Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (Алтайский Государственный Университет)
|
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.2 Классификация и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 11
2 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 18
2.1 Объект и объективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 18
2.2 Субъект и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 27
2.3 Практика квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.2 Классификация и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 11
2 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 18
2.1 Объект и объективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 18
2.2 Субъект и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 27
2.3 Практика квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Выбранная тема работы является актуальной и требует особого внимания в силу целого ряда обстоятельств. Несоблюдение правил дорожного движения, а также эксплуатации автотранспортных средств в определенных случаях, влечет за собой значительный урон жизни и здоровью человека. Соблюдение правил дорожного движения, использования автотранспортных средств должно гарантировать обеспечение безопасности, а также справедливость наказания в случае их нарушения. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере безопасности движения позволяет классифицировать преступления против безопасности дорожного движения по степени их общественной опасности. При дифференциации учитывается тяжесть последствий, таких как причинение тяжкого вреда здоровью или смерть. Систематизация и классификация данных статистики и состава преступлений позволяет формировать эффективные меры противодействия преступлениям против безопасности движения, что свидетельствует о необходимости и актуальности изучения выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Исследование вопросов уголовно-правовой квалификации преступлений против безопасности послужит определенным фундаментом для разработки программы мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах и формирования конкретных мер для снижения числа данных преступлений.
Актуальность исследования также доказывают и данные статистики. Достаточно большое число дорожно-транспортных происшествий привело к гибели людей или причинения вреда их здоровью. В 2023 году зафиксировано 132466 единицы ДТП на дорогах, в результате которых погибло 14504 человека, что достаточно много. Такая статистика говорит о необходимости дальнейшего исследования вопроса и совершенствования профилактических мер, обеспечения справедливого наказания с учетом множества факторов и обстоятельств дела.
Исследование вопросов уголовно-правовой характеристики преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств позволит систематизировать причины происшествия, выделить факторы, влияющие на аварийность и разработать меры предупреждения преступлений против безопасности движения. Ознакомление с материалами судебной практики и изучение норм УК РФ также позволит идентифицировать пробелы современного законодательства и практических вопросов привлечения к ответственности виновных лиц. Данные исследования позволяет сформировать меры по совершенствованию содержательной части УК РФ.
Вопросами уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения представлены в трудах Е.В. Медведева, Р.Д. Шарапова, С.Н. Шатиловича, С.А. Зворыгиной, С.Н. Шатиловича и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мер по совершенствованию уголовного законодательства в части привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
2. представить классификацию и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
3. представить объект и субъект, объективные и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4. изучить практику квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза. Для выполнения ВКР также были использованы исторический метод и метод формально-логического исследования. Метод формально-логического исследования в уголовном праве заключается в использовании законов и принципов формальной логики для анализа и оценки преступлений. Это включает установление причинной связи между действиями и последствиями, а также соблюдение правил и законов математической логики для обеспечения точности и обоснованности выводов. Совокупность данных методов позволяют раскрыть тему ВКР.
Информационной базой для написания работы стали учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях по выбранной теме исследования, статистические данные и материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Исследование вопросов уголовно-правовой квалификации преступлений против безопасности послужит определенным фундаментом для разработки программы мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах и формирования конкретных мер для снижения числа данных преступлений.
Актуальность исследования также доказывают и данные статистики. Достаточно большое число дорожно-транспортных происшествий привело к гибели людей или причинения вреда их здоровью. В 2023 году зафиксировано 132466 единицы ДТП на дорогах, в результате которых погибло 14504 человека, что достаточно много. Такая статистика говорит о необходимости дальнейшего исследования вопроса и совершенствования профилактических мер, обеспечения справедливого наказания с учетом множества факторов и обстоятельств дела.
Исследование вопросов уголовно-правовой характеристики преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств позволит систематизировать причины происшествия, выделить факторы, влияющие на аварийность и разработать меры предупреждения преступлений против безопасности движения. Ознакомление с материалами судебной практики и изучение норм УК РФ также позволит идентифицировать пробелы современного законодательства и практических вопросов привлечения к ответственности виновных лиц. Данные исследования позволяет сформировать меры по совершенствованию содержательной части УК РФ.
