Принципы международного права, их реализация и перспективы развития
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и сущность принципов международного права 8
1.2 Классификация принципов международного права 19
1.3 Реализация принципов международного права в Российской
Федерации 26
2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 35
2.1 Проблемы реализации принципов международного права в
условиях глобализации 35
2.2 Проблемы механизма реализации конституционных предписаний
о включении в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации 43
2.3 Проблемы реализации права народов на самоопределение в
контексте принципа территориальной целостности государств 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и сущность принципов международного права 8
1.2 Классификация принципов международного права 19
1.3 Реализация принципов международного права в Российской
Федерации 26
2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 35
2.1 Проблемы реализации принципов международного права в
условиях глобализации 35
2.2 Проблемы механизма реализации конституционных предписаний
о включении в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации 43
2.3 Проблемы реализации права народов на самоопределение в
контексте принципа территориальной целостности государств 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования принципов международного права и их реализации и перспектив развития проявляется в том, что на современным этапе развития общественных отношений можно признать, что наступил кризис соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Указанное обстоятельство позволяет говорить о необходимости научного осмысления состояния и проблем правового обеспечения реализации и соблюдения общепризнанных принципов международного права с целью определения дальнейших перспектив их развития.
Эффективность правового регулирования данной сферы, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт международного права, в целом, а также проблемы реализации принципов международного права, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия и сущности принципов международного права;
- анализ классификации принципов международного права;
- исследование реализации принципов международного права в Российской Федерации;
- выявление проблем реализации принципов международного права в условиях глобализации ;
- выявление проблем механизма реализации конституционных предписаний о включении в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;
- выявление проблем реализации права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса международного права, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью органов внутренних дел в особых условиях.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Эффективность правового регулирования данной сферы, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт международного права, в целом, а также проблемы реализации принципов международного права, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с реализацией и соблюдением общепризнанных принципов международного права.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия и сущности принципов международного права;
- анализ классификации принципов международного права;
- исследование реализации принципов международного права в Российской Федерации;
- выявление проблем реализации принципов международного права в условиях глобализации ;
- выявление проблем механизма реализации конституционных предписаний о включении в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;
- выявление проблем реализации права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса международного права, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью органов внутренних дел в особых условиях.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование принципов международного права, их реализации и перспектив развития позволило сделать следующие теоретические выводы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются
непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Формы (источники) международного права и формы (источники) внутригосударственного права - каждая из них - представляют собой сложную, в определенном объеме и смысле автономную систему. Как известно, существуют несколько видов форм (источников) международного права: международные договоры (конвенции), общепризнанные (общие) принципы и нормы международного права, международные обычаи, международные судебные прецеденты. При этом система источников международного права по ее генезису изначально лишена иерархичности, соподчиненности источников (форм) в традиционном понимании, которая является имманентным признаком системы источников внутригосударственного (национального) права. Поскольку источники международного права есть итог совместной правотворческой деятельности и (или) договоренностей (выраженных в активной форме либо по умолчанию) суверенных государств - равноправных субъектов международного сообщества.
Вместе с тем наряду с констатацией согласительной природы источников международного права можно говорить, что система форм международного права имеет определенные черты (проявления) иерархичности, «вертикали» построения, и ее структура основана на специфической соподчиненности, которую можно охарактеризовать как принцип «согласительной иерархичности» («согласительной иерархии», «согласительной вертикали»). Этот принцип «согласительной иерархии», лежащий в основе построения соотношения четырех указанных выше видов источников (форм) международного права между собой и в пределах систем источников международного права, относящихся к одному и тому же видовому ряду, установлен в основополагающих международных правовых актах (договорах, конвенциях и др.).
Источники (формы) внутригосударственного права еще более многообразны. К ним относятся такие виды, как нормативные акты, внутригосударственные договоры, правовой обычай, судебный прецедент. В свою очередь, нормативные акты делятся на различные виды в зависимости от территориальных уровней публичной власти, имеющей нормотворческие полномочия, и соотносимости с той или иной специализацией в системе разделения властей. Все эти внутригосударственные источники располагаются в системном единстве, основной вид внутригосударственных источников - совокупность нормативных актов, находятся между собой в отношениях уже не согласительной, а жестко-иерархической структурной вертикали, т.е. представляют собой многоуровневую иерархическую систему. Не только нормативные акты, но и иные виды источников права (правовые обычаи, судебные прецеденты) должны соответствовать конституции государства. Так, в Российской Федерации, как и в основной части стран современного мира, основной формой (источником) права является нормативный правовой акт. В систему нормативных актов входят Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты. Их юридическая сила соответствует расположению в указанном ряду в порядке убывания.
В контексте действия во внутригосударственном правовом пространстве источники международного права и источники внутригосударственного права представляют собой (проявляются как) сложные и достаточно разноплановые с позиций принципов их построения и юридической силы разных видов соответствующих источников права системы. Поэтому в связи с их действием во внутригосударственной правовой системе (инкорпорацией) источники международного права претерпевают определенные модификации своей юридической силы, причем не только в соотношении с внутригосударственным правом, но и во взаимной корреляции международно-правовых источников, допускаемых в сферу действия на территории государства. Кроме того, соотношение юридической силы различных источников международного права между собой в связи с их действием на внутригосударственной территории (на территории каждого конкретного государства) может меняться в сравнении с корреляцией этих же источников при их действии в международно-правовой системе отношений.
Причина указанных модификаций юридической силы источников международного права в том, что вопрос о сопоставимости юридической силы международного и внутригосударственного права во внутригосударственном правовом пространстве - это сфера суверенного усмотрения национального государства, акт самоограничения национального государства как члена международного сообщества.
