Психолого-педагогические условия формирования субъектности у студентов педагогического вуза
|
Введение 3
Глава 1 Анализ проблемы становления субъектности 10
1.1 Понятие субъектности как системообразующего личностного
качества 10
1.2 Становление профессиональной субъектности в студенчестве 18
1.3 Педагогическая технология, стимулирующая развитие субъектности
студентов 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза 33
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
исследованию субъектности студентов педагогического вуза 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 65
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
Глава 1 Анализ проблемы становления субъектности 10
1.1 Понятие субъектности как системообразующего личностного
качества 10
1.2 Становление профессиональной субъектности в студенчестве 18
1.3 Педагогическая технология, стимулирующая развитие субъектности
студентов 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза 33
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
исследованию субъектности студентов педагогического вуза 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 65
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день обществом осознается необходимость и значимость психологической подготовки будущего специалиста. За время учебы в вузе важно вырасти не только в академическом плане, но и личностно. Профессионал, способный противостоять ситуации неопределенности, умеющий решать проблемные задачи профессиональной направленности, оказывается востребован современным работодателем.
Именно поэтому предметом нашего пристального и всестороннего исследования является ситуация развития субъектности в студенчестве. Субъектность, как личностное свойство человека, способного преобразовывать окружающий мир и самого себя. Поскольку становление профессиональной субъектности проходит в стенах высшего учебного заведения, то актуальными оказываются вопросы, обращенные прежде всего к возрасту студенчества и к образовательной ситуации в высшей школе. Как именно субъектность, как личностная черта студента, способна сформироваться в образовательном пространстве вуза? Каковы условия формирования профессиональной субъектности?
Ориентация исключительно на профессиональную подготовку, ограничивающую личностный рост обучающихся, бесперспективна. Мир меняется, и прогнозировать профессиональную структуру общества бывает очень сложно, и даже невозможно [39]. Современная скорость изменений требует подготовки человека именно в студенчестве к постоянной готовности решать все поступающие проблемные задачи. Одним из результатов образования в этих условиях является развитие субъектности, как способности студента чувствовать образ меняющегося мира. Современных молодых людей должна отличать готовность к встрече с неожиданностями. В современной дидактике на первый план выдвигается необходимость проектирования и реализации студентами собственного образовательного маршрута. Поэтому одной из основополагающих задач образования является создание условий для личностного роста, для формирования субъектности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Многие теоретические направления отечественной психологии и педагогики определяют субъектность одним из предметов своего исследования: изучение компонентов субъектного опыта (А.К. Осницкий), определение принципов организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина), изучение закономерностей развития субъектного начала человека в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.В. Захарова, Г.А. Цукерман), анализ феноменов субъектности (В.А. Петровский), выявление специфики субъектности педагога (Е.Н. Волкова, И.А. Серегина), определение места мотивации в структуре субъектности (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, A. Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Трещёв, Т.И. Лях и др.), рассмотрение проблемы свободы и необходимости субъекта (С.Л. Рубинштейн, B. А. Петровский).
Изучение учебного процесса в педагогическом вузе, а также процесса организации воспитательной деятельности среди студентов позволило выявить противоречие между современными требованиями общества к современному выпускнику вуза и недостаточным уровнем реализации психолого-педагогических условий формирования соответствующего требованиям выпускника.
Названное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в выявлении психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования субъектности у студентов педагогического вуза».
Объект исследования: субъектность студентов педагогического вуза.
Предмет: эффективность психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Цель исследования: выявление и оценка психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования заключается в том, что при создании психолого-педагогических условий развития субъектности, а именно: организации воспитательной и социальной работы на факультете в сочетании с организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами, отмечается положительная динамика в развитии интегративного личностного свойства субъектность уже ко второму году обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы становления субъектности;
2) исследовать уровень сформированности субъектности эмпирической выборки;
3) проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные характеристики субъектности студентов педагогического вуза;
4) сформулировать психолого-педагогические условия формирования субъектности студентов;
5) исследовать динамику развития субъектности в первый год обучения в вузе;
6) сформулировать выводы исследования.
