Введение 3
Глава 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ 7
1.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие образовательный процесс в малокомплектной школе 7
1.2. Возрастные и психологические особенности учащихся 5 класса .... 19
Глава 2. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1 Системно-деятельностный подход: понятие и сущность 32
2.2 Анализ эффективных технологий по формированию читательской грамотности на уроках истории в 5 классе 42
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 61
Приложение 64
Актуальность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлены новые задачи перед системой образования, в соответствии с которыми изменилось не только управление образовательными учреждениями, содержание образования, но и технологии работы с обучающимися.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Объект: технологии обучения истории школьников.
Предмет: использование системно-деятельностного подхода при формировании читательской грамотности на уроках истории в 5 классе.
Цель: выявить особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории в 5 классе.
Задачи: - проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую современный образовательный процесс в основной школе;
- проанализировать возрастные и психологические особенности младших подростков;
- проанализировать условия и приемы реализации системно-деятельностного подхода к школьникам на уроках истории;
- выявить эффективные приемы и технологии работы в малокомплектной школе.
Методы исследования: наблюдения, систематизации и анализа полученных эмпирических данных.
Источниковой базой данной работы являются Федеральный закон «Об образовании в РФ»1, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , Историко-культурный стандарт.
Обзор литературы.
Использованную в работе литературу можно поделить на 2 группы: психолого-педагогические работы и методические работы.
Психолого-педагогические работы:
Выявить особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории в 5 классе образовательного учреждения (ОУ) невозможно без понимания их психологических особенностей. Учебник «Возрастная психология» под редакцией Обуховой Л.Ф. наиболее подходит для исследования, т.к. он ставит цель - сохранения научно-педагогической значимости. В книге представлен анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического развития, многообразный фактический материал, а также дано описание важнейших проблем, изучаемых в области возрастной психологии . Теме возрастных особенностей школьников, которая также рассмотрена в работе, посвящен ряд работ, в частности это книги Л.С. Выготского , В.С. Мухиной , Г.С. Абрамовой , А.В. Петровского и др. В книге «Педагогика » И.П. Подласый раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе....
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения особенно актуальной становится организация образовательного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе с учетом педагогической эффективности и экономической целесообразности.
В результате исследований были выделены ряд причин, почему новые требования ФГОС сложно осуществлять в малокомплектной школе: неравенство стартовых условий для детей дошкольного возраста; формирование универсальных учебных действий требует использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе; отсутствие в штате школы узких специалистов; нехватка кадров, учителям часто приходят совмещать учебные предметы; социальное положение семей школьников; недостаточная материальная база школы; удалённость от центра.
Но в тоже время малокомплектная школа имеет большие преимущества в построении образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Малая наполняемость классов дает учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика, использовать в повседневной практической деятельности. Адаптационный период пятиклассников проходит наиболее «безболезненно», т.к. они уже знают всех учителей, а учителя знакомы с каждым ребенком, знают их положительные и отрицательные стороны.
Системно-деятельностный подход - это такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, потому что только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Во второй главе была проанализирована Всероссийская проверочная работа (ВПР) за 2018-2019 учебный год по истории в 5 классе.
В сравнении с 2017-2018 учебным годом средний балл понизили на 1,6 б., качество и успеваемость стабильное.
В соответствии с решением школьного методического объединения (ШМО) формирование читательской грамотности через системно-деятельностный подход является основной методической темой школы.
ШМО были выделены предложения по устранению недостатков:
1. Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.
2. Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из разных источников.
Основная проблема педагогов по работе с текстом на уроках, по моему мнению:
- деятельность педагогов не характеризуется уверенной направленностью на формирование и совершенствование читательской грамотности учащихся, строгой системностью и разнообразием форм работы в данном направлении.
Читательскую грамотность, как и другие умения, можно развивать.
А так как на сегодняшний день существует достаточно много методов и приемов для формирования функциональной грамотности. Во второй главе я рассматривала наиболее эффективные технологии и приемы, а также анализировала их, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся 5-ого класса.
На уроках истории в 5 классе использовала следующие технологии и приемы: Прием «Составление плана текста», Прием «Работа с текстом», Прием «Лови ошибку», Технология «Синквейн», Прием «Кубик Блума», Прием «Восстанови текст», Прием «Продолжи предложение, Прием «Верные и неверные утверждения» или игра «Данетка», диагностическая работу по читательской грамотности....
1. Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» / под ред. А. Г. Асмолова / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
3. Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.
4. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 305 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс. 1996, 480 с.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.. - 384 с.
7. Глинкина Г.В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2018. 196 с.
8. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2019. - 112 с.
9. Дьюи Дж. Школа будущего. М.: Госиздат. 1922, 179 с.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1997, 608 с.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. — 460 с.
12. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.
13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., Просвещение, 1973. - 288 с.
14. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000 .»/Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. - 448 с.
15. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000 .»/Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. - 448 с....(23)