Объект исследования - бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций 6
1.2 Основные проблемы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации и пути их решения 12
1.3 Особенности проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 25
2.1 Анализ и диагностика процесса организации финансово-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении 25
2.2 Модель совершенствования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения 51
2.3 Обоснование эффективности модели по совершенствованию организации финансово-хозяйственной деятельности в учреждении 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения играет колоссальную роль в системе обеспечения его социально-экономического развития. Качество управления финансовой деятельностью бюджетного учреждения оказывает непосредственное влияние на состояние экономики государства, развитие отдельных сфер, таких как образование, здравоохранение и другие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения позволяет всесторонне понять деятельность организации, предотвратить отрицательные результаты, обеспечить правильность и полноту исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, организовать и вести бухгалтерский учёт, а также оптимизировать использование ресурсов.
Соответственно, актуальность исследования и аналитической оценки особенностей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной организации заключается в возможности систематизации полученной информации, проведении сравнительного анализа и определении дальнейших перспектив в части повышения эффективности использования ресурсов.
В современной научно-исследовательской литературе опубликовано множество работ отечественных авторов, направленных на исследование сущности, назначения и концептуальных положений развития финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы. Данному направлению посвящены труды таких исследователей, как Е.П. Золотун, Ю.С. Афанасьева, И.В. Саттарова, М.В. Беспалов, Т.В. Бубновская, П.Т. Гавриш, К.А. Евстафьев, М.И. Климошенко, Е.Н. Лизунова, М.Е. Орлова, Н.Н. Ломовцева, Д.А. Паньков; Е.А. Головковаи др.
Цель исследования: анализ процесса организации финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации бюджетной сферы.
Объект исследования – бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж».
Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность БУ «Лангепасский политехнический колледж».
Гипотеза: организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетной образовательной организации будет более эффективной, если:
– обеспечено рациональное использование бюджетных и внебюджетных денежных средств в организации;
– отлажена и систематизирована работа в части обеспечения и развитиявнебюджетной деятельности учреждения
– выявлены положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность развития организации;
– разработаны мероприятия по совершенствованию форм работы организации, обеспечивающих ее образовательную деятельность.
Задачи исследования:
1) Ознакомиться с теоретическими основами процесса организации финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных организациях.
2) Обозначить основные проблемы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций и указать пути их решения.
3) Выявить особенности проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
4) Исследовать процесс организации финансово-хозяйственной деятельности БУ «Лангепасский политехнический колледж».
5) Разработать мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности БУ «Лангепасский политехнический колледж».
Методологическую основу исследования составили: анализ и синтез, экономико-статистический и графический подходы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
– теоретические методы: анализ научной литературы;
– эмпирические методы: наблюдение, сравнение;
– специальные методы: статистический, документальный, системно-структурный, логический.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследовательской части могут быть в дальнейшем использованы при изучении сущности финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в сфере образования.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: предложенные направления по совершенствованию процесса организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения могут быть реализованы на практике в БУ «Лангепасский политехнический колледж».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание категории финансово-хозяйственной деятельности выражается в совокупности организационных мероприятий, направленных на реализацию процессов планирования в части ресурсного обеспечения организации и рационального использования бюджетных средств в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития хозяйствующего субъекта.
2. В современных условиях хозяйствования организация финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений сопряжена с рядом актуальных проблем. В частности, к ним следует отнести низкую мотивацию педагогов, нехватку квалифицированных педагогических кадров и специалистов в сфере финансового планирования, ухудшение качества образовательных услуг, недостаточность бюджетного финансирования, а также снижение эффективности внебюджетной деятельности учреждений.
3. Проведение анализа финансовой отчетности бюджетных учреждений обладает характерными особенностями, связанными с порядком финансирования организаций бюджетной сферы, необходимостью контроля в части распределения и использования бюджетных средств, отраслевыми особенностями субъекта хозяйствования и спецификой информационной базы исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В соответствии с поставленной целью и задачами, в настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические основы изучения процесса организации финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях. Практическая часть исследования заключалась в разработке мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации – БУ «Лангепасский политехнический колледж».
Теоретическая часть исследования позволят сделать вывод о том, что под категорией финансово-хозяйственной деятельности понимается совокупность организационных мероприятий, направленных на реализацию процессов планирования доходов и расходов организации в пределах доведенных лимитов и рационального использования выделенных из бюджета финансовых ресурсов в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития хозяйствующего субъекта.