Методологическая основа исследования:
- целостный (системный) подход (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн,
A. 4. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), предполагающий изучение субъектности в специфических личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других механизмах.
- субъектно-личностный подход (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский,
С.Л. Рубинштейн), в контексте которого саморегуляция субъекта, обусловливает возможность быть субъектом своей деятельности и жизни.
Теоретическая основа исследования:
- представления А.Г. Асмолова и А.Н. Леонтьева о личности как системном, сверхчувственном качестве индивида;
- теория со-бытийной общности В.И. Слободчикова.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме);
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент);
- методы математической обработки данных.
При проведении эксперимента была использованы эмпирические методики:
- опросник изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной (в модификации А.А. Каленова);
- методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда (УСК);
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу. Оценка различий между двумя независимыми группами производилась с помощью критерия Пирсона хи-квадрат.
Основные этапы исследования.
Первый этап - подготовительный с сентября 2018 г. по август 2019 г., который включал в себя теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по изучению феномена субъектности, изучение психолого-педагогических условий формирования субъектности в образовательном учреждении, выдвижение гипотезы, формирование замысла опытно-экспериментальной работы.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента (сентябрь - октябрь 2019 г.), определение методик исследования, определение критериев и показателей исследуемого процесса, сбор диагностической информации и анализ полученных результатов.
Третий этап включал в себя проведение формирующего эксперимента (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.), разработку и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на формирование субъектности, сбор диагностической информации до и после формирующего воздействия.
На четвертом аналитическом этапе (май 2020 - ноябрь 2020 г.) проводилась математико-статистическая обработка полученного массива данных, обобщение и интерпретация полученных результатов, выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с сентября 2019 года по апрель 2020 года в ФГБОУ ВО ПГУ Педагогический институт им. В.Г.Белинского. В исследовании приняли участие 61 человек - студенты первого курса Историко-филологического факультета Педагогического института им. В.Г.Белинского (группы 19ИПА1, 19ИПС1, 19ИПО1) и 56 человек - студенты 4 курса того же факультета (группы 16ИПА1, 16ИПС1, 16ИПО1). Общее количество испытуемых - 117 человек.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логике исследования, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Научная новизна исследования заключается в:
1) расширении спектра имеющихся представлений о субъектности, как о характеристике современного студента;
2) постановке проблемы становления профессионально-педагогической субъектности в силу специально сформированных психолого-педагогических условий в высшей школе.
Теоретическая значимость исследования.
1. Результаты исследования позволяют расширить представления о специфике феномена субъектности в контексте современной системы образования.
2. Учет выявленных психолого-педагогических условий
формирования субъектности в педагогическом вузе позволит повысить эффективность решения образовательных задач, стоящих перед участниками педагогического процесса в высшей школе.
Практическая значимость исследования.
1. Проанализирована система психолого-педагогического сопровождения по формированию профессионально-педагогической субъектности у студентов педагогического вуза.
2. Полученные данные могут быть использованы в практике организации воспитательной работы, организации практик современных студентов.
3. Проведенное исследование можно считать срезовым,
диагностирующим эффективность созданных условий в конкретном вузе, значимых для формирования профессионально-педагогической субъектности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная в вузе система воспитательной и социальной работы представляет собой эффективные условия для становления профессионально-педагогической субъектности.
2. Дополнение психолого-педагогического сопровождения
организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами позволяет добиться раннего формирования компонентов субъектности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на XXX научно-практической конференции студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы науки в образовании» в секции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Пенза, ПГУ, 2019).
Материалы исследования опубликованы:
1. Глухова К.В. Субъектность студентов педагогического вуза. [Текст] / К.В. Глухова, М.Е. Питанова // Педагогическое образование и наука (МАНПО). - 2020. - № 5. - С.
2. Глухова К.В. Формирование субъектности студентов педагогического вуза [Текст] / К.В. Глухова, М.Е. Питанова // Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность» (Пенза, 9 февраля 2021 года). - Пенза, ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, МНИЦ, 2021. - (в печати)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами (14) и рисунками (22), содержит 3 приложения. Основной объём работы составляет 103 страницы.
