ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН 8
1.1 Правосубъектность иностранных граждан в России 8
1.2 Порядок въезда и выезда из России иностранных граждан 16
1.3 Правовой статус отдельных категорий иностранных
граждан в России 23
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИИ 31
2.1 Основные права и обязанности иностранных граждан 31
2.2 Ограничения прав иностранных граждан 38
2.3 Правовое регулирование ответственности иностранных граждан и
выдачи их другим государствам 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующим. Согласно преамбуле Конституции Российской Федерации народ России сознает себя частью мирового сообщества, что объективно обусловлено неизбежными процессами глобализации мира и взаимопроникновения культур народов, проживающих в разных странах. Будучи частью открытого мира, Россия принимает на своей территории большое количество граждан, имеющих правовую связь с другими государствами. Это вызывает необходимость рассмотрения их правового положения, имеющего из-за наличия у них иностранного гражданства определенные отличия от правового статуса граждан России. Пандемия коронавируса, начавшаяся с 2020 года снизила, но не остановила перемещение людей, что не только сохраняет актуальность темы работы, но и повышает ее в силу необходимости исследования пределов соответствующих ограничительных мер в отношении иностранцев.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранцы пользуются в России теми же правами и несут такие же обязанности, что и граждане России, за исключением случаев, предусмотренных законами или международными договорами. Базовое уравнивание Конституцией Российской Федерации прав иностранцев и граждан России распространяет на иностранных граждан положения статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
При этом, будучи мерой возможного поведения, права человека не тождественны вседозволенности. Это обстоятельство предопределяет необходимость законодательного регулирования прав человека, в том числе и через определенные ограничения этих прав и свобод. Вместе с тем, наличие у иностранцев правовой связи с другим государством обуславливает особый набор специальных ограничений, адресованных только им. Рассмотрение данных ограничений, их оправданности и соразмерности целям нашего государства также делает выбранную тему актуальной, ведь чрезмерное, конституционно неоправданное ограничение прав, в силу их естественной природы, является недопустимым в правовом, демократическом государстве, которым согласно статье 1 Конституции Российской Федерации является Россия.
Таким образом, исследование правового положения иностранных граждан является актуальным на современном этапе развития Российской Федерации.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового статуса личности.
Предметом исследования является правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Цель исследования - рассмотрение и анализ конституционного регулирования основных элементов правового статуса иностранцев в Российской Федерации и выявление существующих в этой сфере проблем ...
Иностранным гражданином может быть только лицо, имеющие гражданство иностранного государства и не имеющее российского гражданства. Иностранец, обладающий российским гражданством, является бипатридом и рассматривается Россией как ее гражданин. Поэтому одной из безусловных характеристик иностранного гражданина является отсутствие у него гражданства России.
Правоспособность иностранцев, как элемент их правосубъектности, является универсальной, неотчуждаемой и неотличимой от правоспособности граждан России. Дееспособность иностранцев по общему правилу тождественна дееспособности российских граждан, но в отдельных сферах уже имеет некоторые отличия. Если совершеннолетие иностранцев определяется по их личному закону, то большая часть аспектов гражданской, семейной, трудовой и иной дееспособности определяется по законодательству Российской Федерации. Помимо применения к иностранцам, находящимся в России норм российского, а не национального права государств, гражданами которых они являются, Российская Федерация устанавливает отдельные ограничения реализации прав иностранных граждан, что обуславливает некоторые особенности их правового статуса в Российской Федерации.
При этом, сами иностранные граждане имеют неодинаковый статус и подразделяются на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Получение разрешения на временное проживание и вида на жительство обусловлено разными обстоятельствами, главными из которых являются законопослушность иностранцев и причины их нахождения в России. Перечень оснований отказа в предоставлении права проживать в Российской Федерации в целом обоснован и соответствует интересам нашего государства....
1. Конституция Российской Федерации (в ред. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS № 005 // Собрание законодательства РФ от 8 января 2001 г. № 2. Ст. 163
3. Международных пакт о гражданских и политических правах (Нью- Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291
4. Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций
(Нью-Йорк, 13 февраля 1946 г.) // Сборник действующих договоров,
заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. - М., 1957 г. С. 32 - 40
5. Европейская Конвенция о выдаче № 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.) // Бюллетень международных договоров, сентябрь 2000 г. № 9
6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» (в ред. от 9 ноября 2020 г.) // Собрание законодательства РФ от 3 марта 1997 г. № 9. Ст. 1011
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18
декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание
законодательства РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть 1). Ст. 4921
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть 1). Ст. 1
10. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в
ред. от 8 декабря 2020 г.) // Российская газета от 20 марта 1993 г. № 54
11. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 19 августа 1996 г. № 34 ст. 4029
12. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ от 16 июля 2001 г. № 29. Ст. 2950
13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ от 3 июня 2002 г. № 22. Ст. 2031
14. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3032
15. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // ...62