данных преступлений.
Актуальность исследования также доказывают и данные статистики. Достаточно большое число дорожно-транспортных происшествий привело к гибели людей или причинения вреда их здоровью. В 2023 году зафиксировано 132466 единицы ДТП на дорогах, в результате которых погибло 14504 человека, что достаточно много. Такая статистика говорит о необходимости дальнейшего исследования вопроса и совершенствования профилактических мер, обеспечения справедливого наказания с учетом множества факторов и обстоятельств дела.
Исследование вопросов уголовно-правовой характеристики преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств позволит систематизировать причины происшествия, выделить факторы, влияющие на аварийность и разработать меры предупреждения преступлений против безопасности движения. Ознакомление с материалами судебной практики и изучение норм УК РФ также позволит идентифицировать пробелы современного законодательства и практических вопросов привлечения к ответственности виновных лиц. Данные исследования позволяет сформировать меры по совершенствованию содержательной части УК РФ.
Вопросами уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения представлены в трудах Е.В. Медведева, Р.Д. Шарапова, С.Н. Шатиловича, С.А. Зворыгиной, С.Н. Шатиловича и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мер по совершенствованию уголовного законодательства в части привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
2. представить классификацию и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
3. представить объект и субъект, объективные и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4. изучить практику квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза. Для выполнения ВКР также были использованы исторический метод и метод формально-логического исследования. Метод формально-логического исследования в уголовном праве заключается в использовании законов и принципов формальной логики для анализа и оценки преступлений. Это включает установление причинной связи между действиями и последствиями, а также соблюдение правил и законов математической логики для обеспечения точности и обоснованности выводов. Совокупность данных методов позволяют раскрыть тему ВКР.
Информационной базой для написания работы стали учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях по выбранной теме исследования, статистические данные и материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Определение дорожно-транспортного преступления должно включать в себя не только формальное нарушение правил, но и учитывать тяжесть наступивших последствий, форму вины и наличие причинно-следственной связи между нарушением и последствиями. При определении дорожно-транспортного преступления также учитываются социально-психологические, криминогенные факторы, технические характеристики транспортного средства.
Изученная в рамках работы аналитика позволяет убедиться в том, что на практике выделяют несколько классификационных признаков для деления преступлений против безопасности и использования транспортных средств. Данные классификационные признаки учитываются при определении ответственности. Такие критерии как форма вины, последствия, вид транспортного средства учитывают при уголовно-правовой характеристике преступления против безопасности дорожного движения. Классификационные признаки помогают более точно определить характер и степень общественной опасности каждого конкретного преступления, что важно для назначения соответствующего наказания и разработки мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
Вопрос объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является дискуссионным в науке уголовного права. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность. Видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Ряд авторов пишет о том, что безопасность работы транспорта самоцелью быть не может: закрепляя в тексте Уголовного закона соответствующие статьи в главе 27, законодатель, в первую очередь, стремился оградить жизнь и здоровье человека при эксплуатации транспортных средств. Данные авторы полагают необходимым считать непосредственным объектом рассматриваемого преступления жизнь и здоровье людей. Однако признавать указанный подход (основной непосредственный объект – жизнь и здоровье) нет оснований, поскольку в ст. 264 УК РФ наличествуют обязательные последствия, без наступления которых речь будет идти только о составе административного правонарушения, они не могут быть проигнорированы. В специальной литературе на этот счет есть мнение о необходимости выделения дополнительного объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, – жизни и здоровья человека. Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с объективной стороны характеризуется деянием в виде нарушения правил дорожного движения или нарушения правил эксплуатации транспортных средств. В рамках проведенного исследования можно убедиться в том, что в настоящий момент требуется доработка понимания сущности объекта состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Многообразие терминов доказывает необходимость развития и совершенствования норм законодательной базы.
Субъект преступления по статье 264 УК РФ является специальным, что предполагает наступление уголовной ответственности только при соблюдении определенных условий, в частности возраст, порядок управления транспортным средством. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Такое определение предполагает, что о преступление совершено по легкомыслию или небрежности: Проблематика субъективной стороны заключается в сложности установления формы вины. Например, в случае ДТП, где водитель не предвидел возможность наступления тяжкого вреда здоровью, но мог и должен был это предвидеть, возникает вопрос о небрежности. Яркими примерами являются превышение скорости, отсутствие со стороны водителя должного внимания к вопросам соблюдения технических характеристик транспортного средств. Сложности могут возникать при установлении причинно-следственной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями. Например, если водитель не заметил знак «Стоп» из-за яркого солнца, но мог бы его увидеть при должной внимательности, это может быть квалифицировано как небрежность. Соответственно, проблематика субъекта и субъективной стороны преступления по статье 264 УК РФ заключается в необходимости точного установления возраста и формы вины лица, совершившего нарушение правил дорожного движения, что требует тщательного анализа всех обстоятельств происшествия.
На текущий момент, квалификация преступлений по статье 264 УК РФ требует тщательного анализа объективных признаков (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, наступление общественно опасных последствий, причинно-следственная связь), а также субъективных характеристик (возраст субъекта, форма вины). Это необходимо для точного определения состава преступления и назначения справедливого наказания, что способствует обеспечению безопасности дорожного движения и защите жизни и здоровья граждан.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ, от 21.07.2014 №11–ФКЗ, от 14.03.2020 №1–ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 25.06.2024) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru
5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.04.2024) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru
7. Балашов, С.К. Об универсализации ответственности за совершение некоторых транспортных преступлений / С.К. Балашов // Юристъ-правоведъ. – 2007. – № 2. – С. 32-45.