Именно поэтому предметом нашего пристального и всестороннего исследования является ситуация развития субъектности в студенчестве. Субъектность, как личностное свойство человека, способного преобразовывать окружающий мир и самого себя. Поскольку становление профессиональной субъектности проходит в стенах высшего учебного заведения, то актуальными оказываются вопросы, обращенные прежде всего к возрасту студенчества и к образовательной ситуации в высшей школе. Как именно субъектность, как личностная черта студента, способна сформироваться в образовательном пространстве вуза? Каковы условия формирования профессиональной субъектности?
Ориентация исключительно на профессиональную подготовку, ограничивающую личностный рост обучающихся, бесперспективна. Мир меняется, и прогнозировать профессиональную структуру общества бывает очень сложно, и даже невозможно [39]. Современная скорость изменений требует подготовки человека именно в студенчестве к постоянной готовности решать все поступающие проблемные задачи. Одним из результатов образования в этих условиях является развитие субъектности, как способности студента чувствовать образ меняющегося мира. Современных молодых людей должна отличать готовность к встрече с неожиданностями. В современной дидактике на первый план выдвигается необходимость проектирования и реализации студентами собственного образовательного маршрута. Поэтому одной из основополагающих задач образования является создание условий для личностного роста, для формирования субъектности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Многие теоретические направления отечественной психологии и педагогики определяют субъектность одним из предметов своего исследования: изучение компонентов субъектного опыта (А.К. Осницкий), определение принципов организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина), изучение закономерностей развития субъектного начала человека в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.В. Захарова, Г.А. Цукерман), анализ феноменов субъектности (В.А. Петровский), выявление специфики субъектности педагога (Е.Н. Волкова, И.А. Серегина), определение места мотивации в структуре субъектности (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, A. Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Трещёв, Т.И. Лях и др.), рассмотрение проблемы свободы и необходимости субъекта (С.Л. Рубинштейн, B. А. Петровский).
Изучение учебного процесса в педагогическом вузе, а также процесса организации воспитательной деятельности среди студентов позволило выявить противоречие между современными требованиями общества к современному выпускнику вуза и недостаточным уровнем реализации психолого-педагогических условий формирования соответствующего требованиям выпускника.
Названное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в выявлении психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования субъектности у студентов педагогического вуза».
Объект исследования: субъектность студентов педагогического вуза.
Предмет: эффективность психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Цель исследования: выявление и оценка психолого-педагогических условий формирования субъектности у студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования заключается в том, что при создании психолого-педагогических условий развития субъектности, а именно: организации воспитательной и социальной работы на факультете в сочетании с организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами, отмечается положительная динамика в развитии интегративного личностного свойства субъектность уже ко второму году обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы становления субъектности;
2) исследовать уровень сформированности субъектности эмпирической выборки;
3) проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные характеристики субъектности студентов педагогического вуза;
4) сформулировать психолого-педагогические условия формирования субъектности студентов;
5) исследовать динамику развития субъектности в первый год обучения в вузе;
6) сформулировать выводы исследования.
Методологическая основа исследования:
- целостный (системный) подход (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн,
A. 4. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), предполагающий изучение субъектности в специфических личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других механизмах.
- субъектно-личностный подход (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский,
С.Л. Рубинштейн), в контексте которого саморегуляция субъекта, обусловливает возможность быть субъектом своей деятельности и жизни.
Теоретическая основа исследования:
- представления А.Г. Асмолова и А.Н. Леонтьева о личности как системном, сверхчувственном качестве индивида;
- теория со-бытийной общности В.И. Слободчикова.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме);
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент);
- методы математической обработки данных.
При проведении эксперимента была использованы эмпирические методики:
- опросник изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной (в модификации А.А. Каленова);
- методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда (УСК);
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу. Оценка различий между двумя независимыми группами производилась с помощью критерия Пирсона хи-квадрат.
Основные этапы исследования.
