Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации в Российской Федерации

Работа №158779

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы111
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ 11
1.1 Конституционное право на охрану здоровья: понятие, структура 11
1.2 Система законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан 17
1.3 Основные направления совершенствования законодательства об охране
здоровья граждан 24
2 ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОХРАНУ
ЗДОРОВЬЯ 30
2.1 Система правовых гарантий реализации прав граждан на охрану
здоровья 30
2.2 Медицинское страхование как основной механизм гарантии права
граждан на охрану здоровья 35
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 43
3.1 Проблемы реализации права граждан на охрану здоровья и пути их
решения 43
3.2 Проблемы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи в
Пензенской области и пути их решения 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Актуальность темы исследования заключается в том, что охрана здоровья населения - это задача государства, которая стоит в приоритете. Правовые документы, призванные регулировать социально-экономические мероприятия в области охраны здоровья человека, должны обеспечивать достойную жизнь человека в обществе.
На современном этапе развития Российской Федерации система здравоохранения страны проходит этап реформ и преобразований. Проводятся исследования в области репродуктивных технологий, борьбы с массовым распространением ВИЧ-заболеваний и другие.
В связи с этим в условиях развития современных технологий в области здравоохранения конституционное право человека на охрану здоровья приобретает первостепенное значение. Конституция Российской Федерации впервые закрепила в себе положения о правах и свободах человека, как о высшей ценности. Это нельзя назвать случайным, так как «именно степень развитости прав и свобод человека, их защищенности характеризует степень демократии».
В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено одно из таких положений - право на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Впервые право на охрану здоровья было признанно и закреплено на международном уровне в 1948 году.
В Преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения есть определение, как медицинской, так и юридической категории «здоровье», а также сформулированы основные принципы, среди которых необходимо выделить - принцип государственной ответственности за здоровья народов и их обязанности принимать для его охраны все необходимые социальные, правовые и медико-санитарные меры.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, закрепляет данное право, как «право на медицинский уход», а в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, говориться о «праве на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья».
Особое положение среди закрепленных прав и свобод в Конституции РФ занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право занимает одну из главенствующих позиций в системе прав на социальную защиту. От здоровья населения любой страны зависит степень реального исполнения и пользования правом на охрану здоровья, так и то сможет ли общество реализовывать свои остальные, законодательно закрепленные права и свободы.
Здоровье можно расценивать как критерий, по которому определяются все остальные ценности, связанные с нормальной жизнедеятельностью человека и общества. Это право уже не является его индивидуальной потребностью, а стало важным элементом в системе ценностей гражданского общества и государства.
К особенностям права на охрану здоровья необходимо отнести то, что оно является естественным правом, неотчуждаемым, тем, которое появляется у человека еще до его рождения. Оно связанно не только с необходимостью человеку заботиться самостоятельно о своем здоровье, но и с государственными мерами ответственности для сохранения и укрепления здоровья граждан. Высшими ценностями общества и государства уже давно были признаны жизнь и здоровье человека, в связи с этим уже определяются все остальные ценности и блага.
Предметом исследования является право граждан на охрану здоровья закрепленное в Конституции Российской Федерации, гарантии по его обеспечению, вопросы реализации данного права.
К объекту исследования следует отнести законодательную базу по охране здоровья человека и гражданина.
Целью данной работы является изучение реализации и защиты прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи в Российской Федерации, а также пути развития системы законодательства в данной сфере.
Структуру исследования определяют следующие задачи, поставленные в работе:
1. определить понятие и структуру конституционного права на охрану здоровья граждан;
2. сформировать систему законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
3. определить основные направления совершенствования законодательства об охране здоровья граждан;
4. рассмотреть систему правовых гарантий реализации прав граждан на охрану здоровья;
5. исследовать медицинское страхование как основной механизм гарантии права граждан на охрану здоровья.