Основополагающая цель финансово-хозяйственной деятельности учреждения бюджетной сферы заключается в обеспечении должного качества услуг в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа, а также эффективности управления всеми организационными процессами, протекающими в процессе осуществления основных и дополнительных видов деятельности, приносящих доход этому учреждению. К приоритетной задаче финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации следует отнести достижение цели, ради которой она создана. Для этого возникает необходимость в разработке мероприятий, направленных на обеспечение финансовой стабильности хозяйствующего субъекта, а также реализацию всех функциональных подсистем управления в масштабах действующей организации.
К основным источникам финансирования хозяйственной деятельности бюджетных организаций относятся бюджетные и внебюджетные средства. Бюджетные доходы поступают в виде субсидий, выделяемых организациям из средств соответствующего бюджета. Внебюджетные доходы являются результатом платной деятельности учреждений. Полученные доходы направляются бюджетными организациями на покрытие различных видов расходных обязательств.
Обращаясь к проблемам организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных образовательных организаций в современной действительности, следует выделить основные из них. В частности, к ним относятся низкая мотивация педагогов и социальная незащищенность сотрудников образовательной сферы, что влечет за собой нехватку квалифицированных педагогических кадров и снижение качества образовательных услуг. Также перечень проблемных факторов в отношении организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций можно дополнить недостаточность бюджетного финансирования и снижением эффективности внебюджетной деятельности учреждений.
Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения имеет свои специфические особенности. Во-первых, следует учитывать порядок финансирования деятельности бюджетных учреждений. Во-вторых, особенность заключается в необходимости контроля в части использования бюджетных средств. В-третьих, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности обусловлено отраслевыми особенностями, что находит отражение в составе активов и пассивов. В-четвертых, информационная база также имеет свои характерные отличительные черты. Разработка управленческих решений, направленных на повышение эффективности организации финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении должна учитывать данную специфику.
В практической части выпускной квалификационной работы представлен анализ доходной части бюджета и объемов расходных обязательств БУ «Лангепасский политехнический колледж», основной целью которого является образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования технической, технологической и социально-экономической направленности. Образовательная деятельность в учреждении сосредоточена на реализации образовательных программ, направленных на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Организация управления образовательной организацией соответствует уставным требованиям, предусматривает необходимое взаимодействие структурных подразделений и обеспечивает функционирование учебного заведения с соблюдением нормативных требований.
Финансирование основной деятельности БУ «Лангепасский политехнический колледж» осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджета, направляемых образовательной организации на выполнение государственного задания, а также денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности. Проведенный анализ доходной части бюджета учебного заведения демонстрирует стабильную динамику роста совокупных денежных поступлений, обеспеченных исключительно за счет наращивания бюджетных ассигнований из федерального бюджета. К основным статьям доходов в рамках организации коммерческой деятельности БУ «Лангепасский политехнический колледж» относятся денежные потоки от оказания платных услуг, занимающие доминирующую долю в общем объеме этих поступлений, доходы от собственности и безвозмездные денежные поступления.
К числу положительных тенденций в рамках организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения следует отнести превышение фактических доходов учреждения над установленными плановыми показателями. Однако, следует отметить и неблагоприятные тенденции, выражающиеся в уменьшении объемов денежных поступлений от оказания платных образовательных услуг и снижение уровня исполнения бюджета по данной статье доходов, что с одной стороны, может указывать на вероятность сокращения числа абитуриентов, поступающих в колледж или снижение уровня качества образовательных услуг в учебном заведении. С другой стороны, подобная тенденция может быть обусловлена увеличением числа бюджетных мест в образовательном учреждении или сокращением количество специальностей в колледже, обучение которым проводится на возмездной основе.
Анализ расходной части бюджета БУ «Лангепасский политехнический колледж» указывает на эффективность управления финансовыми ресурсами организации, поскольку объемы расходных обязательств субъекта хозяйствования демонстрирую стабильную динамику снижения. Положительным моментом является исполнение в полном объеме бюджета по расходам в рамках предельных объемов финансирования, предусмотренных для выполнения учебным заведением государственного задания.
Затраты образовательного учреждения в разрезе их отдельных статей не имеют однозначной тенденции. Наблюдается более рациональное расходование денежных средств, направляемых на оплату товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также экономия на социальных выплатах. При этом, рост расходов на выплату заработной платы персоналу образовательного учреждения может быть связан с ежегодной индексацией денежных доходов работников или материальными выплатами стимулирующего характера, расходные обязательства по уплате налогов являются обязательными платежами для любого юридического лица, поэтому рост данной расходной статьи нельзя расценивать, как неблагоприятное явление.