Проведенное исследование перспектив реализации принципов международного права позволило сделать следующие предложения.
Для обеспечения экологической безопасности представляется крайне важным законодательное закрепление в действующих нормативных и стратегических правовых актах базового принципа международного экологического права - принципа предосторожности.
Данный принцип получил свое закрепление в Картахенском протоколе по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии и далее был развит в ряде иных международных соглашений в области биологической безопасности, в том числе в Нагойском протоколе регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, а также в Нагойско-Куала-Лумпурском дополнительном протоколе об ответственности и о возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности, однако в настоящее время Российская Федерация не является участником данных соглашений.
Необходимость совершенствования нормативного правового регулирования и государственного управления в этой сфере неоднократно подчеркивалась в документах государственного стратегического планирования, в частности в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97, прямо указывается на необходимость присоединения к данным соглашениям, причем данная мера рассматривается в качестве основной задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
На наш взгляд, присоединение к данным международным соглашениям представляется весьма важным направлением совершенствования законодательства в области экологической безопасности.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются
непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Формы (источники) международного права и формы (источники) внутригосударственного права - каждая из них - представляют собой сложную, в определенном объеме и смысле автономную систему. Как известно, существуют несколько видов форм (источников) международного права: международные договоры (конвенции), общепризнанные (общие) принципы и нормы международного права, международные обычаи, международные судебные прецеденты. При этом система источников международного права по ее генезису изначально лишена иерархичности, соподчиненности источников (форм) в традиционном понимании, которая является имманентным признаком системы источников внутригосударственного (национального) права. Поскольку источники международного права есть итог совместной правотворческой деятельности и (или) договоренностей (выраженных в активной форме либо по умолчанию) суверенных государств - равноправных субъектов международного сообщества.
Вместе с тем наряду с констатацией согласительной природы источников международного права можно говорить, что система форм международного права имеет определенные черты (проявления) иерархичности, «вертикали» построения, и ее структура основана на специфической соподчиненности, которую можно охарактеризовать как принцип «согласительной иерархичности» («согласительной иерархии», «согласительной вертикали»). Этот принцип «согласительной иерархии», лежащий в основе построения соотношения четырех указанных выше видов источников (форм) международного права между собой и в пределах систем источников международного права, относящихся к одному и тому же видовому ряду, установлен в основополагающих международных правовых актах (договорах, конвенциях и др.).
Источники (формы) внутригосударственного права еще более многообразны. К ним относятся такие виды, как нормативные акты, внутригосударственные договоры, правовой обычай, судебный прецедент. В свою очередь, нормативные акты делятся на различные виды в зависимости от территориальных уровней публичной власти, имеющей нормотворческие полномочия, и соотносимости с той или иной специализацией в системе разделения властей. Все эти внутригосударственные источники располагаются в системном единстве, основной вид внутригосударственных источников - совокупность нормативных актов, находятся между собой в отношениях уже не согласительной, а жестко-иерархической структурной вертикали, т.е. представляют собой многоуровневую иерархическую систему. Не только нормативные акты, но и иные виды источников права (правовые обычаи, судебные прецеденты) должны соответствовать конституции государства. Так, в Российской Федерации, как и в основной части стран современного мира, основной формой (источником) права является нормативный правовой акт. В систему нормативных актов входят Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты. Их юридическая сила соответствует расположению в указанном ряду в порядке убывания.
В контексте действия во внутригосударственном правовом пространстве источники международного права и источники внутригосударственного права представляют собой (проявляются как) сложные и достаточно разноплановые с позиций принципов их построения и юридической силы разных видов соответствующих источников права системы. Поэтому в связи с их действием во внутригосударственной правовой системе (инкорпорацией) источники международного права претерпевают определенные модификации своей юридической силы, причем не только в соотношении с внутригосударственным правом, но и во взаимной корреляции международно-правовых источников, допускаемых в сферу действия на территории государства. Кроме того, соотношение юридической силы различных источников международного права между собой в связи с их действием на внутригосударственной территории (на территории каждого конкретного государства) может меняться в сравнении с корреляцией этих же источников при их действии в международно-правовой системе отношений.
Причина указанных модификаций юридической силы источников международного права в том, что вопрос о сопоставимости юридической силы международного и внутригосударственного права во внутригосударственном правовом пространстве - это сфера суверенного усмотрения национального государства, акт самоограничения национального государства как члена международного сообщества.
Проведенное исследование перспектив реализации принципов международного права позволило сделать следующие предложения.
Для обеспечения экологической безопасности представляется крайне важным законодательное закрепление в действующих нормативных и стратегических правовых актах базового принципа международного экологического права - принципа предосторожности.
Данный принцип получил свое закрепление в Картахенском протоколе по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии и далее был развит в ряде иных международных соглашений в области биологической безопасности, в том числе в Нагойском протоколе регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, а также в Нагойско-Куала-Лумпурском дополнительном протоколе об ответственности и о возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности, однако в настоящее время Российская Федерация не является участником данных соглашений.
Необходимость совершенствования нормативного правового регулирования и государственного управления в этой сфере неоднократно подчеркивалась в документах государственного стратегического планирования, в частности в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97, прямо указывается на необходимость присоединения к данным соглашениям, причем данная мера рассматривается в качестве основной задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
На наш взгляд, присоединение к данным международным соглашениям представляется весьма важным направлением совершенствования законодательства в области экологической безопасности.
Подобные работы
- Основные принципы международного права (Тамбовский государственный технический университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Общепризнанные принципы международного права (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Основные принципы международного публичного права: теория и практика применения (Государственный Университет Просвещения)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Конституционно-правовые принципы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Вторая мировая война: формирование и становление основ нового исторического типа международного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