Степень научной изученности темы исследования. Роль здравоохранения в развитии общества и формировании трудового потенциала государства, перспектив его экономического роста и развития - сложно переоценить. При этом вопросы, связанные с качеством и своевременностью оказания современной медицинской помощи, непосредственно влияющие на продолжительность и уровень жизни населения - являются одним из базовых элементов и целей государственной социальной политики, относятся к числу критериев ее эффективности.
В соответствии с этим различные вопросы, касающиеся тех или иных аспектов формирования и реализации государственной политики в сфере здравоохранения, периодически рассматриваются в научной литературе, становятся объектом научных исследований и темой для написания статей, диссертаций, монографий.
При написании работы, в частности, использованы результаты исследований, проведенных А.Н. Абрамовой, А. Акопян, Л.И. Васильцевой, Т.В. Ерохиной и другими исследователями. В обозначенных исследованиях отражены различные аспекты, связанные с понятием и значением, структурой сферы здравоохранения, особенностями и правовым обеспечением государственной политики в области здравоохранения, сложностями ее реализации, спецификой и перспективами использования программно-целевого метода, региональным опытом реализации.
Научная и практическая значимость исследования определяется обобщением теоретических основ и особенностей нормативно -правового регулирования государственной политики в сфере здравоохранения, выявлением особенностей и существующих проблем, перспектив их решения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Участие современного государства в функционировании системы здравоохранения обусловлено необходимостью реализации важнейших функций демократического правового социального государства. Однако при этом система правовых регуляторов деятельности в данной сфере пока не представляет собой единый комплекс нормативных положений, что ставит перед властью задачи интеграции нормативных актов в сфере охраны здоровья и оказания медицинских услуг.
2. Совершенствование российской системы здравоохранения может рассматривается в двух аспектах:
• в аспекте усиления эффективности комплекса мероприятий, которые реализуются различными органами государственной власти. В нашей стране роль системы публичной власти в процессе регулирования деятельности различных институтов, связанных со здравоохранением, традиционно велика. Эта специфика определяется выбранной моделью финансирования системы оказания медицинских услуг гражданам (обязательное медицинское страхование, фактически гарантируемое государством, в сочетании с сильными элементами бюджетной системы);
• в плане уточнения масштаба государственного регулирования национальной системы оказания медицинской помощи. В этой связи стоит учитывать опыт других стран, где важнейшие регулирующие механизмы работают при активном участии такого социального субъекта, как медицинские ассоциации. Они могут взять на себя реализацию ряда регулирующих функций государства, которые можно рассматривать как избыточные (не только разработка, но и принятие клинических протоколов, оценка профессионализма и уровня компетентности медицинских работников, регулирование медицинской этики и др.).
3. Основным эффективным инструментом решения проблем в сфере
управления здравоохранением - в том числе на уровне региона - являются государственные программы. Именно они способны разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы регионального
здравоохранения, определить их адекватное ресурсное обеспечение, распределить ответственность между различными институтами и должностными лицами за основные направления деятельности в данной сфере государственного управления.
4. В ходе модернизации здравоохранения особое внимание следует рассмотреть возможность и перспективы цифровой трансформации здравоохранения, а также организацию непрерывного медицинского развития, то есть обучения медицинских работников без отрыва от работы, повышение квалификации. В рамках цифровизации необходимо обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем при помощи создания хранилища архивных данных и привлечения грамотных специалистов в сфере информационных технологий. Для обеспечения повышения квалификации и непрерывного развития медицинских работников следует создавать платные курсы повышения квалификации на базе высшего учебного заведения региона, осуществляющего образовательную деятельность в области здравоохранения. Данные мероприятия позволят вывести сферу здравоохранения на новый уровень развития и укрепить уверенность граждан в возможности получения качественной медицинской помощи своевременно, безопасно, с учетом совершенствующихся технологий.
Методы, используемые в исследовании - анализ научной и научно­методической литературы, структурный анализ объекта и предмета исследования; изучение законодательных, нормативно-правовых и программных документов, регламентирующих управление отраслью здравоохранения в России; обобщение имеющегося опыта государственного регулирования здравоохранения.
