Введение 3
Глава 1. Мультимедиа как средство обучения иностранному языку
1.1 Средства обучения иностранному языку в средней общеобразовательной
школе 6
1.2 Сущность и функции мультимедиа 15
Глава 2. Применение мультимедийных программ при обучении английскому языку в средней образовательной школе
2.1 Дидактические возможности мультимедийных средств обучения 24
2.2 Сравнительный анализ мультимедийных обучающих программ для
обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 32
Заключение 46
Список литературы 48
Пару десятилетий назад обучение иностранным языкам претерпевало ряд проблем, связанных с представлением изучаемого материала. Оно было неполным и страдало от недостаточной практики учеников в речевой деятельности, нелогичной подачи материала на уроках, а также нехватки наглядного образа для визуализации предметов, связанных с темой, что заставляло учителей обращаться за помощью к коллегам и к новым идеям. Решить данную проблему помогли современные информационные технологии, которые сейчас более востребованы, чем когда-либо.
Стремительное продвижение и развитие информационных технологий помогло учителям и обучающимся приобрести быстрый доступ к любому материалу, доставку, его запоминанию и хранению тех знаний, умений и навыков, которые ученик приобрел, давая возможность систематизировать их в одно целое. Кроме того, они быстро и верно доставляют информацию, а также делают ее привлекательнее и красочнее благодаря средствам мультимедиа, которые делают процесс обучения приятным и запоминающимся, тем самым повышая качество преподавания в целом.
Современный уровень развития информационных образовательных технологий позволяет разрабатывать различные программные продукты в области изучения иностранному языку. В силу актуализации и повышения роли знания иностранного языка, содержание ресурсов для подачи материала и отработки различных навыков требует внимания со стороны различных специалистов не только в области информационных технологий, но и в методике и психологии иностранного языка. В Интернете их представлено огромное количество, таких как иностранные сайты, видеофильмы, чаты с иностранцами для общения, словари, грамматические и лексические упражнения, обучение чтению и т.д. И на сегодняшний день существует необходимость в нахождении оптимального программного обеспечения, которое будет включать в себя все необходимые компоненты для эффективного процесса обучения.
На данный момент, многие методисты совершают попытки отобрать оптимальные средства информационных технологий, которые будут включать в себя все необходимое для эффективного процесса обучения. Проанализировав труды известных российских методистов, таких как А.Н. Некрасовой, С.К. Новосельцева, Н.А. Горловой, А.В. Хуторского, А.В. Дворецкой, Д.А. Махотина, Е.А. Докторовой, можем увидеть, что все принципы содержания обучения, формы работы и виды деятельности будут эффективно реализовываться новыми технологиями, а именно мультимедийными обучающими программами.
Именно мультимедийные обучающие программы являются оптимальным средством обучения, так как они включают в себя изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике, пополнение словарного запаса учащихся, формирование навыков чтения. Более того, они помогают учителю заинтересовать учеников с помощью визуализации предметов, что повышает их мотивацию к обучению.
Цель данного исследования: изучить возможности применения мультимедийных обучающих программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить определенные задачи:
- рассмотреть различные виды средств обучения;
- изучить сущность и функции мультимедиа;
- выявить дидактические возможности использования
мультимедийных средств обучения;
- провести сравнительный анализ мультимедийных обучающих программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Объект данного исследования: мультимедиа как средство обучения.
Предмет исследования: мультимедийные обучающие программы как средство обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования: анализ и синтез научной педагогической, психологической и методической литературы, сопоставительный анализ мультимедийных обучающих программ.
Практическая значимость исследования: представленный анализ мультимедийных обучающих программ может быть полезен учителям при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе с использованием мультимедиа технологий.
Цели и задачи исследования определили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, указывается практическая значимость работы.
В первой главе даны сведения о средствах обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрыта сущность и функции мультимедиа, рассмотрены ее компоненты и приведены примеры использования мультимедиа по каждому компоненту.