Первый этап - подготовительный с сентября 2018 г. по август 2019 г., который включал в себя теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по изучению феномена субъектности, изучение психолого-педагогических условий формирования субъектности в образовательном учреждении, выдвижение гипотезы, формирование замысла опытно-экспериментальной работы.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента (сентябрь - октябрь 2019 г.), определение методик исследования, определение критериев и показателей исследуемого процесса, сбор диагностической информации и анализ полученных результатов.
Третий этап включал в себя проведение формирующего эксперимента (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.), разработку и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на формирование субъектности, сбор диагностической информации до и после формирующего воздействия.
На четвертом аналитическом этапе (май 2020 - ноябрь 2020 г.) проводилась математико-статистическая обработка полученного массива данных, обобщение и интерпретация полученных результатов, выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с сентября 2019 года по апрель 2020 года в ФГБОУ ВО ПГУ Педагогический институт им. В.Г.Белинского. В исследовании приняли участие 61 человек - студенты первого курса Историко-филологического факультета Педагогического института им. В.Г.Белинского (группы 19ИПА1, 19ИПС1, 19ИПО1) и 56 человек - студенты 4 курса того же факультета (группы 16ИПА1, 16ИПС1, 16ИПО1). Общее количество испытуемых - 117 человек.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логике исследования, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Научная новизна исследования заключается в:
1) расширении спектра имеющихся представлений о субъектности, как о характеристике современного студента;
2) постановке проблемы становления профессионально-педагогической субъектности в силу специально сформированных психолого-педагогических условий в высшей школе.
Теоретическая значимость исследования.
1. Результаты исследования позволяют расширить представления о специфике феномена субъектности в контексте современной системы образования.
2. Учет выявленных психолого-педагогических условий
формирования субъектности в педагогическом вузе позволит повысить эффективность решения образовательных задач, стоящих перед участниками педагогического процесса в высшей школе.
Практическая значимость исследования.
1. Проанализирована система психолого-педагогического сопровождения по формированию профессионально-педагогической субъектности у студентов педагогического вуза.
2. Полученные данные могут быть использованы в практике организации воспитательной работы, организации практик современных студентов.
3. Проведенное исследование можно считать срезовым,
диагностирующим эффективность созданных условий в конкретном вузе, значимых для формирования профессионально-педагогической субъектности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная в вузе система воспитательной и социальной работы представляет собой эффективные условия для становления профессионально-педагогической субъектности.
2. Дополнение психолого-педагогического сопровождения
организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами позволяет добиться раннего формирования компонентов субъектности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на XXX научно-практической конференции студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы науки в образовании» в секции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Пенза, ПГУ, 2019).
Материалы исследования опубликованы:
1. Глухова К.В. Субъектность студентов педагогического вуза. [Текст] / К.В. Глухова, М.Е. Питанова // Педагогическое образование и наука (МАНПО). - 2020. - № 5. - С.
2. Глухова К.В. Формирование субъектности студентов педагогического вуза [Текст] / К.В. Глухова, М.Е. Питанова // Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность» (Пенза, 9 февраля 2021 года). - Пенза, ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, МНИЦ, 2021. - (в печати)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами (14) и рисунками (22), содержит 3 приложения. Основной объём работы составляет 103 страницы.
Современное университетское образование поставлено перед задачей формирования такого образовательного пространства, в котором созданы условия для подготовки выпускника к жизни в непрерывно меняющейся действительности. Причем, в профессиональном плане - не просто варианта выживания, а подготовки к эффективной стратегии поведения в предлагаемых условиях. Такой подход к сущности образовательного процесса в высшей школе ориентирует не на накопление академических знаний, а, прежде всего, на личностный рост, на формирование тех уникальных личностных характеристик, позволяющих субъекту профессиональной деятельности реализовывать свои замыслы, продвигаясь по карьерной лестнице.
Вопрос проектирования условий для формирования профессиональной субъектности личности имеет выраженные прикладные аспекты. В настоящей действительности за годы обучения в вузе не представляется возможным освоить все продукты, имеющиеся в арсенале мировой науки и культуры. Однако в той его части, что осваивается в образовательном процессе важно успеть создать необходимые условия и предпосылки для студенческого целеполагания, моделирования и прогнозирования собственных перспектив.