Вопросами уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения представлены в трудах Е.В. Медведева, Р.Д. Шарапова, С.Н. Шатиловича, С.А. Зворыгиной, С.Н. Шатиловича и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мер по совершенствованию уголовного законодательства в части привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
2. представить классификацию и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
3. представить объект и субъект, объективные и субъективные признаки состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4. изучить практику квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза. Для выполнения ВКР также были использованы исторический метод и метод формально-логического исследования. Метод формально-логического исследования в уголовном праве заключается в использовании законов и принципов формальной логики для анализа и оценки преступлений. Это включает установление причинной связи между действиями и последствиями, а также соблюдение правил и законов математической логики для обеспечения точности и обоснованности выводов. Совокупность данных методов позволяют раскрыть тему ВКР.
Информационной базой для написания работы стали учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях по выбранной теме исследования, статистические данные и материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Определение дорожно-транспортного преступления должно включать в себя не только формальное нарушение правил, но и учитывать тяжесть наступивших последствий, форму вины и наличие причинно-следственной связи между нарушением и последствиями. При определении дорожно-транспортного преступления также учитываются социально-психологические, криминогенные факторы, технические характеристики транспортного средства.
Изученная в рамках работы аналитика позволяет убедиться в том, что на практике выделяют несколько классификационных признаков для деления преступлений против безопасности и использования транспортных средств. Данные классификационные признаки учитываются при определении ответственности. Такие критерии как форма вины, последствия, вид транспортного средства учитывают при уголовно-правовой характеристике преступления против безопасности дорожного движения. Классификационные признаки помогают более точно определить характер и степень общественной опасности каждого конкретного преступления, что важно для назначения соответствующего наказания и разработки мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
Вопрос объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является дискуссионным в науке уголовного права. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность. Видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Ряд авторов пишет о том, что безопасность работы транспорта самоцелью быть не может: закрепляя в тексте Уголовного закона соответствующие статьи в главе 27, законодатель, в первую очередь, стремился оградить жизнь и здоровье человека при эксплуатации транспортных средств. Данные авторы полагают необходимым считать непосредственным объектом рассматриваемого преступления жизнь и здоровье людей. Однако признавать указанный подход (основной непосредственный объект – жизнь и здоровье) нет оснований, поскольку в ст. 264 УК РФ наличествуют обязательные последствия, без наступления которых речь будет идти только о составе административного правонарушения, они не могут быть проигнорированы. В специальной литературе на этот счет есть мнение о необходимости выделения дополнительного объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, – жизни и здоровья человека. Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с объективной стороны характеризуется деянием в виде нарушения правил дорожного движения или нарушения правил эксплуатации транспортных средств. В рамках проведенного исследования можно убедиться в том, что в настоящий момент требуется доработка понимания сущности объекта состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Многообразие терминов доказывает необходимость развития и совершенствования норм законодательной базы.
Субъект преступления по статье 264 УК РФ является специальным, что предполагает наступление уголовной ответственности только при соблюдении определенных условий, в частности возраст, порядок управления транспортным средством. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Такое определение предполагает, что о преступление совершено по легкомыслию или небрежности: Проблематика субъективной стороны заключается в сложности установления формы вины. Например, в случае ДТП, где водитель не предвидел возможность наступления тяжкого вреда здоровью, но мог и должен был это предвидеть, возникает вопрос о небрежности. Яркими примерами являются превышение скорости, отсутствие со стороны водителя должного внимания к вопросам соблюдения технических характеристик транспортного средств. Сложности могут возникать при установлении причинно-следственной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями. Например, если водитель не заметил знак «Стоп» из-за яркого солнца, но мог бы его увидеть при должной внимательности, это может быть квалифицировано как небрежность. Соответственно, проблематика субъекта и субъективной стороны преступления по статье 264 УК РФ заключается в необходимости точного установления возраста и формы вины лица, совершившего нарушение правил дорожного движения, что требует тщательного анализа всех обстоятельств происшествия.