Теоретической базой послужили учебные пособия и научные публикации отечественных ученых по теме исследования, нормативно­правовые акты Российской Федерации и Пензенской области, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования представляется необходимым обозначить следующие выводы и предложения.
1. В социальном государстве должно обеспечиваться: охрана здоровья граждан и их обеспечение эффективной системой функционирования здравоохранения, это является основным направлением и задачей для любого социального государства в мире. Государство не может называться социальным, если оно не поддерживает должный уровень охраны здоровья, который не соответствует потребностям населения и может соответствовать стандартам международных принципов.
Система здравоохранения Российской Федерации может быть охарактеризована как совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и практической деятельности в области здравоохранения, которые осуществляют комплексное и специальным образом запланированное взаимодействие, направленное на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья населения и оказания им необходимой медицинской помощи и реабилитации после перенесенных заболеваний. В соответствии с такой характеристикой понятно, что здравоохранение представляет собой сложную по структуре и характеру связей между элементами социально-экономическую систему, которое выступает одновременно и в качестве одной из отраслей народного хозяйства.
Все перечисленные элемента направлены в конечном итоге на сохранение и укрепление состояния здоровья нации, грамотную и своевременную диагностику, оказание высококвалифицированных видов медицинской помощи. профессиональной профилактической помощи. Важность сферы здравоохранения обуславливает особое внимание к этой области и формирует механизм государственного регулирования в обозначенной сфере. Его основу формирует законодательство, представленное на международном, федеральном, региональном и локальном уровне, а структура управления определяется, исходя из полномочий органов исполнительной власти, которые также определяются и распределяются между уполномоченными органами власти на федеральном и региональном уровне. В свою очередь, под государственной политикой в области здравоохранения, как представляется, следует понимать деятельность государства в указанной сфере, направленную на обеспечение эффективного функционирования и развития системы здравоохранения.
Государственная политика РФ по развитию здравоохранения является составной частью государственной социальной политики. При этом развитие системы здравоохранения рассматривается в качестве приоритетной задачи государственной социально-экономической политики.
В соответствии со Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года определяется совокупность ее основных целей, в числе которых выделяются повышение средней продолжительности жизни, создание предпосылок для повышения продолжительности здоровой жизни и положительных демографических сдвигов, снижения уровня смертности в стране, в том числе, от социально обусловленных заболеваний, снижения уровня инвалидности, популяризация здорового образа жизни и создание всех условий, необходимых для соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, гарантированного государством.
2. Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, а так же подзаконные акты закрепляют право на качественную медицинскую помощь. Критериями качества оказанной медицинской помощи можно рассматривать: удовлетворенность самого лечащегося, достижение поставленной цели (т.е. результата лечения), порядок и стандарт оказания помощи, своевременность помощи.
3. Ответственность за качество медицинской помощи несут страховые медицинские организации, специальные территориальные фонды медицинского страхования и лечащие учреждения, поэтому они должны контролировать качество предлагаемой помощи и реагировать при любых нарушениях права на охрану здоровья и медицинскую помощь надлежащего качества.
4. Для решения проблемы реализации прав на здравоохранения необходимо пересмотреть систему управления данной сферой.
Во-первых, необходимо установить конкретизированные полномочия и разделить их между федеральной и муниципальной властью.
Во-вторых, восстановление подотчетности и ответственности органов охраны здоровья перед государственными органами власти и муниципальными органами власти, приведет к более прозрачной и чистой системе работы.
В-третьих, в реформирование медицинской сферы должны войти: повышения квалификации сотрудников медицинских учреждений и фармацевтического персонала, повышения условий труда медицинских работников, а так же повышение статуса медицинского работника в обществе.
5. Конституционное право на охрану здоровья можно определить, как
ценностно-значимые и формально закрепленные гарантированные возможности каждого по укреплению и сохранению здоровья, его восстановлению, гарантированные правовыми, финансовыми,
организационными ресурсами государства и общества.