Неотъемлемой характеристикой образовательного процесса в вузе, на которой базируются условия формирования субъектных характеристик студента, является наличие проблемных ситуаций, содержащих противоречие. Чаще всего противоречие являет собой диссонанс, несовпадение сформировавшихся актуальных взглядов, убеждений студента и внешнего опыта, представленного в современной науке, меняющейся действительности.
Движущей силой поступательного процесса развития субъектности является освоение способа конструктивного разрешения противоречий. Не последнее место в этом способе занимает набор личностных характеристик самого субъекта деятельности. Без активности студента не удается выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс, создающий условия для развития профессиональной субъектности студента.
В результате проведенного теоретического анализа авторских подходов к пониманию сущности субъектности, мы остановились на следующих значимых, с нашей точки зрения, положениях:
- субъектные характеристики личности возможны для формирования лишь на определенных стадиях возрастного развития. С возрастом у человека наблюдается преодоление зависимости от внешних условий ввиду утраты объектности и формирования субъектности;
- субъектность связана с проявлением таких характеристик стратегии поведения, как активность, целостность, самостоятельность;
- субъектность предполагает преобразовательную деятельность. Изменения, произведенные субъектом, касаются внешнего мира и самого субъекта;
- субъектность - специфически человеческое свойство, детерминирующее свободу личности;
- субъектность способна продуцировать смысл, рассматривать этот смысл как ценность и как цель предстоящей деятельности;
- субъектность подчеркивает единство с миром, и выделяет возможности человека противостоять этому миру;
- субъектность замечается и диагностируется, прежде всего, в отношении к людям [39].
Поскольку субъектность представляет собой то системообразуещее качество, которое становится очевидным в сознательном отношении к миру и самому себе, можно утверждать что, развивая это качество в образовательном пространстве вуза, мы создаем условия формирования профессионала. Учитывая специфику направления подготовки современного студента можно конкретизировать и модифицировать условия формирования профессиональной субъектности. Становление профессионально-педагогической субъектности связано с моделированием педагогических ситуаций в учебных курсах преподаваемых дисциплин, наполнением учебных планов практиками, в которых появляется реальная возможность освоить уровни умения и владения в составе формируемых в учебном процессе профессиональных компетенций. Осознанный уровень компетентного в своей профессиональной деятельности выпускника обеспечит готовность действовать самостоятельно в условиях проблемной, неопределенной и противоречивой действительности.
Современная ситуация актуализирует проблему развития особого личностного качества студента университета - субъектной позиции. Современный студент должен осознанно принимать внешние требования, выступать не исполнителем, а автором своих действий [35].
Проведенное исследование по оценке эффективности психолого-педагогических условий формирования субъектности в образовательном пространстве педагогического вуза позволяет сделать вывод о том, что организация воспитательной и социальной работы на историко-филологическом факультете Педагогического института им. В.Г.Белинского в сочетании с организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами, эффективны в плане развития интегративного личностного свойства субъектность уже ко второму году обучения. Положительный сдвиг в характеристиках интегрированного личностного свойства профессионально-педагогическая субъектность отмечается по параметрам активность, способность к рефлексии, свобода выбора, понимание и принятие другого. В исследовании отмечается, что по параметру осознание собственной уникальности зафиксирован изначально высокий уровень сформированности этого качества личности у абитуриентов, в виду чего динамика в развитии за первый год отсутствует. Статичным оказался и параметр саморазвитие, что связано либо с первоначально высокими показателями сформированности этой характеристики у большого числа поступивших, либо с недостаточностью временного интервала в один год для реализации личностного качества, связанного с саморазвитием.
Вопрос проектирования условий для формирования профессиональной субъектности личности имеет выраженные прикладные аспекты. В настоящей действительности за годы обучения в вузе не представляется возможным освоить все продукты, имеющиеся в арсенале мировой науки и культуры. Однако в той его части, что осваивается в образовательном процессе важно успеть создать необходимые условия и предпосылки для студенческого целеполагания, моделирования и прогнозирования собственных перспектив.
