РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 9
1.1 Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС новых стандартов 9
1.2 Особенности обучения геометрии с позиции системно-деятельностного подхода 18
1.3 Дидактические условия реализации системно-деятельностного подхода 27
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ 37
2.1 Проектирование содержательного компонента методики о реализации системно-деятельностного подхода при изучении геометрии в 7-9 классах 37
2.2. Проектирование технологического компонента методики о реализации системно-деятельностного подхода при изучении геометрии в 7-9 классах 55
2.3. Описание организации и результатов программы 68
Выводы по 2 главе 68
Залючение 88
Библиографический список 90
Приложение А «Комплекс практико-ориентированных заданий» 95
Приложение Б «Эталон схемы определения понятия» 99
Приложение В «Предполагаемый набор объектов» 99
Приложение Г «Комплекс раноуровневых заданий» 100
Приложение Д «Проектная задача «Путешествие до Сочи»» 102
Приложение Е «QR-код на Google-форму» 109
Приложение Ж «Комплекс ментальных карт» 110
Приложение З «Фрагмент урока с использование ролевой игры» 112
Приложение И «Технологическая карта урока» 115
Приложение К «Входная контрольная работа по геометрии 8 класс» 126
Приложение Л «Диагностическая работа №1» 127
Приложение М «Диагностическая работа №2» 135
Приложение Н «Итоговая контрольная работа» 145
Приложение О «Результаты контрольного этапа» 146
Приложение П «Диагностическая работа №2» 152
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 9
1.1 Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС новых стандартов 9
1.2 Особенности обучения геометрии с позиции системно-деятельностного подхода 18
1.3 Дидактические условия реализации системно-деятельностного подхода 27
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ 37
2.1 Проектирование содержательного компонента методики о реализации системно-деятельностного подхода при изучении геометрии в 7-9 классах 37
2.2. Проектирование технологического компонента методики о реализации системно-деятельностного подхода при изучении геометрии в 7-9 классах 55
2.3. Описание организации и результатов программы 68
Выводы по 2 главе 68
Залючение 88
Библиографический список 90
Приложение А «Комплекс практико-ориентированных заданий» 95
Приложение Б «Эталон схемы определения понятия» 99
Приложение В «Предполагаемый набор объектов» 99
Приложение Г «Комплекс раноуровневых заданий» 100
Приложение Д «Проектная задача «Путешествие до Сочи»» 102
Приложение Е «QR-код на Google-форму» 109
Приложение Ж «Комплекс ментальных карт» 110
Приложение З «Фрагмент урока с использование ролевой игры» 112
Приложение И «Технологическая карта урока» 115
Приложение К «Входная контрольная работа по геометрии 8 класс» 126
Приложение Л «Диагностическая работа №1» 127
Приложение М «Диагностическая работа №2» 135
Приложение Н «Итоговая контрольная работа» 145
Приложение О «Результаты контрольного этапа» 146
Приложение П «Диагностическая работа №2» 152
Актуальность исследования. На протяжении нескольких десятилетий ведущей целью образования Российской Федерации было освоение системой знаний, формирующих основу научной дисциплины. Деятельность педагога в процессе обучения была ориентирована в первую очередь на передачу знаний и способов действий в готовом виде, а деятельность обучающихся заключалась в освоение и точном воспроизведение знаний, созданных другими. Данное обучение имеет репродуктивный характер. Однако, на сегодняшний день репродуктивной работы человека недостаточно. Современный мир нуждается в человеке, который умеет планировать, ставить перед собой цели, находить различные пути для решения проблем и нестандартных ситуаций, интерпретировать и корректировать свою профессиональную деятельность.
Изменения, которые произошли в системе современного российского образования, заставили рассмотреть иные подходы к определению образовательных результатов обучающихся. На современном этапе развития образования в качестве основополагающих образовательных результатов выступает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя умения, позволяющие ученике ставить перед собой и решать различные жизненные и профессиональные задачи, тем самым развивая способность личности к самообразованию и самосовершенствованию. Эти умения на сегоднейшний день необходимы каждому человеку не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Задача образования на сегодня заключается не в обогащении ребенка определенным количеством знаний, умений и навыков, а в том, чтобы сформировать у него личностные, социальные, познавательные и коммуникативные способности, позволяющие ему успешно социализироваться в современном обществе и реализоваться в профессиональной сфере. Достижению данной задачи способствует обучение с позиции системно-деятельностного подхода, который является методологической основой современных школьных ФГОС.
