Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования 8
1.1. Психологические особенности студенческого возраста 8
1.2. Понятие идентичности в психологии 19
1.3. Самопредъявление студентов в социальных сетях 27
1.4. Обзор современных исследований по проблеме самопредъявления
студентов в социальных сетях 36
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Эмпирическое исследование личностной идентичностистудентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных
сетях 46
2.1. Процедура и методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 52
Выводы 69
Заключение 72
Список используемых источников 74
Приложения 81
Проблема самосознания, в том числе идентичности, в современном научном пространстве является высоко востребованной не только в исследованиях, посвященных ее теоретическому анализу, но и в ее эмпирической реализации. Личностная центрация научного контекста, расширение дисциплинарных границ и дисциплинарная интеграция ставят новые методологические цели и исследовательские задачи. Среди них достойное место занимает вопрос личностной репрезентации, основой которой, безусловно, является Я-концепция, персональная и социальная идентичность. Соответственно, исследовательский интерес коснулся и самопредъявления личности, ее форм и способов.
На современном этапе развития информационных технологий возникают новые каналы коммуникации между людьми. Одним из них является виртуальная среда «Интернет». Сегодня для молодежи интернет является и развлечением, и сферой общения, и источником информации, и площадкой для создания собственного контента.
Социальные сети являются уникальным образованием, предоставляющим своим пользователям не только возможность коммуникации, но и ресурсы для самовыражения и самоидентификации. В основном подобная деятельность реализуется в рамках функции самопредъявления.
Количество исследований, посвященных самопредъявлению личности в виртуальном пространстве, не велико, а их направленность сконцентрирована на описании поведения пользователей в различных ситуациях виртуального общения. В условиях развивающейся виртуальной среды, очевидной становится необходимость эффективного взаимодействия между людьми с использованием всех возможных средств коммуникации. Часто от того, каким образом человек представляет себя окружающим и какое впечатление на них производит, зависит его успех, как в деловых, так и в личных отношениях.
В этой связи нами было проведено исследование, тема которого звучит следующим образом: «Изучение личностной идентичности студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях».
Цель исследования: Изучение личностной идентичности студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с представителями студенческой молодежи.
Объект: личностная идентичность студентов.
Предмет: личностная идентичность студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях.
Гипотеза: В личностной идентичности студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях, существуют различия по степени согласованности структурной организации личностной идентичности, по компонентам личностной идентичности, показателям оценки, силы и активности.
Исходя из цели исследования и в соответствии с выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Уточнить теоретические представления о личностной идентичности и самопредъявлении;
3. Подобрать диагностический комплекс, для изучения личностной идентичности и стратегий самопредъявления испытуемых.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение личностной идентичности студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях;
5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.
...
В представленной магистерской диссертации проведен анализ проблемы изучения особенностей самопредъявления в социальных сетях студентов с разным уровнем личностной идентичности. Рассмотрены психологические особенности студенческого возраста, понятие идентичности в психологии, подробно описаны возможности самопредъявления в интернет- пространстве, и, в частности, в социальных сетях, а также представлен обзор современных исследований по проблеме самопредъявления студентов в социальных сетях.
В связи с тем, что количество исследований, посвященных самопредъявлению личности в виртуальном пространстве, не велико, а их направленность сконцентрирована на описании поведения пользователей в различных ситуациях виртуального общения, было проведено исследование, целью которого являлось изучение особенностей самопредъявления в социальных сетях студентов с разным уровнем личностной идентичности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с представителями студенческой молодежи.
В результате проведенного исследования, гипотеза о том, что в личностной идентичности студентов, выбирающих разные способы самопредъявления в социальных сетях, существуют различия по степени согласованности структурной организации личностной идентичности, по компонентам личностной идентичности, показателям оценки, силы и активности, подтвердилась частично.
Полученные диагностические данные являются результатом начального этапа исследования, в дальнейшем планируется не только расширение выборки за счет привлечения лиц разных возрастных и социальных категорий, но и проведение комплексной диагностики,
включающей изучение показателей личностной зрелости, социальной идентичности, а также характеристик мотивационной и коммуникативной сфер испытуемых.
1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки/ О.А. Абдулина // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С. 23-24.
2. Абитов И.Р. Особенности самопрезентации пользователей социальных сетей / И.Р. Абитов, И.И. Бабаева [электронный ресурс]иВБ: https ://kpfu.ru/staff_files/F39075535 9ZStatya_Abitova_i_Babaevoj.pdf
3. Аксак В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. - М.: Эксмо, 2007. - 256 с.
4. Алюханова М. В. Демонстративное поведение студентов в социальных сетях: причины и практики / М. В. Алюханова // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург
5. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. М. 1991.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М., 1980
7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракциониз -ма и когнитивной психологии /Н.В. Антонова // Вопр. пси- хол.- 1996.-№ 1.-С. 131-143.
8. Ахмадеева Е.В. Особенности самопредъявления студентов- первокурсников при разных формах обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samopredyavleniya-studentov-pervokursnikov-pri-raznyh-formah-obucheniya
9. Беквит Г. Сам себе бренд. Искусство самопрезентации / Гарри Беквит. - М.: Альпина Диджитал, 2016. - 563 c.
10. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности [электронный ресурс] URL:http://banderus2.narod.ru/70244.html
11. Буланова - Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
12. Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126. http://shurik911.ru/index/socialnye_seti/0-38
13. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004.- С. 63-67.
14. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо // М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.
...
61 источник