Предлагаемые мероприятия по улучшения финансово-хозяйственной деятельности исследуемой образовательной организации направлены на совершенствование модели взаимодействия учебного заведения с абитуриентами, студентам и партнерами-работодателями. В данном контексте предложены такие направления, как создание инновационных учебно-производственных структурных подразделений в колледже, внедрение практики целевого обучения студентов учреждения по образовательным программам среднего профессионального образования и организация системной работы образовательной организации по индивидуализированному обучению студентов.
Реализация предлагаемых направлений предполагает дополнительное привлечение источников финансирования в деятельность учреждения от оказания платных образовательных услуг за счет повышения имиджа БУ «Лангепасский политехнический колледж» и более высокого процента трудоустройства выпускников в престижные компании региона.
Также внедрение предлагаемой модели создаст некие преимущества не только для исследуемой образовательной организации, но и также для работодателей и выпускников колледжа. Преимущество для работодателей заключается в подготовке кадров, которые уже не нужно обучать на рабочем месте, развитию бизнеса, репутации в академических кругах, развитие скиллов сотрудников. Преимущество для выпускников – гарантирование трудоустройство на рабочее место.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. №145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. №640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания // СПС КонсультантПлюс.
5. Приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. №186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» // СПС КонсультантПлюс.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №АП-465/18 «О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования» // СПС КонсультантПлюс.
Научная литература
7. Афанасьева Ю.С. Современные подходы к финансовому планированию в бюджетных организациях / Ю.С. Афанасьева, И.В. Саттарова // Устойчивое развитие: геополитическая трансформация и национальные приоритеты. 2023. № 6. С. 40-47.
8. Антонова О.В. Проблемы современного образования / О.В. Антонова. // Молодой ученый. 2023. № 16 (463). С. 291-295.
9. Беспалов М.В. Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждения: классификация, структура, основные элементы // М.В. Беспалов // Учет и отчетность бюджетных учреждений. 2022. 12 (372). С. 19-24.
10. Борытко Н.М. Управление образовательными системами : Учебник / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2022. – 48 с.
11. Бубновская Т.В. Система комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы на основе годовой бухгалтерской отчетности / Т.В. Бубновская, П.Т. Гавриш // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2023. №3. С. 108-118.
12. Веретенникова О.Б. Финансы бюджетных организаций (предприятий) : учебное пособие / О.Б. Веретенникова. – Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2021.– 227 с.
13. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
14. Евстафьев К.А. Бюджетное планирование в высшем учебном заведении в условиях финансовой реформы / К.А. Евстафьев // Известия КГТУ. 2022. № 26. С. 203-211.
15. Ендовицкий Д.А. Статистический анализ уровня финансовой устойчивости образовательных организаций / Д.А. Ендовицкий, В.В. Коротких, А.В. Кривошеев // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 22-37.
16. Золотун Е.П. Методологические основы анализа финансового состояния бюджетных организаций / Е.П. Золотун // // Экономический анализ : теория и практика. 2022. №7. С.140-150
17. Климошенко М.И. Управление планированием и эффективностью деятельности в бюджетном учреждении / М.И. .Климошенко// Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 3 (53). С. 9-16.
18. Коренкова С.И. Оценка аналитических показателей бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений / С.И. Коренкова // Инновационное развитие экономики. 2021. № 4 (40). С. 187-192.
19. Кривошеев А.В. Концептуальные положения систематизации информации для анализа финансовой устойчивости образовательной организации / А.В. Кривошеев // Международный бухгалтерский учет. 2021. № 6. С. 21-32.
20. Кривошеев А.В. Развитие теоретических и методических положений анализа финансовой устойчивости образовательных организаций / А.В. Кривошеев // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. № 12 (132). С. 137-151.
21. Лизунова Е.Н. Финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений : учебное пособие / Е.Н. Лизунова, М.Е. Орлова. – Казань, 2023. – 101 с.
22. Ломовцева Н.Н. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях :Учебное пособие / Н.Н. Ломовцева. – М.: КНОРУС, 2022. – 192 с.
23. Макарчева О.А. Современный механизм внебюджетной деятельности вуза / О.А. Макарчева// Управление экономическими системами. 2023. № 8. С. 21-30.