6. Ценность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь раскрывается через его социальное значение. Необходимо указать и момент реформирования сферы здравоохранения. Она должна включать в себя меры по определению компетенций власти органов субъектов РФ, федерации и муниципалитетов; само государство должно стать более заинтересованно в решении проблем в гарантированности реализации прав на здравоохранение; бесплатная помощь должна стать более расширенной (включать в себя хотя бы некоторые платные услуги), а так же решение проблем с обеспеченностью лекарственными препаратами.
7. По результатам проведенного исследования можно отметить, что в настоящее время в Российской Федерации создана и развивается необходимая финансово-экономическая, организационная, правовая, институциональная, информационно-технологическая (цифровая), кадровая и научно-методическая основа государственной политики РФ по развитию здравоохранения. В качестве основных инструментов ее реализации используются соответствующие национальные проекты и государственные программы федерального и регионального уровней, что закреплено в документах стратегического планирования. Особенности развития здравоохранения, равно как и отдельные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения определяются во многом на региональном уровне.
8. В соответствии с этим в аналитической части исследования проанализированы особенности развития здравоохранения и ключевые направления государственной политики в этой сфере в Пензенской области. По результатам проведенного анализа, в свою очередь, можно сделать выводы о том, что в рамках социальной политики Пензенской области здравоохранение выступает в качестве одного из наиболее динамично и эффективно развивающихся компонентов. При этом в структуре приоритетных целей региональной государственной политики в сфере здравоохранения выделяются такие социально значимые аспекты, как повышение качества, оперативно и доступности медицинской помощи, оказываемой жителям области, создание всех необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития региона, которые могут быть реализованы, в том числе, посредством совершенствования работы здравоохранения. Государственная политика в сфере здравоохранения на территории Пензенской области реализуется с учетом федеральных нормативных правовых актов.
Для реализации отдельных направлений государственной политики согласно региональным особенностям и потребностям принимаются региональные нормативные правовые акты. Исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на разработку и реализацию, контроль качества реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выступает Министерство здравоохранения Пензенской области.
Ведомство осуществляет непосредственное руководство сферой здравоохранения и контролем реализации государственных гарантий соблюдения конституционного права граждан на оказание своевременной и качественной медицинской помощи, охрану здоровья на территории Пензенской области.
По результатам проведенного анализа очевидно, что в регионе к настоящему моменту времени выстроена полноценная система оказания медицинской помощи, соответствующая потребности населения в предоставлении медицинских услуг.
Региональная политика в области здравоохранения Пензенской области ориентирована на повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи и медицинского обслуживания населения, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, формирование и развитие здорового образа жизни, совершенствование оказания высокотехнологичной помощи.
9. Одним из основных принципов и инструментов реализации в регионе государственной политики в сфере здравоохранения выступает программно-целевой метод. И он дает положительные результаты. Вместе с тем, не лишена система здравоохранения области и определенных сложностей.
10. Ключевые проблемы, негативно влияющие на эффективность государственной региональной политики в сфере здравоохранения, могут быть обобщены следующим образом:
• снижение численности населения и продолжительности жизни;
• сохранение кадрового дефицита в здравоохранении;
• недостаточная эффективность оказания медицинской помощи в сельской местности;
• недостаточный уровень грамотности персонала в рамках информатизации....


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 (дата обращения: 12.04.2024).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) (ред. от 23.04.2017) // Российская газета. - 1998. - № 14.
3. Европейское Соглашение о предоставлении медицинского
обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (заключено в г. Женеве 17.10.1980) // Сборник международных договоров
СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - М. - 1994. - 175 - 182 с.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.
5. Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств» // Российская газета. -
1997. - № 90.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст.3301.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - ст.3.
8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - ст. 3648.
9. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 9. - ст. 713.
10. Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 14. - ст. 1212.
11. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - ст. 4563.
12. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном
обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - ст. 3510.
13. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. -
1998. - № 2. - ст. 219.
14. Федеральный закон от 24.07. 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3802.
15. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3803....84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