Применение системно-деятельностного подхода на уроках, в том числе и на уроках геометрии, значительно меняет роль и функции всех участников образовательного процесса. Ученик принимает равноправную позицию, а учитель выступает в роли тьютора, модератора. Главная цель данного подхода состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся интерес и стремление к познанию предмета, а также развить навык к самостоятельному обучению.
Анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует, что системно-деятельностный подход рассматривается с общих теоретических положений о системном (сторонниками являются Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Д.М.Гвишиани и др.) и деятельностном (Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Элысонин, В.В. Давыдов и др) подходах. Концептуальные основы обучения математики с позиции данного подхода описаны в работах О.В. Тумашевой, А.С. Константиновой, О.В. Берсеневой, С.В. Галяна, Н.И. Ченяновой, Л.В. Шкериной. В данных работах авторы описывают принципы системно-деятельностного подхода, его особенности и основные результаты реализации в процессе обучения математики. Однако, несмотря на всю значимость теоретического содержания, в настоящее время недостаточно разработаны методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения школьного курса геометрии в 7 -9 классах на уроках геометрии....
Изменения, которые произошли в системе современного российского образования, заставили рассмотреть иные подходы к определению образовательных результатов обучающихся. На современном этапе развития образования в качестве основополагающих образовательных результатов выступает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя умения, позволяющие ученике ставить перед собой и решать различные жизненные и профессиональные задачи, тем самым развивая способность личности к самообразованию и самосовершенствованию. Эти умения на сегоднейшний день необходимы каждому человеку не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Задача образования на сегодня заключается не в обогащении ребенка определенным количеством знаний, умений и навыков, а в том, чтобы сформировать у него личностные, социальные, познавательные и коммуникативные способности, позволяющие ему успешно социализироваться в современном обществе и реализоваться в профессиональной сфере. Достижению данной задачи способствует обучение с позиции системно-деятельностного подхода, который является методологической основой современных школьных ФГОС.
Применение системно-деятельностного подхода на уроках, в том числе и на уроках геометрии, значительно меняет роль и функции всех участников образовательного процесса. Ученик принимает равноправную позицию, а учитель выступает в роли тьютора, модератора. Главная цель данного подхода состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся интерес и стремление к познанию предмета, а также развить навык к самостоятельному обучению.
Анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует, что системно-деятельностный подход рассматривается с общих теоретических положений о системном (сторонниками являются Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Д.М.Гвишиани и др.) и деятельностном (Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Элысонин, В.В. Давыдов и др) подходах. Концептуальные основы обучения математики с позиции данного подхода описаны в работах О.В. Тумашевой, А.С. Константиновой, О.В. Берсеневой, С.В. Галяна, Н.И. Ченяновой, Л.В. Шкериной. В данных работах авторы описывают принципы системно-деятельностного подхода, его особенности и основные результаты реализации в процессе обучения математики. Однако, несмотря на всю значимость теоретического содержания, в настоящее время недостаточно разработаны методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения школьного курса геометрии в 7 -9 классах на уроках геометрии....
Вследствие теоретического анализа методической и психолого-педагогической литературы описаны и охарактеризованы особенности обучения геометрии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. В качестве основных образовательных результатов обучающихся в условиях современных требований являются предметные, метапредметные и личностные.
В процессе теоретического исследования выделены особенности обучения геометрии с позиции системно-деятельностного подхода: предлагаемый материал и организация деятельности дает возможность обучающимся самостоятельно пройти исторический пусть к «новым» знаниям, побуждает обучающихся самостоятельно выделять проблему, выбирать рациональный путь для ее решения, формулировать учебные задачи, отражает межпредметную связь геометрии с другими школьными предметами.
В процессе теоретического исследования выделены дидактические условия обучения геометрии в аспекте требований системно-деятельностного подхода: применение различные интерактивные методы, формы и приемы обучения; использование средств и ресурсов визуализации, современных ИКТ; включение в содержание практико-ориентированные задания; включение в содержание индивидуальны, разноуровневые, проектные, творческие задания; применение дидактических игр и упражнений.