24. Мамонтов В.В. О сохранности контингента студентов и улучшении качества обучения в Вузе / В. В. Мамонтов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7 (49). С. 35–37.
25. Матлак Ю.Л. Методы анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций / Ю.Л. Матлак // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). 2021. №2. С.28-31.
26. Паньков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : Учебное пособие / Д.А. Паньков; Е.А. Головкова. – М. : ООО «Новое знание», 2022 . – 201 с.
27. Павлова С.К. Проверка составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности / С.К. Павлова / Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. № 3. С. 12-19.
28. Панина Е.Б. Анализ бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений / Е.Б. Панина // Бенефициар. 2020. № 62. С. 6-9.
29. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций : учебник / Г.Б. Поляк. – М. : Учебник, 2022. – 361 с.
30. Попова Ю.С. Научный потенциал образовательных организаций как основа повышения их эффективности в современных условиях / Ю.С. Попова // Вопросы региональной экономики. 2022. Т. 22. № 1. С. 62-70.
31. Серебрякова Т.Ю. Проблемы использования в управленческом анализе бюджетных учреждений системы показателей финансового состояния / Т.Ю. Серебрякова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 23 (551). С. 2-9.
32. Соловьева М.И. Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений / М.И. Соловьѐва. - // Молодой ученый. 2020. № 38(328). С. 68-71.
33. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования / Ю.Ю. Сысоева // Вестник НГИЭИ. 2021. № 5. С. 92-95.
34. Свиридова Н.В. Проблемы анализа финансовой устойчивости бюджетных и автономных учреждений / Н.В. Свиридова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. 2022. № 4 (24). С. 88-98.
35. Скосырских И.Н. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений как инструмент повышения прозрачности результатов их деятельности / И.Н. Скосырский // Управление экономическими системами. 2020. № 12 (130). С. 75-81.
36. Тлевцежева М.А. Новые тренды современного образования / М.А. Тлевцежева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 3. С. 113-117.
37. Титова Е.А. Учетная информация как обеспечение финансового контроллинга образовательной организации/ Е.А. Титова //Международный бухгалтерский учет. 2021. № 6. С. 31-39.
38. Уткина Н.Н. Проблемы в управлении общеобразовательным учреждением / Н.Н. Уткина. // Молодой ученый. 2022. № 13 (408). С. 66-68.
39. Федорова О.А. Финансы бюджетных учреждений : Учебное пособие / О.А. Федорова, Л.В. Давыдова, Ю.О. Скорлупина. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 138 с.
40. Фролкин А.В. Разработка методов оценки финансового состояния бюджетных и автономных учреждений с учетом особенностей их финансовой деятельности / А.В. Фролкин // Экономический анализ : теория и практика. 2021. №10. С.106-118.
41. Филиппова Л.В. Отчетность как индикатор эффективности бюджетного учреждения / Л.В. Филиппова // Новые технологии. 2021. № 2. С. 186-192.
42. Шахбанова М.Т. Внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений / М.Т. Шахбатова, М.Г. Раджабова // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2020. № 5. С. 72–74.
43. Шубина Т.В. Возможность применения традиционных методов финансового анализа при оценке эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений / Т.В. Шубина, Фролкин А.В. // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 46-51.
44. Яшалова Н.Н. Особенности проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения / Н.Н. Яшалова // Региональная наука: тенденции развития глазами молодежи.2022. № 9. С. 64-65.
45. Klyachko T.N. On the standards of budget financing and regulation of the amount of tuition fees in state universities // Economic policy. 2022. No. 6. P. 137-164.
46. Kholod L.L., KhrustalevE.Yu. Analysis of the financial activities of a higher educational institution in market conditions // Audit and financial analysis. 2020. No. 5. P. 36-42.
Интернет-ресурсы
47. Александрова Е. С. Что делать, если вуз поднял стоимость обучения? – URL: https://journal.tinkoff.ru/pay-more/ (дата обращения: 25.08.2024)
48. Орлова О.Е. Финансирование государственного задания: примеры расчетов. –URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a7/941738.html?ysclid=m0e2v5juu0732972933 (дата обращения: 25.08.2024)
49. Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. –URL: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/plan-finansovo-hozyajstvennoj-dejatelnosti-uchrezhdeniya/ (дата обращения: 25.08.2024)
50. Финансово-хозяйственная деятельность БУ «Лангепасский политехнический колледж». – URL: https://collegelan.ru/svedeniya/finansovo-khozyaystvennaya-deyatelnost.php (дата обращения: 27.08.2024).