На текущий момент, квалификация преступлений по статье 264 УК РФ требует тщательного анализа объективных признаков (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, наступление общественно опасных последствий, причинно-следственная связь), а также субъективных характеристик (возраст субъекта, форма вины). Это необходимо для точного определения состава преступления и назначения справедливого наказания, что способствует обеспечению безопасности дорожного движения и защите жизни и здоровья граждан.
Изученная в рамках работы аналитика позволяет убедиться в том, что на практике выделяют несколько классификационных признаков для деления преступлений против безопасности и использования транспортных средств. Данные классификационные признаки учитываются при определении ответственности. Такие критерии как форма вины, последствия, вид транспортного средства учитывают при уголовно-правовой характеристике преступления против безопасности дорожного движения. Классификационные признаки помогают более точно определить характер и степень общественной опасности каждого конкретного преступления, что важно для назначения соответствующего наказания и разработки мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
Вопрос объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является дискуссионным в науке уголовного права. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность. Видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Ряд авторов пишет о том, что безопасность работы транспорта самоцелью быть не может: закрепляя в тексте Уголовного закона соответствующие статьи в главе 27, законодатель, в первую очередь, стремился оградить жизнь и здоровье человека при эксплуатации транспортных средств. Данные авторы полагают необходимым считать непосредственным объектом рассматриваемого преступления жизнь и здоровье людей. Однако признавать указанный подход (основной непосредственный объект – жизнь и здоровье) нет оснований, поскольку в ст. 264 УК РФ наличествуют обязательные последствия, без наступления которых речь будет идти только о составе административного правонарушения, они не могут быть проигнорированы. В специальной литературе на этот счет есть мнение о необходимости выделения дополнительного объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, – жизни и здоровья человека. Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с объективной стороны характеризуется деянием в виде нарушения правил дорожного движения или нарушения правил эксплуатации транспортных средств. В рамках проведенного исследования можно убедиться в том, что в настоящий момент требуется доработка понимания сущности объекта состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Многообразие терминов доказывает необходимость развития и совершенствования норм законодательной базы.
Субъект преступления по статье 264 УК РФ является специальным, что предполагает наступление уголовной ответственности только при соблюдении определенных условий, в частности возраст, порядок управления транспортным средством. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Такое определение предполагает, что о преступление совершено по легкомыслию или небрежности: Проблематика субъективной стороны заключается в сложности установления формы вины. Например, в случае ДТП, где водитель не предвидел возможность наступления тяжкого вреда здоровью, но мог и должен был это предвидеть, возникает вопрос о небрежности. Яркими примерами являются превышение скорости, отсутствие со стороны водителя должного внимания к вопросам соблюдения технических характеристик транспортного средств. Сложности могут возникать при установлении причинно-следственной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями. Например, если водитель не заметил знак «Стоп» из-за яркого солнца, но мог бы его увидеть при должной внимательности, это может быть квалифицировано как небрежность. Соответственно, проблематика субъекта и субъективной стороны преступления по статье 264 УК РФ заключается в необходимости точного установления возраста и формы вины лица, совершившего нарушение правил дорожного движения, что требует тщательного анализа всех обстоятельств происшествия.
На текущий момент, квалификация преступлений по статье 264 УК РФ требует тщательного анализа объективных признаков (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, наступление общественно опасных последствий, причинно-следственная связь), а также субъективных характеристик (возраст субъекта, форма вины). Это необходимо для точного определения состава преступления и назначения справедливого наказания, что способствует обеспечению безопасности дорожного движения и защите жизни и здоровья граждан.
Подобные работы
- Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Особенности первоначального этапа расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Производство судебной автотехнической экспертизы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Угроза убийством или покушение на убийство: теория и практика квалификации (Алтайский государственный университет)
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023