На основе результатов теоретического исследования были разработаны рекомендации по проектированию содержательного и технологического компонентов обучения геометрии обучающихся в 7-9 классах; разработан комплекс заданий, ориентированный на достижение образовательных результатов в 7-9 классах в условиях реализации требований системно-деятельностного подхода; выделены организационные формы и методы, методические рекомендации обучения геометрии.
Эффективность разработанных рекомендаций в процессе опытно-экспериментальная работа была подтверждена в МАОУ Гимназии № 10 города Дивногорска Красноярского края. На первом этапе (констатирующем) опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная работа по геометрии за предыдущий год обучения для проверки предметных результатов, и проведена диагностическая работа для определения метапредметных и личностных образовательных результатов. На втором этапе (формирующем) эксперимента нами была предложена серия уроков по геометрии в 8 классе, организованных с использованием соответствующего содержания и реализацией несколько организационных методов, форм и технологий направленных на формирование образовательных результатов в условиях реализации требований системно-деятельностного подхода. На третьем этапе (контролирующем) опытно-экспериментальной работы были проведены контрольная и диагностическая работы, в результате которых был определен уровень предметных, метапредметные и личностных результатов. На основе сравнительного анализа констатирующего и контролирующего этапов выявлен небольшой рост показателей. На основании этого считаем, что цели нашего исследования достигнуты.
Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель нашего исследования достигнута.
Практическая ценность данной исследовательской работы в том, что разработанные рекомендации можно применять при проектировании и организации уроков геометрии в 7-9 классах, учитывая соответствующие требования содержания. Данная работа может пригодиться учителю геометрии при разработке и организации уроков, направленных на формировании метапредметных умений.
В процессе теоретического исследования выделены особенности обучения геометрии с позиции системно-деятельностного подхода: предлагаемый материал и организация деятельности дает возможность обучающимся самостоятельно пройти исторический пусть к «новым» знаниям, побуждает обучающихся самостоятельно выделять проблему, выбирать рациональный путь для ее решения, формулировать учебные задачи, отражает межпредметную связь геометрии с другими школьными предметами.
В процессе теоретического исследования выделены дидактические условия обучения геометрии в аспекте требований системно-деятельностного подхода: применение различные интерактивные методы, формы и приемы обучения; использование средств и ресурсов визуализации, современных ИКТ; включение в содержание практико-ориентированные задания; включение в содержание индивидуальны, разноуровневые, проектные, творческие задания; применение дидактических игр и упражнений.
На основе результатов теоретического исследования были разработаны рекомендации по проектированию содержательного и технологического компонентов обучения геометрии обучающихся в 7-9 классах; разработан комплекс заданий, ориентированный на достижение образовательных результатов в 7-9 классах в условиях реализации требований системно-деятельностного подхода; выделены организационные формы и методы, методические рекомендации обучения геометрии.
Эффективность разработанных рекомендаций в процессе опытно-экспериментальная работа была подтверждена в МАОУ Гимназии № 10 города Дивногорска Красноярского края. На первом этапе (констатирующем) опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная работа по геометрии за предыдущий год обучения для проверки предметных результатов, и проведена диагностическая работа для определения метапредметных и личностных образовательных результатов. На втором этапе (формирующем) эксперимента нами была предложена серия уроков по геометрии в 8 классе, организованных с использованием соответствующего содержания и реализацией несколько организационных методов, форм и технологий направленных на формирование образовательных результатов в условиях реализации требований системно-деятельностного подхода. На третьем этапе (контролирующем) опытно-экспериментальной работы были проведены контрольная и диагностическая работы, в результате которых был определен уровень предметных, метапредметные и личностных результатов. На основе сравнительного анализа констатирующего и контролирующего этапов выявлен небольшой рост показателей. На основании этого считаем, что цели нашего исследования достигнуты.
Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель нашего исследования достигнута.
Практическая ценность данной исследовательской работы в том, что разработанные рекомендации можно применять при проектировании и организации уроков геометрии в 7-9 классах, учитывая соответствующие требования содержания. Данная работа может пригодиться учителю геометрии при разработке и организации уроков, направленных на формировании метапредметных умений.
Подобные работы
- Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Изучение функциональной линии с позиций
системно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ СТЕРИОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТЕРИОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ
7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016