Неотъемлемой характеристикой образовательного процесса в вузе, на которой базируются условия формирования субъектных характеристик студента, является наличие проблемных ситуаций, содержащих противоречие. Чаще всего противоречие являет собой диссонанс, несовпадение сформировавшихся актуальных взглядов, убеждений студента и внешнего опыта, представленного в современной науке, меняющейся действительности.
Движущей силой поступательного процесса развития субъектности является освоение способа конструктивного разрешения противоречий. Не последнее место в этом способе занимает набор личностных характеристик самого субъекта деятельности. Без активности студента не удается выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс, создающий условия для развития профессиональной субъектности студента.
В результате проведенного теоретического анализа авторских подходов к пониманию сущности субъектности, мы остановились на следующих значимых, с нашей точки зрения, положениях:
- субъектные характеристики личности возможны для формирования лишь на определенных стадиях возрастного развития. С возрастом у человека наблюдается преодоление зависимости от внешних условий ввиду утраты объектности и формирования субъектности;
- субъектность связана с проявлением таких характеристик стратегии поведения, как активность, целостность, самостоятельность;
- субъектность предполагает преобразовательную деятельность. Изменения, произведенные субъектом, касаются внешнего мира и самого субъекта;
- субъектность - специфически человеческое свойство, детерминирующее свободу личности;
- субъектность способна продуцировать смысл, рассматривать этот смысл как ценность и как цель предстоящей деятельности;
- субъектность подчеркивает единство с миром, и выделяет возможности человека противостоять этому миру;
- субъектность замечается и диагностируется, прежде всего, в отношении к людям [39].
Поскольку субъектность представляет собой то системообразуещее качество, которое становится очевидным в сознательном отношении к миру и самому себе, можно утверждать что, развивая это качество в образовательном пространстве вуза, мы создаем условия формирования профессионала. Учитывая специфику направления подготовки современного студента можно конкретизировать и модифицировать условия формирования профессиональной субъектности. Становление профессионально-педагогической субъектности связано с моделированием педагогических ситуаций в учебных курсах преподаваемых дисциплин, наполнением учебных планов практиками, в которых появляется реальная возможность освоить уровни умения и владения в составе формируемых в учебном процессе профессиональных компетенций. Осознанный уровень компетентного в своей профессиональной деятельности выпускника обеспечит готовность действовать самостоятельно в условиях проблемной, неопределенной и противоречивой действительности.
Современная ситуация актуализирует проблему развития особого личностного качества студента университета - субъектной позиции. Современный студент должен осознанно принимать внешние требования, выступать не исполнителем, а автором своих действий [35].
Проведенное исследование по оценке эффективности психолого-педагогических условий формирования субъектности в образовательном пространстве педагогического вуза позволяет сделать вывод о том, что организация воспитательной и социальной работы на историко-филологическом факультете Педагогического института им. В.Г.Белинского в сочетании с организацией группового самоуправления в студенческих группах кураторами, эффективны в плане развития интегративного личностного свойства субъектность уже ко второму году обучения. Положительный сдвиг в характеристиках интегрированного личностного свойства профессионально-педагогическая субъектность отмечается по параметрам активность, способность к рефлексии, свобода выбора, понимание и принятие другого. В исследовании отмечается, что по параметру осознание собственной уникальности зафиксирован изначально высокий уровень сформированности этого качества личности у абитуриентов, в виду чего динамика в развитии за первый год отсутствует. Статичным оказался и параметр саморазвитие, что связано либо с первоначально высокими показателями сформированности этой характеристики у большого числа поступивших, либо с недостаточностью временного интервала в один год для реализации личностного качества, связанного с саморазвитием.
Подобные работы
- ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Формирование творческого саморазвития студентов средне-
специального учебного заведения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование общекультурных компетенций у студентов профессиональной образовательной организаций в процессе изучения дисциплины профессионального никла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016



