Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ

Работа №158825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Оптико-пространственные представления и их развитие 6
в онтогенезе 6
1.2. Нарушения оптико-пространственных представлений у детей с общим
недоразвитием речи 10
1.3. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПТИКО¬
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 18
2.2. Методика экспериментального изучения 19
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
3.1. Цель, задачи, организация экспериментального обучения 29
3.2. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с
общим недоразвитием речи 30
3.3. Фрагменты конспектов логопедических занятий по профилактике
дисграфии с использованием контурных рисунков 33
3.4. Контрольный эксперимент 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Для современных школ появление школьной дезадаптации детей на ранних этапах обучения является очень актуальной проблемой. Одной из ее причин является нарушение письменной речи, что приводит к плохой успеваемости по многим учебным дисциплинам, что является причиной проведения профилактической работы на уровне дошкольного образования [2].
Оптико-пространственные представления рассматриваются как одно из важных условий социальной жизни человека, как форма отражения окружающего мира, как фактор успешного познания и интенсивного преобразования действительности. Свободное оперирование оптико-пространственными образами считается основным навыком, который сочетает в себе различные виды деятельности.
Нарушения письма мешают освоению школьного материала и не могут быть скомпенсированы ребенком самостоятельно без специальной помощи. Логопед обязан обладать достаточным объемом знаний и быть знаком с проблемами, которые появляются у ребенка, овладевающего письмом [32]. Необходимо иметь четкое представление о причинах и механизмах нарушений письма. Только комплексный подход к анализу структуры имеющегося у ребенка дефекта с учетом генетических и экзогенных факторов позволяет правильно выбрать наиболее подходящие и эффективные меры по предупреждению нарушений письменной речи [33].
Изучение проблемы дисграфии и дислексии проводится уже давно, активно изучается современной дефектологической наукой.
Многие известные дефектологи уделили особое внимание поиску новых подходов и путей решения проблемы (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и др.). Анализ специальной литературы по проблеме позволяет сделать вывод, что авторы в основном связывают дисграфию с нарушениями устной речи (фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи). Недавние исследования показывают тесную связь трудностей формирования письма у детей не только с недоразвитием письменной речи, но и с несформированностью невербальных форм психических процессов: оптико - пространственных представлений, слухо -моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики и т.д. [40].
Отклонения в развитии речи и иных психических процессов, присущих детям с дисграфией, определяют трудности в обучении грамоте. Эти трудности во многом определяются особенностями формирования оптико¬пространственной ориентации [13]. Многие исследования в области общей и специальной психологии выявили трудности в овладении грамотой, связанные с нарушением невербальных психических процессов, в частности оптико-пространственного восприятия (Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова).
Анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы, а также педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточным вниманием к данной проблеме на уровне дошкольного образования [30].
Цель работы - профилактика дисграфии у детей с оптико - пространственными нарушениями с использованием контурных рисунков.
Объект данной работы - состояние оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема нарушений письма и чтения является одной из наиболее важных и актуальных для образования, так как письмо из образовательной цели превращается в средство, позволяющее учащимся в дальнейшем получать знания [19].
Анализ литературы, которую мы изучили по проблеме, позволил сделать вывод, что авторы связывают дисграфию с нарушениями устной речи. (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Л.Г.
Парамонова, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, М.Е.
Хватцев, и др.). Исследования последних лет указывают на тесную связь между трудностями формирования письма у детей не только с недоразвитием письменной речи, но и с несформированностью невербальных форм психических процессов: оптико-пространственных представлений, слухо- моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики и т.д. Существует мнение, что нарушения письма связаны с наследственностью, нарушениями кратковременной и долговременной памяти. Нарушения письма могут иметь и дети без нарушений устной речи [14].
Проблемы в обучение грамотности определяются различиями в речевом развитии и других психических процессах, свойственные для детей с общим недоразвитием речи, определяют трудности в обучении грамоте [21]. Эти трудности во многом обусловлены особенностями оптико-пространственных представлений. Многие исследовательские работы по общей и специальной психологии обращают внимание на трудности овладения грамотой, связанные с нарушением невербальных психических процессов, в частности оптико-пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи (Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева,
Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова..).



1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Электронный ресурс]. - https://www.koob.ru/ananyev b g/space perception
2. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Электронный ресурс]. - http://childpsy.ru/lib/books/id/8502.php
3. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Электронный ресурс]. - https://www.labirint.ru/books/674/
4. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу [Электронный ресурс]. - http://childpsy.ru/lib/books/id/9164.php
5. Безруких, М.М. Родничок. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучении письму [Электронный ресурс]. -
https://search.rsl.ru/ru/record/01001770144
6. Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М., 2000.
7. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - http://childpsy.ru/lib/books/id/8239.php
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. - http ://pedlib.ru/Books/2/0161/2 0161-151. shtml
9. Визель, Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель, В. Секачев. - М., 1998.
10. Воронова А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] - http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met144/node3.html
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Электронный ресурс]. - http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc razv chel-6-
lekcii po psihologii.pdf
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах [Электронный ресурс]. - https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. - https://sheba. spb.ru/shkola/ped-psih-1991 .htm
14. Городилова, В.И. Чтение и письмо [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2/0104/2 0104-1.shtml
15. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? Для воспитателей детских садов и родителей [Электронный ресурс]. -
http://kindergarten.narod.ru/Agaeva.html..41



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