Во второй главе дается характеристика мультимедийных средств обучения, их классификации, дидактические возможности и преимущества их использования на уроке, рассмотрены понятие и классификации мультимедийных обучающих программ и приведен сравнительный анализ программ Tell me more, Rosetta Stone, EF English town, Transparent English по критериям, данных Е. Дилорентис.
В заключении дается обобщение результатов исследования, констатируется их адекватность поставленным целям и задачам, приводятся полученные выводы.
В системе образования важное место отведено средствам обучения, с помощью которых мы достигаем повышения эффективности обучения на уроках иностранного языка. Они делятся на множество классификаций по различным признакам, таким как по роли в учебном процессе, по каналу поступления информации или по использованию техники в обучении. Все приведенные признаки мы можем реализовать, используя технические средства, а в особенности мультимедиа.
Она является одним из значительных средств обучения, так как она преподносит информацию настолько живо, что ученики могут почувствовать себя в стране изучаемого языка. Такие мультимедиа технологии, как сказки, виртуальные экскурсии, фильмы с субтитрами, анимации способствуют данному результату.
Главными возможностями использования мультимедийных обучающих программ являются то, что они применяют несколько каналов восприятия в ходе обучения, делая урок всесторонним, визуализируют теоретический материал для повышения интереса к обучению, а также развивают когнитивные процессы ученика, помогая ему систематизировать все свои знания в целесообразную систему.
В настоящее время приведено множество мультимедийных средств обучения, и нам необходимо найти универсальное средство, которое может охватывать все аспекты деятельности учеников, чтобы максимально достичь реальной среды изучаемого языка для эффективного его усвоения. Таким средством обучения является мультимедийная обучающая программа.
Под мультимедийной обучающей программой понимается соединение различных типов цифровой информации, такой как текст, изображения, звук и видео, интегрированной в интерактивное приложение, и отвечающей дидактическим, методическим и психологическим требованиям к организации учебного процесса в школе.
И, благодаря проведенному исследованию, мы доказали, что мультимедийная обучающая программа обладает всеми необходимыми компонентами для успешного обучения английскому языку.
В ней обучающиеся могут отрабатывать лексику, грамматику, выполняя разнообразные упражнения, учиться говорить правильно и четко, повторяя слова за диктором и видя свои ошибки в интонации, научиться писать и читать, смотря образцы в приложении. К тому же, все слова, которые проходит ученик автоматически вносятся в словарь, и, если он забыл его при прохождении определенного задания, он может посмотреть его значение в нем. Кроме того, учитель может выбрать разный уровень сложности, исходя из индивидуальных особенностей каждого из учеников, чтобы никто не скучал и бездействовал. Мультимедийное обеспечение обладает удобным интерфейсом, хорошей мобильностью и инструкциями, поэтому для обучающихся не составит никакой сложности в работе с ним. И, самое главное, она совмещает все компоненты мультимедиа, которая развлекает учеников и преподносит изучаемый материал в разных формах, тем самым мотивируя обучающихся.
Проведя данное исследование, мы достигли цели исследования: мы изучили возможности применения мультимедийных обучающих программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Данные программы близки к языковой реальности, в которой содержатся визуальные и звуковые средства, помогающие ученикам правильно произносить фразы и слова, понимать лексический состав рассказа по контексту, распознать определенные клише в разных повседневных ситуациях. Они расширяют знания обучающихся о культуре стран изучаемого языка, где учащиеся не только улучшают навыки аудирования, но и изучают культуру стран изучаемого языка. Это дает им возможность обмениваться информацией и активно участвовать в дискуссиях на занятиях, которые быстрее и эффективнее развивают навыки английского языка.
1. Андерсен Б.Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании. М.: Изд-во «Дрофа», 2007. 224 с.
2. Балабас Н.Н. Виртуальная экскурсия как инновационный метод обучения иностранным языкам // МГОУ 2017 Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №5. С. 162-164
3. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в образовательных учреждениях. М.: Изд-во
«Просвещение», 1998. 232 с.
4. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Иностранные языки в школе. 2001. №5. С.43-53.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
6. Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 334 с.
7. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 201-212
8. Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. Дидактика начальной школы. М.: Изд-во: «Юрайт», 2016. 254 с.
9. Дмитриев Д.В. Формирование иноязычной профессиональной компетентности будущих учителей английского языка средствами мультимедиа // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации. 2015. № 1. С. 294-296.
10. Докторова Е. А. Мультимедиа технологии. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2009. 39 с.
11. Жилин П. А. Преподавание теоретической механики в технических университетах и вузах. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. 60 с.
12. Исаев В.Н., Фролов Ю.Н. Аудиовизуальные технологии обучения. Бийск: Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. 182 с.
13. Клемешова Н. В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Калининград: Изд-во КГУ, 1999. 23 с.
14. Комаров А.С. Творческий подход к планированию урока английского языка // Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 45-51.
15. Кравченя Э.М. Технические средства обучения и методика их применения. Минск: Изд-во БНТУ, 2011. 54 с.
16. Кубрак А.А., Баранова О.И. Методы и средства обучения английскому языку в начальной школе. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. 33 с.
17. Махотин Д.А., Лесин С.М. Технические и мультимедийные средства обучения в образовательном процессе // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2015. № 12. С. 6-9.
18. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 98-102.
19. Хуторской А.В. Современная дидактика: 2-е издание. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
20. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий // Компьютер-Пресс. 1991. № 7. С.24-36.
21. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
22. Попов Е.Б. Основы педагогики: 2-ое издание. Оренбург: Изд-во Оренбургский институт МГЮА, 2017. 132 с.
23. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Изд-во ИИО РАО, 2010. 140 с.
24. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании. 2010, С. 100-108.
25. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в обучении // Сборник научных трудов. 2002. С. 40-43.
26. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения: учебное пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. 52 с.
27. Шилова В.С. Основные средства социально-экологического образования студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3. С. 260-263.
28. Canning-Wilson, C., &Wallace, J. Practical aspects of using video in the foreign language classroom // The Internet TESL Journal. 2000. № 6. P. 31-36.
29. DeLaurentis, E.C. How to recognise excellent educational software. N.Y.: Lifelong Software Inc., 2006. 57 p.
30. Dosseville, F., Laborde, S., & Scelles, N. Music during lectures: Will students learn better? // Learning and Individual Differences, 2012. № 22. Р. 258-262.
31. Li Z.N., Drew M. S. Fundamentals of multimedia. NJ: Pearson Prentice Hall Upper Saddle River, 2004. 584 р.
32. Lepin M. Fairytales in teaching English language skills and values in school stage II. Tartu: Faculty of Social Sciences, 2009. 93 р.
33. Mei-ling, T.. A study on the teaching English listening and speaking through films // Journal of Huaihua University. 2007. № 11. Р. 151-152.
34. Pun, M. The use of multimedia technology in English language teaching: a global perspective // Crossing the Border: International Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. № 1. P. 32-37.
35. Sadenova F. Using innovative technologies in project method of teaching foreign language // The Turkish Online Journal of Distance Education. 2017. № 3. Р. 56-62.
36. Thiessen, E.D., & Saffran, J.R. How the melody facilitates the message and vice versa in infant learning and memory // The Neurosciences and Music III— Disorders and Plasticity. 2009. № 1169, P. 225-233.
37. Vaughan, T. Multimedia: Making It Works. 8th Edition. New York: McGraw Hill, 2011. 481 р.
38. Yesbulatova R. M. Using innovative technologies in project method of teaching foreign language // Revista Espacios. 2017. № 25. P. 4-9.
Электронные ресурсы
39. PeopleReviews [Электронный ресурс]. URL:www.PeopleReviews.net(дата обращения: 09.04.2018).
40. Webster М. Электронный словарь английского языка [Электронный
ресурс] // Персональный сайт Merriam-Webster, Incorporated. URL: https: //www. merriam-webster. com/dictionary/multimedia (дата обращения
02.05.2018)