8. Гутаев, А. М. Правовые основы предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения / А. М. Гутаев // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 154-157.
9. Глистин, В.К., Боровский, Б.Е. Автотранспортные преступления: (Квалификация и методика расследования) / В.К. Глистин, Б.Е. Боровский. – Л., 1969. – 132 с
10. Гладченкова С.В. Дорожно-транспортные преступления: к постановке проблемы / С.В. Гладенчикова, Д.А. Волкова // Правовая культура России: прошлое и настоящее: сб. науч. статей. – Брянск, 2023. С. 93-98.
11. Горбачев, Н.А. Дорожно-транспортные преступления: понятие и проблемы противодействия / Н.А. Горбачев // Актуальные проблемы науки и техники: сб. науч. статей. – Уфа,2020. – С. 168–171
12. Дудниченко, А.Н. Способы совершения дорожно-транспортных преступлений в структуре криминалистической характеристики преступлений : теоретический аспект / А.Н. Дудниченко // Юрист-Правовед. – 2021. – №3. – с. 189–191
13. Диканова Т. А., Ображиев К. В. Уголовное право России. Особенная часть в 2 томах. Том 2. М.: Юрайт. 2023. 640 с
14. Иногамова-Хегай, Л.В. Уголовное право. Особенная часть: учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 407 с.
15. Есаков Г. А. Российское уголовное право. Особенная часть. М.: Проспект. 2023. 656 с.
16. Зубенко, Е.В. Вопросы классификации исследований в области расследования дорожно-транспортных преступлений / Е.В. Зубенко, Т.А. Стороженко // Актуальные проблемы науки и практики: сб. науч. статей. – Дальневосточный юридический институт МВД России. – 2020. – С. 600-605.
17. Коробеев, А.И. Уголовно-правовые предписания и их соответствие Конституции РФ (на примере одного судебного дела) / А.И. Коробаев, А.И. Чучаев // Журнал конституционного правосудия. – 2019. – № 1. – С. 30-35.
18. Коробеев, А.И. Уголовно-правовая политика России: от генезиса до кризиса : монография / А. И. Коробеев. - Москва : Юрлитинформ, 2019. - 347 с.
19. Коваленко, А.А. О некоторых вопросах расследования дорожно-транспортных преступлений / А.А. Коваленко // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сб. науч. статей. – Москва, 2023. С. 75-78.
20. Кох, П.С. Сущность понятия дорожно-транспортного преступления / П.С. Кох // Вектор научной мысли. – 2023. – №5. – С. 390-391.
21. Кузьмина, Н.В. Правовая статистика дорожно-транспортных происшествий в системе механизмов государственного регулирования безопасности дорожного движения / Н.В. Кузьмина // Модернизация российского законодательства в условиях конституционной реформы: сб. науч. статей. – Кострома,2021. – С. 318–321
22. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: РАП, 2019. – 349 с.
23. Мурашев, П.М. Методические аспекты установления механизма ДТП, связанного с наездом на пешехода / П.М. Мурашев // Вестник московского университета МВД России. – 2021. – №3. – С. 30–33
24. Мясникова, З. В. Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле / З. В. Мясникова // Молодой ученый. – 2022. – № 31 (426). – С. 48-50.
25. Новикова, Т.Ю. Криминологическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Т.Ю. Новикова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – №31. – .с 1866–1874
26. Пинчук, Л.В. Структура и содержание механизма дорожно-транспортных преступлений / Л.В. Пинчук // Вопросы безопасности. – 2023. – №4. – С. 102-110.
27. Попова, В.К. Анализ дорожно-транспортной преступности / В.К. Попова // MODERN SCIENCE. – 2022. – №10. – С. 75-78.
28. Пожарский, А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Ю. Пожарский. – Москва, 2016. – 224 с.
29. Преступления против безопасности движения или эксплуатации транспорта : учебное пособие / Д. А. Безбородов, А. В. Зарубин, Р. М. Кравченко [и др.] ; под ред. А. Н. Попова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023 – 47 с.
30. Рарог, А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений / А.И. Рарог. – М., 2001. – 134 с
31. Сверчков В. В. Уголовное право. Особенная часть. М.: Юрайт. 2023. 414 с.
32. Тертычная, И.В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений / И.В. Тертычная // Криминалистика - наука без границ: традиции и новации: сб. науч. статей. – Санкт-Петербург, 2023. С. 328-333
33. Чебуренков, А.А. Механизм дорожно-транспортного преступления и его уголовно-правовое значение / А.А. Чебуренков, В.З. Чикин // Огарёв-Online. – 2023. – № 1 – (186).
34. Научный центр безопасности дорожного движения: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://нцбдд.мвд.рф/dop_stranici/аналитические-обзоры-2023
35. Постановление Шипуновского районного суда Алтайского края № 1-95/2023 от 07.07.2023 по делу № 1-95/2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru
36. Апелляционное постановление Алтайского краевого суда № 22-4806/2023 от 27.10.2023 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru
37. Апелляционное постановление Алтайского краевого суда № 22- 4695/2023 от 20.10.2023 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/
38. Апелляционное постановление Алтайского краевого суда № 22-
4748/2023 от 19.10.2023– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/
39. Приговор Тюменцевского районного суда Алтайского края № 1- 36/2023 от 18.07.2023 по делу № 1-36/2023 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru
40. Приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула № 1-571/2023 от 25.09.2023 о делу № 1-571/2023 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru
41. Приговор № 1-35/2023 от 24.07.2023 по делу № 1-35/2023– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru
42. Приговор № 1-178/2023 1-887/2022 от 23.08.2023 по делу № 1-727/2022 Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru